Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 '2001 25) с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании»




Скачать 134.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 '2001 25) с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании»
Дата22.08.2012
Размер134.26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия
Родительский клуб
Организация совместной деятельности родителей и детей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

(ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Апрель 8 '2001 25)


С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинте­ресованного взаимодействия семьи и образовательных учрежде­ний. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В Иванове и Москве, Саранске и Петрозаводске созданы и дей­ствуют городские советы родительской общественности; практи­чески в каждом районном центре Ленинградской области — обще­ственные родительские организации; в Магаданской, Саратовс­кой и других областях — областные родительские комитеты; в Тверской области — Тверская родительская общественная орга­низация. Разнообразная практика работы с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском и Крас­ноярском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской, Мур­манской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, гг. Санкт-Петербурге и Москве, других реги­онах России.

Так, с 1998 г. в Нижегородской области разработана и действу­ет межведомственная программа «Семья», объединяющая различ­ные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности.

Правительством Республики Саха (Якутия) в 1992 г. утвержде­на «Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия)». Большая роль в организации процесса воспитания отведена обще­ственной организации «Открытая школа», которая объединяет учителей, родителей, учащихся во всех 35 улусах (районах) Рес­публики. Основная задача этой организации — консолидация сил по воспитанию детей и молодежи. Важно подчеркнуть, что данное направление деятельности активно поддержано Президентом и Правительством Республики. Их указы и постановления обеспе­чивают необходимую нормативную правовую поддержку реализа­ции названных программ, обеспечивая приоритетность воспита­ния в образовательной политике Республики.

В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаи­модействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и ук­репления здоровья детей. В Республике Татарстан разработана эффективная региональная модель содействия укреплению здо­ровья обучающихся, воспитанников, получившая одобрение коллегии Минобразования России в декабре 2000 года. В Ставро­польском крае проведен конкурс здоровьесберегающих образова­тельных проектов. При краевом ИПК создается лаборатория «Образование и здоровье», что позволит оперативно диагности­ровать состояние здоровья обучающихся в школах районов края. Повышается активность родительской общественности, создан Попечительский совет.

В г. Волжске Республики Марий.-Эл большое внимание в совместной работе семьи и школы уделяется проблеме предуп­реждения употребления психоактивных веществ. Важными усло­виями успеха родители и педагоги считают «воспитание всем миром», поддержку на городском уровне задачи создания единого образовательного пространства города. Городским собранием при­нята целевая программа воспитания на 2001-2004 гг., предусмот­рено ее бюджетное финансирование. В общеобразовательной школе с.Соболевка Каменского рай­она Пензенской области большое внимание уделено координации усилий семьи и педагогических коллективов по социальной защи­те детей.

В Кировской области при активном участии кабинета воспи­тательной работы областного ИУУ успешно исследуется проблема «Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной культуры». Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического вы­живания, усилилась социальная тенденция самоустранения мно­гих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знани­ем возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнад­зорности, преступности, наркомании и других негативных явле­ний в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное вни­мание совершенствованию воспитательного процесса, выстраива­нию на должном уровне отношений с семьей и другими социальны­ми институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитатель­ный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка мо­жет быть успешной только в том случае, если они станут союзни­ками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании инди­видуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении не­гативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан­ника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не име­ют специальных знаний в области воспитания, испытывают труд­ности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы реше­ния этой проблемы, определяют содержание и формы педагоги­ческого просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откли­каются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют инте­рес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учи­телю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители, и классные воспитатели. В их задачу входит созда­ние условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педаго­гический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педаго­гической системы, готовой к укреплению и расширению взаимо­действия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проек­тирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей

  • Составление характеристик семей обучающихся (состав ро­дителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

  • Организация диагностической работы по изучению семей.

  • Использование оптимальных форм и методов в дифференци­рованной групповой и индивидуальной работе с семьей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения роди­телей.

  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой дея­тельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

  • Выявление и использование в практической деятельности по­зитивного опыта семейного воспитания.

  • Внедрение в семейное воспитание традиций народной педа­гогики.

  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и под­ростков.

  • Использование различных форм сотрудничества с родителя­ми-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учеб­но-воспитательного процесса: помощь в организации деятельнос­ти общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

  • Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, вос­питателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старше­классников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, круж­ки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

  • Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

  • Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреж­дения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллек­тива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;

  • неограниченное (по времени) пребывание родителей в дош­кольном образовательном учреждении в период адаптации ре­бенка;

  • информационно-педагогические материалы, выставки детс­ких работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со
    спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитыва­ющей и развивающей средой;

  • объединение усилий педагога и родителя в совместной дея­тельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотно­шения следует рассматривать как искусство диалога взрослых
    с конкретным ребенком на основе знания психических особенно­стей его возраста, учитывая интересы, способности и предшеству­ющий опыт ребенка;

  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании
    и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игно­рируя чувства и эмоции;

  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного
    учреждения.

Для формирования coтрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллек­тив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совме­стная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в шко­ле чаще всего приходится мириться с данностью семейного мик­роклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ре­бенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспита­тельного процесса организовывать совместно с учащимися и ро­дителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимо­действия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного обра­зования детей, особенностью которых является свободное твор­ческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного обра­зования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

  • разнообразные программы совместной деятельности детей
    и родителей;

  • семейные туристско-краеведческие и экскурсионные про­
    граммы;

  • систему социально-правовых и медико-педагогических
    занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

  • традиционные встречи многодетных семей;

  • благотворительные праздники и концерты для семей, в ко­торых воспитываются дети-инвалиды;

  • встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

  • семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализо­вываться как в государственных, так и в муниципальных учрежде­ниях дополнительного образования детей.
^

Формы взаимодействия педагогов и родителей


Формы взаимодействия педагогов и родителей — это мно­гообразие организации их совместной деятельности и обще­ния.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с роди­телями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и роди­тельского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья», «О доброте и милосер­дии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллек­тиве» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отца­ми детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности

в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др.способствуют повышению педагогической культуры роди­телей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспи­танию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической обществен­ности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.


^ Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психо­логов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглаша­ются родители с учетом возрастных особенностей детей (напри­мер, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).

Диспут, дискуссия обмен мнениями по проблемам воспита­ния — одна из интересных для родителей форм повышения педа­гогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесто­ронне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результа­ты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией шко­лы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги зна­комят родителей с требованиями к организации работы по пред­мету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместно­го обсуждения возможно составление программ действий, перс­пективных планов совместной работы.

^ Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педа­гогов и родителей. Особенно важной формой является деятель­ность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родите­лей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

^ Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная за­интересованность.

^ Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреж­дения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах — един­ственном социальном институте, через который проходят практи­чески все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосред­ственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семей­ного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, бла­гоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, сорев­нования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экс­курсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с уче­том интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благода­рения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музы­кальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объе­динениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образователь­ного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъек­тов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Управление воспитания и дополнительного

образования детей и молодежи

Минобразования России



Похожие:

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений фгос
О федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации (с приложением: Рекомендации субъектам Российской Федерации по подготовке...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Методические рекомендации по ведению классных журналов в начальной школе в соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании»
В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Рекомендации образовательным учреждениям
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» руководству образовательного...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Документы
1. /Projet/Проект федерального закона ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ/10glava экономич.деятельность.doc
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Методические рекомендации по паспортизации музеев образовательных учреждений Автор-составитель: Чубукова В. И., методист г. Саранск, 2012
Минобразования России от. 12. 03. 2003 года №28-51-181/16 (приложение №1). Данное Приложение действует на основании Закона Российской...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт высшего профессионального образования
Ребованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт высшего профессионального образования
Ребованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт высшего профессионального образования
Т требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт высшего профессионального образования
Ует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (вестник образования апрель 8 \Самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт высшего профессионального образования
Требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы