Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» icon

Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение»




НазваниеМетодические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение»
страница1/3
Дата17.08.2012
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ
1. Общие положения.
2. Организация выполнения дипломной работы.
3. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ   1.1. Дипломная работа и общие требования, предъявляемые к ней
Выпускная квалификационная работа менеджера оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, схем и других материалов,
Итогом дипломной работы является защита, после которой выпускнику присваивается квалификация менеджера
1.2. Кафедра, научный руководитель и их обязанности
1.3. Общие аспекты рецензирования и допуска дипломных работ
2. Организация выполнения дипломной работы
2.2. Планирование и подготовка обучающегося к выполнению
Выбранная тема регистрируется в специальном журнале на кафедре.
В календарном плане работы дипломника обычно фиксируются следующие виды деятельности
2.3. Начальный этап работы над темой
80-90 страниц
2.4. Подбор и изучение литературы
Второй вариант изложения материала
2.5. Структура выпускной квалификационной работы
Актуальность темы
Научная проблема
...
Полное содержание
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СФЕРЫ УСЛУГ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ




Для специальности «Домоведение»


Белгород 2010


ББК 74.582.68+37.279.я73

М 54


Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Белгородского государственного университета


Составители:

к. физ.-мат. н., доцент Г.И. Ткаченко

к. социолог. н., доцент С.В. Хашаева

к. социолог. н., ст. преподаватель И.В Семченко


Рецензент

к. т. н. Н.И. Мячикова


^ Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ / сост. Г.И. Ткаченко, С.В. Хашаева, И.В. Семченко. – Белгород, 2010. – 36 с.


Издание содержит рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ, разработанных на факультете бизнеса и сервиса.

Цель данных рекомендаций – помочь студенту правильно и достаточно полно подобрать литературу по теме, оформить диплом в соответствии с требованиями соответствующих стандартов.

Рекомендации могут быть использованы при написании дипломных работ, курсовых работ, рефератов студентами других специальностей дневной, вечерней, заочной форм обучения.


ББК 74.582.68+37.279.я73


© Белгородский государственный

университет, 2010


СОДЕРЖАНИЕ


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

3

1.1. Дипломная работа и общие требования, предъявляемые к ней.

3

1.2. Кафедра, научный руководитель, консультант и их обязанности

4

1.3. Общие аспекты рецензирования и допуска дипломных работ к защите

5

^ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

6

2.1. Основные этапы выполнения дипломной работы..

6

2.2. Планирование и подготовка обучающегося к выполнению дипломной работы.

6

2.3. Начальный этап работы над темой.

7

2.4. Подбор и изучение литературы.

8

2.5. Структура выпускной квалификационной работы.

11

2.6. Методические рекомендации по оформлению дипломной работы

15

^ 3. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

20

3.1. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите

20

3.2. Подготовка выпускника к защите

20

3.3. Защита дипломной работы

21

3.4. Оценка выпускной квалификационной работы

23

Приложения

25


^

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


 

1.1. Дипломная работа и общие требования, предъявляемые к ней


 

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе. С учетом результатов ее выполнения и защиты (а также сдачи государственных экзаменов) Государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присвоении выпускникам квалификации и выдаче диплома.

Выпускная квалификационная работа менеджера представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области менеджмента, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная работа менеджера показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий в изучаемой области.

Выпускная квалификационная работа менеджера должна:

  1. носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

  2. отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала;

  3. отражать умения обучаемого пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации;

  4. быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы, аккуратность исполнения).

^ Выпускная квалификационная работа менеджера оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Работа должна отвечать ряду обязательных требований:

- анализ литературы по теме исследования;

- связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практики деятельности менеджера;

- самостоятельность исследования;

- наличие авторских суждений по проблемным вопросам темы;

- логичность изложения, убедительность и аргументированность выводов и обобщений;

- научно-практическая значимость работы.

^ Итогом дипломной работы является защита, после которой выпускнику присваивается квалификация менеджера.

Методические указания к выполнению и оформлению дипломной работы предназначены для студентов-дипломников всех форм обучения специальности «Домоведение».

Основной задачей является определение общих требований к дипломной работе и ознакомление студентов со структурой и оформлением выпускной квалификационной работы.

Дипломная работа является самостоятельным исследованием студента. Научный руководитель отвечает за структурное (тематическое) содержание дипломной работы, ее оформление. Руководитель осуществляет контроль за выполнением студентом календарного плана написания диплома.

Допуск к защите выпускной квалификационной работы руководством кафедры осуществляется с учетом требований, приведенных в данных методических рекомендациях. В приложениях приведены примеры оформления титульного листа, содержание, составление таблиц, построение графиков и формирование библиографического списка.


^ 1.2. Кафедра, научный руководитель и их обязанности


Выполнение работ организуется кафедрой, которая определяют тематику, а также научных руководителей. Кафедра обеспечивает слушателей методическими указаниями для выполнения дипломной работы в период распределения (закрепления) тем, в которых определяются основные требования к дипломной работе, а также устанавливает сроки периодической отчетности студента в ходе выполнения дипломной работы.

Примерный перечень тем работ составляется кафедрой, обсуждается на методическом семинаре, одобряется Советом факультета. Тематика работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, периодически обновляться. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломной работы.

Для каждой работы разрабатывается задание дипломнику на ее выполнение, которое рассматривается на заседании кафедры, подписывается научным руководителем и утверждается заведующим кафедры. Задание составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается дипломнику, второй – остается на кафедре.

Научными руководителями могут быть высококвалифицированные специалисты и научные работники. В обязанности научного руководителя входит:

- проведение предусмотренных графиком, а также по мере необходимости консультаций по методике написания дипломной работы и по ее содержанию;

- контроль подбора выпускником необходимой литературы по разрабатываемой теме, справочных и других материалов и источников;

- контроль за ходом выполнения плана-графика и своевременным представлением дипломной работы;

- проверка выполнения дипломной работы (по частям и в целом);

- констатация готовности дипломной работы к защите, составление письменного отзыва о дипломной работе.

Руководитель дипломной работы тщательно проверяет окончательно оформленную дипломную работу, оказывает выпускнику помощь в подготовке к защите. Научный руководитель несет ответственность за качество представленной к защите дипломной работы.

В установленные сроки выпускник отчитывается перед руководителем, который фиксирует степень готовности дипломной работы и периодически докладывает об этом на заседаниях кафедры. Заведующий кафедрой периодически представляет в учебный отдел (на факультет) информацию о ходе выполнения дипломных работ.

Темы работ и научные руководители закрепляются за выпускниками приказом по университету. Приказ должен быть объявлен не позднее, чем за полгода до начала аттестационных испытаний.


^ 1.3. Общие аспекты рецензирования и допуска дипломных работ

к защите


Работа подлежит обязательному рецензированию.

К рецензированию могут привлекаться профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, специалисты и научные работники.

Решение о допуске работы к защите принимается на заседании кафедры, на которой выполнена работа, с участием научного руководителя работы.

Работа, признанная кафедрой как не отвечающая предъявляемым требованиям, возвращается обучаемому для доработки. Дипломнику указываются конкретные недостатки и даются рекомендации по их устранению. Сроки доработки определяются кафедрами (по согласованию с учебным отделом, факультетом), но они не должны превышать 7-ми календарных дней.

Список допущенных к защите работ дипломников, подписанный заведующим кафедрой представляет в учебный отдел (факультет) не позднее, чем за 14 календарных дней до начала защиты квалификационной работы. Учебный отдел (факультет) не позднее, чем за 7 календарных дней до начала защиты квалификационной работы готовит соответствующий приказ.


^ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


2.1. Основные этапы выполнения дипломной работы


Выполнение дипломной работы осуществляется в несколько этапов:

  1. - выбор темы, получение задания на выполнение работы;

  2. - подбор и изучение литературы, а также организационных материалов предприятия;

  3. - составление плана дипломной работы;

  4. - составление плана-графика выполнения дипломной работы;

  5. - написание дипломной работы;

  6. - представление дипломной работы научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

  7. - рецензирование дипломной работы;

  8. - представление работы на кафедру.

 

^ 2.2. Планирование и подготовка обучающегося к выполнению

дипломной работы


Выбор темы.

Выбор обучающимся темы выпускной квалификационной работы из перечня, рекомендованного кафедрой, может осуществляться в трех формах:

- по рекомендации научного руководителя;

- самостоятельно, с учетом научных и профессиональных интересов;

- предложение собственной тематики с необходимым обоснованием ее разработки (практической значимости и целесообразности).

В последних двух случаях желательно учесть мнение научного руководителя, его советы и рекомендации. Следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема – тем лучше. Не следует предлагать темы, разработка которых потребовала бы многолетних усилий целого научного коллектива.

Выбор темы может быть основан и на материалах курсовых работ, которые выполнял обучаемым ранее в процессе обучения.

^ Выбранная тема регистрируется в специальном журнале на кафедре.

Работа над одной темой нескольких обучаемых допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер, и каждый обучаемый работает над отдельной ее частью по индивидуальному заданию.

Закрепление за выпускником темы дипломной работы производится по его личному заявлению на имя декана факультета. Учет поступающих заявлений о выборе тем дипломных работ и закреплению научных руководителей ведется на кафедре.

Задание на выполнение дипломной работы.

После утверждения темы студент приходит совместно с научным руководителем составляют задание для выполнения дипломной работы, в котором предусматриваются отдельные этапы проведения исследования, оформления его результатов и конкретные сроки выполнения. Дипломник получает также консультацию, в ходе которой определяются цель и задачи исследования, структура и объем работы, требования к ее разработке и оформлению, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы (глав, параграфов) и другие содержательные и организационные аспекты.

Планирование работы выпускника над дипломной работой.

Прежде чем писать тот или иной раздел дипломной работы (главу или параграф), целесообразно составить с помощью руководителя детальный его план, продумать:

- с чего начать этот раздел;

- какие основные положения он должен включать;

- логику содержания этих разделов и их связь между собой;

- чем должен быть закончен данный раздел и какую задачу он должен решить.

После изучения необходимой литературы, сбора и обработки материала дипломник уточняет план и структуру работы, согласовывает все необходимые изменения с научным руководителем.

Содержание дипломной работы предусматривает наличие глав, каждый из которых включает несколько подразделов, параграфов и т.д.

План согласовывается с научным руководителем.

На основе плана дипломной работы составляется план-график выполнения работы, который предусматривает определение основных этапов ее написания. Календарный план работы дипломника – это обязательный документ формального характера. В нем уже определена структура выпускной квалификационной работы – названия разделов и каждого параграфа. Этот план устанавливает:

- логическую последовательность;

- очередность;

- сроки выполнения работы в соответствии с определенными в задании требованиями (сроки эти намечаются самим дипломником и корректируются руководителем.)

^ В календарном плане работы дипломника обычно фиксируются следующие виды деятельности:

- подбор литературы и ее изучение;

- ознакомление с опытом работы по теме диплома;

- анализ и обработка полученных результатов, составление выводов, заключений и рекомендаций;

- подготовка публикаций для сборников научных работ;

- литературное и техническое оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.


^ 2.3. Начальный этап работы над темой


После составления детального плана дипломник приступает к написанию главы. В процессе написания придется вносить те или иные коррективы в составленный план, но в целом такой подход к написанию выпускной квалификационной работы позволит сэкономить время за счет устранения всевозможных переделок, сконцентрировать усилия исследователя на главных, ведущих идеях проблемы.

Дипломник обязан регулярно посещать консультации научного руководителя, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в календарном плане этапов, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки.

Оптимальный объем рукописи должен составлять ^ 80-90 страниц машинописного текста (через 1,5 интервала), не считая библиографического списка и приложений. Выполненную в черновом варианте дипломную работу выпускник отдает на просмотр руководителю; затем вносит в нее с учетом сделанных замечаний необходимые изменения, дополнения и окончательно согласовывает с руководителем черновик дипломной работы. После этого автор приступает к окончательному оформлению выпускной квалификационной работы.

 

^ 2.4. Подбор и изучение литературы


Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативной литературы). Поэтому работа с научной литературой – обязательный компонент исследовательской деятельности дипломников по теме выпускной квалификационной работы.

Исследование избранной темы следует начинать с изучения специальной литературы. Прежде всего, в библиографическом отделе вуза необходимо просмотреть картотеку имеющейся литературы и составить список источников, которые нужно изучить до того, как приступить к основным разделам. В библиографический список включаются важнейшие монографии отечественных и зарубежных авторов, учебная литература, инструкции, статьи в периодических изданиях. Период, за который изучается литература, определяется поставленной задачей. Подбор литературы дипломник выполняет самостоятельно, консультируясь с научным руководителем дипломной работы.

Для составления библиографии по теме выпускной квалификационной работы дипломник использует имеющиеся в библиотеках:

– систематические каталоги, в которых названия произведений расположены по отраслям знания;

– алфавитные каталоги, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов;

– предметные каталоги, содержащие названия произведений по конкретным проблемам и специальностям;

– библиографические справочные издания;

– последние номера журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году.

Целесообразно использовать также списки литературы, которые приводятся в конце монографий.

Перечень официальных документов составляется по специальным периодическим изданиям Министерства образования и науки Российской Федерации. В первую очередь подбираются относящиеся к теме правительственные и государственные документы, а также произведения известных отечественных ученых. Изучение этих работ обеспечивает методологическую основу и правильное направление дипломной работы.

Затем подбирается литература, в которой отражаются результаты проведенных специальных исследований, излагаются теоретические основы изучаемого вопроса (вузовские учебники; монографии; научные статьи, публикуемые в журналах и сборниках; тезисы выступлений на научных конференциях и т.д.). Литература, которая не имеет отношения к теме или устарела, исключается из списка. Таким образом, список литературы уточняется и пополняется в процессе всего периода работы над темой.

В процессе изучения специальной литературы у дипломника формируются научные знания, он знакомится с проблемами и дискуссионными вопросами, приобретает навыки критического анализа и обобщения высказываемых авторами различных точек зрения, знакомится с возможными путями их решения.

Изучать литературу следует без спешки, внимательно прочитывать, прорабатывать и осмысливать те моменты, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования. Целесообразно вести краткие записи, содержащие наиболее важную информацию, которая может быть использована в работе. При этом в конспекте необходимо указывать номер источника литературы по списку и номер страницы. Рекомендуется конспектировать литературу на одной стороне стандартных листов бумаги. По каждому проработанному источнику обязательно записывается его полное и правильное название, фамилии и инициалы авторов, место, год издания и издательство, количество страниц. При проработке журнальных и газетных статей указывается, кроме того, название и номер журнала или газеты, страницы начала и окончания статьи. Правила оформления их в списке показаны в приложении.

Рассмотрев различные точки зрения авторов по проблеме, дипломник должен высказать собственное отношение к ним. Это обеспечивает автору возможность осознанно вести дальнейшее исследование по избранной теме и более аргументировано формулировать рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики и совершенствованию законодательства.

При написании текста обзора литературы автор должен раскрыть сущность явления, процесса или категории, а также изложить основные проблемы, поднимаемые по этой теме в литературе. Это важная составная часть дипломной работы, по содержанию которой можно судить об изученности исследуемого вопроса и о способности автора критически относиться к постановке проблем.

Изложение этого материала допустимо в двух вариантах: по ходу содержания основных разделов исследования или выделив в самостоятельный раздел. Первый вариант более предпочтителен. Он применяется при описании глубоких научных теоретических и практических исследований и свидетельствует о сравнительно высоком уровне подготовки дипломника-выпускника. В этом случае трактовка теории исследуемого вопроса выделяется подразделом той части темы, где даётся обоснование методике исследования. Весь остальной материал располагается по ходу исследования. Сложность применения этого метода изложения обзора литературы заключается в том, что проблемы, поднимаемые в литературе, должны органично вписываться в изложение практического их разрешения по данному объекту исследования. Для этого требуется высокая эрудиция и профессиональная квалификация исследователя.

^ Второй вариант изложения материала обзора литературы является традиционным и более простым по исполнению. Он включает сущность вопроса и непосредственно обзор литературы по отдельным проблемам. Предварительно проработав литературу, используя ранее изложенную методику, выписки следует сгруппировать по отдельным проблемам, а внутри их – по авторам, у которых совпадают мнения и, наоборот, выявляются отрицательные или противоположные суждения. Текст следует начать с перечня проблем, а затем излагать суть мнений авторов по каждой проблеме, одновременно высказывая своё мнение. Следует научиться аргументировано поддерживать точки зрения авторов изученных источников или доказывать неубедительность их позиций. Таким образом, автор постепенно формирует и излагает собственную позицию по теме исследования.

В библиографический список к дипломной работе включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме и оказала существенное влияние на содержание работы. Иными словами, список литературы не обязательно следует ограничить только цитируемыми произведениями, но все цитируемые источники должны быть указаны. Список литературы расширяется в результате работы над темой, но в него включаются лишь те произведения, на которые автор опирался. Не следует составлять список литературы, заглядывая лишь в библиотечный каталог.

При выполнении выпускником дипломной темы желательно использование публикаций зарубежных ученых: философов, социологов, педагогов, психологов. Сегодня, когда наша страна стремится стать цивилизованной, войти в мировое сообщество, это требование к работе дипломников приобретает особую актуальность. Выпускник согласовывает с руководителем составленный библиографический список, методику и последовательность основательного изучения литературы при работе над темой диплома.

 

^ 2.5. Структура выпускной квалификационной работы


Структура дипломной работы, как правило, должна включать:

  1. - титульный лист (Приложение 1);

  2. - содержание (Приложение 2);

  3. - введение;

  4. - основную часть;

  5. - заключение;

  6. - библиографический список (Приложение 3);

  7. - приложение (Приложение 4).


Титульный лист.

Наименование работы должно быть по возможности кратким, точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют (4-6 слов) подзаголовок. Должности, учёные степени и учёные звания руководителя дипломного проекта рецензента разрешается сокращать.

Например:

д.э.н. – доктор социологических наук;

к.э.н. – кандидат социологических наук;

чл.-корр. – член-корреспондент;

проф. – профессор;

доц. – доцент;

ст. преп. – старший преподаватель.

Содержание дипломной работы – это перечень разделов, подразделов или пунктов, составленное в той последовательности, в какой они даны в дипломе.

Введение к диплому содержит четкое и краткое описание методологического аппарата выпускной квалификационной работы (т.е. обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования), характеристику используемых автором практических материалов и структуры работы. Методологический аппарат вместе с выводами – это самые важные части работы. Во введении характеризуется также состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики).

^ Актуальность темы. При обосновании актуальности темы исследования дипломник анализирует глубину проработки темы дипломной работы, значимость проблемы в современном мире. Раскрытие актуальности темы дипломной работы предполагает обоснованный ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время решать.

^ Научная проблема отражает противоречие между фиксируемым состоянием процесса, явления и необходимым состоянием, требуемым уровнем его развития, обусловленного общественными целями, запросами практики, влиянием субъективных и объективных факторов.

Вслед за проблемой выпускной квалификационной работы определяются ее объект и предмет.

Объект исследования. Для его определения следует ответить на вопрос: что рассматривать?

^ Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект. При этом выделяются главные, наиболее существенные (с точки зрения дипломника), признаки объекта.

^ Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над дипломной темой.

Гипотеза исследования – это научное предположение, представляющее собой вероятное решение проблемы. При формулировке гипотезы исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования.

^ Задачи исследования определяют после формулировки целей и гипотезы дипломной работы.

Задачи исследования конкретизируют общую цель исследования. Они основываются на теоретическом анализе проблемы и на оценке состояния ее решения в практике. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы:

1. Решение теоретических вопросов проблемы (выявление сущности понятий, разработки критериев, условий и т.п.).

2. Практическое изучение решения проблемы, выявление ее реального состояния. Обоснование предполагаемой системы мер после исследования проблемы.

3. Экспериментальная проверка предполагаемой системы мер, совокупности способов, условий, факторов, принципов и т.п., обеспечивающих решение проблемы. Представление рекомендаций по изученной проблеме исследования.

Следует отметить, что задачи работы в своей совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели выпускной квалификационной работы.

Введение – это, как правило, короткий раздел из 3-5 страниц. Введение к научной работе, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части.

Основная часть. Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью (которая никогда так не озаглавливается).

Основная часть дипломной работы может содержать 3 главы, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируется позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные дипломником наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы. Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.

Основная часть диплома обычно содержит:

  1. - обзор литературы по теме;

  2. - изложение научной гипотезы;

  3. - методику исследования;

  4. - экспериментальную часть;

  5. - комментарии (оценка полученных результатов);

  6. - заключение (выводы).

Название первой главы диплома может быть созвучно проблеме исследования; второй главы – созвучно теме диплома. Названия параграфов могут быть созвучны отдельным задачам исследования.

^ Первая глава содержит обычно теоретический материал, вторая – практический. Каждая глава содержит 2-3 параграфа. Важно, чтобы названия глав и параграфов выстраивались в определенную логику.

В первой главе чаще всего дается:

- общая характеристика и анализ проблемы;

- обосновываются теоретические позиции автора диплома;

- основные подходы к решению проблемы;

- возможные способы решения.

В обзоре литературы дипломник излагает теоретические основы и краткую историю поставленной проблемы. При этом важно не только описать и систематизировать то, что уже сделано учеными по теме дипломного исследования. Главное состоит в том, чтобы автор выпускной работы обосновал собственные научные подходы, раскрыл основные теоретические позиции тех ученых, на работы которых он опирается. Не следует увлекаться цитированием; лучше излагать идеи и позиции ученых своими словами, сделав ссылки на их работы. Материал оформляется на 20-30 страницах печатного текста.

^ Вторая глава диплома обычно посвящается проверке обозначенных подходов, способов решения в практической деятельности специалиста.

Содержит следующую информацию:

  1. Полная организационно-экономическая характеристика предприятия.

  2. Правовая форма организации.

  3. История развития.

  4. Профиль производственной деятельности.

  5. Механизм управления и организационная структура предприятия.

  6. Направления деятельности предприятии и наличие перспективных путей развития.

Материал оформляется на 20-30 страницах печатного текста.

^ Третья глава диплома – комплекс конкретных организационных мероприятий и предложений, позволяющих решить проблемы предприятия по разным направлениям. Дипломник должен представить рекомендации по теме исследования дипломной работы.

Весь порядок изложения в дипломе должен быть подчинен руководящей идее, четко высказанной автором. Необходимо соблюдать логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания. Каждая глава дипломной работы должна иметь определенное целевое назначение и является базой для последующих. Материал оформляется на 20-30 страницах печатного текста.

Обязательно, чтобы в каждой главе приводились краткие выводы. Это позволит четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, освободить общие выводы по работе от второстепенных подробностей.

^ В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы по результатам работы над дипломной темой; указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения результатов работы, дальнейшие перспективы работы над темой. Оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключение помимо формулировки результатов говорится о том, какие вопросы остались не изученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше.

В заключении не рекомендуется повторять содержание введения, основной части работы, сделанные выводы по разделам. Заключение обычно занимает от 2-3 страницы.

Библиографический список помещается непосредственно после основного текста дипломной работы. В список включаются лишь те источники и литературу, которые непосредственно использованы автором при работе над дипломной темой: цитируются, на них ссылаются, если они послужили отправной точкой при формировании концепции автора дипломной работы. Приводимый список свидетельствует об объеме использованных дипломником литературных источников, уровне изученности состояния исследуемой проблемы, навыков работы с научной литературой.

Библиографический список составляется с учетом правил оформления библиографии (Приложение 3).

Приложения к работе могут быть представлены в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет, аналитических справок и т.п. (Приложение 5).

 

^ 2.6. Методические рекомендации по оформлению дипломной работы


Общими требованиями к дипломной работе являются: хорошее внешнее оформление, полнота и логически последовательное построение и изложение материала, точность формулировок, конкретность и доказательность изложения результатов работы, обоснованность выводов и предложений. Дипломная работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, быть творческим сочинением, показывать общую культуру дипломника.

^ Выпускная квалификационная работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена однородным научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д., должна содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.

Дипломная работа должна быть написана логически последовательно, грамотным, литературным языком. Особенно важно при этом употреблять общепринятую в научной литературе, учебниках и справочниках терминологию. Не допускается употребление понятий, бытующих в простонародном языке. В тексте выпускной квалификационной работы допускаются общепринятые сокращения (с. – страница; табл. – таблица; и т.п. – и тому подобное; и др. – и другие).

^ В выпускной квалификационной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица, как единственного числа («Я считаю...», «По моему мнению...», «Мне кажется...» и т.п.). Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы»; фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем». В отдельных случаях можно использовать выражение «На наш взгляд...», «По нашему мнению...», но обычно рекомендуется ту же мысль выразить в безличной форме: «на основе анализа результатов проведенного исследования можно утверждать...» Имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно». Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе, а ссылки на естественный ход вещей искажают научное восприятие проблемы. Не следует также употреблять местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу их неопределенности.

^ При упоминании в тексте фамилий их инициалы ставятся перед фамилиями (М.С. Строгович).

Важнейшим требованием, предъявляемым к любой научной работе, является однозначность, строгость, четкость применяемой терминологии. Вместе с тем, в литературе многие термины трактуются иногда неоднозначно. Поэтому при написании квалификационной работы слушатель-выпускник должен следить за тем смыслом, который он вкладывает в применяемые термины. С той целью необходимо использовать общие словари, энциклопедические словари, словари русского языка В. Даля и С. Ожегова, словарь иностранных слов, Советский энциклопедический словарь и другие.

В процессе написания выпускной работы полезно использовать словарь синонимов русского языка, когда возникает необходимость заменить то или иное слово, чтобы не повторять его несколько раз в предложении.

При написании текста следует наблюдать за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, т.е. так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, непосвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли.

Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава, параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше, как это имеет место в настоящем пособии. Во вводном абзаце можно «перекинуть мостик» к предшествующим мыслям. Это лишь подчеркнет «красную нить» всей работы.

Текст основной части делят на главы, параграфы, пункты.

Заголовки глав выполняют прописными буквами и располагают симметрично тексту, заголовки параграфов – с абзаца строчными буквами, кроме первой - прописной. Между заголовками и текстом оставляется 2 пустые строки.

^ Расстояние между заголовком и последующим текстом формируется следующим образом: вставляется пропущенная строка (ENTER) обычный шрифт кегль 8.

Переносы слов в заголовках не допускаются, точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Заголовки структурных частей текста выполняют прописными буквами и не подчёркивают.

Текст делится автором на абзацы произвольно.

Цитаты.

При использовании в тексте дипломной работы цитат, положений, заимствованных из литературы, обучаемый обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствования текста без ссылки на них (плагиат) не допускается.

При прямом цитировании важно не просто вставить цитату в свой текст, а связать с контекстом своей работы, как можно лучше встроить ее в свои рассуждения. Нельзя выхватывать цитату из контекста вне всякой связи. Это значит, что цитата должна быть связана с аргументами, содержащимися в предшествующих и последующих рассуждениях автора. Нельзя вырывать случайные фразы без учета контекста, искажать тем самым чужой текст. В научной литературе 20 века принят лапидарный стиль изложения в противоположность пространному языку прошлого века. Это обстоятельство проявляется и в цитировании в том, что обширные дословные цитаты применяются очень редко. Как правило, лучше сжато передать содержание цитаты своими словами, т. е. воспользоваться парафразом, особенно когда цитируются описания фактов и результаты других исследований.

Нумерация.

Нумерация страниц.

Все страницы выпускной квалификационной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литературных добавлений. Листы дипломной работы нумеруют арабскими цифрами. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра «1» не ставится, на следующей странице цифра «2» не ставится (содержание), нумерация начинается с введения – страница «3» и т.д. Порядковый номер проставляют в правом верхнем углу.

^ Нумерация разделов.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела.

Каждый раздел работы рекомендуется начинать с новой страницы. Наименование разделов должно быть по возможности кратким, соответствовать содержанию и печататься в виде заголовков прописными буквами без подчеркивания.

^ Нумерация иллюстраций.

Таблицы, схемы, графики, которые расположены на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. В приложения выносятся иллюстрированные материалы в том случае, если они перегружают основной текст.

Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела за исключением иллюстраций, приведённых в приложениях. В приложениях иллюстрации нумеруются чаще всего римскими цифрами.

Если иллюстрация комментируется в тексте, на нее, как правило, дается ссылка, то есть указывается порядковый номер, под которым она помещена в дипломной работе, например: (рис.5).

^ Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведённых в приложениях) в пределах главы. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы.

Размер таблиц не должен превышать стандартного листа бумаги. Если таблица не умещается на таком формате, ее нужно давать с продолжением; на новом листе ставится заголовок типа: «Продолжение таблицы 5» или «Окончание таблицы 1» (если таблица на этой странице заканчивается). Заглавие на новой странице не повторяется.

В графах таблиц нельзя оставлять свободные места: если данные отсутствуют, надо ставить тире или отмечать «нет». Если табличные столбцы заполнены текстом, то точка в конце не ставится. Классы чисел в таблицах точками не разделяются.

Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками, если из двух или более слов, – то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее – кавычками. Заменять кавычками повторяющиеся цифры, марки, знаки и символы не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Если же автор не может привести данные из-за их отсутствия, то в соответствующей ячейке таблицы ставят три точки («...»), что означает «нет данных» (Приложение 6).

^ Нумерация формул.

Формулы нумеруют, если их более одной, арабскими цифрами в пределах главы. Номер формулы указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках (Приложение 7)

Иллюстрации.

В качестве иллюстраций в дипломных работах могут быть представлены рисунки, схемы, графики, карты и фотографии. Они помещаются в тексте диплома или выделяются в отдельное приложение. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них и так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке.

Подписи к иллюстрациям делаются с лицевой стороны и составляются в следующем порядке:

- условное сокращение названия иллюстрации – «рис.»;

- ее порядковый номер арабскими цифрами (без знака «№»), без точки;

- подпись или название иллюстрации.

Подпись всегда начинается с прописной буквы. В конце подписи точка не ставится, например: «Рис.5 Шифры разного начертания».

Подписи под иллюстрациями должны составляться так, чтобы их основное содержание было понятно без чтения текста.

Ссылки.

При написании дипломной работы выпускник обязан давать ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Ссылаться следует на последние издания публикаций. Ссылки на литературу, использованную в дипломной работе – внутритекстовые.

^ Оформление внутритекстовых ссылок.

Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в конце предложения в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке.

Например: «В своей книге В.И. Петров писал ... [18]».

При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например: [10].

Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ, например:

«Ряд авторов считают... [32, 43, 50]».

Оформление выпускной квалификационной работы.

Дипломная работа представляется в компьютерном варианте (распечатке). Текст печатается через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4.

Страницы должны иметь поля: левое 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм. Абзац – 1,25 см. Нумерация – в верхнем правом углу.

Шрифт Times New Roman – кегль 14. Шрифт должен быть чётким, высотой не менее 2.5 мм, чёрного цвета средней жирности. Плотность текста должна быть одинаковой. Текст дипломной работы оформляется без использования различных характеристик шрифтов (полужирный, курсив, подчеркивание), кроме заголовок глав и разделов.

^ Листы переплетаются.

Подготовка к окончательной распечатке.

Уместно отметить, что после того, как написано заключение к дипломной работе, сохранено в памяти компьютера и напечатано, процесс ее подготовки еще не завершился и работа еще не готова для сдачи научному руководителю. Иными словами, еще предстоит выполнить некоторые завершающие действия.

Во-первых, следует еще раз отредактировать текст. Прежде всего, нужно устранить опечатки, для чего требуется внимательно прочитать текст, а лучше еще и дать почитать коллеге, так как собственные ошибки часто не замечаются, особенно если автор привык к тексту.

Далее, следует проверить логику работы: насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, имеется ли смысловая связь между ними, насколько стройной является вся структура работы, соответствует ли содержание глав их заголовкам или, может быть, здесь требуется доработка. Следует проверить, нет ли в работе тавтологий, пробелов в изложении и аргументации, все ли повторы являются оправданными и прочее, нужно устранить стилистические погрешности. Необходимо проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления всего научного аппарата. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательную распечатку работы и сдать ее научному руководителю.

  1   2   3



Похожие:

Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению дипломной работы по специальности 030501. 65
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция», научных руководителей...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические указания по выполнению и защите курсовых и дипломных работ Москва 2005 Печатается по разрешению кафедры психологии Московского социально-гуманитарного института
Курсовые и дипломные работы: Методические указания по выполнению и защите курсовых и дипломных работ. Специальность 020400 – «Психология»...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические указания по оформлению дипломных работ по трудовому праву и праву социального обеспечения
Методические указания предназначены для унифицированного подхода к оформлению дипломных работ студентами дневного, вечернего и заочного...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические указания по оформлению дипломных работ по трудовому праву и праву социального обеспечения
Методические указания предназначены для унифицированного подхода к оформлению дипломных работ студентами дневного, вечернего и заочного...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические указания по оформлению дипломных работ по трудовому праву и праву социального обеспечения
Методические указания предназначены для унифицированного подхода к оформлению дипломных работ студентами дневного, вечернего и заочного...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconН. А. Некрасова институт экономики Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита Методические рекомендации
Методические рекомендации к выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных работ. – Кострома : кгу им. Н. А. Некрасова,...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические указания по подготовке дипломных работ для студентов специальности 032001 Документоведение и доу
Методические указания по подготовке дипломных работ для студентов специальности 032001 – Документоведение и документационное обеспечение...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconГолодаева В. С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ / Голодаева В. С. Изд. 2-е., перераб и доп. М.: Дашков и К, 2003. 44 с. Введение
Методические рекомендации по написанию курсовой работы разработаны согласно следующему учебно-методическому пособию
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу «Теоретические основы товароведения»
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению...
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы Специальность «психология» Санкт-Петербург 2014
Методические рекомендации предназначены для оказания студентам помощи по выполнению выпускной квалификационной работы. Пособие ад­ресовано...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы