Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год icon

Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год




Скачать 68.19 Kb.
НазваниеАнализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год
Дата23.08.2012
Размер68.19 Kb.
ТипАнализ
источник

Анализ самых распространенных ошибок


В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом году приняли участие 78 человек. Победителями и призерами (25% от участников) стали 14 школьников среди 9 классов, 2 школьника среди 10 классов, 3 школьника среди 11 классов. В 2010 году, как и в предыдущие годы, олимпиадное задание 1 теоретического тура состояло из трех частей: I, II и III. Олимпиадное задание 2 практического тура состояло из 3-х практических работ. Как показали результаты олимпиады, уровень сложности заданий соответствовал рекомендациям по проведению олимпиад и школьники-участники олимпиады укладывались в необходимое время для выполнения заданий: 180 минут для теоретического тура и по 45 минут для каждого практического задания. Однако, при анализе итогового рейтинга видно, что наибольшие трудности, как правило, школьники испытывали при выполнении практического тура олимпиады. Разберем некоторые наиболее часто встречаемые из них.

9-ые классы

Школьники 9-х классов испытывали трудности при выполнении практического задания по «Зоологии беспозвоночных» по вопросам бинарной номенклатуры (понятия тип, класс, род, вид) и латинских названий (только один девятиклассник смог написать латинское название одного отряда класса насекомых). Следует напомнить школьникам, что высшей систематической категорией является тип, а низшей – вид. Каждый школьник должен уметь переходить от низшей категории к высшей, и наоборот: тип – класс- отряд – семейство – род – вид. Поэтому первое задание надо было выполнить так: 1) Тип – Первичнополостные, круглые черви; класс - собственно круглые черви, нематоды; род – аскарида; вид – человеческая или 2) Тип Кольчатые черви, аннелиды; класс – малощетинковые черви, олигохеты; род – дождевые черви, или люмбрициды ; вид – наземный, или обыкновенный или 3) Тип – Плоские черви; класс – дигенетические сосальщики, или трематоды; род – сосальщик; вид – печеночный.

При выполнении второго задания необходимо было узнать: а) перепончатокрылое насекомое (конечность пчелы с развитыми бедром и голенью), б) речной рак, в) полужесткокрылое насекомое (гладыш с плоскими задними ногами с длинными щетинками), г) полужесткокрылое насекомое (медведка с копательными передними конечностями), д) червеобразная личинка, где выражена голова и видны брюшные конечности – гусеница, ж) двукрылое насекомое (муха, у которой конечность состоит из тазика, вертлуга, бедра , голени и лапки из члеников и двух узких серповидных коготков; з) богомол; и) краб, к) листовидка (с листовиднорасширенными конечностями) л) паукообразное (7-ми члениковые конечности с осязательными волосками).

При выполнении третьего задания необходимо было узнать насекомое, определить и написать его систематическое положение по плану: отряд, семейство и род, указать место в пищевой цепи (консументы первого и других порядков, с расшифровкой фитофаги, дедритофаги и т.п.). Например: отряд – жесткокрылые (Coleoptera), семейство – пластинчатоусые (Scarabaeidae), род – скарабеи (Scarabeus) или отряд – прямокрылые (Orthoptera), семейство – кузнечиковые, или длинноусые (tettigonoidea), род – кузнечики (tettigonia) или отряд – двукрылые (Diptera), семейство – журчалки, илисерфиды (цветочные мухи) (serphidae), род – журчалка (serphus) или отряд – чешуекрылые, бабочки (Lepidoptera), семейство – настоящие шелкопряды (bombycidae), род – шелкопряды (bombyx) и т.п.

По разделу «Гистология» наибольшие трудности вызвали вопросы раздела эмбриология (стадии эмбриогенеза). После определения препарата необходимо было указать четко и кратко особенности строения и функциональное назначение ткани или угаданного органа.

Массовые ошибки по разделу «Морфология и систематика растений» были связаны с вопросами: характеристика побегов по функциям, или назначению (вегетативный, генеративный, вегетативно-генеративный и т.д.), тип соцветий (отсутствие) и формулы цветков.

10-е классы

При выполнении практического задания по разделу Микробиология» большая часть школьников продемонстрировали отсутствие практических навыков работы в асептических условиях (работа со спиртовкой, с микробиологической петлей: правильное внесение в пламя спиртовки, нанесение образца на предметное стекло, фиксация окраски) и знаний иммерсионной системы микроскопа (даже при приготовлении препарата не удавалось его рассмотреть в микроскоп). Легче работалось школьникам, которые знали примеры грамположительных и грамотрицательных бактерий. Баллы, набранные школьниками, варьировали лишь в пределах 2-6 против максимального значения 20.

По разделу «Зоология позвоночных» возникали трудности по составлению зубных формул млекопитающих известных отрядов: насекомоядные (предложен череп крота и рисунок), хищные млекопитающие (предложен череп собаки и рисунок), грызуны (предложен череп крысы и рисунок) и непарнокопытные (предложен череп лошади и рисунок).

По разделу «Цитология» («Анатомия человека») школьники легко узнавали кости скелета. А трудности возникали при характеристике особенностей строения и функций костей. При выполнении второго задания необходимо было выбрать из списка название структуры для предложенных 6 микрофотографий. Трудное задание, которое требует специальной подготовки. Можно порекомендовать разные книги и атласы по гистологии и цитологии (например, небольшая брошюра с рисунками-фотографиями и их описанием: «Гистология с техникой гистологических исследований» авторы: А.А. Артишевский, А.С. Леонтюк, Б.А.Слука, учебное пособие.- Мн.:Высш.шк, 1999,-236 с.).

11-е классы

При выполнении задания «Анатомия растений» по подготовке среза через клубень картофеля, возникли трудности с оформлением рисунка из-за преобладания в объекте запасающей паренхимы и четкого разделения на ткани.

При выполнении заданий по «Биохимии» большинство школьников выполнили практическое задание успешно.

Наибольшие трудности выполнения практического задания возникли у школьников 11-класса по решению задач по генетике. Школьники неумело использовали обозначения - символы и не давали письменного объяснения получаемых выводов.

Например, задание 1. Наследование признака, сцепленного с полом у предложенных дрозофил. Рассмотрим поставленный вопрос на примере признака «окраска глаз» у дрозофилы. Соответствующий локус находится в Х-хромосоме и отсутствует в У-хромосоме. Доминатная аллель этого локуса W обуславливает красную окраску глаз, а рецессивная w – белую. Скрещивание красноглазых самок c белоглазыми самцами ♂ в генных формулах выглядит следующим образом:

Генотип W W w0

РР фенотип красн. бел.


0 (ноль) после w означает отсутствие изучаемого локуса в У-хромосоме, то есть гемизиготность самца по рецессивной аллели локуса окраски глаз.

Гаметы РР - W ♂ w, 0


F-1 Генотип Ww W0

фенотип красн. ♂ красн.


Для примера, сравним теперь это скрещивание с обратным:


Генотип ww W0

РР фенотип бел. красн.


Гаметы РР - w ♂ W, 0


F-1 Генотип Ww w 0

фенотип красн. ♂ бел.


Примеры решения аналогичных задач


Задача 1. Рецессивный ген b, обуславливающий черное тело у мухи дрозофилы, локализован во 2-ой паре хромосом. В той же хромосоме находится рецессивный ген V, детерминирующий рудиментарные крылья. В 3-ей паре хромосом локализован рецессивный ген S, определяющий глаза цвета сепии (светло коричневый).

А) Сколько и какие типы гамет продуцирует дигетерозиготный по черному телу и зачаточным крыльям самец BbVv? Ответ: два типа гамет с генами BV и bv.

Б) Сколько и какие типы гамет продуцирует тригетерозиготный по черному телу, зачаточными крыльями и глазам цвета сепии самец BbVvSs? Ответ: четыре типа гамет с генами BVS, bvS, BVs и bvs.

В) Сколько и какие типы гамет продуцирует дигетерозиготная по черному телу и зачаточным крыльям самка BbVv? Ответ: четыре типа гамет BV, bv, Bv и bV.

Г) Сколько и какие типы гамет продуцирует тригетерозиготная по черному телу, зачаточными крыльями и глазам цвета сепии самка BbVvSs? Ответ: восемь типов гамет (4 некроссоверных и 4 кроссоверных) BVS, bvS, BVs, BvS, Bvs, bVS и bVs.


Задача 2. Длинные крылья мухи дрозофилы доминируют над рудиментарными. Какое можно ожидать соотношение между числом особей в потомстве с нормальными и рудиментарными крыльями, если скрестить две гетерозиготные особи с нормальными крыльями. Ответ: Соотношение по фенотипу 3:1 (три с нормальными крыльями, а один – с рудиментарными). Соотношение по генотипу 1:2:1 (1 гомозиготная доминантная: 2гетерозиготных:1 рецессивная).


Задача 3.У мухи дрозофилы серая окраска тела (Е) доминирует над темной (е), а длинные крылья (V) – над рудиментарными (v). При скрещивании гомозиготных серых мух с длинными крыльями получено потомство F-1, которое оказалось фенотипически единообразным. Каков будет фенотип и генотип у потомства, если скрестить гибридов F-1 между собой? Ответ: По фенотип потомство F02 окажется серой окраски с длинными крыльями (ЕV), серой окраски с рудиментарными крыльями (Еv), темной окраски с длинными крыльями (еV) и темной окраски с рудиментарными крыльями (еv) в соотношении 9:3:3:1. По генотипу гетерозиготным и гомозиготным в соотношении 12:4.


Задача 4. Дигетерозиготная самка по генам А и В скрещивается с самцом, рецессивным по обоим генам. В результате этого получено потомство, у которого имеется расщепление по фенотипу: АВ – 47%, Аb – 3%, аВ - 3%, ab – 47%. Какой тип наследования признаков имеется в данном случае? Можно ли определить расстояние между генами А и В. Ответ: Наследование признаков происходит по типу неполного сцепления генов. Расстояние между генами А и В равно 6 морганид.


Задача 5. Тестовое задание о гетерогаметности. Ответ: к сведению. Млекопитающие, человек, дрозофила, рыбы и многие насекомые: гаметы спермии (Х и У), яйцеклетки (Х и Х), то есть гетерогаметный пол у самца. Клоп, кузнечики: спермии (Х и 0), яйцеклетки (Х и Х), то есть гетерогаметный пол у самца. Все птицы, чешуекрылые, многие рыбы: спермии (Х и Х), яйцеклетки (Х и У), то есть гетерогаметный пол у самки. Моль: спермии (Х и Х), яйцеклетки (Х и 0), то есть гетерогаметный пол у самки. У пчелы самки диплоидны, а самцы гаплоидны (2n, ♂n). Известны, сравнительно редкие виды, у которых пол не наследуется, а является модификацией. Например, у одного морского червя (бионелия виридис) отдельно живущие личинки превращаются в самок, а личинки, поселяющиеся на самке или близ нее, - в самцов.


Председатель жюри

почетный работник высшего профессионального

образования РФ, к.б.н.,

доцент кафедры экологии и

радиобиологии ФГОУ ВПО БелГСХА

Олива Т.В.



Похожие:

Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconПоложение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Положением о региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (приказ Департамента образования Ивановской области №705 от 05....
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconСогласие на обработку персональных данных. Я
Дворец творчества юных (юридический адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 39) для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады...
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconЗаявка на участие обучающихся общеобразовательных учреждений района, города Белгородской области в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по
В состав участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников включаются следующие обучающиеся, ставшие победителями...
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconО проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Ивановской области проходил региональный этап всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету. Его участниками стали школьники...
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconО проведении II этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году
«Об утверждении Положения о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников», а также с целью выявления и развития у обучающихся...
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconЗаявка на участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по
Информация об учителях-наставниках, подготовивших победителей и призеров муниципального этапа
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconПриказ №323 Об утверждении списка участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, биологии в 2011/2012гг на территории Усть-Ишимского района
По результатам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, биологии в 2011/2012гг., муниципального этапа всероссийской...
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconСодержание часть основные требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Настоящие требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии (далее – Олимпиада) составлены...
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconПоложение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Всероссийской олимпиады школьников (далее Положение) определяет порядок организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады...
Анализ самых распространенных ошибок в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом год iconПоложение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников I. Общие положения
Всероссийской олимпиады школьников (далее Положение) определяет порядок организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы