«Моделируем воспитательную систему унпо» icon

«Моделируем воспитательную систему унпо»




Скачать 94.76 Kb.
Название«Моделируем воспитательную систему унпо»
Дата22.08.2012
Размер94.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Примерная программа наблюдения и оценка качества учебного занятия в конспекте культуры.
Продуктивная игра

Управление образования и науки Белгородской области


Белгородский региональный институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки специалистов


Методические рекомендации



«Моделируем воспитательную систему УНПО»


Разработаны:

Никулиной В.И., зав. кабинетом проблем воспитания БРИПКППС,

Кожуховой С.Н., методистом кабинета проблем БРИПКППС,

Тулузаковой Н.П., главным специалистом управления образования и науки Белгородской области


Белгород, 2003

Культура современного урока – как важное условие создания адаптированной образовательной среды

Согласны ли Вы с мнением Н.Е. Щурковой, что урок является продуктом современной культуры и, одновременно, носителем культуры? Культура воспитания – организация жизни ребенка в соответствии с высочайшими достижениями, которые произведены человечеством на данный момент.

Урок – это возможность для учителя помочь ребенку в восхождении к тому высокому положению, которого достоин каждый человек.

Урок – это работа души, и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Гордый человек все учебные минуты посвящает работе, так как он ответственен за собственное развитие и образование. Поэтому есть два категорических запрета на уроке: «Нельзя не работать», «Нельзя посягать на другого человека».

В качестве основных требований к уроку в контексте культуры можно назвать следующие:

  1. Урок – это протекание жизни на уровень современной культуры взаимоотношений между людьми с позиции Уважения, Добра, Справедливости.

  2. Урок – это свободное проявление личностного «Я» в его своеобразии мужского и женского варианта поведения.

  3. Урок – это постижение Истины, обретение личностных смыслов, основные задачи субъекта:

    • научиться познавать;

    • научиться делать;

    • научиться жить вместе;

    • научиться жить в ладу с самим собой.

  4. Урок – это атмосфера Красоты, Добра, Понимания, Сопереживания, Индивидуальности, Братства.

  5. Урок – это ситуация успеха для каждого отдельного ученика, группы, всего коллектива.

  6. Урок – это развитие способностей человека быть мыслящей, нравственной, творческой личностью.

(Составлено по книге Н.Е. Щурковой «Культура современного урока». – М., 1997).


Если Вы разделяете эту позицию, предлагаем воспользоваться памяткой для анализа урока.


^ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В КОНСПЕКТЕ КУЛЬТУРЫ.


Характеристики.

Показатели.

1. Цели учебного занятия определены совместно с учащимися. (Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия).




2. Соответствие содержания учебного материала образовательным целям учебного занятия.




3. Положительный эмоциональный фонд урока, благоприятный психологический климат на уроке. (Позитивное влияние оформления и оборудования кабинета, санитарно-гигиенических условий помещения, внешнего вида учителя и учащихся).




4. Мотивация деятельности учащихся, положительная «мотивационная аранжировка» каждого дидактического этапа, урока в целом. Атмосфера доброжелательности и взаимной заинтересованности.




5. оптимальность построения урока, структура урока соответствует учебной подготовки и развития учащихся, их индивидуальным особенностям (интересам, темпераменту, темпу усвоения учебной информации) и специфике классного коллектива в целом.




6. Методы обучения и педагогические техники соответствовали содержанию учебного материала и образовательным целям учебного образования.




7. Смена и преемственность видов деятельности учащихся, разнообразие форм учебно-познавательной деятельности обеспечили включение каждого ученика в активную деятельность на уроке.




8. На уроке осуществляется опора на предыдущие знания учащихся, их субъективный опыт, обосновывается значимость учебного материала, актуализируется личностный смысл деятельности.




9. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечили сотрудничество учащихся, диалогическое общение учащихся друг с другом и с учителем.




10. Положительная обратная связь позволила учителю успешно управлять деятельностью и общением учащихся, корректировать их деятельность и поведение с позиции личностного и культурологического подхода.




11. Оценивание деятельности учащихся осуществлялось в течение всего урока и в конце всех видов деятельности, что создавало условия для стимулирования и развития личностных качеств учащихся.




12. На уроке учителю удалось реализовать основные принципы здоровьесберегающих технологий: недопустимость учебной перегрузки учащихся; оптимальное использование «активного» времени урока; коррекция осанки учащегося; проведение физкультминуток; разноуровневый характер учебных и контролирующих заданий для учащихся на уроке; дифференцированный характер домашнего задания с учетом норм допустимой учебной нагрузки учащихся.




13. Учитель инициировал рефлексию учащихся на разных этапах урока), о проявляется в побуждении учащихся к творческому переосмыслению собственной деятельности и поведения; установка на кооперирование и взаимоподдержку; открытость собственного опыта для другого и принятие опыта другого).




14. Характер учебной деятельности учащихся носил:

  • Репродуктивный характер;

  • Конструктивный (продуктивный характер) характер;

  • творческий характер;




15. Уровень достижения образовательных целей учебного занятия:

  • целей, ориентированных на содействие раскрытию потенциала ученика, его реализацию и развития;

  • предметных целей.




16. Подведение итогов учебного занятия и результатов учебно-познавательной деятельности осуществлялось совместно с учащимися.





Оценка производится следующим образом:

  • реализовано полностью – 2 балла;

  • реализовано частично – 1 балл;

  • не реализовано – 0 баллов.


Распределение «активного» времени урока:

на 1-4 мин урока – усваивается 60% информации;

на 5-24 мин урока – усваивается 80% информации;

на 25-34 мин урока – усваивается 40% информации;

на 35-45 мин урока – усваивается 6-10% информации.


Уважаемые коллеги! Мы с благодарностью примем Ваши замечания и пожелания по усовершенствованию программы наблюдения и анализа урока.


^ ПРОДУКТИВНАЯ ИГРА:

Педагогический совет

«Моделирование воспитательной системы УНПО».

(по Степанову Е.Н. и Л.И. Понизовской).


Цель: разработать проектные представления о воспитательной системе УНПО.

Задачи: 1)Определить степень удовлетворенности инженерно-педагогический

работников, учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения и результатами учебно-воспитательного процесса в нем.

2)Создать совместными усилиями детей и взрослых желаемый образ выпускника конкретного УНПО.

3) Сформировать модельные представления о благоприятной среде развития и коррекции обучающего в образовательном учреждении.

Участники: учащиеся 3-4 курса (12 человек), их родители (16 человек), администрация и инженерно-педагогические работники УНПО (20 человек), ученые, методисты, работники управления образования, выполняющие роль экспертов (4 человека), психолог, социальный педагог, библиотекарь, члены коллектива, предприятия заказчика.

Подготовка:

1) Проведение анкетирования педагогов, учащихся и их родителей (приложение), обработка полученных данных.

2) Составление таблиц, диаграмм с целью интерпретации результатов диагностического исследования.

3) Разработка сценарного плана продуктивной игры.

4) Подготовка бланков для ведения игровыми группами протоколов совместной деятельности.

5) Приглашение экспертов и других участников игры.

6) Подбор аудиокассет для музыкального сопровождения хода продуктивной игры.


Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. На доске пишется тема педагогического совета.

  2. Для каждой игровой группы оборудуются рабочие места (два - три стола, необходимое количество стульев, бланки протокола, ручки, карандаши, бумага для записей, табличка с названием группы.

  3. Готовится рабочее место экспертов (столы, стулья, сценарный план игры, секундомер, таблицы и диаграммы с результатами диагностического исследования, ручки, карандаши, таблички с названиями группы, бумага для записей).

  4. Магнитофон и аудиокассеты.


Ход педсовета:

    1. Участники педсовета занимают свои места.

    2. Директор образовательного учреждения в кратком вступительном слове называет тему педагогического совета и предлагает всем участникам поразмышлять о возможностях и условиях развития воспитания учащихся в образовательном учреждении.

    3. Игротехник информирует о цели, правилах и этапах игры. В каждой группе между ее членами распределяются роли:

а) руководителя группы (главная функция - осуществление руководства группой);

б) заведующего свободой (содействие выполнению задания группой за отведенный игротехником промежуток времени);

в) впередсмотрящего (следит за тем, чтобы члены группы не отступали в процессе мыследеятельности от цели и игровых заданий на каждом этапе);

г) генератора идей (генерирование и обоснование идей; эту функцию выполняют большинство членов группы);

д) писаря (записывает все идеи, выделяет главные из них, которые фиксирует в протоколе игровой группы).

    1. Проводится разминка.

    2. Поэтапное выполнение в группах следующих заданий:

  1. Каким представляется вам желаемый образ выпускника УНПО? Назовите, пожалуйста, пять - семь наиболее важных качеств, которыми должны обладать юноши и девушки после окончания УНПО, обоснуйте свою точку зрения.

  2. Что в работе администрации, классных руководителей, мастеров, педагогов, психолога, социального педагога и других работников образовательного учреждения способствует формированию названных качеств, а что является серьезным препятствием в этом процессе?

  3. Что сделали бы вы для того, чтобы желаемый образ выпускника стал реальным? Перечислите необходимые действия, представив себе в следующих ролях:

а) директора УНПО ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) зам. директора по УПР _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) зам. директора по УВР _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) педагога ____________________________________________________________________

д) мастера ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

е) классного руководителя ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ж) психолога__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

з) социального педагога ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

и) медработника _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

к) руководителя предприятия заказчика ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

л) педагога ДО ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

м) родителя ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

н) ученика ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

о) в другой выбранной вами роли ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Как объединить усилия всех работников УНПО в обучении и воспитании учащихся? Что необходимо сделать для того, чтобы в УНПО создать воспитывающую среду обитания в учебном образовании?

При выполнении перечисленных заданий деятельность участников педсовета осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

    • игротехник формирует задание и дает в случае необходимости краткое разъяснение;

    • руководителями игровых групп организуется коллективное обсуждение и выработка решения;

    • проводится презентация групповых мнений, которые фиксируются писарями в протоколах игровых групп;

    • эксперты комментируют суждения участников педсовета.

VI. Обсуждается и принимается решение педагогического совета:

  1. Инженерно-педагогическому коллективу УНПО считать предложения, высказанные участниками продуктивной игры, в качестве социального заказа образовательному учреждению.

  2. Совместно с научными консультантами разработать концепцию развития воспитания в образовательном учреждении.

  3. Администрации и инженерно-педагогический работников УНПО на основе договорных отношений с социальными партнерами обеспечить реализацию сформированных в ходе игры проектных представлений воспитательной среде УНПО.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов. /По ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2003.

  2. Воспитательный процесс: изучения эффективности /По ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2003.

  3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических тем. М., 1999.

  4. Е.Н. Степанова Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков, 1998.

  5. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2001.



Похожие:

«Моделируем воспитательную систему унпо» iconВыстраивание воспитательной системы в школе
В рамках школы ежегодно должна проводиться работа по осмыслению значимости имеющейся внутришкольной проблемы. На основании этого...
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconПроблемы: Что такое наркотические вещества (НВ)?
Какое действие нв оказывают на работу органов: нервную систему, кровеносную систему, эндокринную систему, половую систему, органов...
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconЦель на 2012-2013 учебный год: построить воспитательную систему, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности учащихся, умеющих жить в коллективе и строить отношения дружбы и взаимопонимания
В классе 9 учащихся: 6 девочек и 3 мальчика, 6 учащихся 1996 года рождения, 3 человека 1997 года рождения (Самаркина Ирина, Стволкова...
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconМоделируем проблемно-поисковые ситуации
Ф. И. Панферова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconНеобходимо выявить информационные потребности общества
Перед реформой образовательной статистики стоят три тесно взаимосвязанные задачи: нужно менять систему показателей, менять систему...
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconНеобходимо выявить информационные потребности общества
Перед реформой образовательной статистики стоят три тесно взаимосвязанные задачи: нужно менять систему показателей, менять систему...
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconБ в. 03 Методика воспитательной работы
Цель: формирование ясного понимания основных понятий методики воспитания, готовности осуществлять воспитательную деятельность
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconБ в. 03 Методика воспитательной работы
Цель: формирование ясного понимания основных понятий методики воспитания, готовности осуществлять воспитательную деятельность
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconРешение педагогического совета 17 декабря 2012г
В целях создания в классе развивающей среды изменить систему оценивания учебных достижений учащихся через введение рейтинговой оценки...
«Моделируем воспитательную систему унпо» iconВоспитательная работа моу «Оброченская сош»
Школа осуществляет воспитательную работу по следующим программам: "Гражданско-патриотическое", "Духовно-нравственное воспитание",...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы