Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе icon

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе




Скачать 477.37 Kb.
НазваниеЦель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе
страница1/3
Дата05.07.2013
Размер477.37 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3
1. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/Пояснительная записка 1.doc
2. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/лит.чтение послебукварный период.doc
3. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/окружающий.doc
4. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/русский язык.doc
5. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/тематич по физкультуре 1 класс.doc
6. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/тематич.план. математика , изо, технология..doc
7. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/тематическое пл литературное чтение 1 класс.doc
8. /тематическое планирование 1 класс 2011-2012/тематическое планирование 1 класс математика, изо, технология, музыка.doc
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков математики 1 класс
Тема урока Тип урока
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе
Программа по предмету «Русский язык»( письмо) по учебно-методическому комплекту «Школы России»
Урока
Календарно-тематическое планирование уроков математики на 2010-2011 учебный год в 1 классе
Тема урока Тип урока
Календарно-тематическое планирование уроков математики на 2010-2011 учебный год в 1 классе



Окружающий мир 1 класс


Пояснительная записка

Общая характеристика предмета

Специфика предмета «Окружающий мир»состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, общество­ведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными на­уками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формиро­вании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культу­рологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оцени­вать свое место в окружающем мире, участвовать в его созида­нии и др.

Знакомство с началами естественных и социально-гумани­тарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в бли­жайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (россий­ской идентичности), чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; еже­дневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружа­ющий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружаю­щий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений, характерных для природ­ной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества.


Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования вто­рого поколения и представлены в примерной программе содержа­тельными блоками «Человек и природа», «Человек и общест­во», «Правила безопасной жизни».


Содержание курса (270 ч)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Приме­ры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства.

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, ис­точник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — пла­нета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важней­шие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на ос­нове наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (на­звания, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хо­зяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, тра­вы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в при­роде и жизни людей, бережное отношение человека к растени­ям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жиз­ни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных живот­ных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение жи­вотных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, на­звания, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Кру­говорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространи­тели плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 приме­ра на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, осо­бенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности че­ловека на природу (в том числе на примере окружающей мест­ности). Правила поведения в природе. Охрана природных бо­гатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную кни­гу. Посильное участие в охране природы (изготовление простей­ших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и живот­ными).

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятель­ности организма. Гигиена систем органов. Измерение темпера­туры тела человека.

Человек и общество

Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек — член общества. Взаимоотношения человека с други­ми людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Че­ловек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные тра­диции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составле­ние схемы родословного древа.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и дру­гих общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, прес­са, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государ­ственная символика России: Государственный герб России, Госу­дарственный флаг России, Государственный гимн России; пра­вила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Ос­новной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации — глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; Государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (осно­вание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Рас­положение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зим­ний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мос­ты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримеча­тельности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особеннос­ти труда людей родного края, профессии. Названия разных наро­дов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в раз­ные исторические периоды: Древняя Русь, Московское госу­дарство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников ис­тории и культуры своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, располо­жение на политической карте, столица, главные достопримеча­тельности.

Правила безопасной жизни

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режи­ме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведе­ния на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пас­сажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе в разное время года.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускни­ки начальной школы получат возможность расширить, система­тизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого ми­ра, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личност­ного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с на­чалами естественных и социально-гуманитарных наук в их един­стве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

Выпускники получат возможность осознать целостность на­учной картины мира, свое место в мире на основе единства ра­ционально-научного познания и эмоционально-ценностного ос­мысления личного опыта общения с людьми, обществом и при­родой.

Выпускники познакомятся с некоторыми способами изуче­ния природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и пони­мать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и куль­туры родного края.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, полу­чат возможность научиться соблюдать правила поведения в ми­ре природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культурно-образного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объ­екты и явления живой и неживой природы, выделять их основ­ные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и про­водить простейшую классификацию изученных объектов приро­ды;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, ис­пользуя простейшее лабораторное оборудование и измеритель­ные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безо­пасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информа­ции;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не­живой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к при­роде;

  • определять характер взаимоотношений человека с приро­дой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблю­дения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохране­ния и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила эко­логического поведения в быту (раздельный сбор мусора, эко­номия воды и электроэнергии) и в природе;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и са­морегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пи­тания и личной гигиены;


выполнять правила безопасного поведения в природе,
оказывать первую помощь при несложных несчастных слу­чаях.


Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

  • различать государственную символику Российской Феде­рации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – сто­лицу России, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить ос­новные (изученные) исторические события с датами, конкрет­ную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации, нахо­дить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и веровани­ям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать ре­альные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

  • использовать различные справочные издания (словари, эн­циклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, отве­тов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внут­реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообще­ства, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совмест­но установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официаль­ной обстановке школы.

Рабочая программа рассчитана:



Класс

Количество часов всего

Количество часов в неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

66 ч

2

18

14

18

16

2

68 ч

2

18

14

19

17

3

68 ч

2

18

14

19

17

4

68 ч

2

18

14

19

17
  1   2   3



Похожие:

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconПрограмма «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы)
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconРабочая Программа учебной дисциплины б в. 03. Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «окружающий мир»
Цель курса – подготовка студентов к разработке, подготовке и проведению уроков окружающего мира и внеурочных занятий в рамках образовательной...
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconОкружающий мир изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмо­ционально-ценностного...
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconКнига для учащихся начальных классов. М.: Просвещение,2006. Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2009
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconПояснительная записка Цель изучения курса «Окружающий мир»
Это позволит учащимся освоить основы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет...
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconИспользование информационных технологий в начальной школе
Данный урок разработан по предмету «Окружающий мир», автор учебника Н. Ф. Виноградова, для 2 класса по программе «Школа 21 век»
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconПротокол №1 от 31. 08. 2011 Н. В. Редько Положение об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе муниципального общеобразовательного учреждения
Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика, окружающий мир
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconОсновные результаты выполнения заданий работ ом1 и ом2
Федеральными государственными образовательными стандартами» апреле-мае 2011/2012 учебного года была продолжена апробация инструментария...
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconОкружающий мир Природоведение Биология
Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова. Просвещение. 2011
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconКто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе iconБоу сош №78
Смета на учебно-лабораторное оборудование для начальной школы по предмету «Окружающий мир»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы