Методические указания icon

Методические указания




Скачать 334.38 Kb.
НазваниеМетодические указания
Дата конвертации16.09.2012
Размер334.38 Kb.
ТипМетодические указания
источник
1. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/ГК РФ - часть 1.doc
2. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/ГК РФ - часть 2.doc
3. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/Коммерческое право.doc
4. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/Методические указания.doc
5. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/Пост. Прав РФ - квотирование и лицензиролвание.doc
6. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/Пост. Прав РФ - форма журнала проверок юр.лиц.doc
7. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/Темы рефератов.doc
8. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/Устав железнодорожного транспорта.doc
9. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/ФЗ о внешнеторг. деятельности.doc
10. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/ФЗ о пр-ве и обороте алког. продукции.doc
11. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Коммерческое право/Федер. служба надзор. потребит..doc
12. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Маркетинг/Методичка_МКдля МЕН_МУ к СР.doc
13. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Маркетинг/Методичка_МКдля МЕН_МУк КР.doc
14. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Теория организации.doc
15. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Трудовое право.doc
16. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Управление качеством/Стандарты ИСО 9000/ГОСТ Р ИСО 9000-2001.doc
17. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Управление качеством/Стандарты ИСО 9000/ГОСТ Р ИСО 9001-2001.doc
18. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Управление качеством/Стандарты ИСО 9000/ГОСТ Р ИСО 9004-2001.doc
19. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Управление качеством/Управление качеством.doc
20. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Управленческие тренинги.doc
21. /Manager 3 курс/Manager 3 курс 2 семестр/Финансы и кредит.doc
22. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/АХД .doc
23. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Бухгалтерский учет.doc
24. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Основы менеджмента/Курсовой проект.doc
25. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Основы менеджмента/МУ практика.doc
26. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Основы менеджмента/МУ сам.работа.doc
27. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Основы экономики и организации ПП.doc
28. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Русский язык и культура речи/Русский язык и культура речи.doc
29. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Русский язык и культура речи/орфография.doc
30. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Русский язык и культура речи/пунктуация.doc
31. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Статистика/Вопросы к экзамену.doc
32. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Статистика/Метод. указания.doc
33. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Статистика/Статистические таблицы и графики.doc
34. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Теория организации.doc
35. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Финансовая математика.doc
36. /Manager 3 курс/manager 3 курс 1 семестр/Экономическая теория.doc
Первая
Вторая
Вопросы к экзамену по дисциплине "Коммерческое право" для студентов 3 курса
Методические указания к выполнению рефератов по коммерческому праву
Правительство российской федерации постановление от 6 ноября 1992 г. N 854 о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории российской федерации
Министерство экономического развития российской федерации приказ от 30 апреля 2009 г. N 141 о реализации положений федерального закона о защите прав юридических
Темы рефератов по дисциплине "Коммерческое право" для студентов 3 курса
Российская федерация федеральный закон устав железнодорожного транспорта российской федерации
Российская федерация федеральный закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Российская федерация федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Методические рекомендации о порядке применения административного регламента
Методические указания по изучению тем дисциплины 8 общие организационно-методические указания
Федеральное агентство российской федерации по рыболовству федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема Теория организации. Понятие, сущность теории организации. 3
2. Содержание дисциплины
Госстандарт россии москва гост р исо 9000-2001
Госстандарт россии москва гост р исо 9001-2001
Государственный стандарт российской федерации системы менеджмента качества
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Вопросы к зачету по дисциплине «Управленческие тренинги» Сущность понятия «психологический тренинг»
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Методические указания для студентов заочной формы обучения по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Методические указания для студентов заочной формы обучения по специальности №080507. 65 «Менеджмент организации»
Методические указания
Методические указания по дисциплине «Основы менеджмента» содержат разделы и темы изучаемой дисциплины для обеспечения подготовки специалистов в области управления современными организациями
Методические указания по дисциплине «Основы менеджмента» содержат разделы и темы изучаемой дисциплины для обеспечения подготовки специалистов в области управления современными организациями
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения всех специальностей
Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины студентами всех форм обучения По дисциплине
Правописание корней с чередующимися гласными
Л. К. Чельцова Ответственный редактор В. В. Лопатин Оформление Е. Ененко Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
Список вопросов к экзамену по дисциплине "Статистика"
Методические указания для студентов заочной формы обучения по дисциплине
Статистические таблицы и графики Статистические таблицы
Тема Теория организации. Понятие, сущность теории организации. 3
Вопросы к зачету по дисциплине «финансовая математика» Сущность понятий «наращение»
Мурманский государственный технический университет кафедра экономической теории и национальной экономики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"



Кафедра менеджмента, коммерции,

маркетинга и рекламы


Методические указания

к написанию курсового проекта


по дисциплине: ______________Основы менеджмента__________________

название дисциплины

для направления подготовки (специальности): 080507.65_________________

___ _____«Менеджмент организации»_______ ______

код направления подготовки

_______________________заочной формы обучения____________________

наименование направления подготовки


Мурманск

2010


Составитель: Кузнецова Елена Сергеевна, доцент кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы Мурманского государственного технического университета


Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы «____»_____________ 20__ года, протокол № ___.


Рецензент: Татарникова Ирина Валерьевна, к.э.н., ст.преподаватель кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы Мурманского государственного технического университета


1. Организационно-методические указания


В соответствии с учебным планом студенты третьего курса специальности «Менеджмент организации» выполняют курсовой проект по дисциплине «Основы менеджмента». Основная цель написания курсового проекта состоит в том, чтобы углубить знания студентов по теоретическим вопросам курса и выработать практические навыки анализа деятельности предприятия, его внешней и внутренней среды, эффективности выполнения основных функций менеджмента на предприятии. Выполнение курсового проекта является элементом научно-исследовательской деятельности студента. Настоящие методические рекомендации определяют порядок выполнения работы по дисциплине «Основы менеджмента».

Указания разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям.

С целью более квалифицированного выполнения работы студентам рекомендуется пользоваться не только учебной, но и специальной литературой, а также материалами периодических изданий: «Вопросы экономики», «Маркетинг в России и за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Секрет фирмы», «Социально-гуманитарные знания», «Социология: теория, методы, маркетинг», «Экономист», «Эксперт». Список рекомендуемой литературы представлен в разделе 4 настоящих методических рекомендаций.

Положительная аттестация по курсовому проекту является основанием для допуска студента к защите работы и сдаче экзамена по дисциплине.

Курсовой проект носит практический характер и предполагает проведение анализа внешней и внутренней среды по выбранной студентом организации (предприятию) и анализ эффективности выполнения основных функций менеджмента в данной организации (на предприятии). В качестве объекта исследования может выступать любое предприятие (организация) независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы, по которому студент обладает информацией. Проектная часть связана с управленческим анализом деятельности хозяйствующего субъекта. Рекомендуемая структура курсового проекта представлена в разделе 2 указаний.

Курсовой проект следует оформить в строгом соответствии с разработанными требованиями «Методических рекомендаций по оформлению рефератов, контрольных и курсовых работ для студентов всех направлений и специальностей».


2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА


Курсовой проект пишется от руки, машинописно или на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А 4 (210х270). Шрифт при выполнении на компьютере Time New Roman, размер шрифта - 14, интервал – 1,5. Объем курсового проекта 35-40 страниц, включая титульный лист и список использованных источников. Приложения в нормируемый объем не включаются.

Размер полей: верхнее, нижнее, левое – 20 мм, правое – 10 мм. При написании проекта допускаются общепринятые сокращения.

После титульного листа, на следующей странице помещают содержание. Разделы курсового проекта лучше нумеровать арабскими цифрами, подразделы – также арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: 1.1, 1.2, 1.3. Разделы и подразделы должны иметь названия. Каждый раздел начинается с новой страницы. Все таблицы, формулы, рисунки и схемы должны иметь сквозную нумерацию в пределах раздела.

Цифровой материал рекомендуется представлять в виде таблиц, графиков и диаграмм, которые должны быть оформлены в соответствие с установленными правилами. Таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, колонки - названия с указанием единиц измерения приводимых показателей. Графики и диаграммы так же должны иметь порядковые но­мера и заголовки.

Например, таблица оформляется следующим образом:


Таблица 1.1 – Динамика основных показателей экономической деятельности предприятия.


Показатель

2006

2007

2008

2009

Выручка от реализации, тыс. руб.

1000

1230

1300

1450

Рентабельность, %

15

21

15

18

Ликвидность

1,2

1,4

1,5

2


Пример оформления рисунков:




Рисунок 1.1. - Организационная структура предприятия.


Обязательной частью курсового проекта является библиографический список. В него включаются все использованные источники в следующей последовательности: монографии, учебники и учебные пособия, статьи из журналов и газет, Интернет, материалы предприятий. При описании источ­ников необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название рабо­ты, место издания, издательство, год издания и количество страниц, при описании статей из журналов и газет - фамилию и инициалы автора, на­звание статьи, название журнала, год выпуска, номер издания, страницы, на которых помещена статья.

Цитаты и статистические данные, приведенные в тексте, должны быть снабжены ссылками на источники. Ссылки могут помещаться внизу стра­ницы и иметь специальную нумерацию, например или и т. д. Ссылка может быть оформлена непосредственно в тексте в квадратных скобках, где указывается порядковый номер источника списке литературы и номер страницы.

В конце работы студент ставит дату и подпись.

Законченная курсового проекта, содержащая все требуемые элементы оформления и скрепленная по левому краю способом, исключающим по­терю листов, сдается для проверки.
Образец оформления титульного листа приведен в Приложении А.


3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА


рекомендуемая структура курсового проекта


Введение:

  • актуальность темы,

  • цель проекта,

  • задачи,

  • объект исследования (конкретное предприятие),

  • предмет исследования (области и сферы, которые исследуются на данном предприятии и в его окружении).



Раздел 1. Анализ внешней среды организации


1.1. Характеристика макроокружения (экономико-политические, социо-культурные, технологические, политико-правовые факторы).

1.2. Характеристика микроокружения (потребители, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы).


Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Для оптимального изучения компонентов внешней среды, в современных исследованиях стратегического менеджмента выделяют общую и конкурентную среду.

Анализ макроокружения.


Факторы, составляющие внешнюю среду компании, могут влиять на то, каким образом она будет разрабатывать и применять стратегии. Общая среда не поддается контролю со стороны фирмы и ее поведение и не может быть спрогнозировано с абсолютной точностью. Внешняя среда слагается из шести основных сил или компонентов.

Факторы макроокружения:


1) Демографическая компонента.

Демографические изменения имеют значительный эффект на то, какие продукты компания будет производить, какой сервис предоставлять, какие рынки и каких покупателей обслуживать.

Изменение возраста населения и колебания рождаемости.

Изменение в среднем возрасте населения означает существенное изменение структуры общества по возрасту. Падение или рост рождаемости это угроза для одних сфер деятельности и благо для других. Например, постоянный или снижающийся уровень рождаемости может привести к увеличению среднего возраста населения. Это скажется на появлении большего спроса на услуги для пожилых людей.

Изменения в этническом соотношении.

В данном аспекте изучается появление новых групп потребителей. Например, для США таким изменением стало увеличение процента потребителей из Испании и Португалии (Hispanics), а также афро-американцев. Это стало результатом того, что эта группа стала более образованной, располагать более высоким уровнем дохода и получила больше влияния на рабочих местах. Также здесь большую роль играют миграционные волны – повышение населения одной стране или регионе и снижение такового в другой стране или регионе. Особенно это касается переездов из пригородных и сельских районов в города.


2) Социокультурная компонента.

Изменение в культурных ценностях.

В первую очередь, изменение в культурных ценностях в какой-то степени перекликаются с изменением в этническом соотношении. Появление большего числа групп меньшинства и увеличивающиеся число женщин на рабочих местах можно отнести к смене в расстановке культурных ценностей. Также сюда можно изменение отношения к вопросу заботы о здоровье. Например, в США на смену возросшему числу желающих заняться спортом, пришел спад интереса к занятию фитнессом в 1990-х. Это обусловило спад продаж у производителей спортивной одежды, таких как Nike, Reebok, и CML International.


3) Политическая и законодательная компонента.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отноше­нии развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

Изменения в политической ситуации или законодательстве также могут являться значительным фактором, влияющим на то, как компания будет работать в дальнейшем.

Государственные органы.

Компании должны отслеживать, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. Законы, принимающиеся на государственном уровне относительно деятельности конкретной отрасли, затрагивают операционную деятельность таких отраслей в конкретной стране или регионе. Такие изменения могут, как сказаться и положительно на деятельности компании, так и сделать среду более враждебной. Например, дерегуляция таких отраслей как авиа – и телефонных компаний в США, банковской инфраструктуры, позволило большому количеству новых компаний войти на рынок, в то время как компании-монополии утеряли доминирование на рынке.

Законотворчество местных органов управления.

При изучении правовой компоненты макроокружения стратегическое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля над деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм.


4) Технологическая компонента.

Анализ данной компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.

Технологические инновации.

Создание новых продуктов, процессов, или усовершенствование старых – все это относится к категории инноваций. Компания должна отслеживать технологические инновации по двум причинам. Первая, это отслеживание технологий, напрямую соотносящихся к ее бизнесу с целью поддерживать конкурентоспособность на рынке. В этом случае использование инноваций дает компании конкурентные преимущества. Второй случай, это отслеживание технологических трендов в отраслях, которые могут быть и не связаны напрямую с деятельностью компании. Например, мировые производители фотоаппаратов и другой фотопродукции должны быть обеспокоены техническим прорывом в области цифровых технологий. В данном случае, цифровая технология позволяет производить цифровые фотоаппараты, обладающие большими возможностями по сравнению с обычными фотокамерами.

Технологические стандарты.

Эволюционные преобразования в области технологии объективно предопределили эволюцию в области стандартизации. Последовательная и непрерывная интернационализация производств, выход большого количества компаний, корпораций и фирм на зарубежные рынки сбыта способствовали разработке соответствующих нормативных документов и стандартов, касающихся качества продукции. В настоящее время существуют два типа международных стандартов в области качества:

- стандарты на продукцию, охватывающие в основном вопросы, связанные со спецификой продукции и соответствующей спецификацией процесса производства, а также показателями качества продукции, например, такими, как безопасность (в том числе и экологическая), сохраняемость, надежность, электромагнитная совместимость и т.п.;

- стандарты по обеспечению качества, охватывающие вопросы обеспечения качества поставщиком и распространяющиеся на все сферы деятельности.

Общемировой организацией стандартизации является ISO, разработавшая стандарты семейства ISO 9000. Более 100 стран мира сотрудничают с ISO через национальные органы по стандартизации. Великобритания сотрудничает через BSI (Британский Институт Стандартов), США – через ANSI (Американский Национальный Институт Стандартов), Россия – через Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт).


5) Макроэкономическая компонента.

Состояние экономики, в общем, в большой степени также влияет на стратегию и деятельность разных отраслей. Состояние этой компоненты влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Бизнес - цикл.

Теория бизнес цикла говорит о том, что существует определенный цикл экономической активности, состоящий из таких стадий как процветание, упадок и восстановление. Эти стадии бизнес цикла влияют на работу компании, количество нанятых и уволенных работников и потребительские желания клиентов. В период процветания уровень ВВП растет и компаниям предоставляется возможность инвестировать в новые производственные мощности, в разработки продуктов, создавать новые рабочие места. Во время стадии упадка, производство замедляется и денег для инвестирования становится меньше. Компании может урезать текущие расходы, сократить найм или сократить штат. Потребители в этот период склонные покупать более дешевые товары. Период восстановления обозначается как переходная стадия между двумя вышеназванными.

Уровень дохода.

Средний уровень дохода населения стран, в которых компания осуществляет свою деятельность, еще один фактор, составляющий экономическую компоненту. Если в уровень дохода населения или группы потребителей падает, это означает, что компании нужно искать методы удержание доли рынка за счет существующих средств, начинать обслуживать новый сегмент или принять другое соответствующее решение.


Уровень инфляции.

Уровень инфляции также входит в экономическую составляющую, которая влияет на деятельность компании. Во время инфляции покупательская способность денег падает, что также вынуждает компанию находить пути для дальнейшего оперирования на рынке. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может считать желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем.


6) Международная компонента.

В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

Экспорт.

Самый простой путь проникновения на международные рынки - экспорт продукции. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в одной стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок иностранными покупателями. С расширением экспорта организация может создать экспортный отдел с управляющим по экспорту, относящимся к среднему уровню в иерархии управления.

Прямые капиталовложения.

Наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями.

Лицензирование.

Предприятие может продать лицензию на производство своей продукции иностранной компании или государству посредством соглашения о лицензионных платежах. То есть организация предоставляет иностранной компании право на использование патентов или технологии взамен на возмещение затрат в форме лицензионных платежей или платы за услуги.


Анализ микроокружения


Микроокружение состоит из следующих компонентов:

      1. анализ конкурентов;

      2. анализ поставщиков;

      3. анализ потребителей.

Анализ конкурентов и анализ поставщиков проводится с использованием методов, приведенных в разделе «Конкурентный анализ». К таким методам относятся: Модель Портера, Матрица Стейнера, Матрица Ансоффа и другие.

В рамках анализа потребителей проводится сегментация потребителей и позиционирование товара.


Раздел 2. Анализ внутренней среды организации


Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).


Теория ресурсной базы.

По теории ресурсной базы конкуренция рассматривается как внутренний ресурс. В рамках этой теории определяются принципы устойчивости конкурентных преимуществ. Подход, основанный на теории ресурсной базы, выделяет пять пунктов.

  1. Определение и классификация ресурсов компании в соответствии с сильными и слабыми сторонами.

  2. Объединение ресурсов компании в стержневые компетенции (собираются воедино уникальные черты организации, технологические навыки, коллективный опыт взаимодействия с потребителями продукции и понимание особенностей рынка, потом формируются отличительные черты организации, трудно поддающиеся копированию).

  3. Оценивание этих ресурсов и стержневых компетенций организации относительно устойчивых конкурентоспособных преимуществ и возможности их возмещения. Грант выделяет четыре характеристики устойчивости конкурентных преимуществ, такие как долговечность, прозрачность, переносимость и копируемость.

  4. Выбор стратегии, которая наилучшим образом использует ресурсы и возможности организации относительно внешних возможностей.

  5. Определение дефицитов ресурсов и инвестирование в совершенствование слабых сторон (сделать их сильными)27

  6. С точки зрения развития организации, теория ресурсной базы относится к происхождению, росту и поддержанию организации. Планирование ресурсной базы является важным фактором при поддержании устойчивого роста организации. В меняющихся условиях окружающей среды организация должна произвести и усовершенствовать свои ресурсы для поддержания конкурентоспособного преимущества и роста. Организации представляют собой совокупность неиспользуемых производственных услуг, и они являются избыточной производственной мощностью. Излишество производственной мощности представляет внутренний механизм роста, который позволяет организации использовать избыточную производственную мощность для обслуживания существующего рынка. Использование избыточной производственной мощности важно, когда организация перемещает свою деятельность из регулируемой среды в нерегулируемую. Главная идея теории ресурсной базы – организация должна непрерывно улучшать свои ресурсы и способности для использования преимуществ в изменяющихся условиях.


Цепочка ценностей.

Основные виды деятельности подразделяются следующим образом:

Материально-техническое обеспечение.

Факторы:

- прочность материальной системы и системы управления запасами;

- продуктивность складско-сырьевых действий.

К материально-техническому обеспечению относится деятельность, относящаяся к получению, хранению и управлению вкладами. Оно включает в себя функции складирования, управления запасами, поддержания, расписания поездок. Это производственный срез внутренней среды, относящийся к изготовлению продукта, снабжению и ведению складского хозяйства и обслуживанию технологического парка. Улучшение в любой деятельности, относящейся к материально-техническому обеспечению, отражается в снижении цен и увеличении продуктивности.

Для анализа материально-технического обеспечения необходимо учитывать соответствие производственных мощностей конкурентным требованиям сегодняшнего дня, эффективность использования производственных мощностей (недозагрузка, возможность расширения производственной базы).

Процессы в организации.

Факторы:

- производительность оборудования в сравнении с конкурентами;

- подходящая автоматизация производственных процессов;

- эффективность производственного контроля над продукцией с целью повышения качества и снижения цены;

-эффективность планировки завода и модели технологических процессов.

Это вид деятельности, необходимый для превращения затрат в конечный продукт. Действия, относящиеся к обработке, упаковке, сборке, техническому обслуживанию и тестированию, относятся к процессам организации. Улучшение в процессах организации позволяет повысить качество продукта, эффективность и быстроту отклика на меняющиеся условия рынка.

Отгрузка.

Факторы:

- своевременность и эффективность перевозки конечных продуктов;

- эффективность складского хранения конечного продукта.

Когда конечный товар уже произведен, он должен быть представлен клиентам организации. Здесь включены такие функции, как складирование, погрузочно-разгрузочные операции, деятельность средств доставки и обработка заказов. Улучшение в этих видах деятельности имеет следствием высокую эффективность и высокий уровень сервиса.

Маркетинг и продажи.

Факторы:

- эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребности;

- новые методы в продвижении товаров и рекламе;

- оценка каналов распределения;

- движущая сила и компетентность продавцов;

- разработка качественного имиджа и желаемой репутации;

- степень приверженности потребителя к данной марке товара;

- степень лидирующего положения на рынке в рамках сегмента и целого рынка.

Вся маркетинговая деятельность организации включает в себя четыре основные вопроса: структуру продукции, цену, продвижение и способы распределения. Маркетинговый срез внутренней среды включает в себя всю деятельность организации, которая связана с реализацией продукта. К ней, по большему счету, относится стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения.

Служба работы с покупателями.

Факторы:

- методы получения потребительского взноса в улучшение продукта;

- расторопность внимания на жалобы клиентов;

- соответствие гарантий и гарантийной политики;

- качество потребительского образования и воспитания;

- способность предоставлять сменные детали и бюро ремонта.

Менеджеры считают, что служба работы с клиентами – важная деятельность организации. В нее включены установка, ремонт, обучение клиентов, снабжение запасными частями, сборка и монтаж продукции, также обходительность, учтивость и быстрый отклик на запросы и жалобы потребителей.

Управление трудовыми ресурсами.

Факторы:

- эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников;

- соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников;

- рабочая среда, минимизирующая абсентеизм;

- отношения с профсоюзами;

- активное участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях;

- уровень мотивации и удовлетворения работой у сотрудников.

Это кадровый срез внутренней среды. Он охватывает взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение кадров, оценку результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками.

Для анализа этого среза внутренней среды необходимо рассматривать стиль управления высшего руководства, соответствие квалификации персонала организации ее текущим и будущим задачам.

Развитие технологий.

Факторы:

- успешность исследовательских и проектных действий;

- качество отношений между персоналом проектно-исследовательского отдела и работниками других отделов;

- своевременность разработок в соответствии с нужным моментом;

- качество лабораторий и другого оборудования;

- квалификация и опыт работников лабораторий и ученых;

- способность рабочей среды поощрять творчество и новые идеи.

Технологии пронизывают всю важную деятельность организации. Они влияют на деятельность от развития продукта и процессов до заказов и представления конечного продукта. Развитие технологий лежит за пределами традиционного исследования и развития, и относится не только к продукту.

Снабжение.

Факторы:

- развитие альтернативных источников вклада для минимизирования зависимости от отдельного поставщика;

- снабжение сырьем (своевременно, по возможно низкой цене, на допустимом уровне качества);

- процессы снабжения заводов, механизмов, зданий;

- развитие критерия аренды, а не покупки;

- крепкие, длительные отношения с надежными поставщиками.

Снабжение относится к функциям приобретения вложений, которые упоминаются в цепочке ценностей организации. Это может быть сырье, поставщики, вложения в производительный процесс, оборудование (также машинное), здания. Приобретение этих вложений важно не только для основных видов деятельности, но и для поддерживающей деятельности.

Инфраструктура фирмы.

Факторы:

  • способность определить конъюнктуру рынка нового продукта и потенциальные угрозы среды;

  • качество системы стратегического планирования для достижения целей деятельности фирмы;

  • координация и интеграция всей деятельности, относящейся к цепочке ценностей между организационными частями;

  • способность получать относительно недорогие средства для капитальных затрат и оборотных средств;

  • уровень поддержки информационных систем при принятии стратегических и рутинных решений;

  • своевременная и точная информация для управления об основной и конкурентной среде;

  • отношения с разработчиками госполитики и группой заинтересованных лиц;

  • имидж и корпоративный патриотизм.

Инфраструктура организации может являться конкурентоспособным преимуществом.

Структура организации.

Что касается структуры компании, то существует несколько вариантов организационных структур: линейно-функциональная, матричная, дивизиональная. А в последнее время предложены еще и такие виды структур, как сетевая и горизонтальная. Немного о каждой структуре.

Линейно-функциональная структура

Деятельность компании осуществляется разрозненными функциональными подразделениями, т.е. работа выполняется с начала в узкоспециализированным подразделении, потом перекидывается в следующее функциональное подразделение.

Основные принципы:

  • стабильность;

  • экономия на управленческих расходах;

  • специализация и компетентность;

  • быстрое решение простых проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы;

  • ориентация на действующие технологии и сложившийся рынок;

  • ориентация на ценовую конкуренцию.

Матричная структура

Это организация с функциональными подразделениями, построенная по проектам. Сначала создаются временные рабочие группы; затем следует формирование постоянно действующих команд или комитетов, деятельность которых концентрируется вокруг конкретных проблем. На последнем этапе назначается менеджер, который отвечает за координацию и результаты деятельности этих команд или комитетов.

Основные принципы:

  • инновации;

  • назначение конкретного лица, к которому сходятся все вопросы, касающиеся проекта;

  • знания и опыт может передаваться от одного проекта к другому;

  • быстрое реагирование на нужды проекта и заказчиков;

  • согласованность управления проектами может обеспечиваться посредством осознанного конфликта;

  • плановый контроль, система поддержания равновесия, переговоры между руководителями проектов и функциональных подразделений организации.

Дивизиональная структура

В такой структуре часть или даже все «штабные» функции придаются производственным звеньям. Это позволяет им частично или полностью взять на себя ответственность за разработку, производство, и сбыт своей продукции. В результате управленческие ресурсы руководства компании высвобождаются для решения стратегических задач.

Основные принципы:

  • гибкость (наиболее эффективны в динамической среде);

  • оперативность принятия решений;

  • междисциплинарный подход;

  • быстрое решение сложных межфункциональных проблем;

  • ориентация на новые рынки и технологии;

  • ориентация на неценовую конкуренцию.

Сетевая структура

Компании с такой структурой основаны на сотрудничающих, многофункциональных командах и объединенных в сети бизнесах в рамках одной компании. Команды действуют как сеть элементов, выполняя функции: клиент – сервер.

Основные принципы:

  • динамика, изменения;

  • самоуправление;

  • достижение целей команды;

  • сотрудничество;

  • производственные достижения, уровень профессионализма;

  • сопричастность;

  • лидерство.

Горизонтальная структура

Компании с такой структурой построены в основном вокруг производственного процесса. Устанавливаются тесные рабочие отношения с поставщиками и другими внешними организациями, обучение персонала и вовлечение его во все ключевые аспекты проекта, а также поощрение командной деятельности.

Основные принципы:

  • более плоская иерархия;

  • команды используются для управления всей производственной деятельностью;

  • потребители являются двигателем производственной деятельности;

  • все работники должны быть полностью информированы и обучены;

  • до максимума расширены контакты с поставщиками и потребителями.


Финансовый анализ.

Включает в себя: стоимость средств, сравнимую с нормой и основными конкурентами, способность нарастить добавочные средства, адекватный коэффициент ликвидности, использование кредитов для финансовой деятельности в сравнение с нормами и основными конкурентами, адекватный коэффициент активности, адекватный коэффициент рентабельности, отношения с кредиторами и акционерами, политику дивидендов и соответствие притока и оттока средств. Финансовый срез включает процессы, которые связаны с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации, например поддержание должного уровня ликвидности, обеспечение прибыльности и создание инвестиционных возможностей.

Факторами сферы финансов и учета можно выделить возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала, отношение к налогам, гибкость структуры капитала, эффективный контроль над издержками, возможность их снижения, система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли. Для анализа финансового среза рассматриваются вопросы тенденций в изменениях финансовых показателей деятельности организации, процент прибыли, обеспечивающийся отдельными подразделениями, осуществление капитальных затрат в соответствии с будущими производственными потребностями и т.д.

Культура и руководство.

Факторы этого среза внутренней среды организации: сознание идентичности и присоединения представленной организацией своим членам, прочность и постоянность культуры частей организации в соотношении друг с другом и со всей корпоративной культурой, способность культуры поощрять инновации, творчество и открытость новым идеям, способность адаптироваться и погружаться, совместимая с требованиями изменяющейся окружающей среды и стратегии, мотивация исполнительных, управленческих работников и сотрудников нижнего уровня (основана на денежных и нематериальных премиях).

Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная структура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Тем не менее, есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организационная культура порождает в организации. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Организации с сильной организационной культурой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют большое внимание разъяснению своей философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности. Представление об организационной культуре дает и то, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Для понимания организационной культуры важно знать, как построена система карьеры в организации, и какие критерии служат для продвижения работников. В случае если в организации работников продвигают быстро и по результатам индивидуальных достижений, то можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры. Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п. и насколько об этом осведомлены все сотрудники организации, насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно уверенно предположить, что организация обладает сильной организационной культурой.

Качество руководства также имеет огромное влияние на формирование и развитие организационной культуры и также трудно оцениваемо.

Легальность и репутация.

Говоря об этом факторе внутренней среды, мы имеем в виду эффективность в повторении сдерживающих факторов, отношения с активной группой потребителей, отношения со средствами информации, отношения с разработчиками политики и государственных чиновниками, способность получения правительственных грантов и субсидирования и степень защиты пошлинной торговли.

Государственная стратегия, направленная на улучшение легальности и репутации организации, стремиться к благополучной законодательной деятельности и общественному мнению. Иногда общество может решить, что продукт или деятельность организации оказывают пагубное влияние на окружающую среду или потребителей, и это может привести к общественному или законному протесту, что, вероятно, повлияет на потенциал экономического роста и прибыли. Иногда рекламная компания организации не совсем соответствует стандартам этики. Реклама, сознательно обманывающая и вводящая в заблуждение потребителей, может иметь серьезное влияние на легальность и репутацию организации. Относительное положение организации в отношении легальности и репутации оценивать труднее, чем большинство основных и поддерживающих видов деятельности.

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.

Технология корпорации помогает определять ее рыночную нишу и тип конкуренции, с которым она сталкивается. R&D работники ответственны за формулирование и осуществление технологической стратегии компании в свете ее общих целей и политики. Здесь менеджеры выбирают новые технологии для использования, разрабатывают методы воплощения новых технологий в продукты и процессы и используют ресурсы таким образом, чтобы новые технологии были применены наилучшим образом. Деятельность, относящаяся к исследованию и разработкам, может быть разных видов. Некоторые организации определяют это как основные исследования и разработки (хорошо оборудованные лаборатории), концентрируясь на проблемах теоретического характера. Лучший показатель в этой области разработок – патенты и исследовательские публикации организации. Другие организации концентрируются на промышленных исследованиях и разработках (улучшение продукта или упаковки), и лучший показатель в этой области – число удачно представленных продуктов или процент всех продаж и доход от продуктов, представленных за последние пять лет. Некоторые организации используют технические (технологические) исследования и разработки, концентрируясь на улучшении качества контроля, технических норм проектирования и производственного оборудования. В этой области возможности организации измеряются постоянным снижением производственных затрат и дефектов продукта. Многие организации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе используют соединение основных, промышленных и технологических типов исследований и разработок. Равновесие этих типов (R&D mix) должно соответствовать стратегии продуманной для жизненного цикла продукта.

Информационные системы.

Информационные системы организации могут быть как сильной, так и слабой стороной организации. Они являются очень важной частью внутренней среды организации, их назначение – обеспечивать и поддерживать информационный поток в организации с целью улучшения продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена, и синтезирована таким образом, чтоб реагировать на запросы деятельности и стратегии. Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении конкурентных преимуществ. Они достигают четырех важных целей:

  1. с их помощью можно получить предупреждение о внутренних и внешних проблемах организации. Информационная система представляет собой базу данных, в которой информация собирается, разбивается на категории и храниться для использования сотрудниками всех отделов;

  2. с их помощью можно автоматизировать рутинные операции (платежные ведомости, инвентарь и т.д. могут быть написаны автоматически);

  3. информационные системы помогают менеджерам всех уровней принимать рутинные повседневные решения (например, решать проблему расписания заказов);

  4. информационные системы предоставляют информацию для принятия стратегических решений.


Раздел 3. Анализ эффективности выполнения основных функций менеджмента.


Планирование (в широком смысле слова)- это управленческая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений. Целеполагание - это исходный пункт управленческих воздействий. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения места и пространства.

Планирование (в узком смысле) представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

На микроуровне (фирма, организация) результатом планирования выступает система бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели и конкретные меры по их достижению. На макроуровне планирование (индикативное) является важнейшей формой государственного регулирования развития объектов управления.

В более общем плане функция планирования отвечает на три основных вопроса:

В каком состоянии находится объект управления в настоящее время?

Куда он должен двигаться?

Как обеспечить движение к поставленной цели?

Организация - это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного оррана управления, определения компетенции его структурных подразделений.

Мотивация (и стимулирование) - это управленческая деятельность, осуществляющая" целенаправленное воздействие на структуру мотивов (предметов потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов. Реализация этой функции управления позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и повысить степень их использования.

Контроль - это управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль представляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами. Он позволяет осуществлять корректирующие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели. Контроль - важная функция реализации властных полномочий. Особая роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.


Заключение:

Общие выводы по каждой главе проекта, выводы о решении задач и достижении цели проекта.

Список использованных источников.

Приложения.


4. ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА


Выполненный курсовой проект студенты сдают руководителю или на кафедру не позднее чем за 30 дней до начала сессии для ее проверки. При соответствии курсового проекта установленным требованиям, и при полном раскрытии обозначенной темы преподаватель рекомендует работу к защите, ставя на титульном листе надпись: «к защите». Получив проверенную работу, студент должен ее доработать в соответствии с замечания ми руководителя. Окон­чательная оценка ставится по результатам защиты курсового проекта.

Лучшие курсовые проекты, представляющие практический интерес, могут быть рекомендованы кафедрой для участия в конкурсе научных студенческих работ, который ежегодно проводится в МГТУ, а также в других студенческих конкурсах.

Защита курсового проекта проводится в назначенное время перед комиссией, состоящей не менее чем из 3 человек, назначаемых распоряжением заведующего кафедрой Коммерции, маркетинга и рекламы. В случае длительного отсутствия студента по уважительной причине, подтвержденного документально, возможна индивидуальная защита курсового проекта руководителю курсового проекта при наличии у студента разрешения декана экономического факультета.

Про­цедура защиты включает в себя краткое изложение материала с демонстрацией таблиц, графиков, выводы и рекомендации по выб­ранной теме, ответы студента на вопросы и замечания.

Курсовые проекты оцениваются по 4-х бальной системе (отлич­но, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). На защите курсового проекта студент должен показать свободное владение представленным материалом, умение аргументировано отвечать на поставленные по теме вопросы и высказанные замечания.
В случае неудовлетворительной оценки по результатам защиты, курсовой проект возвращается студенту для дальнейшей доработки с условием последующей защиты в течение установленного руководителем или комиссией срока.



5. Рекомендуемая литература.


Основная


  1. Бодди, Д., Пэйтон, Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб. : Питер, 1999. - 238 с.

  2. Веснин, В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. Р. Веснин. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 176 с.

  3. Веснин, В. Р. Менеджмент в схемах и определениях: учеб. пособие / В. Р. Веснин. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 120 с.

  4. Веснин, В. Р. Основы менеджмента с приложением схем / В. Р. Веснин. – М. : ООО «Элит-2000», 2003. – 560 с.

  5. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. / О. С. Виханский [и др.]. – М. : Гардарики, 2002. – 528 с.

  6. Занковский, А. Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная технология» / А. Н. Занковский. – М. : Флинта: МПСИ, 2000. – 648 с.

  7. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. – М. : Гардарики, 2004. – 584 с.

  8. Лукашевич, В. В. Менеджмент в структурно-логических схемах: учеб. пособие / В. В. Лукашевич. – М. : Экзамен, 2003. – 224 с.

  9. Лукашевич, В. В. Основы менеджмента: учеб.пособие / В. В. Лукашевич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 285 с.

  10. Менеджмент: учеб. пособие / Под ред. Э. М. Короткова. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 220 с.

  11. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.

  12. Менеджмент: учебник / Под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 288 с. (Серия «Высшее образование»).

  13. Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / М. Х. Мескон [и др.]. – М. : Дело, 2001. - 560 с.

  14. Розанова, В. А. Психология управления: учеб. пособие / В. А. Розанова. – М. : Интел-синтез. – 1999. – 352 с.

  15. Федцов, В. Г., Федцов, В. В. Менеджмент в предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В. Г. Федцов, В. В. Федцов. – М. : РДЛ, 2003. – 256 с.


Дополнительная


  1. Большаков, А. С., Михайлов, В. И. Современный менеджмент / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб. : 2002. - 346 с.

  2. Дафт, Р. Организации: учебник для психологов и экономистов / Р. Дафт. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.

  3. Менеджмент (конспект лекций) / Сост. Гавриленко В. М. – М. : Приор, 2006. – 192 с.

  4. Менеджмент (конспект лекций) / Сост. Дорофеева Л. И.. – М. : Эксмо, 2007. – 192 с.

  5. Менеджмент: пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Руденко В. И. – 5-е изд. – Ростов Н/Д : Феникс, 2006. – 192 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Методические указания iconМетодические указания
Методические указания составлены на основе рекомендации умо: «Менеджмент. Итоговая аттестация студентов. Преддипломная практика и...

Методические указания iconМетодические указания для проведения лабораторных работ. Часть Попова И. Г., Смышляева И. Г., Триханова Н. В
Рабочая программа, контрольные задания и методические указания к лабораторным работам

Методические указания iconМетодические указания для студентов направления 230200 «Информационные системы»
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры вычислительной техники автф

Методические указания iconМетодические указания по изучению программы 6 Введение
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Менеджмент» по специальности 0601 Экономика...

Методические указания iconМетодические указания для студентов направления 230100 «Информатика и вычислительная техника»
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры вычислительной техники автф

Методические указания iconМетодические указания для обучающихся по направлению подготовки 081100. 68 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «магистр»)
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента 12. 09. 2013, протокол №1

Методические указания iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Основы теории управления» для студентов направления
Методические указания утверждены на заседании кафедры автоматики и компьютерных систем 26 ноября 2009 г

Методические указания iconМетодические указания по изучению курса «административное право» задания для выполнения контрольных работ
Данные методические указания утверждены на заседании кафедры конституционного права и прав человека 8 мая 2007 года

Методические указания iconМетодические указания к организации и проведению экономической и практики менеджмента
Методические указания обсуждены и утверждены кафедрой-разработчиком «Менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы»

Методические указания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности №080105. 65 «Финансы и кредит»
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита от 10. 11. 2006 г., протокол...

Методические указания iconКаратаева Людмила Николаевна, канд филос наук, доцент оглавление общие организационно-методические указания Примерный тематический план
Программа и методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой философии «13» сентября 2013г. Протокол №01

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы