Программа краеведческого курса icon

Программа краеведческого курса




Скачать 119.07 Kb.
НазваниеПрограмма краеведческого курса
Дата25.01.2013
Размер119.07 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
Содержание
Пояснительная записка
Цель курса.
Предполагаемые результаты обучения
Примерное планирование курса
Тема 2. Древнейшая история Владимирского края (2 часа)
Тема 3. Ростово – Суздальская земля в составе Киевской Руси (1 час)
Тема 4. Владимиро-Суздальская Русь в XII – XIII вв. (2 часа)
Тема 5. Владимирский край в составе Московской Руси (2 часа)
Тема 6. Владимирский край в составе Российской империи (4 часа)
Тема 7. Владимирский край в начале XX века (3 часа)
Тема 8. Владимирский край в 1920-40 гг. (2 часа)
Тема 9. Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (6 часов)
Тема 10. Владимирская область в 1950-60-е гг.: от сталинизма к «оттепели» (2 часа)
Тема 11. Владимирская область во второй половине 1960-х – первой половине 80-х гг. (2 часа)
Тема 12. Владимирская земля в годы перестройки и рыночных реформ (1985-90-е гг.) (2 часа)
Тема 13. Владимирская область в начале XXI века (4 часа)
Тема 14. Обобщающий урок «Роль и место Владимирской области в современной России» (2 часа)

Владимирский институт повышения квалификации работников образования



“Утверждаю”

Заведующая кафедрой гуманитарного образования ________Т.Х. Дебердеева

“___”______________________ 2011 г.



ПРОГРАММА

краеведческого курса

«История Владимирского края с древнейших времен до наших дней»

9 класс

(35 часов)

Авторы:

С.В. Михайлова, методист кафедры гуманитарного образования ВИПКРО

О.И. Петрова, методист кафедры гуманитарного образования ВИПКРО

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта ФБУП 2004 года

^ Пояснительная записка

История родного края является неотъемлемой частью истории России. В соответствии с ФБУП в основной школе предполагается изучение курса «История родного края» (не менее 35 часов). В комментариях к ФБУП рассматриваются две возможные модели построения такого курса:

1) в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с 6 по 9 класс

2) в качестве краеведческого модуля в курсе истории в 9 классе.

1 модель. Если история родного края входит в состав единого интегрированного курса «Краеведение» для 6 – 9 классов, то преподавание этой содержательной линии целесообразно скоординировать с основным курсом истории и построить по 3- ступенчатой схеме, которая представлена в обязательном минимуме содержания Стандарта 2004 года:

  • «История родного края с древнейших времен до конца XVII века» (6-7 классы)

  • «История родного края в XVIII – начале ХХ в.в.» (8 класс)

  • «История родного края в ХХ – начале XXI в.» (9 класс).

2 модель. Изучение отдельного историко-краеведческого учебного модуля «История родного края» в 9 классе. Такой подход наиболее эффективен и данная программа разработана для изучения истории родного края в форме модуля. Создание 35-часового учебного модуля в 9 классе позволяет выйти за рамки традиционной схемы историко-краеведческих курсов и усилить социальный контекст этого компонента исторического образования, его деятельностную направленность. Следует также учитывать, что по новому учебному плану в 9 классе на треть сокращено количество часов на изучение истории ХХ века, тогда как именно этот период является одним из наиболее сложных в изучении проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины.

На изучение истории родного края с древнейших времен и до начала ХХ века отводится не более 30 % учебного времени. Основной объем времени отведен на изучение истории родного края ХХ – начала XXI века.

Историко-краеведческий модуль ориентирован на приоритетное изучение новейшей и современной истории региона.

Наш земляк, владимирский писатель В.А.Солоухин, справедливо замечал, что любовь к «Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы» начинается с «любви к родным местам», которая вырастает из детских «жизненных впечатлений». Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на осознании сопричастности к героическому прошлому, талантам земляков и возможности, сохраняя традиции, быть достойными творцами современной истории.

^ Цель курса. Главной целью курса «История Владимирского края» является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего историю своего края, города, села (его традиции, памятники истории и культуры), любящего его и желающего принять активное участие в развитии края.

Задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни родного края и его населения с древнейших времен и до наших дней;

- развитие гражданских качеств учащихся, патриотизма по отношения к России и своей малой родине; 

- формирование способности и готовности школьников к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;


^ Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

  

^ Примерное планирование курса

«История Владимирского края

п/п

Название темы

количество часов

1.

Введение. Что изучает краеведение.

1

2.

Древнейшая история Владимирского края

2

3.

Ростово – Суздальская земля в составе Киевской Руси

1

4.

Владимиро-Суздальская Русь в XII – XIII вв.

2

5.

Владимирский край в составе Московской Руси

2

6.

Владимирский край в составе Российской империи

4

7.

Владимирский край в начале XX века

3

8.

Владимирский край в 1920-40 гг.

2

9.

Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

6

10.

Владимирская область в 1950-60-е гг.: от сталинизма к «оттепели»

2

11.

Владимирская область во второй половине 1960-х – первой половине 80-х гг.

2

12.

Владимирская земля в годы перестройки и рыночных реформ (1985-90-е гг.)

2

13.

Владимирская область в начале XXI века

4

14.

Обобщающий урок «Роль и место Владимирской области в современной России»

2




Всего

35



Тема 1. Введение. Что изучает краеведение (1 час)

Что изучает краеведение. Значение изучения краеведения. Источники краеведческих знаний. История изучения края. Вклад ученых и краеведов в исследование истории края.

^ Тема 2. Древнейшая история Владимирского края (2 часа)

Археологические памятники на территории Владимирской области. Древнейшие стоянки первобытных людей на территории края. Сунгирь. Наши далекие предки: финно-угорские племена. Славянская колонизация края.

^ Тема 3. Ростово – Суздальская земля в составе Киевской Руси (1 час)

Появление первых городов: Ростова, Мурома, Суздаля, Владимира. Дата основания г. Владимира. Распространение христианства в Ростово - Суздальской земле. Князья Борис и Глеб. Князь Ю. Долгорукий.

^ Тема 4. Владимиро-Суздальская Русь в XII – XIII вв. (2 часа)

Расцвет Владимиро – Суздальского княжества. Владимир – политический центр Северо – Восточной Руси. Андрей Боголюбский – «первый российский самовластец». Противостояние между князем и боярами. Князь Всеволод III Большое Гнездо и его сыновья. Быт и нравы населения края. Культура Северо-Восточной Руси. Памятники белокаменного зодчества. Вторжение монгольских завоевателей во Владимиро-Суздальскую Русь. Героическая оборона Владимира. Князь Юрий Всеволодович. Битва на реке Сити. Александр Невский – великий князь Владимирский.

^ Тема 5. Владимирский край в составе Московской Руси (2 часа)

Политическое ослабление Владимиро – Суздальского княжества. Развитие хозяйства. Феодальное землевладение. Владимирская земля в составе Московского княжества. События в Александровой слободе. Опричнина. Владимирская земля в Смутное время. Д. Пожарский – князь Суздальский, участие владимирцев в народном ополчении. Культура края в XIV – XVI вв. Владимирские святые: Петр и Феврония Муромские, митрополит Алексий, Андрей Рублев и др.

^ Тема 6. Владимирский край в составе Российской империи (4 часа)

Петр Первый и его сподвижники в крае. Первые мануфактуры на территории края. Строительство  первых кораблей на Переяславском озере. Учреждение Владимирской губернии и губернская администрация. Екатерина Великая во Владимире. М.М.Сперанский и начало преобразований Александра I. Роль Владимирского ополчения в Отечественной войне 1812г. Идеи декабристов и их распространение в нашем крае. Ссыльный А.И.Герцен во Владимире, его литературная и общественная деятельность в крае. «Золотой век» русской культуры. Знаменитые люди в нашем крае (А.Суворов, Е. Дашкова, Д. Виноградов,  М.Лазарев, А.Радищев, А. Пушкин, А.Грибоедов и др.). Либеральные реформы Александра II и их реализация в нашем крае. Генерал Н.Г.Столетов в русско-турецкой войне 1877-1878гг. Культура края второй половины XIX века. Процесс над участниками Морозовской стачки 1885г. во Владимире. Первые марксисты в крае.

^ Тема 7. Владимирский край в начале XX века (3 часа)

Развитие капиталистической промышленности, рост рабочего класса, рабочее движение. Революция 1905 г. во Владимирской губернии. Иваново-Вознесенская стачка, первый общегородской совет рабочих депутатов. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Установление советской власти в крае. Выборы в Учредительное собрание. Владимирцы на фронтах первой мировой и гражданской войн.

^ Тема 8. Владимирский край в 1920-40 гг. (2 часа)

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края в 20-40 –ые годы ХХ века. НЭП в промышленности Владимирского края. Процессы индустриализации и коллективизации в нашем крае. Общественно-политическая жизнь. Политические репрессии 20-30-х гг. Уроженцы Владимирского края – деятели науки и культуры. Владимирский край накануне войны: население, органы власти, учебные заведения, заводы и фабрики, сельское хозяйство.

^ Тема 9. Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (6 часов)

Владимирский край военной поры. Трудовой героизм в тылу: предприятия, сельское хозяйство, вклад школьников в Победу. Эвакогоспитали. Церковь в годы войны. Образование Владимирской области. Быт владимирцев в годы войны. Владимирцы на фронтах Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза - фронтовики, уроженцы и жители нашего края. Семейные архивы о вкладе родных и близких в Победу. Экономическое развитие области в послевоенный период.

^ Тема 10. Владимирская область в 1950-60-е гг.: от сталинизма к «оттепели» (2 часа)

Состояние промышленности и сельского хозяйства области в начале 50-х годов. Аграрная реформа и другие эксперименты Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве: методы их проведения и результаты (на примере Владимирской области). Уровень жизни, быт населения области. Культурная жизнь края в период «оттепели», признаки либерализации и демократизации.

^ Тема 11. Владимирская область во второй половине 1960-х – первой половине 80-х гг. (2 часа)

Усилия по обновлению колхозов и совхозов. Быстрый рост городского населения. Появление новых отраслей промышленности. «Застойные» явления в обществе и экономике в 70-80-е годы. Культурная жизнь края во второй половине 1960-х – первой половине 80-х гг. Сотрудничество городов Владимирской области с городами государств Восточной Европы.

 ^ Тема 12. Владимирская земля в годы перестройки и рыночных реформ (1985-90-е гг.) (2 часа)

Перестройка как средство ускорения социально-экономического развития Владимирской области. Активизация политической жизни. Процессы демократизации. Проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства. Становление рыночных отношений на территории области. Социальное расслоение населения края. Культурная жизнь.

^ Тема 13. Владимирская область в начале XXI века (4 часа)

Экономические реформы и их социальные последствия. Местное самоуправление. Демографический портрет населения края. Многопартийная система на территории области. Символика Владимирской области. Перемены в духовной жизни населения края. Повседневная жизнь людей в эпоху глобальных перемен.

^ Тема 14. Обобщающий урок «Роль и место Владимирской области в современной России» (2 часа)

Приоритетные национальные проекты: их реализация во Владимирской области. Владимирская область в начале XXI века: историческое проектирование. Перспективы участия молодежи Владимирской области в становлении гражданского общества и будущей России.

Литература

1. Археологическая карта России. Владимирская область. М., 1995
2. Бадер О.Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. – М.: Наука, 1978
3. Бадер О., Зыбковец В. Следы эпох.// Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль, Верх.-Волж. кн.изд., 1973
4. Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль,1975 5. Бейлекчи В. Истина прячется в земле. Альманах « Памятники Отечества», № 54
6. Владимирская область. Бизнес-путеводитель. Владимир, 2004. 7. Владимирская энциклопедия биобиблиографический словарь, Владимир, 2002
8. Владимирское народное ополчение в Отечественной войне 1812 года: Сб. док. Владимир: Книжное издательство, 1963. 9. Воронин Н. Н., Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской, 3 изд., М., 1967
10. Воронин Н.Н. «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков». т.1 М., 1961 11. Георгиевский В. "Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности", 1896 12. Дектярев А, Дубов Н. «Начало Отечества. Исторические очерки» М., 1990
12. Днесь светло красуется: Владимир в старой открытке. Владимир, 1993 13. Записки владимирских краеведов. Вып.1. Владимир: Отдел культуры администрации г. Владимира, 1998 14. Записки владимирских краеведов. Вып.6. Владимир: Отдел культуры администрации г. Владимира, 2004 15. «Интересное о крае», Ярославль, 1973
16. История Владимирского края. Под ред. Д.И. Копылова Владимир, 2001 17. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие.- Муром, 2001 18. История Отечества в терминах и понятиях: учебный словарь-справочник./ Под ред. Блохина В.Ф. Смоленск. «Русич».- 1999 19. Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы) / С.В. Ошибкина, Д.А. Крайнов, М.П. Зимина. – М.: Наука, 1992 20. Кичигин М.И., Иванов А.Л. «Владимирское ополье», Владимир, 1993 21. Кучкин В.А. «Формирование государственной территории северо-восточной Руси
в X-XIV вв.» http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/KuchkinVA/index.html
22. Лебедев А.В.История Вязниковского края с древнейших времен до н. ХХ века. Учебное пособие. Вязники, 2003 23. Минин С.Н. «Очерки по истории Владимирской епархии X – XX вв. Владимир, 2004 24. Михайлова С. В., Ищенко В. М. История России с древнейших времен до XX в. Хрестоматия школьника. Ч. 1. – Владимир, 1998 25. Окский бассейн в эпоху камня и бронзы / Под ред. В.М.Раушенбах. – М.: Сов. Россия, 1970 26. Общественные деятели г. Владимира середины XIX - начала XX веков. Сост. Хромушин П.Н. Владимир: Издательский дом «Посад», 2006 27. Памятники русского права. Под ред. П. В. Черепнина. М., 1995, вып. 3 28. Пиголицына Ф. Мстерский летописец. Ярославль, 1991 29. Попова М.К. И поиск длится целый век… Владимир: Нива, 2002. 30. Почетные граждане города Владимира. Владимир: Фолиант, 2003 31. Предприниматели и меценаты Владимирской губернии. Владимир, 1999 32. Софронов Н.С. «Это интересно знать», Ярославль, 1980 33. Справочник муниципальных учреждений культуры г. Владимира. Владимир, 2004 34. Старая столица: краеведческий альманах. Вып.1, Управление культуры администрации г. Владимира, Центральная городская библиотека. Владимир, 2006 35. Тимофеева Т. П. "Лежит в развалинах твой храм...". Вл., 1999 36.Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956
37. Тихонравов К.Н. "Богородице-Рождественский монастырь во Владимире". Изд. "Фолиант", Вл., 1997 38. Уваров А.С. Археология России. Каменный век. М.1881 39. Фоминцева Л.А. «Земля Владимирская. Географический словарь», Владимир, 1991
40. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. Часть I. С древнейших времён до 1804 года. – Ковров, БЭСТ-В, 1997
41. Хрестоматия по истории государства и права СССР. М., «Юридическая литература», 1990.



Похожие:

Программа краеведческого курса iconРабочая программа внеурочной деятельности краеведческого направления «экономика семьи»
Программа разработана с учетом социально-психологического статуса школьника, на основе требований фгос в части формирования экономической...
Программа краеведческого курса iconПервыми помощниками Степана Ильича были учителя истории Самаркин Я. А
Поисковая работа началась с организации в 1959 году историко – краеведческого кружка, который возглавил Дергачев Степан Ильич. Нашлись...
Программа краеведческого курса iconРабочая программа внеурочной деятельности краеведческого направления «мой край родной»
Программа разработана с учетом с учетом социально-психологического статуса пятиклассника, на основе требований фгос в части формирования...
Программа краеведческого курса iconПрограмма краеведческого объединения «Барская усадьба»
Отечества, формировать у детей осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем
Программа краеведческого курса iconАнализ состояния воспитательной работы в моу «Прииртышская сош» за 2011-2012 год
«Умники и Умницы», программы «Здоровье», «Семь-Я», Программа профилактики и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних,...
Программа краеведческого курса iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Лингвистическая гимназия №23 им. А. Г. Столетова г. Владимира»
Между объективной необходимостью преподавания курса «Наш край» и существующим опытом преподавания краеведческого блока в курсе «Окружающий...
Программа краеведческого курса iconВ результате "работы" краеведческого материала учащиеся приближаются к литературным, историческим событиям, эффект воздействия данных событий на личность ребёнка неизмеримо возрастает
В настоящее время при изучении различных предметов широко используются материалы краеведческого характера на всех этапах обучения...
Программа краеведческого курса iconВоспитание гражданина на основе краеведческого и поискового направления через «Музейный уголок славы А. Козина», «Археологический уголок» и деятельность школьного музея А. С. Пушкина
Воспитание гражданина в формате краеведческого и поискового направления осуществляется через практическую направленность обучения...
Программа краеведческого курса iconПримерная учебная программа элективного курса по физике
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение 1-го или 2-го полугодия)
Программа краеведческого курса iconПрограмма краеведческого клуба «Поиск» для школьников 11-14 лет (68 часов)
Воспитание у подрастающего поколения патриотизма, любви к своей Родине, к месту, где родился и вырос, гордости за свой народ – одна...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы