Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация icon

Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация




Скачать 262.16 Kb.
НазваниеТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Дата07.12.2012
Размер262.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник
Содержание
Министерство образования и науки российской федерации
«томский государственный педагогический университет»
Программа дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Содержание дисциплины по ГОС
4.1. Тематический план дисциплины
1. Формирование основных двигательно-технических навыков
2. Работа над полифоническим произведением с контрастным и подголосочным типом изложения
3. Работа над произведением крупной формы: соната 18-19 века
4. Жанр романтической миниатюры (или обработки народной песни)
5. Знакомство с произведениями в стилистике ХХ века
6. Знакомство с произведениями школьного репертуара по слушанию музыки
7. Развитие техники игры на инструменте
8. Работа над полифоническим произведением развитого имитационнного типа
9. Работа над произведением крупной формы: вариации, концерт
10. Работа над концертной пьесой развернутой формы
11. Формирование навыков концертного исполнительства
12. Освоение школьного репертуара по слушанию музыки
13. Работа над программой государственной аттестации
14. Совершенствование технических навыков
...
Полное содержание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Кафедра художественного образования


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.09 КЛАСС ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Специальность 030700 (050601.65) Музыкальное образование


Аннотация


Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1,2,3 курсов очной формы обучения по специальности 030700 (050601.65) Музыкальное образование.

Дисциплина «КЛАСС ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА» входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 464, из них 154 ч. - аудиторные занятия и 310 — самостоятельная работа.

Квалификация выпускника - учитель музыки.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 (050601.65) Музыкальное образование при очной форме обучения — 5 лет, на основе среднего профильного профессионального образования по очной форме обучения - 3 года.


Составными компонентами УМК являются:

  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа дисциплины ДПП.Ф.09 КЛАСС ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА по специальности 050601.65 Музыкальное образование

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 7

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 9

2.4 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену

Стр. 10


^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Директор ИК

_____________ Е.А. Каюмова

_____ ______________ 20__ г.


^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.09 КЛАСС ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА



1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Класс основного музыкального инструмента» — предмет первостепенной практической необходимости — является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания личности музыканта.

Во всех звеньях музыкального обучения курс фортепиано — одно из основных средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей, один из ведущих компонентов единого педагогического процесса.

Специфика учебного процесса по данному курсу представляет уникальную возможность для развития культуры музыканта, формирования его мировоззрения, этических и эстетических установок, так как наряду с получением навыков игры на рояле содержание занятий включает и усвоение знаний о музыке и различные воспитательные аспекты.

Курс фортепиано играет важную роль на занятиях по специальному предмету, с которым он органически связан. Так, оркестранты, вокалисты только за роялем могут получить исчерпывающее представление о полифонической связи, гармонической структуре произведения, один голос которого они исполняют на уроках по специальности. Занятия по музыкально-теоретическим и специальным предметам немыслимы без фортепиано, ибо показ, анализ, проверка знаний и умений — все производится при помощи этого универсального инструмента.

Без практической работы за фортепиано невозможно выполнение заданий по курсу музыкально-теоретических дисциплин: сольфеджио, гармонии, анализу музыкальных произведений, истории музыки, чтению партитур.

Курс фортепиано ставит своей основной задачей научить студента владеть инструментом в необходимом объеме для будущей профессиональной деятельности.

Курс фортепиано приобрел универсальное значение:

  • благодаря специфике инструмента, допускающей воспроизведение композиций, созданных в разных жанрах для разных вокальных и инструментальных составов. Исполнение на фортепиано позволяет ознакомиться с гармоническими и полифоническими особенностями звучания этих произведений;

  • в связи с разносторонней структурой, включающей развитие навыков фортепианной и ансамблевой игры, чтение нотного текста с листа, аккомпанемента;

  • в силу необходимости для каждого музыкального предмета, исполнение заданий которого не может обойтись без фортепиано;

  • в связи с тем, что разносторонность выбранных навыков игры на фортепиано помогает специалисту в его практической деятельности.



^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен ознакомиться с музыкой разных времен и стилей, приобрести умения грамотно, технически и стилистически точно, художественно выразительно исполнять сольную инструментальную программу; уметь разбираться в логике композиторского мышления, в композиционных особенностях организации музыкального материала, в образно-поэтическим содержанием произведения; приобрести навыки самостоятельной художественно значимой интерпретации музыкальных произведений; научиться анализировать, понимать природу и смысла музыкально-выразительных средств, а также роли каждого из этих средств в исполнительском воплощении авторского замысла; делать соответствующий словесный комментарий к произведениям, что важно для будущего учителя музыки; уметь грамотно и музыкально адекватно читать с листа произведения, прежде всего отвечающие по трудности школьному репертуару; накопить музыкального репертуара, необходимого для работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе, для ведения концертно-просветительской деятельности учителя.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

464

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия

154

30

30

30

24

30

10

Лекции






















Практические занятия






















Семинары






















Лабораторные работы






















Индивидуальные практические занятия

154

30

30

30

24

30

10

Самостоятельная работа

310

50

50

50

50

50

60

Курсовая работа






















Расчетно-графические работы






















Реферат






















И (или) другие виды самостоятельной работы






















Вид итогового контроля

экзамены,

зачеты

экзамен

зачет

зачет

экзамен

зачет

экзамен


4. Содержание дисциплины
^

Содержание дисциплины по ГОС


Инструментальное исполнительство как вид творческой деятельности. Развитие художественного мышления, музыкально-исполнительских умений и навыков. Различные приемы звукоизвлечения, свобода мышечного аппарата. Фразировка, туше, педализация и т.д. Особенности их применения в зависимости от стиля эпохи, композитора, художественной идеи произведения. Овладение исполнительским репертуаром, включающим произведения разных жанров, форм, стилей. Эскизное разучивание, чтение с листа, самостоятельная работа над музыкальным произведением. Овладение культурой инструментального исполнительства. Исполнение музыки о детях и для детей. Индивидуально-творческая интерпретация художественного произведения. Развитие артистических качеств. Музыкальное исполнительство как вид просветительской деятельности. Анализ и самоанализ исполнительской деятельности.


^ 4.1. Тематический план дисциплины


п/п

Раздел дисциплины

Лек-ции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1 курс










1

Формирование основных двигательно-технических навыков




8




2

Работа над полифоническим произведением с контрастным и подголосочным типом изложения




12




3

Работа над произведением крупной формы: соната 18-19 века




18




4

Жанр романтической миниатюры (или обработки народной песни)




6




5

Знакомство с произведениями в стилистике ХХ века




10




6

Знакомство с произведениями школьного репертуара по слушанию музыки




6




2 курс










7

Развитие техники игры на инструменте




10




8

Работа над полифоническим произведением развитого имитационнного типа




10




9

Работа над произведением крупной формы: вариации, концерт




14




10

Работа над концертной пьесой развернутой формы




8




11

Формирование навыков концертного исполнительства




6




12

Освоение школьного репертуара по слушанию музыки




6




3 курс










13

Работа над программой государственной аттестации




24




14

Совершенствование технических навыков




10




15

Развитие навыков публичных выступлений и концертной деятельности




6







    1. Содержание разделов дисциплины

Практические индивидуальные занятия

1 курс:

^ 1. Формирование основных двигательно-технических навыков

Игра основных видов гамм, аккордов и арпеджио в тональностях до 3 знаков. Работа над специальными упражнениями по развитию инструментальной техники. Работа над инструктивными этюдами композиторов 18-19 веков. Выработка навыков игры legato в средних и быстрых темпах. Совершенствование отчетливой беглости пальцев в различных видах мелкой фортепианной техники. Работа над элементами крупной техники. Освоение штриховых приемов легкого staccato и poco legato.

^ 2. Работа над полифоническим произведением с контрастным и подголосочным типом изложения

Знакомство с полифоническим типом излождения инструментальной фактуры. Интонационно-динамические, темпово-ритмические и штриховые задачи полифонической игры. Особенности голосоведения контрастного типа. Произвдения контрастной полифонии 18 века. Жанр сюиты как циклического полифонического произведения.
^

3. Работа над произведением крупной формы: соната 18-19 века


Сонатнтая форма и проблемы ее исполнительской интрепретации. Особенности сонат 18-19 века. Гомофонно-гармонический тип фактуры: штриховые и интонационно-динамические особенности ведения мелодии и аккомпанемента. Штриховые указания и особенности их прочтения в классической музыке 18-19 века. Темп и ритм в классической сонате. Тематическое развитие в классической сонате. Классическая соната, целостность формы и стиля.
^

4. Жанр романтической миниатюры (или обработки народной песни)


Знакомство с произведениями малых форм композиторов-романтиков 19-20 веков. Поэтичный стиль романтической музыки. Особенности туше и штрихов в произведениях романтиков. Особенности индивидуального композиторского стиля европейских романтиков. Инструментальное творчество русских романтиков. Пьеса в рамках цикла фортепианных миниатюр. Особенности исполнения обработки народной песни на народных музыкальных инструментах.
^

5. Знакомство с произведениями в стилистике ХХ века


Освоение особенностей фортепианного стиля джазовой музыки и музыки модернистских направлений. Современный стиль в творчестве отечественных композиторов ХХ века. Эскизное прохождение произведений. Изучение одного-двух произведений в стилистике ХХ века и включение их в концертную программу.
^

6. Знакомство с произведениями школьного репертуара по слушанию музыки


Чтение музыки с листа с опорой на хрестоматии по прогарммам музыки в общеобразовательной школе Д.Б.Кабалевского, Критской., Сергеевой., Шмагиной., Усачевой, Школяр. Закрепление на этом материала приобретенных исполнительских навыков. Эскизное разучивание музыкальных сочинений.


2 курс:
^

7. Развитие техники игры на инструменте


Развитие двигательно-моторных навыков. Работа над различными видами техники. Работа над этюдами и виртуозными пьесами. Различные приемы звукоизвлечения, свобода мышечного аппарата. Фразировка, туше, педализация. Исполнение художественных этюдов композиторов 19-20 вв.
^

8. Работа над полифоническим произведением развитого имитационнного типа


Канон и фуга: особенности интонационного построения тем и их проведения в развертывании полифонической фактуры. Прелюдия и фуга - циклический тип полифонического произведения. особенности полифонического стиля И.С.Баха. Закономерности моногоголосного (3 и более голосов) голосоведения. Формирование навыков исполнительского слышания и интонирования различных элементов полифонической ткани. Интонационные штрихи в полифонии 18 века. романтическая полифония. Русская полифония. Полифонические произведения композиторов ХХ века.
^

9. Работа над произведением крупной формы: вариации, концерт


Освоение особенностей музыкального развития в крупных формах вариаций и концерта. Совершенствование навыков интерпретации нотного текста, интонирования, динамического и ритмического построения тем, ведения голосовых линий в различных типах изложения музыкального материала, характерных для произведений крупной формы. Осознание авторского замысла, целостное восприятие произведения и работа над составляющими его элементами.
^

10. Работа над концертной пьесой развернутой формы


Включение в программу концертной пьесы развернутой формы 19-20 века. Точное стилистическое прочтение произведения. Преодоление технических и художественно-исполнительских проблем, встающих при работе над произведением. Внесение элементов собственной интерпретации в исполнение произведения.
^

11. Формирование навыков концертного исполнительства


Повторение пройденных ранее произведений и совершенствование их трактовок. Накопление репертуара. Подготовка и осуществление выступлений на зачетах, академических концертах, экзаменах. Подготовка к участию в конкурсе исполнительского мастерства. Осуществление выступлений перед студенческой и детской аудиторией с отдельными произведениями. Музыкальное исполнительство как вид просветительской деятельности. Анализ и самоанализ исполнительской деятельности.

^ 12. Освоение школьного репертуара по слушанию музыки

Чтение музыки с листа с опорой на хрестоматии по программам музыки в общеобразовательной школе. Работа по накоплению инструментального репертуара учителя музыки. Эскизное прохождение и включение в репертуар произведений из детских циклов композиторов 19-20 вв. Подготовка к написанию аннотаций к исполняемым произведениям. Формирование умения комментировать исполняемые произведения.


3 курс
^

13. Работа над программой государственной аттестации


Работа над произведениями гос. программы, представлящими различные жанры стили и формы. Преодоление двигательно-технических и художественно-творческих проблем, встающих при исполнении этих произведений. Написание аннотаций к произведениям.
^

14. Совершенствование технических навыков


Игра гамм, упражнений. Выработка приемов различных видов техники. Дальнейшее развитие двигательно-моторных навыков. Выработка художественно осмысленного инструментального туше при различных видах штрихов.

Включение в число произведений гос. программы виртуознной пьесы и (или) художественного этюда и работа над преодолением соответствующих технических трудностей.
^

15. Развитие навыков публичных выступлений и концертной деятельности


Работа над репертуарными произведениями. Подготовка и осуществление выступлений на зачетах, академических концертах, экзаменах. Подготовка к участие в конкурсах исполнительского мастерства. Участие в концертах с отдельными произведениями. Подготовка к выступлению на государственном экзамене с исполнением сольной программы. Выступление на прослушиваниях гос. программы. Выступления с произвдениеями гос. программы перед детской и студенческой аудиторией и подготовка к ним.


^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента: искусство фортепианного интонирования : учебное пособие для ВУЗов / А. В. Малинковская. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 381 с.

б) дополнительная литература:

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2003. - 334 с.

  2. Исенко, А. И. Школа игры на фортепиано : Учебно-методическое пособие / А. И. Исенко. - Форум, 2010.

  3. Крупа-Шушарина, С. В. Музыка природы : песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано / С. В. Крупа-Шушарина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 98 с.

  4. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс : учебное пособие / Е. И. Кубанцева. - М. : Академия, 2006. - 181 с.

  5. Лядов, А. К. Избранные сочинения / А. К. Лядов. - М. : Музыка, 1999. - 130 с.

  6. Мендельсон, Ф. Песни без слов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999.

  7. Мордасов, Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано / Н. Мордасов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 53 с.

  8. Моцарт, В. Вариации для фортепиано. - М. : Эксмо-пресс, 2001.

  9. Новая школа игры на фортепиано. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 206 с.

  10. Поливода, Б. А. Школа игры на фортепиано : 110 новых пьес / Б. А. Поливода. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 136 с.

  11. Пора играть, малыш : для учащихся подготовительного и 1 классов ДМШ : учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 75 с.

  12. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано : учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 61 с.

  13. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа : учебник для педагогических вузов / М. И. Ройтерштейн. - М. : ВЛАДОС, 2001, 2002.

  14. Скрябин, А. Н. 12 этюдов. - М. : Музыка, 2006. - 43 с.

  15. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : Учебное пособие для муз. училищ / П. В. Халабузарь. - М. : Музыка, 1990. - 173 с.

  16. Хрестоматия педагогического репертуара по общему курсу фортепиано. Полифония и сонатная форма : учебно-методическое пособие для студентов музыкальных колледжей, вокальных факультетов / сост. В. В. Мирошниченко, М. А. Беляева, Л. А. Кириллова ; под ред. В. В. Мирошниченко. - Изд-во : Союз художников, 2011.

  17. Чередническо, Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. - Аллегро-пресс, 1994. - 173 с.

  18. Юному музыканту-пианисту : 1-5 класс. Хрестоматия для учащихся ДМШ : учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компоненты учебно-методического комплекса дисциплины; наличие видеотеки.


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие аудиторий для индивидуальных занятий с музыкальными инструментами, концертного зала.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Обучение по дисциплине «Класс основного музыкального инструмента» носит индивидуальный характер. В этой связи для преподавателя важное значение приобретает индивидуальная направленность репертуара, его соответствие возможностям, актуальным задачам развития и индивидуально-творческим интересам студента.

Реализация программы обучения предполагает включение в процесс обучения различных форм музицирования:

  • Сольного исполнения программ.

  • Чтения музыки с листа. Форма работы, открывающая возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.

  • Эскизное разучивание музыкальных сочинений - форма работы, при которой овладение материалом не доводится до высокой степени завершенности, концертно-исполнительской законченности. Возможность изучения произведений завышенной трудности. Закрепление приобретенных исполнительских навыков, творческое преобразование их в новых условиях, расширение художественно-музыкального кругозора.

  • Игра в ансамбле - одна из форм творческого музицирования. Возможность ознакомления с широким кругом музыкальной литературы. Развитие способности согласовывать свои исполнительские намерения с действиями другого участника ансамбля.

  • Исполнительская практика - итог предварительной работы в классе и самостоятельной работы - предполагает участие в классных концертах, академических концертах, лекциях-концертах и учебно-тематических вечерах в школах, в конкурсах и фестивалях.


Одним из главных моментов учебно-воспитательного процесса является применение таких методов, как объяснение, показ, беседа, убеждение, анализ, сравнение, обобщение и др. выбор которых зависит от ситуации на уроке. Урок – одна из форм вербального общения, где устанавливается контакт педагога и студента.


Требования к уроку:

  1. Пробуждение интереса к музыке, развитие слуха в самом широком смысле этого слова, развитие образного мышления.

  2. Дифференцированный подход к обучению студентов.

  3. Краткость и точность замечаний.

  4. Яркость показа.

Типы уроков:

  • Традиционный (фронтальный).

  • Нетрадиционный.

  • Инновационный.

  • Доминантный.

  • Тематический.

  • Экспериментальный.

Организация уроков в зависимости от первоначальных задач:

  1. Проверка знаний предыдущего урока.

  2. Решение слухо-исполнительской проблемы.

  3. Активизация образно–художественного мышления.

  4. Прослушивание выученных произведений.


Важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний, умений, навыков, сочетание индивидуальных (практические занятия и консультации) и коллективных (мастер-классы) форм обучения, воспитание самостоятельности студентов, их творческой инициативы.


^ 8.1. Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студента является важнейшей частью освоения дисциплины. Она предполагает продолжение работы над исполнительским освоением произведения, начатой в классе под руководством педагога. Выполнение заданий - работа над деталями исполнения (звуком, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), техническим освоением произведения, осмысление художественных задач и т.д. Самостоятельное освоение нового материала. Знакомство с методической литературой, прослушивание звукозаписей, работа над сочинениями для эскизного освоения, чтение музыки с листа.


Организация самостоятельной работы студентов носит индивидуальный характер и осуществляется в виде подбора педагогом для каждого студента музыкальных произведений, соответствующих содержанию программы. В основе такого подбора - всестороннее развитие музыкальных способностей, формирование исполнительских навыков и умений, соответствующее индивидуально выделяемым задачам такого развития и уровню базовой инструментальной подготовки студента. В индивидуальную программу каждого семестра включаются произведения различных форм, жанров и стилей.


Примерный репертуар для изучения (фортепиано)
^

Полифонические произведения


1. Аренский А. Фугетта d-moll, op.12.

2. Бах И.С. Двух- и трехголосные инвенции. ХТК. Прелюдии и фуги, т.1,2. Французс­кие сюиты. Английские сюиты. Партиты. Токкаты (отдельные пьесы).

3.Гендель Г.Ф. Сюиты. Пассакалья.

4. Глинка М.И. Фуга d-m. Фуга a-m. Двойные фуги.

5. Губайдуллина С. Инвенция.

6. Хиндемит П. Ludus tonalis.

7. Чайковский П.И. Прелюдии и фуги.

8. Шостакович Д. 24 прелюдии и фуги.

9. Щедрин Р. Прелюдии и фуги "Полифоничеакя тетрадь".

10. Телеман Г. Фантазия h-m.

11. Фрескобальди Д. Токката a-m.

12. Чюрленис М. Фуга a-m.
^

Произведения крупной формы


1. Бах И.С.Сонаты A-d, a-m, f-m. Итальянский концерт. Концерты.

2. Бетховен Л. 32 сонаты. Вариации. Концерты.

3. Гайдн И. Сонаты. Концерты. Вариации F-d. Тема с вариациями. Анданте с вариациями f-m.

4. Клементи М. Сонаты.

5. Мендельсон Ф. Концерты. Блестящее каприччио. Серьезные вариации.

6. Моцарт В. Сонаты. Вариации. Концерты. Рондо. Фантазии.

7. Прокофиев С. Сонаты.

8. Равель М. Сонатина fis-m.

9. Скарлатти Д. Сонатины.

10. Хачатурян А. Концерт. Соната.

11. Григ Э. Соната

12. Галынин Г. Концерт.

13. Гендель Г. Вариации d-m, E-d. Концерты.

14. Кабалевский Д. Концерты. Сонатины.

15. Прокофьев. Сонаты.

16. Франк С. Симфонические вариации.

17. Шуман Р. Венский карнавал. Сонаты для юношества.

Пьесы


1. Бабаджанян А. Хорал. Элегия. Прелюдия-экспромт. Каприччио. Новелетта.

2. Бетховен.Л. Багатели. Две прелюдии. Полонез. Экосезы. Рондо-каприччио.

3. Гершвин.Дж. Прелюдии.

4. Дебюсси К. Арабески. Прелюдии. Детский уголок. Остров радости.

5. Лист Ф. Утешения. "Годы странствий". Венгерские рапсодии.

6. Мендельсон Ф. Песни без слов. Рондо-каприччиозо. Три каприса. Скерцо.

7. Метнер Н. Восемь музыкальных картин. Сказки. Три арабески. Примавера.

8. Прокофьев С. Детская музыка. Наваждение. Марш. Мимолетности.Маски.

9. Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Прелюдии. Этюды-картины. Юмореска.

10. Шуберт. Экспромты. Музыкальные моменты. Фантастические пьесы.

11. Шопен Ф. Экспромты. Прелюдии. Ноктюрны. Вальсы. Мазурки. Полонезы.

12. Скрябин. Прелюдии. Этюды

Этюды


1. Беренс Г. Этюды,

2. Кобылянский А. Семь октавных этюдов.

3. Крамер Н. Этюды.

4. Лев И. Октавные этюды.

5. Мошковский М. Этюды.

6. Черни К. Школа беглости. Искусство беглости пальцев.

7. Шопен Ф. Этюды.

8. Лист Ф. Юношеские этюды.

9. Скрябин А. Этюды

10. Рахманинов С. Этюды-картины.

11. Лешгорн А. Этюды


Примерный перечень заданий к зачетам и экзаменам

В соответствии с индивидуальными репертуарными планами студентов исполнить сольную программу из 3-4 произведений, среди которых:

  1. Одно полифоническое произведение.

  2. Произведение крупной формы (Соната, вариации …).

  3. Исполнить пьесу малой формы или обработку народной песни.

  4. Этюд или виртуозную пьесу.


Работа в классе основного музыкально инструмента носит индивидуальный характер. В связи с этим уровень трудности программ, исполняемых при проведении теста остаточных знаний - дифференцированный, в зависимости от индивидуального репертуарного плане студента. Уровень сложности произведений, таким образом, не является критерием оценки результатов его обучения.


^ Критерии и форма выставления оценки

Критериями выставления балла за исполнение программы в соответствии с позициями государственного стандарта дисциплины предлагается принять:

  1. Владение различными приемами звукоизвлечения, фразировка, туше, педализация и т.д., их соответствие стиля эпохи, композитора, художественной идеи произведения.

  2. Обладание свободой мышечного аппарата, органичностью и целесообразностью исполнительских движений.

  3. Овладение исполнительским репертуаром, включающим произведения разных жанров, форм, стилей. Овладение культурой инструментального исполнительства.

  4. Индивидуально-творческая, художественно выразительная и адекватная интерпретация художественного произведения.

  5. Развитие артистических качеств.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование».


Программу составила:

старший преподаватель

кафедры художественного образования __________________Г.С. Гусева

(подпись)

(Программа составлена на основе программы учебной дисциплины «Класс основного музыкального инструмента». Составитель: Ланкин В.Г. (2004 г.))


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20___г.

Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ

Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)


Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)

^ Лист внесения изменений


Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год


В программу учебной дисциплины ДПП.Ф.09 Класс основного музыкального инструмента вносятся следующие изменения:


1. Пополнен список дополнительной литературы:

^ 6.1. Рекомендуемая литература

б) дополнительная литература:

  1. Брэйд, Д. Классическая гитара. Справочник-самоучитель / Д. Брэйд. - Изд-во : Феникс, 2009.


2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 1549 внесены изменения в бланки ТГПУ в части наименования организации (распоряжение № 37 от 01.06.2011 г.).


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20___г.


Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ


Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)


Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)


^ Лист внесения изменений


Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2012-2013 учебный год:


В программу учебной дисциплины ДПП.Ф.09 Класс основного музыкального инструмента вносятся следующие изменения:


1. На основании приказа № 21-07/1 от 02.03.2012 г. Институт культуры реорганизован, на его основе образован факультет культуры и искусств (ФКИ).

2. На основании приказа № 28-07/1 от 03.04.2012 г. кафедра художественного образования реорганизована в форме ее разделения на две новые кафедры: кафедру музыкального и художественного образования и кафедру хореографии.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального и художественного образования

протокол № _____ от «___»____________2012 г.


Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ


Председатель методической комиссии ФКИ _____________________ Л.Г. Тимошенко

(подпись)


Согласовано:

Декан факультета культуры и искусств________________ Е.А. Каюмова

(подпись)



Похожие:

Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,34,5 курсов очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 10 Класс дополнительного музыкального инструмента или общего фортепиано специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 10 Класс дополнительного музыкального инструмента или общего фортепиано специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу кафедра музыкального и художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 050601. 65 Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,34,5 курсов очной формы обучения по специальности 050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 10 Класс дополнительного музыкального инструмента или общего фортепиано специальность 050601. 65 Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 050601. 65 Музыкальное...
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11 Концертмейстерский класс специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11 Концертмейстерский класс специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 15 Класс сольного пения специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3,4 курсов очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 15 Класс сольного пения специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3 курсов очной формы обучения по специальности 030700 (050601....
Тгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 09 Класс основного музыкального инструмента специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация iconТгпу) Кафедра художественного образования учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 14 Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур специальность 030700 (050601. 65) Музыкальное образование Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3,4,5 курсов очной формы обучения по специальности 030700...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы