Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» icon

Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии»




Скачать 395.84 Kb.
НазваниеТема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии»
страница1/3
Дата20.08.2012
Размер395.84 Kb.
ТипУрок
источник
  1   2   3
1. /2Ахап из опыта сайт.docТема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии»

География


Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии»


Автор: Ахапкина Раиса Григорьевна, учитель географии МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»


Рецензент: Сластина Т.В., заведующая кабинетом естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО БелРИПКППС


Пояснительная записка

Новое время, новый век, новый ученик требуют от учителя нового
подхода к обучению и воспитанию ребенка. Концепция модернизации
российского образования определяет условие повышения качества общего
образования, его ориентацию не только на усвоение обучающимися
определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и творческих способностей.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Появилась необходимость критически оценить традиционную деятельность школы и найти новые пути решения обучающих, развивающих, воспитывающих задач, которые позволят получить высокое качество знаний и пробудить интерес к предмету.

Большую помощь в решении выше перечисленных проблем, на мой взгляд, оказывают нетрадиционные формы работы на уроках географии и во внеурочной работе, которые дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к окружающему миру. География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.

В организации процесса обучения с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. С помощью новых технологий учитель стремится превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М.В.) и оптимально организованным взаимодействием учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в неё действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, новые технологии стремятся деятельно определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Нетрадиционные формы уроков уже довольно прочно вошли в жизнь
школы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к
изучаемому предмету, как науке, а так же развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с необычными различными источниками
знаний. Сама организация таких уроков подводит учащихся к необходимости
творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности
человека, то есть способствует выработке определенного позитивного
отношения к природе. В процессе проведения таких уроков складываются
благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого
мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе
вызывается и необычной формой проведения уроков (имитируется,-
например, зал заседаний, пресс - конференции, презентации), чем снимается
бесконечная традиционность урока, оживляет мысль. Такие занятия
позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает
интерес к предмету.

Наконец, новые технологии содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроках.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют
традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо
методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью
методики преподавания предмета.

На мой взгляд, максимально успешно решить эту задачу учителю помогает и такой вид учебной деятельности как деловая игра. Игра - сложное социально-психологическое явление, потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Игра это не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения. Наука рассматривает игру как одну из активных форм совместной жизнедеятельности живых существ в безопасной и благополучной обстановке, направленную на адаптацию к внешней среде и ее изменениям, а также к внутренним изменениям.

К сожалению, большинство педагогов использует игру лишь как средство активизации познавательной деятельности обучающегося, забывая, что игра имеет большое значение в воспитании, обучении, развитии ребенка, является универсальным средством психологической подготовки детей к будущим жизненным ситуациям.

Нетрадиционные формы уроков уже довольно прочно вошли в жизнь
школы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к
изучаемому предмету, как науке, а так же развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с необычными различными источниками
знаний. Сама организация таких уроков подводит учащихся к необходимости
творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности
человека, то есть способствует выработке определенного позитивного
отношения к природе. В процессе проведения таких уроков складываются
благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе
вызывается и необычной формой проведения уроков (имитируется,
например, зал заседаний, пресс - конференции, презентации «Электроэнергетика в России. 9класс», «Металлургический комплекс»), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляет мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

Одним из ярких примеров нетрадиционных форм работы, часто используемых на уроках, является игровая. Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни всегда привлекала к себе внимание исследователей и философов. Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему полезнейшим видом занятий. Технология игровой деятельности наиболее оптимальна для решения многих учебных задач, в том числе:

- создания условий для развития творческой деятельности школьника и устойчивого интереса к предмету;

- формирования и развития поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя ученика, направленных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;

- формирование активной жизненной позиции, стремления к самореализации;

- создания ситуации успеха и формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы обучения;

В процессе обучения географии давно применяю технологию листов
опорных сигналов
(логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О
роли схем логических связей в обучении географии писал ещё
Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и
основное, приучают отыскивать урок». Опорные схемы использую
постоянно. Они помогают на уроке управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. Вначале урока классу предлагаются учебные задачи (на интерактивной доске или в виде презентации), которые решаются по ходу урока, а в конце урока согласно этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов (Урок путешествие. Африка. Природные зоны).

Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создаёт систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и
взаимосвязанной с ней деятельности школьников, готовит тестовые
задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий, в том числе и для подготовки к ЕГЭ по географии. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный
результат лишь при условии её серьёзной подготовки, когда активны и
ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный
сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры,
обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации,
спланированы способы оценки результатов


Библиографический список


  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.

  2. Зверева В.И. Методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2007. - 41с.

  3. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.

  4. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).

  5. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - 80с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 5).

  6. Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 6).

  7. Современный урок географии. Часть 4: Методические разработки уроков географии в 9 классе: Деловые игры/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 96с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 7).

  8. Современный урок географии. Часть 5. Методические разработки уроков по курсу "География России". 8 класс / Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2003 - 96с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 8).

  9. Современный урок географии. Часть6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2003 - 112с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 9).

  10. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 / 2001г.

  11. Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). - М.: Школа-Пресс. 1999. - 128с. (Библиотека журнала "География в школе" Вып.2).



Приложение 1

Формирование информационной компетенции учащихся на примере деловой игры «Металлургический комплекс России» 9 класс

Знание только тогда знание,

когда приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой


Производственное совещание:

«Металлургический комплекс России»

Планируемый результат:

  • Выявить уровень усвоения программного материала

  • Выработать умение оценивать антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование информационной компетенции учащихся.

Основные понятия:

  • легирующие металлы

  • металлургический комбинат

  • концентрация производства

  • передельная металлургия

  • энергоемкость и материалоемкость

  • малая металлургия

Оборудование:

  • выставка книг, журналов, плакатов по теме;

  • фотографии из книги «Святое Белогорье»;

  • таблицы, опорные конспекты, карта

  • «Металлургический комплекс России».

  • карты атласа «Белгородская область».

План урока

I . Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Здравствуйте!

Я рада вас видеть сегодня на уроке и предлагаю вам принять участие в работе производственного совещания.

Представьте, что вы (после окончания Вуза) получили заказ на строительство металлургического завода. Как вы думаете с чего надо начинать?

Высказывания учащихся. Спасибо!

А чтобы убедиться в правильности вашего выбора необходимо выполнить задания. Желаю успеха в работе!

II. Производственное совещание начинаем

В работе принимают участие: директор завода,

главный инженер, экологи, технологи, историки, менеджеры.

Директор. Задачи нашего совещания:

1.Выявить особенности и значение металлургического комплекса;

2.Раскрыть особенности черной и цветной металлургии; 3.Сформулировать проблемы металлургического комплекса и наметить пути их решения;

4.Способствовать развитию и укреплению чувства коллективизма, умения слушать другого, уважать его мнение.


Учитель. Работать будем в опорных конспектах.

1.Почему металл называют «хлебом» экономики?

2. Составление характеристики отрасли по плану.

3. Практическая работа.

4. Опережающие задания учащихся.

5.Тестирование.

6. Итог урока.

Опорный конспект №1

Почему металл называют «хлебом» экономики?

Задание №1.

Прочитайте текст на стр. 56 и ответьте на вопрос:

«Что такое металлургический комплекс?», заполните кластер

Металлургический комплекс – это_____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверь себя!

Слово предоставляется историкам. Сообщения из истории

1. Вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили название по применяемым металлам: медный, бронзовый и железный века.

Опорный конспект № 2

План характеристики межотраслевого комплекса


1. Роль и значение металлургического комплекса в хозяйстве страны.

2. Состав и структура комплекса.

3. Факторы размещения производств, образующих комплекс.

4. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса.

5. Основные проблемы развития.

6 .Перспективы развития.

Опорный конспект № 2 Состав МК

Металлургический комплекс


Черная металлургия-90 %


Цветная металлургия-10%


Железо

Сплавы


Легкие металлы








Тяжелые








Благородные









Легирующие














Нужно ли России производить так много черного и цветного металла?

Проверь себя!

Металлургический комплекс


Черная металлургия-90 %


Цветная металлургия-10%


Железо


Легкие металлы

(алюминий, магний)



Сплавы


Тяжелые

(медь, цинк, свинец, никель)





Благородные

(золото, серебро, платина)





Легирующие

( вольфрам, молибден, ванадий)



Технологи Схема основного производственного процесса в черной металлургии.

Подумаем!

В чем особенности металлургического производства?

  • Металлургия – сильнейший загрязнитель природы 40 % всех промышленных выбросов приходится на эту отрасль. Почти треть российских городов с самой напряженной экологической ситуацией являются крупными металлургическими центрами.

Подумаем!

  • Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии?


Опорный конспект№3 Работа по вариантам.

  • Цели и задачи работы:

1. Закрепление представлений:

а) о многообразии типов металлургических предприятий;

б) об отличиях факторов размещения металлургических предприятий различных типов.

2. Выявление причинно – следственных связей в системе «тип предприятия – факторы его размещения – пункт его размещения».


Порядок выполнения работы: в ходе изучения темы, используя текст учебника и карту атласа «Металлургия России», заполните таблицу.


Опорный конспект № 3 Работа по вариантам

Вариант 1

Типы предприятий и факторы размещения предприятий черной металлургии



Предприятий черной металлургии

Факторы размещения

География размещения

Металлургические заводы полного цикла (комбинаты)




г. Липецк, Магнитогорск,

Челябинск,

г. Старый Оскол (электрометаллургический)

















Передельная металлургия




Москва, Санкт - Петербург
















Малая металлургия




В литейных цехах машиностроительных цехах заводов.














Подготовка к ГИА


В 2008г Магнитогорская металлургическая компания приняла решение о строительстве передельного металлургического завода

в окрестностях Санкт – Петербурга. На первых порах предприятие будет выпускать 125тыс. т различных металлоизделий, предназначенных для машиностроительных предприятий. В перспективе возможно значительное расширение предприятия – до 300тыс.т.

Чем объяснить выбор Санкт – Петербурга для размещения в его окрестностях предприятия передельной металлургии? Укажите две причины. Обоснуйте ответ.

(В санкт – Петербурге (его окрестностях) большое количество машиностроительных предприятий- потребителей металла – и наличие здесь большого количества металлолома).

Наличие сырья и потребители, выгодное ЭГП. Основной фактор - потребительский, сырьевой, транспортный.




Вариант 2


Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?


Предприятий цветной металлургии

Факторы размещения

География размещения


Алюминиевая промышленность




В близи крупных ГЭС

Красноярск, Братск, Саяногрск,

Шелехов.














Медная




1.Урал, (привозное сырье) 2.Норильск - крупнейший в России район выплавки меди и никеля. ( руды Талханского месторождения)














Свинцово- цинковая





Дальний Восток и Восточная Сибирь, Новосибирск












  1   2   3



Похожие:

Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconКонспект урока семинара в 8 классе
Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков...
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconРассказ на немецком языке о своих любимых животных. Воспитательные, образовательные, развивающие задачи: 1
Благоприятно влияют на общее развитие учащихся, повышают их интерес к предмету нетрадиционные формы уроков
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconМетодические рекомендации к проведению уроков по географии Класс: 6 Учитель: Дидык О. П. Тема: Атмосфера. Климат Земли. Количество уроков: Тип урока: комбинированные уроки: изучение нового (лекция)
Цель: Изучение особенностей, условий образования, возможностей использования погоды и климата Земли
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconУроков по географии Класс: 9 Тема: Топливная промышленность (4 часа)
Рассказ учителя в форме беседы о значении топливной промышленности в экономическом развитии России, и ее роли в международных экономических...
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconТема: «Нетрадиционные уроки как средство стимулирования познавательного интереса школьников»

Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconУрок географии в 11 классе. Тема: "китай" (11класс, учитель географии Акимова Т. И.)

Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconМетодические рекомендации по проведению уроков, практических работ, внеклассных мероприятий по изучению проблемных тем школьной географии
...
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconКалендарно-тематический план 10 класс № урока Тема урока Кол-во уроков Дата проведения Примечания
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconТема: «Методические рекомендации по использованию единых цифровых ресурсов на уроках географии в 6 классе»
Цель: реализация возможности преподавания на уроках географии с использованием эор
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconОписание направления подготовки «География»
Гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведения, экономической и социальной географии, географии...
Тема: «Нетрадиционные формы проведения уроков географии» iconА. Д. Крицина ниу «Белгородский государственный Университет», г. Белгород
Аннотация статьи: в данной статье мы рассмотрели нетрадиционные формы работы с родителями в период адаптации первоклассников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы