Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг icon

Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг




Скачать 240.17 Kb.
НазваниеЭкономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг
Дата01.09.2012
Размер240.17 Kb.
ТипАвтореферат
источник
1. /Автореферат Лаптевой А.М/Автореферат.docЭкономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг



На правах рукописи


Лаптева Анна Михайловна


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ


Специальность 08.00.01 – “Экономическая теория”


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Кострома – 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО “Костромской государственный

университет им. Н.А. Некрасова”


Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент

Александрова Наталья Александровна


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Пефтиев Владимир Ильич

кандидат экономических наук, доцент

Харинов Евгений Владимирович

Ведущая организация:   Смоленский государственный

университет


Защита состоится «12» апреля 2007 года в 13 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.094.01 при Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова по адресу: 156961, г. Кострома, ул. 1-го Мая, д. 14, корп. “В”, ауд. № _23_____


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова


Автореферат разослан « 9» марта 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Степанов Е.Б.

к.э.н., доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Производство публичных услуг представляет особую проблему, имеющую социальное, политическое и экономическое значение. Демократическое государство призвано решать данную проблему посредством институционализации социального контракта между государством, обществом и гражданином. Трансформационные преобразования российской экономики существенно изменили механизмы производства публичных услуг. Общественный сектор, основными результатами деятельности которого являются общественные блага, в новых условиях мыслим только как партнер частного сектора, в значительной мере обеспечивающий и опосредующий его развитие. В связи с этим государство выступает в двух ипостасях, - как «защищающее» и «производящее». Переход к современной смешанной экономике, в принципе, способен обеспечить существенное повышение производства не только частных, но и общественных благ. Закономерное сокращение участия государства в экономических процессах не предполагает ослабления его дееспособности в тех сферах, достаточное развитие которых не может быть обеспечено за счет одного только свободного действия рыночных сил. Коренное преобразование и дальнейшее развитие институциональной среды и системы экономических отношений по производству публичных услуг актуализирует, прежде всего, изучение объективных противоречий, присущих данной сфере. Определение путей разрешения данных противоречий, способствующих оптимизации производства публичных услуг, имеет не только абстрактно – теоретический, но и конкретно – практический характер для современной России.

Рассмотрение роли государства в экономической системе чаще всего осуществляется с позиции изменения этой роли в процессе рыночных преобразований и формирования институтов рыночной экономики. При этом данные изменения связываются с поиском удовлетворительной формы предоставления различных типов товаров и услуг. В числе общественных благ, предоставляемых государством, есть государственное управление. Вместе с тем, услуги, предоставляемые государством, не сводятся к набору чисто общественных благ, характеризующихся неконкурентностью в потреблении и неисключаемостью из потребления.

В литературе сформулирована точка зрения, согласно которой одной из фундаментальных проблем изменения роли государства является проблема определения того набора услуг, которые должны оказываться государством как бесплатные для потребителей, производство которых финансируется исключительно и непосредственно за счет бюджета. Очевидно, что государство может производить общественные блага только в качестве специфической формы, функционируя в той или иной экономической системе. Не менее очевидно, что государство всячески пытается избавиться от своей производящей продукт экономической функции. Другое дело – распределение и перераспределение как легитимная функция, как функция – источник поиска ренты чиновниками – представителями интересов государства. Здесь- точка пересечения вопросов об эффективности реализации экономических интересов потребителей общественных благ и пределах реализации рентоориентированного поведения представителей государственных экономических интересов, дающих возможность эти блага производить и потреблять.

Степень научной разработанности проблемы. Философские основы проблемы общественных благ, прежде всего, как соотношение интересов человека, общества и государства, были заложены в трудах Аристотеля, Д. Юма., Т. Гоббса и Дж. Локка. В исследованиях меркантилистов и физиократов данная проблема связывалась с ролью государства в воспроизводственном процессе. А. Смит выделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А.Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения в производство которых не способны окупаться, и потому производство таких благ должно брать на себя государство. В дальнейшем Ж.Б.Сэй, маржиналисты К. Менгер и Ф. фон Визер частично исследовали свойства общественных благ, сравнивая их с частными благами.

К. Виксель в наибольшей степени был предшественником современной теории общественных благ. Им был предложен целостный взгляд на государство как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. В системе налогообложения им был обоснован индивидуалистический подход, как обоснование общественного интереса в производстве общественных благ индивидуальными интересами граждан – налогоплательщиков. Этот подход был в последствии существенно развит учеником Викселя Э. Лидалем. С помощью инструментария микро– и макроэкономики наиболее полно общественные блага исследованы в работах П. Самуэльсона, Э. Аткинсона, Дж. Стиглица, Р. Пиндайка, Д. Рубенфельда, А. Пигу, Г. Мэнкью.

Органичное отражение проблема общественных благ нашла в «теории общественного выбора», в трудах К. Эрроу, Дж. Бьюкенена, Г. Таллока, М. Олсона. В теории «постиндустриального общества», как одного из направлений институционализма, проблема общественных благ рассматривалась Д. Беллом.

Производство общественных благ как одна из функций общественного сектора рассматривается в трудах Л. Гребнева, Р. Нуреева, Б.Рудника, С. Шишкина, Л. Якобсона. Влиянию институциональной среды на производство и распределение общественных благ посвящены исследования Н. Александровой, Н. Гибало, А. Заостровцева, А.Либмана, А. Мовсесяна, А. Олейника, Е. Скаржинской, М. Скаржинского, А. Субетто, В. Чекмарева. Региональные аспекты производства общественных благ в своих работах исследуют С. Артемьева, В. Горегляд, А. Гранберг, Г. Гутман, П. Кадочников, О. Кузнецова, Э.Куклински, А. Лавров, Дж. Литвак, А. Маршалова, А. Новоселов, Д.Сазерлэнд, Е. Сабуров, С. Синельников-Мурылев, Н. Типенко, И.Трунин, В. Христенко, А. Чернявский, А. Швецов, А. Шлихтер.

Характеризуя разработанность проблемы публичных услуг следует отметить, что, несмотря на очевидную её актуальность, ученые – экономисты находятся только в начале её исследования, хотя постановка проблемы уже осуществлена. Среди наиболее содержательных исследований проблемы следует отметить работы А. Аузана, Н. Катаевой, В. Герасименко, В. Домакова, П. Крючковой, М. Потаненко, Дж. Ю. Стиглица, В. Тамбовцева, А. Шаститко, Л. Якобсона, Е. Яковлева. Нельзя не отметить, что значительный вклад в разработку теории услуг внесли и представители Костромской школы ученых – экономистов. Так, уже в семидесятые годы двадцатого столетия профессор М. И. Скаржинский опубликовал ряд работ по теории услуг. Развивая теоретические положения М. И. Скаржинского его ученик и последователь профессор В. В. Чекмарев применил их к исследованию сферы образования. Те или иные системы производства образовательных услуг исследованы профессорами Е. М. Скаржинской и Н.А.Александровой.

Вообще в экономической литературе используются два подхода к решению поставленного вопроса о содержании понятия «публичное благо» -эмпирический и теоретический. Если первый основывается на реально выполняемых ведомствами и их учреждениями функциях, то второй исходит из типологии благ, обладающих определенным набором свойств. В рамках первого подхода публичными называются блага, предоставляемые (в связи с выполнением властных функций) органами исполнительной власти и их учреждениями при непосредственном взаимодействии с гражданами. Отметим, что в соответствии с таким вариантом определения ключевыми признаками для идентификации благ как публичных являются: (1) связанность с выполнением властных функций, (2) непосредственное взаимодействие с гражданами. И та, и другая характеристики требуют уточнения. Отмечаем лишь, что данное определение предполагает, что публичность блага определяется в зависимости от того, кто ее предоставляет (в данном случае органы исполнительной власти и их учреждения).

Однако остаются недостаточно исследованными проблемы, связанные с многоаспектными интересами, институциональными противоречиями в экономических отношениях по поводу производства публичных услуг. Это важно для оценки результативности и разработки перспектив социально – экономических преобразований в данной сфере с точки зрения реализации интересов общества в целом и отдельных его субъектов.

Актуальность и состояние разработанности проблемы позволили сформулировать гипотезу диссертационной работы.

Гипотеза исследования. Выдвигается положение, согласно которому экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг приобретают все более сложную структуру, как по вертикали, так и по горизонтали, что приводит к «захвату» государства как социально-экономического института, что в свою очередь, требует теоретической оценки.

Цель работы заключается в выявлении тенденций развития экономических отношений власти и общества в производстве публичных услуг для обоснования направлений повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

- охарактеризовать общественные и публичные блага в контексте институционально-эволюционного направления экономической теории;

- дать политико-экономическую характеристику власти как субъекта экономических отношений;

- показать отличия содержания общественной и публичной собственности в рамках развития отношений собственности в период формирования постиндустриальной парадигмы развития общества;

- произвести характеристику публичных услуг как публичных благ;

- определить границы платности публичных услуг и наметить подходы к формированию механизмов ценообразования на публичные услуги;

- обосновать пути повышения эффективности производства публичных услуг с позиций их предоставления и потребления.

Объектом исследования является производство публичных услуг.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между властью и обществом в производстве публичных услуг.

Методологические и теоретические основы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использован методологический и теоретический арсенал неоклассической, институциональной, эволюционной экономической теории, применялись методы системного анализа, диалектики, сравнительного анализа и обобщений.

При изучении системы экономических отношений мы опирались на классические труды А.Смита, А.Маршалла, Дж.Кейнса, Р.Коуза, Д.Норта, К.Д.Эрроу, а также работы российских ученых, работающих по данной и смежным проблемам: А.Е.Шаститко, Г.Б.Клейнера, Н.А.Александровой, Н.П.Гибало, Ю.П.Исаковой, Ф.Н.Кадырова, Н.А. Кравченко, Л.И.Лисицина, Е.М.Скаржинской, М.И.Скаржинского, В.В.Чекмарева, Н.М.Шеймана. Кроме того, в работе применены методы новой политической экономии в части рассмотрения отношений в динамике как явления конфликтно-компромиссного характера, методы новой институциональной экономической теории в части совершенствования институтов, формальных и неформальных норм и правил поведения, применения принципа методологического индивидуализма к решению теоретических проблем оказания публичных услуг, а также методы сбора и обработки статистической информации, социального мониторинга.

Работа выполнена в соответствии с пп. 1.1, 1.4 специальности 08.00.01 «Паспорта специальностей ВАК».

Научная новизна исследования заключается в определении перспектив развития сферы производства публичных услуг на основе совершенствования системы экономических отношений в этой сфере. В результате такого подхода:

1.Дана характеристика публичной услуги как частного (индивидуализированного) блага, предоставляемого органами государственной власти и управления гражданам и организациям (физическим и юридическим лицам). В связи с этим выделим несколько ключевых характеристик благ, которые в дальнейшем могут быть использованы как критерии для разграничения различных режимов их предоставления. В числе таких характеристик: (1) конкурентность в потреблении, (2) исключаемость из потребления, (3) наличие побочных эффектов (при определенных обстоятельствах существующих в форме внешних эффектов) и сопряженные с ними вопросы платности услуг для отдельного потребителя.

2. В отличие от имеющихся публикаций в диссертации доказано, что основным фактором повышения качества публичных услуг является совершенствование экономических отношений, возникающих по поводу их производства и потребления , и выяснена природа возникновения административных барьеров производства публичных благ. Природа возникновения административных барьеров производства публичных благ кроется в возможности совмещения функций государственного управления и хозяйствования. Такое искусственно организуемое совмещение являет собой механизм (суть которого являют собой административные барьеры) реализации рентоориентированного поведения чиновников - представителей государственных интересов.

3. Раскрыты особенности механизма формирования цен на публичные услуги. Так же определены факторы, с учетом которых, должен строиться данный механизм.

4. Решен ряд проблем, связанных с качеством предоставления и повышения эффективности производства публичных услуг. В связи с этим выработаны единые принципы платности данных услуг, ориентированные на потребителя.

5.Определены совокупность экономических интересов и противоречий в предоставлении и потреблении публичных услуг на основе использования принципа методологического индивидуализма, что позволяет рассматривать министерства как совокупность чиновников (агрегированный субъект).

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование предполагает обогащение экономической теории экономическим анализом системы экономических отношений в сфере публичных услуг. Практическая значимость работы заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию экономических отношений в производстве и потреблении публичных услуг.

Апробация работы и полученных в ее ходе результатов состоялась в следующих формах:

а) Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры экономической теории Костромского государственного университета, на научной конференции Костромского государственного технологического университета, посвященной проблемам ценообразования (г.Кострома, 2002 год), «Проблемы и перспективы государственно-правового регулирования экономических отношений в России» (г.Пенза, 2003), VI-й международной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов «Инновационное развитие экономики: теория и практика» (Ярославль, 2005).

б) Основные положения работы опубликованы в 4 статьях.

Структура и объем работы. Структура построения диссертации определена последовательностью рассмотрения логически взаимосвязанных вопросов. Диссертация состоит из двух глав, разделенных на шесть параграфов, итоги исследования подведены в заключении, основной текст диссертации изложен на 136 страницах. В нем использовано 8 рисунков. Список литературы включает в себя 161 наименования.


II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются гипотеза, цель и задачи, определяются объект, предмет и методология исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования и апробация работы.

Первая глава «Публичные услуги с позиции экономических отношений власти и общества» работы посвящена характеристике общественных и публичных благ.

В первом параграфе дана классификация благ, которая представлена в виде схемы, а именно классификация товаров и услуг по критериям исключаемости и конкурентности потребления. Ключевые позиции в данной классификации занимают противоположные по своим значениям понятия частных и общественных благ. В работе рассмотрены общественные блага, как экономическая категория, т.е. общественные блага – это блага, которые выступают в роли товаров и услуг, предоставляемых государством бесплатно, хотя в отдельных случаях в нормируемых количествах; имеющий внешний потребительский эффект, распространяемый более чем на одного человека; обладающие в чистом виде или с некоторыми ограничениями свойствами неконкурентности и неисключаемости. Делается вывод о том, что все общественные блага обладают свойством неисключаемости, но они не обязательно обладают свойством неконкурентности. Выделены несколько ключевых характеристик благ, которые в дальнейшем используются как критерии для разграничения различных режимов их предоставления.

Делается вывод о том, что осуществление государственного управления, само по себе, является важнейшей услугой, оказываемой государством как обществу в целом, так и отдельным его составляющим. Причем эта услуга является общественным благом, она поставляется обезличенно всем субъектам в обществе, так что ее потребление каждым отдельным гражданином или организацией не связано с прямой оплатой ими доступа к получению такой услуги. Напротив, частные услуги, как и любые частные блага, поставляются конкретным субъектам в ответ на заявленный ими спрос, в соответствии с их желаниями и нуждами. Такие услуги могут как предоставляться, так и не предоставляться, так что они являются исключаемыми благами. Поскольку предоставление каждой индивидуализированной услуги требует затрат рабочего времени конкретного служащего, оказывающего такую услугу, то подобные блага являются также и конкурентными в потреблении, так что они действительно обладают всеми признаками частных благ.

Обзор экономической литературы показал, что, несмотря на понимание содержания функций государственного управления (наличие неотъемлемых характеристик общественных благ) и наличие представлений о публичных услугах (пусть даже в рамках разных подходов), а также аналитического инструментария, используемого в рамках новой институциональной экономической теории, проблема концептуального разграничения функций государственного управления и публичных услуг сохраняется. Очевидно, ее решение особенно важно в связи с наличием вполне практических вопросов относительно состава публичных услуг и экономических способов их оказания государственными органами управления и их учреждениями.

Во втором параграфе дана политико-экономическая характеристика власти, как субъекта экономических отношений.

1. Выделены два подхода к выделению власти. Сторонники первого, сущностного подхода рассматривают власть, как особенную субстанцию, носителем которой выступает отдельная личность. При втором, социологическом подходе, власть характеризуется как отношение взаимодействия двух сторон.

2. Выявлено положительное и отрицательное влияние власти на эффективность экономических процессов.

3. Дана характеристика признакам и функциям государственной власти, отличающих её от общественной.

4. В работе анализируются экономические интересы для того, чтобы аргументировать место частного интереса в общей структуре экономических интересов и определить возможность влияния частного интереса на интерес государственный и наоборот.

5. Делается вывод о том, что в отмеченном ракурсе публичные услуги становятся механизмом «опредмечивания» возможностей государства как социально-экономического института не только реализовывать национальные экономические интересы, но и удовлетворять потребности каждого отдельно взятого индивида как гражданина общества.

Проанализированные ранее признаки государства и государственной власти отражают различные характеристики и качества государственной организации общества, которые отличают государство от иных социальных институтов и организаций, в самом общем виде могут быть обозначены следующим образом.

А) Государство является организацией всех граждан и определяет ос­новные направления развития общества в интересах всех и каждого - «го­сударство-организация».

Б) Государство обладает суверенитетом и единством законодательных, исполнительно-распорядительных и контрольно-надзорных функций как полновластная организация в масштабе всей страны - «государство-арбитр».

В) Государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения и разветвленной системой юридических средств, позволяю­щих использовать различные методы реализации государственной власти - «государство - легализованное принуждение».

Очевидно, что государство может производить общественные блага только в качестве специфической фирмы, функционирующей в той или иной экономической системе. Не менее очевидно, что государство всячески пытается избавиться от своей производящей продукт экономической функции. Другое дело - распределение и перераспределение как лигитимная функция, как функция-источник поиска ренты чиновниками - представителями интересов государства.

В третьем параграфе показаны отличия содержания общественной и публичной собственности в рамках развития отношений собственности в период формирования постиндустриальной парадигмы развития общества.

1. Выделены характерные признаки, присущие публичной совместной собственности граждан, независимо от оснований её возникновения.

2. В работе подчеркивается, что с использованием права публичной собственности граждан, внешне связанного с владением, пользованием и распоряжением объектами публичной собственности, исключающими возможность для всех других лиц владеть, пользоваться и распоряжаться этими объектами, а внутренне представляющего собой публичную совместную собственность граждан РФ, на этапе реформирования российской экономики с её характерной быстро меняющейся экономико-правовой обстановкой может быть решен национальный вопрос. При этом внешняя и внутренняя сторона права публичной собственности вместе представляют собой направленное воздействие по упорядочиванию постоянно меняющихся экономических отношений, отражающих отношение многонациональных сособственников - граждан РФ к материальным благам как к своим, как принадлежащим им, и соответственно - на отношении всех других лиц к указанным благам как к чужим, не принадлежащим им.

Во второй главе «Проблемы ценообразования и эффективность производства публичных услуг» произведена характеристика публичных услуг, как публичных благ, а также рассмотрены проблемы платности и эффективности в сфере производства публичных услуг.

В первом параграфе отражены квалифицирующие признаки публичных услуг:

  • индивидуальность предоставления (адресованы конкретным субъектам);

  • добровольность (оказываются без принуждения со стороны государства, но исключительно по просьбе физических и юридических лиц);

  • недискриминационность (предоставляются любым физическим и юридическим лицам, а при частично или полностью платной публичной услуги – любым физическим и юридическим лицам, оплатившим услугу в размере не ниже издержек по оказанию такой услуги).

К потребителям публичных услуг относятся органы государственной власти (муниципальные органы), их должностные лица, а также субъекты предпринимательства, которым предоставляются информационные услуги, предусматривающие оказание консультационной помощи либо предоставление информации из государственных реестров, регистров и кадастров.

Публичные услуги оказываются непосредственно федеральным органом исполнительной власти (например, отдельные виды консультационной помощи) либо подчиненными ему коммерческими организациями (унитарными предприятиями) или некоммерческими учреждениями (вузами, лечебными учреждениями и иными). В данном параграфе выделены отдельные принципы, характерные для идентификации публичных услуг:

  1. Понимание публичности услуг зависит от того, на основе каких критериев (целевых функций) они предоставляются: максимизация ценности или прибыли (экономическая эффективность) не является здесь единственно верным критерием. В то же время при характеристике этого понятия используются и такие показатели общественной эффективности, как солидарность, равенство, длительность и качество услуг, использование наилучшей из доступных технологий.

2) Публичные услуги соответствуют принципу универсальности, т.е. неисключаемости из потребления индивида или группы в силу отсутствия гарантий обеспечения достаточного уровня рентабельности. Примером универсальных услуг являются бесплатные телефонные номера экстренной помощи.

Проанализированы проблемы, связанные с качеством предоставления публичных услуг в России.

  1. В настоящее время порядок принятия решений о составе публичных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и их учреждениями, законодательно не регламентирован. При принятии решений о составе услуг не всегда учитываются такие важные факторы, как их общественная значимость, соответствие функциональным обязанностям министерств и ведомств и основным целям деятельности подведомственных структур, а также наличие у государства финансовых, технических и кадровых возможностей по оказанию тех или иных видов услуг. Функции по оказанию многих видов услуг делегированы органами исполнительной власти, подведомственным бюджетным учреждениям и государственным унитарным предприятиям, а также «около ведомственным» коммерческим структурам. Одним из важнейших мотивов назначения в качестве исполнителя услуги подведомственной структуры является возможность перевода определенной части услуг на платную основу, а также расширение состава платных услуг. В результате преобладания коммерческих интересов над общественной целесообразностью состав услуг не оптимизирован с точки зрения потребителей. Определенная часть услуг явно носит принудительный и избыточный характер и ведет к возникновению непроизводительных расходов у потребителей.

  2. Отсутствуют критерии определения качества публичных услуг. Во-первых, следует отметить, что способы оценки удовлетворенности клиентов или потребителей лучше отработаны и больше систематизированы, в отличие от способов оценки удовлетворенности граждан. Во-вторых, совокупность факторов, влияющих на имидж публичных услуг, по всей видимости, шире, чем факторов, определяющих имидж частных услуг.

  3. Отсутствует единый, четко регламентированный механизм, определения цен на публичные услуги, оказываемые органами исполнительной власти и их учреждениями, министерства и ведомства располагают достаточно широкими полномочиями по формированию ценовой политики. Действующий порядок ценообразования часто преследует ведомственные интересы и имеет неблагоприятные последствия с точки зрения граждан и организаций, являющихся потребителями услуг, а также общества в целом. Отсутствие требований к открытости ценовой политики органов исполнительной власти и подведомственных структур препятствует контролю обоснованности цен в части покрытия расходов по оказанию услуг или извлечению ренты вследствие монопольного характера услуги.

  4. Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения имеют определенную самостоятельность в использовании средств, поступающих от оказания платных услуг. Одновременно имеет место практика «перераспределения» средств, полученных от оказания платных услуг в рамках ведомственной вертикали. Вместе с тем очевидна тенденция к усилению контроля со стороны государства за денежными потоками, возникающими от оказания платных услуг. Это явление развивается в условиях отсутствия целостной законодательно закрепленной концепции финансирования деятельности органов исполнительной власти.

  5. Действующая система материального стимулирования работников, оказывающих публичные услуги, строится в основном на формальных параметрах (образование, квалификация, стаж) и практически не учитывает результатов их деятельности, в том числе качества оказываемых услуг. Система надбавок и премий носит, по существу, произвольный характер и не имеет четкой привязки к уровню исполнения услуги.

Во втором параграфе определены принципы платности публичных услуг и намечены подходы к формированию механизмов ценообразования на публичные услуги. Предложены следующие принципы:

  • в случае добровольного обращения за публичной услугой для целей потребления или производительного использования, услугу целесообразно оказывать на платной основе с применением рыночной цены (если только соответствующее благо не признается государством социально значимым; в этом случае цена должна быть льготной либо вообще отсутствовать);

  • в случае вынужденного обращения услуга должна оказываться на бесплатной основе, либо считаться компонентом себестоимости продукции, т.е. соответствующие затраты должны вычитаться из налогооблагаемой базы.

Таким образом, по вопросу о це­лесообразности предоставления услуги гражданам и (или) организаци­ям органами государственной власти и управления на платной, либо на бесплатной основе можно сделать следующие выводы. С одной стороны, платность услуги вводится тогда, когда существует необходимость в создании стимула у работников государственного учреждения для повышения качества оказываемой услуги и (или) снижения издержек ее оказания при сохранении должного качества при условии, что такие стимулы не могут быть созданы иными способами в рамках бюджетного финансирования работы учреждения. С другой стороны, публичная услуга должна предоставляться на бесплатной основе, так как она представляет собой социально значимое благо, для которого введение платности снижает уровень потребления услуги по отношению к общественно желательному уровню, что негативно сказывается в долгосрочной перспективе на экономике или обществе. Вместе с тем полная бесплатность социально значимой услуги делает ее фактически благом свободного доступа (если не используется другой метод рационирования, основанный на идентификации необходимого для бесплатного получения данной услуги социального статуса того или иного человека), т.е. создает стимулы к чрезмерному ее потреблению и социально неоптимальному распределению ресурсов. Поэтому рационально введение «символической» платности подобных услуг, которая не приводила бы к существенному недопотреблению услуги и одновременно предотвращала бы ее перепотребление. Очевидно, что сложившийся порядок ценообразования на платные услуги, оказываемые органами исполнительной власти и подведомственными предприятиями и учреждениями, не может быть признан удовлетворительным. Отсутствие единого, четко регламентированного механизма установления цен и требований к открытости и прозрачности ценовой политики государственных органов имеет неблагоприятные последствия с точки зрения граждан и организаций, являющихся потребителями услуг, а также общества в целом. Кроме того, в условиях оказания услуг в неконкурентной среде, цена не выполняет стимулирующую функцию по отношению к качеству услуги. В данной связи актуальной представляется выработка единых принципов формирования цен на публичные услуги, оказываемые органами государственного управления. В работе перечислены факторы, с учетом которых должен строится механизм ценообразования применительно к определенному набору услуг, оказываемых органами исполнительной власти и их организациями.

В третьем параграфе второй главы выделены и рассмотрены основные вопросы эффективности производства публичных услуг с позиций предоставления и потребления.

Конструирование оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятий государственного сектора экономики предполагает рассмотрение типологии данных организаций (см. рис. 1).





Рис. 1. Типология организаций государственного сектора экономики.


Сделан вывод, что понимание деятельности организации государственного сектора экономики как социально-экономического субъекта позволяет утверждать, что результативность ее деятельности должна оцениваться с позиций всех экономических агентов и интегральной эффективности, отражающей ее целевую, техническую, экономическую и институциональную эффективность, возможно, многокритериальным и многоуровневым способом. Как представляется, основными критериями разграничения здесь должны быть:

А) исключительная принадлежность той или иной функции государству; обоснованием такой исключительной принадлежности может служить состав имманентных (эксклюзивных) функций государства, вытекающий из экономической теории государства, а также содержания Конституции РФ; в случае несоответствия теоретического состава функций государства и фактического содержания Конституции предпочтение для практического решения рассматриваемой задачи должно быть отдано Конституции. Вместе с тем такое несоответствие может послужить основанием для формулирования одного из прикладных выводов данного исследования, состоящего в целесообразности введения соответствующих изменений в Конституцию РФ; заметим, что такой подход согласуется с экономическим подходом к институтам и институциональным изменениям, в соответствии с которым изменения правил наиболее высокого порядка, к которым принадлежит Конституция государства, сопряжено со столь значительными издержками, что ее изменение должно быть обусловлено очень весомыми причинами;

Б) экономическая целесообразность «государственного» либо «негосударственного» способа выполнения тех функций (осуществления видов деятельности). По умолчанию предполагается, что технически соответствующие услуги могут оказываться не только государством, но и частными организациями. Таким образом, операционально сформулированный выше критерий предполагает получение ответа на вопрос о том, может ли услуга/услуги быть оказана государством с наименьшими издержками — в силу экономии на масштабе/разнообразии, повышения качества за счет специализации, уникальных (монопольных) возможностей оказания данной услуги и т.п.

Следует отметить, что приведенная трактовка природы возникновения административных барьеров позволяет отнести проблему совмещения функций государственного управления и хозяйствования в РФ к числу нерешенных теоретических проблем, отражающих сложившуюся практику функционирования экономической системы государства.

В заключении диссертационной работы сформулированы выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ

В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА

  1. Лаптева А.М. Публичная собственность и публичные услуги // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. – 2005. - №10. – С. 164 – 167(0,4 п.л.)

  2. Лаптева А.М. Определение публичной услуги через благо // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. – 2004. – спец.вып. – №4 - С. 86 - 91 (0,56 п.л.).

  3. Лаптева А.М. Сущность и свойства публичной услуги // Интеллектуальный потенциал университетского образования (сборник научных трудов). Ч. 1. / Отв. Ред. В.В. Чекмарев. – Кострома: ГОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – С. 68-74 (0,6 п.л.).

  4. Александрова Н.А., Лаптева А.М. Экономическая рента и производство публичных благ // Эндаумент. Сборник научных трудов преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов института экономики. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006. – С .3 - 5 (0,2 п.л.).



ЛАПТЕВА АННА МИХАЙЛОВНА

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 26.02.2007

Формат бумаги 60х84 1/16. Печ.л.0,9 Тираж 100 экз.


Отпечатано в КГУ им. Н.А. Некрасова

156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14




Похожие:

Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconОсновные сферы жизни общества
Отношения, складывающиеся при производстве, распределении, потреблении материальных благ, отношения собственности
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconПрограмма курса «менеджмент организаций сферы услуг» Предводителева М. Д, Балаева О. Н. (Гу-вшэ)
Функции сферы услуг. Интерактивная модель экономики. Особенности рынка услуг. Сфера услуг и формирование постиндустриального общества....
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconТернистая тропа к рынку, или новые экономические отношения в системе образования
Что и говорить, экономика это наша острая головная боль. И статья на такую каверзную тему, скорее всего, будет встречена читателями...
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconВопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика 2» Зарождение и развитие экономической теории. Предмет экономической теории. Микро- и макроэкономика
Основные экономические вопросы развития общества. Экономические агенты. Рациональность поведения
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconПовышение качества публичных услуг как инструмент снижения доли теневого сектора в региональной экономике
Аида Новенькова, Марина Сабирова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconКафедра «Мировая экономика и международные экономические отношения» Л. И. Хвоевская

Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconТамбов, 18 декабря 2012 тамбов, 18 декабря 2012 международная научно-практическая конференция социально-экономические аспекты развития современного общества
Для участия в конференции приглашаются преподаватели вузов, специалисты, докторанты, аспиранты, магистранты, студенты, руководители...
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconИнформационное письмо
«Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты»
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconПредоставления государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий
Ого самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям органам государственной власти субъектов Российской...
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг icon«Участие молодежи в общественной жизни, в принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления и деятельности по их реализации»
Участие в жизни общества и активная гражданская позиция предполагают наличие прав, средств, пространства и возможностей, а где необходимо...
Экономические отношения власти и общества в производстве публичных услуг iconЗакон о лицензировании отдельных видов деятельности
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы