Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" icon

Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса "основы религиозных культур и светской этики"




Скачать 304.53 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса "основы религиозных культур и светской этики"
Дата04.08.2012
Размер304.53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
1. Какими нормативно правовыми актами регулируются вопросы введения ОРКСЭ?
3. Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса?
6. Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, если они делятся на группы изучающие разные модули?
7. Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей у
8. Каков будет объем домашних заданий и обязательно ли их выполнять?
10. Почему модуль, касающийся христианства, называется «Основы православной культуры», а не основы христианской культуры?
11. Почему в программе курса нет основ традиционных верований коренных малочисленных народов Севера?
12. Можно ли в процессе изучения ОРКСЭ поменять модуль, если выбранный модуль не заинтересовал ребенка. Может ли он перейти к из
13. Предполагает ли этот курс его дальнейшее изучение в последующих классах? Будет ли продолжение курса в дальнейшем?
14. Будет ли организовано обучение, если модуль выбрал один учащийся и если он будет единственным в своем выборе во всей паралле
15. Сколько детей в классе или параллели должны выбрать тот или иной раздел курса, чтобы для них был выделен специальный учитель
Первый тип решений
Второй тип решений
Третий тип решений
Четвертый тип решений
Пятый тип решений
16. Как обеспечить оплату труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов н
17. Может ли светский учитель преподавать предмет, посвящённый изучению религиозных культур, если он атеист?
18. Почему модуль выбирают родители, а не дети?
20. Могут ли родители сами выбирать учителя для проведения занятий ОРКСЭ?
...
Полное содержание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАТОРОВ ВВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО

УЧЕБНОГО КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"


Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации введения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - комплексный учебный курс ОРКиСЭ или ОРКСЭ).

Материалы подготовлены на основе вопросов, наиболее часто поступающих в ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» от имени родителей, учителей-предметников и руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования Ямало-ненецкого автономного округа по поводу введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


^ 1. Какими нормативно правовыми актами регулируются вопросы введения ОРКСЭ?


С 01 сентября 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

Решение о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ в состав нового федерального Базисного образовательного плана принято Минобрнауки России на следующем основании:

  1. Поручения Президента РФ Д.А.Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009;

  2. Распоряжения правительства РФ от 29 октября 2009 г. № 1578-р;

  3. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р;

  4. Письма Минобрнауки от 08.07.2011 № МД-883/03 «Методические материалы для учителей и организаторов введения курса ОРКСЭ;

  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

  7. Плана мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;

Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.


2. Почему изучение религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной школы? Как соотносится преподавание религиозных культур с содержанием образования, его целями и задачами?


С сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях вводятся образовательные стандарты нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.


^ 3. Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса?


Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.


4. Как соотносятся знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур, с теми знаниями о мире, которые представлены в предметах естественнонаучного цикла?


Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.


5. Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса и некоторыми научными материалистическими гипотезами и теориями (например, взгляд на сотворение мира, человека и другое)?


Группой разработчиков выработаны согласованные структура и примерная программа курса, они не скрывают и не нивелируют разнообразие и множественность мировоззренческих взглядов и представлений. Комплексный курс включает шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе. Современное российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества естественным образом представлено и в школе. Педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения. Противопоставление может вызывать непонимание со стороны обучающихся, ценностные и мировоззренческие конфликты в их сознании, поэтому учителю нужно избегать абсолютизации тех или иных взглядов.

Чтобы не допустить противоречий, важно постоянно учитывать, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия.


^ 6. Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, если они делятся на группы изучающие разные модули?

Не станет ли разделение на модули причиной для межрелигиозных конфликтов и разжигания вражды?


Во-первых, разделение классов на группы давно и широко практикуется в школе, например, при изучении иностранных языков. Дети при этом условно называют друг друга «немцами», «англичанами», «французами» и т.д., но это не становится причиной вражды между ними.

Во-вторых, все модули без исключения имеют общую стержневую идею (любовь к Родине-России, единство Российского государства, межконфессиональный мир и сотрудничество на общее благо) и общие темы для занятий в начале, середине и конце каждой программы (целесообразно было бы привести примеры совпадения тем в программах модулей).

В-третьих, опыт деления учащихся на группы при изучении ими конфессиональных модулей давно практикуется в странах Европы. Например, в Литве при изучении предмета «Религия», в Польше при изучении предмета «Закон Божий», в Германии и т.д.

Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков - общее для всех модулей. На 31 - 34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед всеми одноклассниками и их родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных и этических традициях, которые изучали его одноклассники, что будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения.

Последние уроки, например, могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия", приуроченного к государственному празднику - Дню национального единства, проводимому 4 ноября. По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности.

Взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики", будут работать как одна педагогическая команда. Образовательному учреждению, муниципальному образованию рекомендуется в начальный период введения курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи:

1) разработка технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;

2) выстраивание системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;

3) организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;

4) организация проектной и внеучебной деятельности обучающихся.


^ 7. Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика?


Как можно измерить результативность курсов духовно-нравственной направленности, подобных ОРКСЭ – это вопрос, над ответом на который до сих пор трудятся многие умные головы, в том числе и ученые от образования. Главным критерием результативности будет являться качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).

Комплексный учебный курс ОРКиСЭ объявлен безотметочным, поэтому жёсткие, формализованные требования по оценке успеваемости и по результатам освоения курса не предусматриваются. Возможно применение безоценочных форм, например, «зачтено» или «не зачтено» и др. Предлагается так же качественная взаимооценка в виде создания презентаций, творческих проектов и последующего объявления победителей и призёров. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.

Можно точно сказать, что «двоек» и «пятерок» за изучение любого из модулей ОРКСЭ ставить не должны, т.к. уровень нравственности невозможно, а, кроме того, и опасно с педагогической точки зрения, измерять в баллах.


^ 8. Каков будет объем домашних заданий и обязательно ли их выполнять?


Домашние задания в рамках курса ОРКСЭ носят творческий характер. Их объем находится в рамках норм, предусмотренных санитарными правилами для учащихся согласно их возрастным особенностям, как объем заданий любого другого предмета федерального государственного образовательного стандарта.

Что касается обязательности выполнения домашних заданий, то конечно «двойку» за невыполненное задание Вашему ребенку никто не поставит, но и качество изучения Вашим ребенком предмета в таком случае будет желать лучшего.

Кроме того, неподготовленный ученик будет чувствовать себя неловко по сравнению с подготовленными одноклассниками. Задания предусматривают включение родителей в деятельность по их подготовке, а это в свою очередь означает, что неподготовленный ребенок не будет чувствовать поддержки со стороны своей собственной семьи. Это серьезные вещи, над которыми стоит задуматься.


9. Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать этот курс? А можно вообще отказаться от изучения ОРКСЭ? Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что будет изучать их ребенок? Может ли какой-то из этих модулей быть выбран по умолчанию? Можно ли менять модуль?


А как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать курс физики, математики или истории? Попытайтесь ответить сами.

Комплексный учебный курс ОРКиСЭ обязателен для изучения, но имеет в своем составе шесть модулей, которые способны удовлетворить запросы представителей подавляющего большинства населения России, т.к. они ориентированы на основные культурные традиции народов, населяющих ее, и отражают основные мировоззренческие устои граждан РФ – от традиционных религиозных до нерелигиозных (атеистических).

Вообще отказаться нельзя. Можно выбрать модуль, содержание которого соответствует Вашему мировоззрению.

Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны без учета мнения родителей учащегося определять какой именно модуль будет изучать ребенок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определен школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.


^ 10. Почему модуль, касающийся христианства, называется «Основы православной культуры», а не основы христианской культуры?


Дело в том, что в любой стране, где преподаются предметы, имеющие конфессиональную основу (такие как «Религия», «Закон Божий», «Религиозная культура» и т.п.), родителям всегда предлагается осуществить выбор только лишь в рамках традиционных для данной страны религиозных культур. Это делается для того, чтобы не нарушить исторически сложившийся культурный баланс, на котором основаны традиции, мировоззрение народа, его государственность. Каждый народ, стремящийся к сохранению своей национально-культурной идентичности, бережет неповрежденной ее основу, каковой является культурообразующая религия.

Для России традиционными являются и официально признаны четыре религиозные традиции: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них, отличаясь древностью, внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России и, вместе с тем, способствовала объединению их едиными интересами в единое государство.

Особая роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры отмечена в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных организациях».

Как правило, если выбор родителей останавливается на конфессиональном модуле, то массовое предпочтение отдается в зависимости от компактности проживания представителей той или иной культуры. В местах компактного проживания мусульман (Татарстан, Северный Кавказ) выбирают исламскую культуру, в районе оз. Байкал, в Бурятии – буддийскую культуру, выбор иудейской культуры разрозненно прослеживается по всей стране. В основной части России массово выбирают Православную культуру.

Католицизм и протестантизм внесли весьма существенный вклад в формирование культуры, экономики, правовой системы и государственности стран Западной Европы и Америки. Но мировоззрение присущее этим конфессиям оказало не столь значительное влияние на становление культурологических основ России.

Нужно понимать, что в современном мире единых «христианских» культурных традиций вне зависимости от традиций православия, католицизма или протестантизма того или иного толка не существует. Это разные традиции и объединить их и тем более представить их в качестве одной единой традиции очень сложно.

Вместе с тем, на выбор родителей предложены еще два модуля: «Основы мировых религиозных культур», который касается общих черт христианства, свойственных основным христианским конфессиями, в том числе католицизму и классическому протестантизму, и «Основы светской этики», который избегает вообще привязки к любой религиозной традиции, базируясь на нерелигиозном (атеистическом) мировоззрении.


^ 11. Почему в программе курса нет основ традиционных верований коренных малочисленных народов Севера?


Дело в том, что как и отмечалось ранее, для России традиционными являются и официально признаны четыре религиозные традиции: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Традиционные верования коренных малочисленных народов Севера к таковым не относятся. Однако знакомить с ними детей никто не запрещает. В этом случае можно предложить ребенку интегрированный модуль «Основы мировых религиозных культур», в котором представлены все существующие в современной России религиозные культуры и отдельным блоком включить в занятия уроки, посвящённые изучению основ традиционных для северных народов религиозных культур.


^ 12. Можно ли в процессе изучения ОРКСЭ поменять модуль, если выбранный модуль не заинтересовал ребенка. Может ли он перейти к изучению другого модуля?


В процессе изучения курса ОРКСЭ можно поменять изучаемый модуль. Для этого родителям учащегося необходимо написать заявление на имя директора школы, который обязан обеспечить Вам и Вашему ребенку такую возможность.


^ 13. Предполагает ли этот курс его дальнейшее изучение в последующих классах? Будет ли продолжение курса в дальнейшем?


Предполагается, что по итогам реализации введения комплексного учебного курса ОРКСЭ и анализа его результатов может быть изменен формат курса. Однако это во многом зависит от запроса родителей, учащихся и учителей. Если запрос на расширение рамок курса ОРКСЭ будет выражен в результатах мониторингов и обращений общественности, то возможно, что преподавание курса получит свое продолжение и распространится на другие параллели классов.


^ 14. Будет ли организовано обучение, если модуль выбрал один учащийся и если он будет единственным в своем выборе во всей параллели 4-х или 5-х классов?


Школа обязана обеспечить преподавание модуля, даже если его выбрал только один учащийся (с согласия его родителей).


^ 15. Сколько детей в классе или параллели должны выбрать тот или иной раздел курса, чтобы для них был выделен специальный учитель и организована учебная группа?


В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закрепленными Законом Российской Федерации "Об образовании", решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей. Вместе с тем в рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности можно предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.

Необходимо при решении вопроса введения ОРКиСЭ также учитывать следующее – внесение изменений в образовательную программу, учебный план и контроль за их реализацией – прямая компетенция образовательного учреждения (ст. 32.2, п.п. 6), 7), 8), 15), 23) Закона РФ «Об образовании»).

Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов введения курса, исходя из своих возможностей, условий, собственных ресурсов: организационных, кадровых, финансовых, т.к. дополнительных финансовых средств на введение комплексного учебного курса ОРК и СЭ не предусмотрено.

^ Первый тип решений объединен одним принципом: курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах вводится за счет часов регионального и школьного компонентов. Различия решений лишь в соотношении часов этих компонентов, отводимых на реализацию курса.

Данный вариант введения курса предполагает интегрировать учебное содержание курсов регионального компонента общего образования в состав предметов инвариантной части учебного плана (например, таких, как литературное чтение, музыка, ИЗО, окружающий мир). Такие действия предполагаются и по отношению к предметам школьного компонента.

В рамках данного решения можно рекомендовать три варианта:

1,5 часа регионального компонента (то есть все часы, отведенные на региональный компонент в 4 четверти) + 0,5 часа школьного компонента;

1 час регионального компонента + 1 час школьного компонента;

0,5 часа регионального компонента + 1,5 часа школьного компонента.

Такое решение наиболее приемлемо для образовательных учреждений, работающих по 6-дневной учебной неделе в 4-х классах, в которых региональный и школьный компоненты составляют 3 часа в неделю.

Данное решение требует на первом этапе проведения образовательным учреждением внутренней оценки возможностей интеграции содержания регионального и школьного компонентов учебного плана в учебные программы курсов федерального компонента государственного образовательного стандарта, что во многом может зависеть от специфики школьного компонента.

Так, например, если часы школьного компонента отводятся на усиление предметов инвариантной части учебного плана школы, то подобные изменения могут быть произведены безболезненно. С другой стороны, если образовательным учреждением выбрана программа по предмету, требующая большего временного ресурса, чем позволяет инвариантная часть учебного плана, то сокращение часов школьного компонента, отводимых на изучение данной программы, может серьезно сказаться на качестве усвоения содержания программы.

Оценка возможностей интеграции курсов позволяет выбрать один из представленных выше вариантов.

Следующим шагом должно стать изменение рабочих программ педагогов по предметам, где предполагается интеграция.

^ Второй тип решений основывается на изменении единиц учебного времени (урока, года). Так, в федеральном базисном учебном плане 2004 года указано, что продолжительность урока во II–IV классах может быть 35-45 минут. При этом в соответствии с п. 2.9.1. СанПин при 35-минутной продолжительности уроков во II–IV классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет 25 часов, при 6-дневной – 27 часов. Таким образом, изменение времени, отводимого на один урок, позволяет увеличить количество учебных часов в неделю и ввести в расписание три дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 5-дневной или два дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 6-дневной учебной неделе.

Данный вариант фактически решает вопрос введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный план 4-х классов образовательного учреждения. Предложенный вариант требует изменений в поурочном планировании по всем остальным предметам учебного плана, а также, возможно, потребует изменений нормативной базы образовательного учреждения, в том числе Устава.

Организационный характер трудностей такого решения очевиден в школах, где вместе учатся младшие и старшие школьники. Для такого решения требуется разное расписание звонков. При данном режиме учебных занятий желательно выделить отдельную рекреацию в здании школы для учеников, имеющих уроки продолжительностью 35 минут (это уже не только первые, но и четвертые классы), так как время перемен у учеников разных параллелей не совпадает.

Другим возможным вариантом в рамках данного типа решений может стать увеличение числа учебных недель в году.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» продолжительность учебного года в IV классах составляет менее 34 недель, продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Третий вариант – увеличение продолжительности учебной недели в 4 четверти, что допускается федеральным базисным учебным планом: «Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года». При выборе такого варианта образовательное учреждение может изменить в четвертой четверти расписание уроков в 4 классе либо реализовывать курс «Основы религиозных культур и светской этики» в виде специально разработанных интенсивных курсов – погружений в шестой день. Подобное решение легко позволяет объединять детей из разных классов в группы для изучения отдельных модулей и экономить время педагогов и количество часов на их оплату. Такое решение может представлять интерес в образовательных учреждениях, где есть много классов в параллели и выбрано несколько различных модулей для изучения.

^ Третий тип решений для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает использование второй половины дня. Варианты таких решений можно перечислить:

– факультативное введение шестого урока после проведения спортивного часа или часовой перемены;

– использование индивидуальных часов и введение их в основное расписание;

– использование часов, отводимых на дополнительное образование.

^ Четвертый тип решений для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» не исключает возможности организации подвоза учащихся 4-х классов из ближайших малокомплектных и малочисленных школ, являющихся филиалами, к базовой школе, в которой будут проводить единый урок для всех четвероклассников в рамках выбранного для изучения модуля.

^ Пятый тип решений – преподавание того или иного курса (модуля) в разных школах одним педагогом. Такой вариант преподавания курса возможен в условиях города (большого поселка).

Таким образом, введение нового учебного предмета предусматривает разделение проблемы на несколько уровней ее решения: организационно-управленческий и содержательно-технологический. Выбирая один из возможных вариантов введения в учебный план образовательного учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики», необходимо проработать изменение нагрузки педагогов в 4 четверти. Образовательным учреждениям при выборе возможного варианта преподавания курса следует учитывать эту составляющую возможных изменений.


^ 16. Как обеспечить оплату труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов на группы?


В условиях нормативного подушевого финансирования средства на оплату труда из регионального бюджета поступают в школы не по смете в зависимости от количества часов учебной нагрузки, а по нормативу в зависимости от числа учеников. В этих условиях школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными действующим законодательством.

Согласно рекомендованным Минобрнауки России модельным методикам нормативного подушевого финансирования школ и формирования системы оплаты труда учителей предлагается школам разделять базовую часть фонда оплаты труда учителей на общую часть (для оплаты за учебную нагрузку и внеурочную работу) и специальную часть (для выплаты доплат, надбавок, размеры которых устанавливает школа, исходя из имеющихся средств). При необходимости школа может самостоятельно скорректировать соотношение этих частей, чтобы обеспечить оплату за увеличение нагрузки.


^ 17. Может ли светский учитель преподавать предмет, посвящённый изучению религиозных культур, если он атеист?


Поскольку учебный курс ОРКСЭ не является вероучительным, религиозным, а светским, культурологическим предметом, постольку и преподавание его должно осуществляться светским преподавателем.

Нет никакого противоречия между понятиями «светский» и «религиозный», т.к. они лежат в разных понятийных плоскостях. «Светский» значит не церковный, не принадлежащий к церковной организации, так же как, например, не принадлежащий к военной организации (к армии). Светская деятельность – это деятельность в миру, т.е. вне армии, вне церкви как организаций. «Светский человек» – это прежде всего гражданин светского государства, а не монах, не священнослужитель, не церковнослужитель, не военнослужащий и т.п. То есть в отношении с государством и обществом он находится вне церковной или армейской иерархии. Однако это совсем не исключает того, что светский человек, т.е. учитель, врач, чиновник, крестьянин и т.д., вполне может быть человеком верующим, религиозным, от чего он не перестанет быть светским человеком.

Если учитель, которому придется преподавать, например Основы православной культуры, ориентируясь на выбор родителей, будет светским человеком и по своим убеждениям атеистом, то вновь обратим внимание на то, что вышеназванный модуль в составе ОРКСЭ прежде всего светский и культурологический.

Кроме того, не стоит этого бояться и потому, что, как правило, учитель учится вместе с детьми и в постижении основ своей родной культурной традиции идет на шаг или на два впереди них. Автор учебника по ОПК предполагал заранее такую ситуацию и содержание учебника рассчитано на разного по уровню подготовки учителя.

Учитель же, который является активным противником идей православного христианства (впрочем, как и любой другой религиозной культуры), просто сам не станет его преподавать.


^ 18. Почему модуль выбирают родители, а не дети?


Модуль выбирают родители, а не дети, потому что согласно Закону РФ «Об образовании» именно родители до достижения детьми 15-тилетнего возраста являются их законными представителями перед лицом государственных и муниципальных органов, в том числе перед школой. Однако Вы имеете полное моральное право посоветоваться с Вашим ребенком, прежде чем сделаете выбор.


19. Ребенок настаивает на своём желании изучать модуль, посвящённый одной из религиозных культур, но родитель по своим убеждениям атеист (или принадлежит к другой религиозной культуре) и категорично против этого. Как быть?


Этот вопрос, конечно же, необходимо решать в семье. А для того чтобы родителям не ошибиться в выборе, им необходимо сначала хорошо разобраться в том, что собой представляет каждый из модулей ОРКСЭ. В этом им помогут учитель, прошедший специальную подготовку, книга для родителей, материалы учебников и электронных пособий. Возможны и консультации с представителями, религиозных организаций, которые в рамках сотрудничества будут помогать школе в осуществлении преподавания различных модулей посвящённых изучению основ религиозных культур.

Кроме того, у родителей всегда есть возможность поменять модуль в течение учебного года. Ещё раз подчеркнём, что право выбора всегда остается за родителями и этот выбор очень ответственен.


^ 20. Могут ли родители сами выбирать учителя для проведения занятий ОРКСЭ?


Курс ОРКСЭ является курсом, входящим в состав федерального Базисного образовательного плана и учебного плана школ наряду с другими основными предметами, такими как математика, русский язык и т.д. Поэтому выбор учителя для преподавания модулей курса ОРКСЭ происходит таким же образом, как и для преподавания других основных предметов. Родители имеют право организованно предлагать на суд администрации школы свое мнение, но решение о назначении преподавателя принимает администрация общеобразовательного учреждения.

Однако, на наш взгляд, если в школе работает педагог, имеющий положительный опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла в составе регионального или школьного компонента содержания образования (например, таких как: «Православная культура», «Истоки», «Живое слово», «Русские умельцы», «Русская художественная культура») и прошедший соответствующую подготовку (повышение квалификации), то родители имеют достаточно оснований предлагать администрации школы назначить преподавателем одного из модулей ОРКСЭ именно этого педагога.


^ 21. В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены родители? Могут ли они посещать уроки ОРКСЭ?


Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования должно осуществляются не только образовательным учреждением, но в первую очередь и прежде всего семьей. При организации нравственного уклада жизни младшего школьника, взаимодействие школы и семьи, несомненно, имеет решающее значение, так как семейные традиции, нравственный уклад и религиозные убеждения – один из важнейших компонентов, формирующих мировоззрение обучающегося. Поэтому системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса ОРКСЭ – одно из важных условий эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Права и обязанности родителей в сфере образования и воспитания детей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Вместе с тем необходим комплекс действий, направленных на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) их информированности о целях и задачах курса ОРКСЭ. Можно предложить такие формы просветительских мероприятий: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

Родители могут посещать уроки ОРКСЭ на тех же основаниях, что и занятия по другим основным предметам, т.е. с разрешения администрации школы и учителя. Целесообразно приглашать родителей (законных представителей) на обобщающие уроки, завершающие изучение отдельных тем, внеклассные мероприятия, а также для участия в организации образовательных экскурсий, тематических лекций, презентаций.


22. В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены представители религиозных организаций, диаспор? Почему учебный курс ОРКСЭ не преподают священнослужители?


Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций. Однако, каждый должен быть на своем месте и выполнять свои непосредственные функции. Священнослужитель – это служитель определённого религиозного культа. Он, имея диплом духовной семинарии, академии, медресе, или иного религиозного образовательного учреждения может преподавать в духовных (религиозных) учебных заведениях. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих непосредственных обязанностей. Поэтому священник, преподающий ОРКСЭ в муниципальной школе – явление в принципе возможное, но только в качестве редкого исключения. Любой из модулей ОРКСЭ должны преподавать педагоги-профессионалы, прошедшие специальную подготовку. Это их непосредственный функционал.

Будут ли эти уроки посещать священнослужители, зависит от того, каким образом выстроится взаимодействие между школой и религиозными организациями, пытающимся осуществлять сотрудничество с данной школой. Религиозные организации могут оказывать консультативную помощь преподавателям ОРКСЭ, помогать администрации школы в консультировании родителей. Священнослужители могут участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храм, мечеть, синагогу или другие культовые сооружения. Это возможно на основании последних нормативных документов федерального и регионального уровня, однако данные мероприятия должны быть обязательно согласованы с администрацией школы, родителями и преподавателем, заранее спланированы и реализованы в соответствии с взаимно оговоренными условиями.

Священнослужитель не имеет права произвольно (без такого согласования) настаивать на своем присутствии на занятиях в светской школе, проводить какие-либо беседы или осуществлять культовые религиозные обряды.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудиоформате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").


^ 23. Не будут ли учащихся на уроках ОРКСЭ приобщать к религии и навязывать им чуждое (не традиционное) религиозное мировоззрение?


Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. Т.е. курс не предполагает религиозной практики. В ходе преподавания его модулей дети не приобщаются к религиозным обрядам, не участвуют в отправлении религиозного культа.

Вместе с тем необходимо понимать, что культура – это далеко не только и не столько искусство. Культура – это уклад жизни народа, семьи, человека. Это представление об окружающем мире, о рождении, воспитании, становлении личности, взаимоотношениях в обществе, о смерти, на основе которых выстраивается образ жизни человека, и его быт в том числе. В каждой культуре эти представления особенные. Их особенности определяются той или иной картиной мира (одной из религиозных или атеистических). Существует научный термин – культурообразующая религия.

Поэтому культурологический подход предполагает изучение корней и плодов той или иной культурной традиции. Хотя приобщения к религиозному обряду при этом не происходит, но представления об устройстве мира, месте человека в нем, нормах взаимоотношений между людьми преподносятся в рамках одной из культурообразующих религиозных традиций (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.). Или в рамках нерелигиозной (атеистической) этики.

К какой именно мировоззренческой основе (одной из религиозных или атеистической) в образовательном учреждении будет приобщаться ребенок, зависит только от родителей ребёнка или его законных представителей. Модуль выбирают они.


24. Почему модуль посвящённый изучению религиозных культур слишком светский и культурологический? В них не хватает практических занятий и культовых мероприятий. Можно было бы усилить эту сторону предмета?


Поскольку согласно Конституции Российской Федерации – Россия светское государство и государство, впрочем, как и школа отделены от церкви, все модули, в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ, входят в федеральный государственный образовательный стандарт, постольку и характер их преподавания, а также их содержание выдержано в рамках культурологического подхода.

Кроме того, к массовому приобщению непосредственно к религиозным традициям, в том числе к их богослужебной практике, современное российское общество не готово. Оно в значительной своей массе поликультурно, с преобладанием атеистической формы мировоззрения. Отсюда значительная часть российского общества не готова массово воспринять необходимость изучения какой-либо религиозной традиции. И именно поэтому не только государственные образовательные структуры, но и религиозные организации видят необходимость постепенного приобщения именно к основам мультикультурных традиций нашего народа, возросших на религиозных традициях, а не к самим религиозным обрядам и таинствам. «Не навреди» - главный принцип, которым нужно руководствоваться при осуществлении любой задачи воспитания.

Вместе с тем, родителям всегда открыта возможность семейного религиозного воспитания. А при согласовании с учителем и администрацией школы, возможно и приглашение представителя религиозных организаций, как специалистов, для бесед с детьми по какой-либо важной теме модуля, обсуждение с ними волнующих вопросов, касающихся духовно-нравственного просвещения на родительском собрании, консультирование ими учителя и прочие вопросы взаимодействия в рамках российского законодательства. Все это возможно при условии формирования правильных сотруднических отношений с религиозными организациями, учитывая прежде всего светский характер образования в российской школе.


25. Где можно найти дополнительную информацию и материалы, полезные для более глубокого освоения и преподавания курса, а также для организации взаимодействия с религиозными организациями на местах?


С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания курса подготовлены книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений и книга для родителей.

Помимо этого, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии Минобрнауки России создан и сопровождается специализированный портал: www.orkce.ru, начавший работу в сентябре 2010 года. Информация на портале размещена в следующих разделах: "Новости и СМИ об ОРКСЭ", "Нормативные материалы", "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора", "Региональный опыт апробации". Для обмена мнениями на портале располагается форум.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

Информационно-методическое сопровождение различных проектов в рамках создания и развития социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений, реализуется Национальным фондом подготовки кадров совместно с рядом субъектов Российской Федерации, в том числе участвующих в апробации комплексного курса. Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: www.openclass.ru. В субъектах Российской Федерации:

Вологодская область (www.openclass.ru/vologda);

Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad);

Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka);

Пензенская область (www.openclass.ru/penza);

Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov);

Томская область (www.openclass.ru/tomsk);

Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia).

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

Информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах:

http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;

http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;

сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).


^ Федеральные сайты поддержки введения курса:


- http://orkce.apkpro.ru/

- http://www.prosv.ru/umk/ork


При подготовке методического пособия использованы материалы:

Распоряжение правительства РФ от 29 октября 2009 г. № 1578-р

Поручение Президента РФ Д.А.Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009

Письмо Минобрнауки от 08.07.2011 № МД-883/03 «Методические материалы для учителей и организаторов введения курса ОРКСЭ

КОИРО (Калининградский областной институт развития образования). Подробно: koiro.edu.ru


Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 года №84-р

Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"



Приказ N 69
от 31.01.2012





О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

Приказ N 74 от 01.02.2012




О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312









Похожие:

Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconМетодические рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconПлан введения в 2013-2014 учебном году в 4-х классах маоу сош №153 комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель
Цель: создание условий для организационно-управленческого, кадрового, материально-технического, финансового, научно-методического...
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconПлан мероприятий сопровождения введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в маоу сош №153 на 2012 2013 учебный год
Создание нормативно-правовых и распорядительных актов по маоу сош «153 в соответствии с документами Министерства образования и науки...
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconНаиболее часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов...
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconРабочая программа на 2012-2013 учебный год по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4 класса
Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconПриказ №672 министерства образования и науки Красноярского края «Об организации апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»,
Красноярского края «Об организации апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур...
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconПлан мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс «Основы религиозных...
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconОбщественный совет обсудил первые итоги апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Октября 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Основной вопрос...
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconПриказ №60 Об организации изучения «Основ религиозных культур светской этики» в 4 классе
На основании Распоряжения Председателя правительства от 28 января 2012 года «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13...
Методические рекомендации для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса \"основы религиозных культур и светской этики\" iconОсобенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы