Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области icon

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области




НазваниеБелгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области
страница1/6
Дата23.08.2012
Размер0.86 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Часть 1 (А)
Часть 2 (В)
Части 3 (С)
Распределение заданий по разделам курса информатики
Рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике
Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам
Советы выпускникам
Накануне экзамена
Во время тестирования
Комментарии по решению заданий егэ по информатике
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Блок «алгоритмизация и программирование»
Приведем пример решения типичного задания на исполнение алгоритма, сформулированного на естественном языке.
Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу
Важное замечание
Начальное состояние
Повтори 6 [Вперед 40 Направо п]
Для решения этой группы заданий полезно усвоить следующие элементарные алгоритмы
F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z.
Боб утверждает, что тот был на крас­ном «Рено», Джон
...
Полное содержание
  1   2   3   4   5   6

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области


В 2008 году заканчивается эксперимент по введению единого государственного экзамена, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступать в вузы ЕГЭ станет обязательным. Необходимо помнить, что ЕГЭ по информатике это профильный экзамен.

Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится на территории Российской Федерации в течение последних 4-х лет. Впервые в Белгородской области в 2007-2008 учебном году выпускники 11 классов будут сдавать экзамен по информатике в форме ЕГЭ по выбору.

Целью единого государственного экзамена по информатике является объективная оценка общеобразовательной подготовки по этому предмету выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования.

Содержание экзаменационной работы составлено на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Министерства образования Российской Федерации № 1236 от 19 мая 1998 года и № 56 от 30 июня 1999 года).

В 2008 году формат экзаменационной работы по информатике останется неизменным. С 2009 года планируется существенно изменить формат ЕГЭ по информатике, так как стандарт 2004 года заметно отличается от минимума содержания 1998 года. В связи с этим уже в 2007/2008 учебном году школы должны были начать в 10 классе преподавание информатики по программам, соответствующим образовательным стандартам 2004 г. В случае, если такой переход не произошел, следует на 2008/2009 учебный год запланировать специальную переходную программу обучения в 11 классе, чтобы учащиеся могли сдать обновленный экзамен 2009 года.

В комплект контрольно-измерительных материалов входят:

- кодификатор – документ, в котором в формализованном виде представлены основные элементы проверяемого содержания; он составлен на основе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования;

- спецификация экзаменационной работы – документ, в котором в краткой форме указываются все основные характеристики КИМ;

- демонстрационная версия экзаменационной работы;

- экзаменационная работа с инструкцией для учащихся (в определенном количестве вариантов);

- ключи – правильные ответы на задания с выбором ответа и свободным кратким ответом;

- инструкции по проверке и оценке заданий со свободным развернутым ответом.

Содержание экзамена включало основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Информация и её кодирование", "Алгоритмизация и программирование", "Основы логики", "Моделирование и компьютерный эксперимент", "Программные средства информационных и коммуникационных технологий", "Технология обработки графической и звуковой информации", "Технология обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

Экзаменационная работа состоит из трех частей. Общее число заданий – 32. В контрольно-измерительных материалах по информатике практически отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. В любом случае экзаменующемуся требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или иной ситуации.

Работа выполняется учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

^ Часть 1 (А) содержит задания из всех тематических блоков. Количество заданий – двадцать. Типы заданий – задания с выбором правильного ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный. Выполнение каждого задания Части 1 (А) оценивается в один балл. При этом задание Части 1(А) считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить за выполнение Части 1 (А) – 20 (это 50% всей работы). Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк № 1.

^ Часть 2 (В) включает задания по темам: «Информация и ее кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии» призванные проверить основы теоретических знаний по информатике на более высоком уровне. Количество заданий – восемь. Тип заданий – задания с кратким ответом. В заданиях с кратким ответом варианты ответов учащемуся не предлагаются. Учащийся должен записать ответ в виде последовательности символов или цифр. За выполнение каждого задания Части 2 (В) присваивается по дихотомической системе оценивания либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»). Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк № 1 для ответов. Ответы на задания Части 2 проверяются путем сравнения ответа экзаменуемого с эталоном. Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить за выполнение Части 2 (В) – 8 (это 20% всей работы).

Задания ^ Части 3 (С) направлены на проверку сформированности умений базового, повышенного и высокого уровней по теме «Технология программирования». Количество заданий – четыре, первое из которых повышенного уровня сложности, а остальные три – высокого уровня сложности. Для выполнения заданий этой части необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме. За выполнение каждого задания выставляется определенное количество баллов, в зависимости от полноты и качества выполнения, поэтому 4 задания части 3 (С) давали при максимальном выполнении 12 баллов (это 30% всей работы). Эти задания самые сложные и самые трудоемкие. Ответы записываются на специальном бланке № 2.


^ Распределение заданий по разделам курса информатики


п/п

Название раздела

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Часть 3

К-во зада-ний

%

К-во зада-ний

%

К-во зада-ний

%

К-во зада-ний

%

1

Информация и ее кодирование.

8

25

6

19

2

6

0

0

2

Алгоритмизация и программирование.

9

28

5

16

2

6

2

6

3

Основы логики.

5

16

3

9

2

6

0

0

4

Моделирование.

1

3

1

3

0

0

0

0

5

Программные средства информационных и коммуникационных технологий.

1

3

1

3

0

0

0

0

6

Технология обработки графической и звуковой информации

1

3

1

3

0

0

0

0

7

Технология обработки информации в электронных таблицах.

2

6

2

6

0

0

0

0

8

Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.

1

3

1

3

0

0

0

0

9

Телекоммуникационные технологии.

2

6

0

0

2

6

0

0

10

Технология программирования.

2

6

0

0

0

0

2

6




Итого:

32

99

20

62

8

24

4

12


Экзамен проверяет знания и умения выпускников на различных уровнях (приложение № 1). Базовый уровень представляет собой задания на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей. Таких заданий в работе ровно половина.

Задания повышенного уровня связаны с содержанием профильных курсов информатики, требующих более углубленного изучения.

Задания высокого уровня призваны выделить учащихся, хорошо овладевших содержанием учебного предмета, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой. Именно поэтому при подготовке учащихся к ЕГЭ надо обращать их внимание, прежде всего, на темы, включенные в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию и программирование.

Время на выполнение единого государственного экзамена по информатике 4 часа (240 минут). Рекомендуемое время выполнения заданий частей 1 (А) и 2 (В) - 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий Части 3 (С) рекомендуется отводить 2,5 часа (150 минут).

Бланки с ответами на задания первой и второй части работы сканируются и затем централизованно автоматически обрабатываются. Ответы заданий третей части сканируются и распечатываются в графическом формате (без распознавания) для передачи экспертам на проверку. Все отсканированные ответы на задания третьей части хранятся в цифровом виде в центре проведения ЕГЭ. Каждая работа части 3 (С) проверяется двумя экспертами. В случае значительного (более чем в 1 балл) расхождения оценок экспертов, региональная комиссия передает работы на перепроверку третьему эксперту, чье мнение считается окончательным. Иначе ставится более высокая (из двух) оценка. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий – 40. Набранное количество тестовых баллов по специальной формуле переводится в итоговый балл по 100-балльной шкале, который и выставляется в сертификат ЕГЭ.

Статистика выполнения заданий экзаменационной работы по информатике представлена в приложении № 2.

Рекомендации по переводу тестового балла централизованного тестирования (итогового) в пятибальную шкалу оценок в 2006, 2007 годах по информатике:


Предмет

Пятибалльная шкала

Первичный балл

2

3

4

5

2

3

4

5

2006 г.

0-24

25-47

48-78

79-100

0-11

12-22

23-32

33-40

2007 г.

0-24

25-46

47-65

66-100

0-11

12-22

23-31

32-40



^ Рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике


1). Для подготовки учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по информатике в общеобразовательном учреждении возможно организация элективного курса в старшей школе «Готовимся к ЕГЭ по информатике».

Для курса разработан учебно-методический комплект: Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.

Данная книга представляет собой универсальное пособие для учителя и учащихся, совмещающее справочный материал для учителя и практикум для учащегося. Предлагается четыре варианта изучения курса. 1 и 2 предназначены для изучающих предмет на базовом уровне и желающих сдавать ЕГЭ по информатике. 3 и 4 варианты предназначены для изучающих предмет на профильном уровне. В учебном пособии предложена программа, курса, тематическое планирование, основные подходы к разработке КИМов ЕГЭ по информатике, рассмотрены тематические блоки и тренинги по проверяемым темам ЕГЭ.

2). Учителям в обязательном порядке необходимо знакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Возможно проведение пробного экзамена, который организует и проводит самостоятельно общеобразовательное учреждение, используя задания предыдущих лет.

3) При разработке плана урока использовать для самостоятельных работ и повторения изученного материала задания из КИМов.

4). Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Тестирование - это одна из форм контроля знаний учащихся, которая все чаще используется для итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

С помощью тестов можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навыки их выполнения, что значительно облегчит подготовку учеников к централизованному тестированию. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Основную часть работы по подготовке к тестированию нужно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и классных самостоятельных или проверочных работ, в случаях не столь эмоционально напряженных, как контрольные работы или экзамены. Считается, что психо­технические навыки сдачи тестовых экзаменов не только повышают эффективность подготовки к таким экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

5). Учителя могут провести консультации по подготовке к сдаче централизованного тестирования по информатике не только для учащихся, но и для их родителей. Ни для кого не секрет, что успешность сдачи любого экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей.

6). В экзаменационных работах достаточно много ошибок, связанных с неправильным заполнением бланка ответов на вопросы второй части работы. При подготовке учащихся к экзамену надо обратить их внимание на то, что все задания второй части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечисление чисел, какие пробелы и знаки препинания ставить и т.п. Также на уроках информатики можно объяснить учащимся всю сложность задачи распознавания письменного текста и проиллюстрировать тем самым необходимость записывать ответ с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведенному на бланке для записи ответов.

7). Учителям необходимо знакомить учащихся с электронным вариантом сдачи ЕГЭ по информатике, используя открытый сегмент портала ФИПИ http://www.fipi.ru. Это связано в первую очередь с тем, что форма сдачи ЕГЭ по информатике в 2009 году будет проходить в электронном виде.


^ Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Не стоит тревожиться о количестве баллов, которые ребенок получит на тестовом экзамене, и, тем более, нет смысла критиковать ребенка после экзамена. Внушайте своему ребенку мысль о том, что совершенным измерением его возможностей не являются полученные баллы.

  • Не следует излишне нервировать ребенка накануне тестирования — это может отрицательно сказаться на результате. Нервозность родителей может передаться ребенку, который не всегда еще может контролировать свои эмоции, и вызвать нервный срыв.

  • Подбадривайте, хвалите своего ребенка за то, что он делает хорошо.

  • Нужно стараться повысить уверенность ребенка в своих силах, потому что страх неудачи может привести к вероятности допущения ошибок.

  • Следите за состоянием здоровья ребенка, не допускайте его переутомления.

  • Составьте оптимальный режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, чередуйте занятия с отдыхом.

  • Ребенок должен иметь дома удобное место для занятий, такое, чтобы никто из домашних ему не мешал.

  • Во время интенсивного умственного напряжения ребенку необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

  • Распределите вместе с ребенком темы подготовки к тестированию по дням, контролируйте соблюдение графика.

  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к централизованному тестированию: не нужно заучивать теоретический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные определения можно выписывать на карточках.

  • Большое значение имеет тренаж ребенка по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных письменных и устных экзаменов. Вам окажет помощь наличие правильных ответов в тестовых заданиях.

  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. На централизованном тестировании ребенок должен иметь часы.

  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  • Во время тестирования обратите внимание своего ребен­ка на следующее:

  • сначала пробежать глазами весь тест, чтобы оценить тип заданий, которые в нем содержатся;

  • обязательно читать вопрос до конца для того, чтобы понять его смысл. Многие учащиеся допускают из­ лишнюю поспешность — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать;

  • если не знаешь ответа на какой-либо вопрос или не уверен в правильности своего ответа, пропусти его и отметь, чтобы потом вернуться;

  • если в течение отведенного времени ваш ребенок не нашел на него ответ, есть смысл положиться на ин­туицию и указать наиболее вероятный вариант.

• И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие усло­вия для занятий.

  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconБелгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по информатике
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconМетодические рекомендации по формированию Образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconУправление образования и науки Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Проблемы обновления содержания начального образования
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconУправление образования и науки Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconУправление образования и науки Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconУправление образования и науки Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области гоу впо белгородский государственный университет гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Информационное письмо Уважаемые коллеги!
Белгородский государственный университет и Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по информатике в Белгородской области iconМетодические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 19 января 2006 г.
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы