Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" icon

Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент"




Скачать 139.05 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины "Менеджмент"
Дата05.11.2012
Размер139.05 Kb.
ТипПримерная программа
источник
Содержание
Примерный тематический план
Тема 3. Цикл менеджмента
Тема 4. Планирование в системе менеджмента
Тема 5. Мотивация и потребности
Тема 6. Система методов управления. Самоменеджмент
Тема 7. Коммуникативность и управленческое общение
Тема 8. Деловое общение
Тема 9. Процесс принятия решений
Тема 10. Контроль и его виды
Тема 11. Управление конфликтами и стрессами
Тема 12. Руководство: власть и партнерство
Примерный перечень практических занятий

пояснительная записка


Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент" предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для экономических специальностей среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные программы среднего профессионального образования. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением.

Дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организации (предприятия), но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:


иметь представление:

  • о характерных чертах современного менеджмента;


знать:

  • цикл менеджмента;

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

  • формы делового и управленческого общения в коллективе;


уметь:

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.


Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Примерная программа рассчитана на 60 часов (в том числе 20 часов практических занятий) для базового уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины, при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа должна рассматриваться предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

Дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает способы добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер; показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.

Для процесса обучения целесообразно использовать лекционно-семинар­ские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия и в организации.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам менеджмента.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях Предусмотренная программой тематика практических занятий носит рекомендательный

характер и может быть изменена в зависимости от специфики образовательного учреждения. В рабочей программе дисциплины наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов и указывается ее тематика.

В процессе изучения дисциплины "Менеджмент" рекомендуется проведение одной контрольной работы, задание для которой разрабатывается преподавателем учебного заведения и утверждаются предметной (цикловой) комиссией.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.


^ Примерный тематический план



Наименование разделов и тем

Кол-во часов

при очной форме обучения

Всего

в т.ч. практич.

занятия




Введение

2




Тема 1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента

2




Тема 2.

Структура организации.

Внешняя и внутренняя среда организации

6

2

Тема 3.

Цикл менеджмента

2




Тема 4.

Планирование в системе менеджмента

6

2

Тема 5.

Мотивация и потребности

4




Тема 6.

Система методов управления.

Самоменеджмент

2




Тема 7.

Коммуникативность и управленческое общение

4

2

Тема 8.

Деловое общение

8

4

Тема 9.

Процесс принятия решений

8

4

Тема 10.

Контроль и его виды

4

2

Тема 11.

Управление конфликтами и стрессами

6

2

Тема 12.

Руководство: власть и партнерство

6

2

Всего по дисциплине:

60

20


примерное содержание учебной дисциплины

введение



Студент должен:


иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.


Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система.


Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента


Студент должен:


знать:

  • сущность современных подходов к менеджменту;

  • национальные особенности менеджмента.


Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.


Тема 2. Структура организации.

Внешняя и внутренняя среда организации


Студент должен:


знать:

  • основные типы структур организации;

  • органы управления;

  • основные функции управления;

  • внешнюю и внутреннюю среды организации;

уметь:

  • составлять заданную структуру организации;

  • определять преимущества и недостатки каждого типа

структур.


Организация как объект менеджмента.

Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государственные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздействия: состояние экономики, политические и социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.


Практическое занятие.

^

Тема 3. Цикл менеджмента



Студент должен:


знать:

  • основные составляющие цикла менеджмента, их характеристику.


Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

^

Тема 4. Планирование в системе менеджмента



Студент должен:


знать:

  • сущность стратегического и тактического планирования;


уметь:

  • определить главную цель деятельности фирмы (миссию).


Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы текущего планирования. Реализация текущих планов.


Практическое занятие.

^

Тема 5. Мотивация и потребности



Студент должен:


знать:

  • критерии мотивации;

  • первичные и вторичные потребности.


Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.

^

Тема 6. Система методов управления. Самоменеджмент



Студент должен:


знать:

  • методы управления;

  • технику личной работы руководителя.


Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия.

Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др.

Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. Улучшение условий и режима работы. Анализ участия коллектива в управлении. Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация, катарсис.

^

Тема 7. Коммуникативность и управленческое общение



Студент должен:


знать:

  • коммуникативность и ее виды;

  • уровни коммуникации;

  • трансакционный анализ;


уметь:

  • использовать приемы аттракции в управлении подчиненными.


Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция).


Практическое занятие.

^

Тема 8. Деловое общение



Студент должен:


знать:

  • правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

  • условия эффективного общения;


уметь:

  • составить план беседы, совещания, переговоров.


Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.


Практические занятия.
^

Тема 9. Процесс принятия решений



Студент должен:


знать:

  • типы решений;

  • требования к решениям;

  • методику принятия эффективного решения;


уметь:

  • принимать эффективное решение.


Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.


Практические занятия.

^

Тема 10. Контроль и его виды



Студент должен:


знать:

  • виды и правила контроля;

  • этапы контроля;


уметь:

  • составлять план-схему организации контроля.


Контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю.


Практическое занятие.

^

Тема 11. Управление конфликтами и стрессами



Студент должен:


знать:

  • виды конфликтов;

  • методы управления конфликтами;

  • сущность и природа стрессов;

  • методы снятия стресса;


уметь:

  • разрешать конфликтные ситуации;

  • находить пути предупреждения стрессовых ситуаций.



Конфликт как органическая составляющая жизни общества и организации.

Сущность и классификация конфликтов.

Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов.

Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса.


Практическое занятие.

^

Тема 12. Руководство: власть и партнерство



Студент должен:


знать:

  • виды власти и влияния;

  • формы построения взаимоотношений с партнерами;

  • основные стили руководства в управлении;


уметь:

  • увязывать интересы работников с интересами фирмы.


Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть.

Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.

Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.


Практическое занятие.

^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 2.

  • Упражнения по составлению заданной структуры управления

Тема 4.

  • Составление миссии организации

Тема 7.

  • Использование приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными

Тема 8.

  • Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед

Тема 9.

  • Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях

Тема 10.

  • Составление плана-схемы проведения контроля

Тема 11.

  • Решение заданной конфликтной ситуации

Тема 12.

  • Определение стиля управления по "Решетке менеджмента" в заданной ситуации


литература


Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, 1995.

Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

Мескон М.Х., Альберт М. Хелоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

Гребцова В.Е. Менеджмент для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент" (под ред. Уткина Э.А., д-р экон. наук. проф; Е.Л. Драчевой, канд. экон. наук, доц.) – М.: Финансы и статистика, 1999.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: МГУ, 1995.

Уткин Э.А. Менеджмент. – М.: Зерцало, 1998.

содержание



Пояснительная записка

3

Примерный тематический план

6

Примерное содержание дисциплины

7

Примерный перечень практических занятий

14

Литература

15









____________________________________________________________

Подписано в печать …………………

Формат 60х88/16. Уч.-изд. л. …………… Усл. печ. л. ……………

Тираж ……………… экз. Цена договорная

____________________________________________________________


Издательский отдел ИПР СПО

109316, Москва,

Волгоградский пр-т, 43

____________________________________________________________

Отпечатано в









Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины менеджмент
Примерная программа дисциплины "Менеджмент". – М.: Издательский отдел ипр спо, 2002. – 12 с
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины "Менеджмент"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа дисциплины "Финансовый менеджмент". – М.: Издательский отдел ипр спо, 2002. – 14 с
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 0602 Менеджмент (по отраслям), 0607 Маркетинг (по отраслям) и является единой для всех...
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины «Дискретная математика»
Примерная программа служит основой для разработки учебной рабочей программы учебной дисциплины в образовательном учреждении
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины «Технические средства информатизации»
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины в образовательном учреждении
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины в образовательном учреждении
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины «Основы банковского дела»
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины "Документационное обеспечение управления"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением
Примерная программа учебной дисциплины \"Менеджмент\" iconПримерная программа учебной дисциплины «Основы построения автоматизированных информационных систем»
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины в образовательном учреждении
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы