Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» icon

Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством»




Скачать 121.47 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины «Управление качеством»
Дата05.11.2012
Размер121.47 Kb.
ТипПримерная программа
источник
Содержание
Примерный тематический план учебной дисциплины
Примерное содержание учебной дисциплины
Тема 3 Качество и конкурентоспособность продукции и услуг
Практическое занятие
Практическое занятие
Тема 5 Нормативно-правовая база организации и
Практическое занятие
Тема 6 Государственные и международные стандарты и
Тема 7 Семейство стандартов ИСО 9000
Тема 8 Современные проблемы управления качеством и
Рекомендуемая литература
Управление качеством

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования повышенного уровня. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы дисциплины образовательным учреждением.

Дисциплина «Управление качеством» является общепрофессиональной, раскрывающей проблемы качества, методологические основы управления им, нормативно-правовую базу, стандарты и сертификацию систем обеспечения качества.


В результате изучения дисциплины студент должен


знать:

  • сущность и категории качества;

  • проблемы стандартизации, сертификации и управления качеством;

  • нормативно-правовую базу организации и функционирования систем управления качеством;

  • государственные и международные стандарты и системы качества;

  • роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством;


уметь:

  • пользоваться терминологией, используемой при решении вопросов качества;

  • определять показатели оценки качества;

  • использовать зарубежный опыт работы в области качества в своей практике.


Примерная программа рассчитана на 38 часов (в том числе 8 часов – практические занятия).

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по темам, а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа должна рассматриваться цикловой комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и исследовательские навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Содержание материала должно быть доступным.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

Предусмотренная программой тематика практических занятий носит рекомендательный характер и в рабочей программе может быть изменена в зависимости от специфики образовательного учреждения.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

В рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов (тем) следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по учебной дисциплине определяет образовательное учреждение.


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование тем

Количество аудиторных часов при очной форме

обучения


Всего

в том числе

практ.

занятия




1

2

3

Тема 1

Предмет, содержание и задачи дисциплины «Управление качеством»

2




Тема 2

Сущность качества и управление им

4




Тема 3

Качество и конкурентоспособность продукции и услуг


6


2

Тема 4

Основные методы управления качеством

8

2

Тема 5

Нормативно-правовая база организации и функционирования систем управления качеством

4

2

Тема 6

Государственные и международные стандарты и системы качества


4




Тема 7

Семейство стандартов ИСО 9000

4




Тема 8

Современные проблемы управления качеством и роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством



6



2




Всего по дисциплине:

38

8



^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1 Предмет, содержание и задачи дисциплины

«Управление качеством»


Студент должен


знать:

  • содержание учебной дисциплины «Управление качеством»;

  • задачи и цели управления качеством.


Проблемы качества продукции – важнейший фактор повышения уровня жизни. Комплексное понятие качества. Управление качеством. Системный подход к управлению качеством. Перестройка государственного управления качеством в постсоветской России. Новые тенденции и традиции в российском законодательстве.


Тема 2 Сущность качества и управление им


Студент должен


знать:

  • сущность и содержание качества;

  • терминологию в области качества;

  • категории качества;

  • сущность менеджмента качества.


Определение, сущность, природа, материальная основа и содержание качества. Терминология в области качества. Влияние качества продукции на результаты деятельности предприятия (организации). Экономические аспекты категории качества. Уровни оценки качества.

Качество и менеджмент. Основные понятия управления. Взаимосвязь систем менеджмента. Методологический подход к управлению качеством. Цель, функции, законы и механизмы управления качеством. Формы и методы организации работы по повышению качества.

^ Тема 3 Качество и конкурентоспособность продукции и услуг


Студент должен


знать:

  • понятия уровней качества и конкурентоспособности;

  • теорию конкурентоспособности;


уметь:

  • сопоставлять качество продукции от разных производителей.



Актуальность качества в рыночных условиях. Уровень качества жизни. Экономическое и социальное положение России на мировом рынке. Качество потребителей и производителей. Совокупность свойств качества и требований к продукции. Количественные и качественные классы характеристик изделий и динамика их изменений. Создание конкурентоспособного товара и его оценка.

Понятие конкуренции. Экономическая теория конкурентоспособности. Показатели и основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг. Уровень конкурентоспособности и способы его повышения.

Комплексный подход к обеспечению качества готовой продукции: изучение рынка, подготовка производства, изготовление, реализация и послепродажное обслуживание на основе системы «обратной связи» и планирования. Основные принципы и методы.


^ Практическое занятие


Оценка качества продукции разных производителей.


Тема 4 Основные методы управления качеством


Студент должен


знать:

  • основные методы управления качеством;

  • сферы приложения методов управления качеством;

уметь:

  • проводить исследования в области теории принятия решений управления качеством.


Основные методы управления качеством. Административное управление. Система, процесс, организация и процедура административного управления конфигурацией. Метод принятия решений, метод полезности, метод теории игр, метод сетевого планирования и управления качеством и методы оценки уровня качества и экспертных оценок. Элементы управления.

Сферы приложения методов управления качеством. Методический и творческий подход к системному исследованию управлением качеством. Функции и принципы управления. Методы управления качеством в отраслях промышленности, на предприятиях, в организациях и научно-исследовательских учреждениях. Опыт промышленно развитых стран.


^ Практическое занятие


Решение производственной ситуации: «Выбор направления исследований в области теории принятия решений управления качеством».


^ Тема 5 Нормативно-правовая база организации и

функционирования систем управления качеством


Студент должен


знать:

  • сущность правового воздействия управления качеством;


уметь:

  • работать с нормативно-правовой базой организации систем управления качеством.



Нормативно-правовая и юридическая база организации систем управления качеством на бумажном или электронном носителях. Нормативное сопровождение систем качества на предприятии. Основополагающие документы по законодательству, стандартизации и концепции, положения, правила, директивы, инструкция. Рабочее состояние нормативной базы и процедура ведения и управления документами. Системы поиска, доступности, анализа, пересмотра, дополнения, изымания устаревших документов.

Функционирование систем управления качеством:

требования → процесс жизненного цикла продукции → выход продукции. Документальное оформление.


^ Практическое занятие


Работа с нормативными документами прямого использования, устанавливающими основные положения систем управления качеством.


^ Тема 6 Государственные и международные стандарты и

системы качества


Студент должен


знать:

  • цели и принципы стандартизации;

  • виды документов в области стандартизации;

  • правила разработки и утверждения национальных стандартов;

  • структуру регистра систем качества.


Государственная система стандартизации. Техническая политика в области государственной стандартизации. Цели стандартизации в области надежности, задачи и комплексный характер. Принципы формирования фонда стандартов, их уровней и статусов. Отличие российской системы сертификации от международной.

Взаимодействие с международными стандартами. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Европейская организация по стандартизации. Европейская организация по качеству (ЕОК). Структура организаций и основные задачи.

Система сертификации продукции и производств. Правила сертификации качества.


^ Тема 7 Семейство стандартов ИСО 9000


Студент должен


знать:

  • требования по обеспечению качества продукции и управлению качеством на основе стандартов ИСО 9000.


Основные положения международных стандартов ИСО 9000 и целевая установка систем качества. Организационно-методическое обеспечение: качество руководства и управления (планирование, анализ, контроль). Требования заказчиков. Внедрение стандартов. Условия применения и функционирования российских систем качества в соответствии со стандартами ИСО 9000: созданных, внедренных и документально оформленных.


^ Тема 8 Современные проблемы управления качеством и

роль маркетинговой деятельности в системе управления

качеством


Студент должен


знать:

  • современные проблемы управления качеством и пути их решения;

  • роль маркетинга в системе управления качеством;


уметь:

  • анализировать показатели качества продукции.

Проблемы качества в народном хозяйстве. Уровень общих проблем качества в России.

Проблемы качества и национальные интересы. Руководство и управление производственным процессом, технологией, профессионализм персонала. Программы и затраты на повышение качества. Решение проблем, связанных с обеспечением требуемого качества.

Роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством. Анализ показателей качества в рыночных условиях.

Стратегия разработки и планирования новых товаров. Пути достижения целей управления качеством на стадии жизненного цикла продукции. Оценка способности предприятия выпускать качественную продукцию.


Практическое занятие


Анализ показателей качества продукции.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. – 1993. – № 23, 25, 26.

Закон РФ «О техническом регулировании» от 15 декабря 2002 г.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г.

Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г.

Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2003.

Никифоров А.Д. Управление качеством. Учеб. пособие для вузов.– М.: Дрофа, 2004.– 720 с.

Сергеев А.Г., Латышев М.И. Сертификация: Учеб. пособие. – М.: Логос. 2002.

Швандра В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: Юнити, 2001.

Никифоров А.Д, Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа, 2003.

Управление качеством: новые тенденции в российском законодательстве. Комментарий, разъяснение, статья от 14. 05.04. № 5733.


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка………………………………………….

3

Примерный тематический план учебной дисциплины ……….

5

Примерное содержание учебной дисциплины ………………..

6

Рекомендуемая литература……………………………………...

12



Примерная программа учебной дисциплины


^ Управление качеством


для групп специальностей


0600 Экономика и управление

2300 Сервис

0200 Право, социальная работа и издательское дело

среднего профессионального образования


(повышенный уровень)



Подписано в печать …………….

Формат 60x90/16. Уч.-изд. л. ………… Усл. печ. л. ……………

Тираж ……..… экз.


Институт проблем развития среднего профессионального образования

109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43


Отпечатано в отделе оперативного тиражирования ИПР СПО

107066, г. Москва, ул. Ольховская, 14





11




12






Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconПримерная программа учебной дисциплины управление качеством для специальностей технического профиля
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством». – М.: Издательский отдел ипр спо, 2004. – 16 с
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconПримерная программа учебной дисциплины управление качеством
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» (повышенный уровень). – М.: Издательский отдел ипр спо, 2005. – 14...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экономическая теория"
Экономика и управление и является единой для всех форм обучения. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы маркетинга» является частью основной профессиональной образовательной программы специальности
Техническое регулирование и управление качеством и составлена в соответствии с фгос спо специальности 221413 Техническое регулирование...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности
Фгос спо специальности 221413 Техническое регулирование и управление качеством, базовой подготовки, укрупнённой группы подготовки...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности
Фгос спо специальности 221413 Техническое регулирование и управление качеством, базовой подготовки, укрупнённой группы подготовки...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности
Фгос спо специальности 221413 Техническое регулирование и управление качеством, базовой подготовки, укрупнённой группы подготовки...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности
Фгос спо специальности 221413 Техническое регулирование и управление качеством, базовой подготовки, укрупнённой группы подготовки...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальности
Фгос спо специальности 221413 Техническое регулирование и управление качеством, базовой подготовки, укрупнённой группы подготовки...
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы специальности
Фгос спо специальности 221413 Техническое регулирование и управление качеством, базовой подготовки, укрупнённой группы подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы