Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога icon

Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога




Скачать 159.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога
Дата07.12.2012
Размер159.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
источник
Содержание
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Вид учебной работы
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа
Расчетно-графические работы
И (или) другие виды самостоятельной работы
4. Содержание дисциплины
Раздел: III. Рефлексия в педагогической деятельности.
4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема № 2. Качество образования в разных парадигмах и разных образовательных практиках (4 ч.)
Тема № 3. Управление образованием: понятие и основные теоретико – методологические подходы. (2 ч.)
РАЗДЕЛ: II. Современное толкование понятия «рефлексия»
Тема № 5. Современные подходы к пониманию термина «рефлексия» (4 ч.).
РАЗДЕЛ III. Рефлексия в педагогической деятельности.
Тема № 7. Педагогическая рефлексия учителя (4 ч.).
Тема 8. Рефлексивные умения в структуре профессиональной компетентности педагога (4 ч.)
Тема № 9. Характеристика результатов обучения. Проблема контроля и оценивания в современной школе (2 ч.)
Тема № 10. Рефлексия и инновационная деятельность будущего учителя (4 ч.)
Тема № 11. Рефлексивная контрольно-самооценочная деятельность будущего учителя (2 ч.).
Тема 12. Взаимосвязь качества образования и рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности учителя (2 часа.).
...
Полное содержание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2012 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.В.01 Рефлексивная деятельность социального педагога


1. Цели и задачи дисциплины


Цель: подготовка будущего социального педагога к теоретическому осмыслению и реализации на практике рефлексивного подхода в профессиональной педагогической деятельности, способствующего совершенствованию управления качеством образования.

Задачи :

  1. развитие профессионального мышления и сознания студента;

  2. ознакомление с подходами к проблеме качества образования, с сущностью данной проблемы;

  3. ознакомление с историей становления и развития понятия «рефлексия», с современными трактовками этого понятия, с сущностью рефлексивного подхода;

  4. формирование умения применять знания о рефлексии и о рефлексивном подходе на практике для повышения качества знаний учащихся.

  5. формирование навыков осуществления технологии рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности в процессе профессионального становления;


^ 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Основные знания, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  1. знания о закономерностях и принципах процесса обучения;

  2. знание о сущности подходов к определению качества образования;

  3. первоначальные представления о рефлексии в педагогической деятельности учителя;

  4. знания о сущности рефлексии и рефлексивного подхода;

  5. знания об основных формах, этапах и методах организации рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности.

Основные умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  1. умения применять рефлексию на всех этапах осуществления педагогической деятельности;

  2. умения диагностировать качество учебных результатов;

  3. умения планировать и осуществлять на практике педагогическое исследование;

  4. умение осуществлять структурно-функциональный анализ педагогического процесса.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы

^

Вид учебной работы


Всего часов

Семестр 9

Общая трудоемкость дисциплины


106

106

Аудиторные занятия


48

48

Лекции


48

48

Практические занятия (ПЗ)


-

-

Семинары


-

-
^

Лабораторные работы (ЛР)


-

-

И (или другие виды аудиторных занятий)


-

-
^

Самостоятельная работа


58

58

Курсовой проект (работа)


-

-
^

Расчетно-графические работы


-

-

Реферат


+

+
^

И (или) другие виды самостоятельной работы


-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)


Зачет 9 сем.

Зачет



^ 4. Содержание дисциплины:


  1. Разделы дисциплины и виды занятий




№ п/п

Раздел дисциплины

Лекционные занятия

Самостоятельная работа студентов

Раздел I. Проблема качества образования в современном мире.

1.

Современное толкование понятий «образование» и «качество образования»

4

4

2.

Качество образования в разных парадигмах и разных образовательных практиках.

4

4

3.

Управление образованием: понятие и основные теоретико-методологические подходы

4

4

Раздел: II. Современное толкование понятия «рефлексия»

4.

Исторический аспект становления термина

«рефлексия».

4

4

5.

Современные подходы к пониманию «рефлексии».

4

4
^

Раздел: III. Рефлексия в педагогической деятельности.


6.

Роль рефлексии в педагогической деятельности.

4

4

7.

Педагогическая рефлексия учителя.

4

4

8.

Рефлексивные умения в структуре профессиональной компетентности педагога.

4

4

9.

Контроль и оценивание в современной школе. Роль рефлексии на данном этапе педагогической деятельности.

4

4

10.

Рефлексия и инновационная деятельность будущего учителя.

4

8

11.

Рефлексивная контрольно-самооценочная

деятельность будущего учителя.

4

8

12.

Взаимосвязь качества образования и рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности.

4

6




ИТОГО

48

58


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


РАЗДЕЛ I. Проблема качества образования в современном мире.

Тема № 1. Современное толкование понятий «образование» и «качество образования» (4 ч.)

Сущность понятия «образования». Многофункциональность этого понятия. Основные подходы к его определению.

Проблема качества образования в современном мире, в России. Сущность понятия «качество образования». Философский и общенаучный подходы к определению данного понятия. Критерии качества образования. Выдающиеся педагоги современности о качестве образования и его критериях.

Образование как ключ к обеспечению жизнедеятельности общества и повышению качества жизни. Воспитательный компонент образования и его роль в формировании личности. Качество образования как основа для решения проблем качества во всех сферах жизни общества. Сущность понятия качество образования в современной системе образования.

^ Тема № 2. Качество образования в разных парадигмах и разных образовательных практиках (4 ч.)

Толкование термина «парадигма». Социокультурный и антропологический подходы в образовании.

Личностно-отчужденная парадигма системы образования и ее характеристика. Личностно-ориентированная парадигма и ее особенности.

Взаимосвязь образовательной практики и парадигмы. Отношение к результатам образования в разных образовательных практиках.

^ Тема № 3. Управление образованием: понятие и основные теоретико – методологические подходы. (2 ч.)

Управление образованием: развитие теории и характеристика понятия. Научные подходы к управлению образованием. Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент.

Система внутришкольного управления на современном этапе развития системы образования.

Оценка качества образования на каждом этапе по пяти группам показателей.

Функции управления качеством образования: планирование, организация, руководство, контроль, координация.


^ РАЗДЕЛ: II. Современное толкование понятия «рефлексия»

Тема № 4. Исторический аспект развития термина «рефлексия» (4 ч.).

Первые аспекты зарождения рефлексии (Гераклит, Парменид, Сократ, Аристотель). Возникновение термина.

Философский аспект рефлексии, взаимосвязь рефлексии с самосознанием. Толкование рефлексии в современных науках.

Соотношение рефлексии и деятельности. Роль рефлексии в жизнедеятельности человека.

^ Тема № 5. Современные подходы к пониманию термина «рефлексия» (4 ч.).

Рефлексия как одна из фундаментальных, общих категорий философии и психологии.

Рефлексия как важнейший компонент структуры самосознания.

Основные направления изучения рефлексии. Роль рефлексии в различных сферах профессиональной деятельности.

Проблема рефлексии в психологической науке.


^ РАЗДЕЛ III. Рефлексия в педагогической деятельности.

Тема № 6. Роль рефлексии в педагогической деятельности (4 ч.).

Рефлексия как основной компонент педагогической деятельности.

Виды, функции рефлексии. В.И. Слободчиков о сущности и видах рефлексии.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова об особенностях и уровнях рефлексии на разных этапах педагогической деятельности.

Рефлексия как форма нравственной деятельности человека, как метод самовоспитания и т.д.

^ Тема № 7. Педагогическая рефлексия учителя (4 ч.).

Рефлексия как компонент профессиональной культуры учителя. Рефлексивная сторона коммуникативной культуры педагога.

Особая роль рефлексии в личностно-ориентированной модели обучения.

Взаимосвязь рефлексии и творчества.

Сущность понятия рефлексия с позиции конструктивной и контрольной функций.

Самонаблюдение, самоанализ, самооценка как основа развития рефлексии у учителя.

^ Тема 8. Рефлексивные умения в структуре профессиональной компетентности педагога (4 ч.)

Компетентностный подход в профессиональном педагогическом образовании. Понятие о профессиональной компетентности учителя. Структура профессиональной компетентности педагога.

Аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения в содержании теоретической готовности педагога.

Содержание практической готовности учителя: мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные умения. Умения педагогического общения.

Профессиональная компетентность и педагогической мастерство.

^ Тема № 9. Характеристика результатов обучения. Проблема контроля и оценивания в современной школе (2 ч.)

Понятие результата обучения. Характеристика понятий «знания», «умения», «навыки».

Контроль как выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых. Проверка как составная часть контроля. Основные проблемы оценивания. Цели, принципы и функции контроля. Основные виды контроля (текущий, периодический, итоговый).

Диагностика обучения как процесс прояснения всех обстоятельств протекания дидактического процесса. Способы, формы диагностической деятельности. Особенности диагностического контроля.

^ Тема № 10. Рефлексия и инновационная деятельность будущего учителя (4 ч.)

Общие тенденции развития инновационных образовательных процессов. Социокультурные проблемы инновационной деятельности учителя.

Сущность понятия «инновация», типы, виды инноваций в образовании. Необходимость введения инновационных методик в современную систему образования. Историко-педагогические предпосылки подготовки учителя к инновационной деятельности. Учитель в инновационных образовательных процессах.

^ Тема № 11. Рефлексивная контрольно-самооценочная деятельность будущего учителя (2 ч.).

Контроль и самооценка. Сущность понятия самооценка. Взаимосвязь оценки и самооценки. Виды самооценки.

Сущность рефлексивной контрольно-самооценочной учебной деятельности, ее критериальные характеристики.

Профессионализм учителя новой образовательной парадигмы.

^ Тема 12. Взаимосвязь качества образования и рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности учителя (2 часа.).

В гуманистической парадигме образования личность выступает как самоорганизующийся субъект, обладающий множеством характеристик:

способность к рефлексии, потребность в ней есть условие осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями с одной стороны, и «осознанием пределов собственной несвободы», с другой;

стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты своей деятельности и отношений;

направленность на реализацию самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, самореализации, самоидентификацию и др.


^ 5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6. 1. Рекомендуемая литература


а) основная литература:


  1. Горянина, В. А. Психология общения : учебное пособие для вузов / В. А. Горянина.-5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 415 с.

  2. Куприянов, Б. В. Психолого-педагогические наваждения : анализ педагогического взаимодействия / Борис Куприянов. - М. : Чистые пруды, 2010. - 29 с.

  3. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина.-7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 566 с.


б) дополнительная литература:

  1. Азбукина, Е. Ю. Педагогика : Рефлексивная деятельность педагога как фактор повышения качества образования : учебно-методическое пособие. – Томск : Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2005. – 232 с.

  2. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – М. : Мысль, 1991.

  3. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманистические основы педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск.1990.

  4. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – М., 1982. Т.2.

  5. Вазина, К. Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен / К. Я. Вазина. – М. : Владос, 2006. – 380 с.

  6. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. – ИЧП «Издательство Магистр», 1995. – 111 с.

  7. Вульфов, Б. З. Основы педагогики : учебное пособие / Б. З. Вульфов Б. З., В. Д. Иванов. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во УРАО ; 2003. – 616 с.

  8. Горенков, Е. Рефлексия: проблемы реализации в педагогической деятельности / Е. Горенков // Высшее образование в России.-2005.-№ 7. - С. 94-95.

  9. Корчажкина, О. М. Построение рефлексивной модели современного учителя / О. М. Корчажкина // Педагогика. - 2012. - N 3 - С. 65-70.

  10. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя : учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 128 с.

  11. Растянников, А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 320 с.

  12. Рефлексивный подход : от методологии к практике : сборник статей / Институт философии РАН ; под ред. В. Е. Лепского. - М. : Когито-Центр, 2009. - 445 с.

  13. Сагдеева, Г. С. Способы конструирования интеллектуально-развивающей ситуации средствами учебно-предметной деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2011. – N 8. - С. 57-59.

  14. Семенов, И. Н. Рефлексирующее сознание и интуитивно-творческий акт / И. Н. Семенов // Вопросы психологии.-2011.-N 6. - С. 152-155.

  15. Сластенин, В. А. Рефлексивная культура учителя как субъекта педагогической деятельности / В. А. Сластенин, В. К. Елисеев //Педагогическое образование и наука.-2005.-№ 5. - С. 37-42.

  16. Сластенин, В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука.-2005.-№ 3. - С. 37-42.

  17. Ульянова, И. В. Способность к рефлексии - актуальное качество будущего педагога //Высшее образование в России. - 2011.- N 8-9 - С. 147-150.

  18. Уман, А. И. Структура рефлексивной деятельности учащихся в процессе учения/А. И. Уман, М. А. Федорова // Инновации в образовании.- 2009.- N 1. - С. 78-88.

  19. Щеголь, В. И. Рефлексия в творческом саморазвитии проектной деятельности студента/В. И. Щеголь, Т. А. Михайловская // Педагогическое образование и наука.-2010.-N 5. - С. 64-67.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


  1. Рабочая программа, разработанная преподавателем кафедры социальной педагогики ПФ ТГПУ.

  2. Библиотечные фонды ТГПУ.


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Телевизор, DVD-проигрыватель.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1 Методические рекомендации преподавателю


Данная дисциплина имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер, что прослеживается на всех этапах организации образовательного процесса. Студентам ежедневно предлагается выполнение творческих рефлексивных отчетов, включающих как вопросы после каждой главы, так и выполнение психодиагностических методик в приложении. В процессе занятий используются разнообразные способы рефлексивного взаимодействия и обратной связи, что помогает освоению материала и выработке собственной точки зрения.


^ 8.2 Методические указания для студентов


Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Возникновение и становление педагогической профессии.

  2. Учитель и его статус в современном обществе.

  3. Педагогическая профессия в 21 веке.

  4. Ваше понимание сущности гуманистической функции педагогики.

  5. Выдающиеся педагоги разных эпох.

  6. Современный учитель, какой он ?

  7. Ваше понимание профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

  8. Социально-психологические условия становления будущего учителя.

  9. Образование как социокультурный феномен.

  10. Педагогические ценности в современном мире.

  11. Социализация ребенка и взрослого: сходство и различие.

  12. Конфликт: источники и пути решения.

  13. Воспитание и самовоспитание.

  14. Ваше понимание духовности.


Тематика рефератов


  1. Возникновение и становление педагогической профессии.

  2. Современное общество и учитель.

  3. Педагогическая профессия в 21 веке.

  4. Сущность гуманистической функции педагогики.

  5. Выдающиеся педагоги разных эпох.

  6. Современный учитель, каков он ?

  7. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.

  8. Социально-психологические условия становления будущего учителя.

  9. Образование как социальный феномен.

  10. Педагогические ценности в современном мире.

  11. Ребенок и взрослый: сходство и различие.

  12. Конфликт: источники и пути решения.

  13. Воспитание и самовоспитание.

  14. Что такое духовность в современном мире?


Перечень вопросов к зачету


  1. Формирование понятия рефлексия.

  2. Направления изучения рефлексии.

  3. Сущность педагогической деятельности.

  4. Компоненты педагогической деятельности.

  5. Готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности.

  6. Сущность педагогической рефлексии учителя.

  7. Проблема качества в современном обществе.

  8. Качество образования и его характеристики.

  9. Содержание образования: сущность, структура, концепции.

  10. Предметная структура построения содержания образования. Модернизация предметной системы.

  11. Диагностика обучения.

  12. Контроль успеваемости: сущность и виды.

  13. Проблемы оценки и оценивания в современной дидактике.

  14. Сущность, цель, дидактические функции домашней учебной работы учащихся.

  15. Развитие самостоятельности и творческой активности учеников.

  16. Методы обучения рефлексивной контрольно-самооценочной деятельности.

  17. Сущность самовоспитание, роль рефлексии.

  18. Профессиональное самосовершенствование педагога.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031300.00 Социальная педагогика с дополнительной специальностью.


Программу составили:

Ст. преподаватель кафедры социальной педагогики___________Шварева О.В.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №_______от ______________2012 г.


Зав. кафедрой ___________Яковлева А.Г.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ


Председатель

методической комиссии Педагогического факультета__________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.



Похожие:

Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Психолого-педагогический практикум (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины Целью учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум»
Целью учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум» является ознакомление студентов с особенностями профессиональной практической...
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 Научно-методическая деятельность Специальность (022300) Физическая культура и спорт аннотация минимальные требования к содержанию дисциплины опд. Ф. 03 «Научно-методическая деятельность»
Минимальные требования к содержанию дисциплины опд. Ф. 03 «Научно-методическая деятельность»
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconПрограмма дисциплины м в. 05 Проектирование в социально-педагогической деятельности
Ооп, в том числе с разделами таких курсов как "Методика и технологии работы социального педагога" (методики и технологии социально-педагогической...
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 01 Введение в психолого-педагогическую деятельность

Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Введение в педагогическую деятельность
...
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconПрограмма дисциплины комплексная практика
Совершенствование комплекса профессиональных умений по направлению специализации в процессе самостоятельной работы в должности социального...
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconБ в. 15 основы психологии семьи и семейного консультирования
«Методика воспитательной работы»,»Технологии социально-педагогической деятельности», «Основы социальной работы», «Коррекционная педагогика...
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconДокументы
1. /Деятельность социального педагога.doc
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconРефлексивная деятельность преподавателя как механизм реализации рефлексивной функции его дидактической системы м. А. Федорова гоу впо «Орловский государственный университет»
Рефлексивная деятельность преподавателя как механизм реализации рефлексивной функции его дидактической системы
Программа дисциплины опд. В. 01 Рефлексивная деятельность социального педагога iconПрограмма дисциплины дпп. 09 Психология профессиональной деятельности педагога (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Психология профессиональной деятельности педагога»
Дисциплина «Психология профессиональной деятельности педагога» имеет следующее целепологание
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы