Сценарий концерта icon

Сценарий концерта




Скачать 321.67 Kb.
НазваниеСценарий концерта
Дата30.05.2013
Размер321.67 Kb.
ТипСценарий
источник


Нам дороги эти позабыть нельзя

Сценарий концерта.

Занавес закрыт. Звучат песни военной поры в исполнении духового оркестра. Занавес открывается: на сцене хор ветеранов, который исполняет военную песню. Выходят Ведущие.

Как мне его на нитку нанизать,

Чтобы тебе вместо военных писем

Его с моей любовью переслать!

Девушка 1. Здравствуй! Как живешь

одна?

По тебе соскучился давно.

Здесь, где развернула бой война,

Твои письма — светлое тепло!

Парень 2. Дойти бы до тебя по радуге

хотелось,

Но это хрупкий, слишком хрупкий мост,

А как бы ты улыбкой загорелась,

Когда бы я пришел с охапкой звезд!

Девушка 2. Согревая душу, сердце мне

В битвах с ненавистными врагами,

Ты приходишь в каждом-каждом сне,

Хотя сплю я редко за боями.

Парень 3. Раскинув руки, как большие

крылья,

Ты обняла б, любимая, меня...

Ах как хотелось бы, чтоб это было, было...

Но так и будет скоро, знаю я!

Девушка 3. Скоро ль встретимся, я этого

не знаю,

Но сердечко мне твердит в груди,

Что счастливый день скоро настанет,

Я уверена, что мы победим!

В исполнении Родины-Матери звучит песня «Березовые сны». Появляется Девушка-Любовь, соединяет влюбленные пары.

Ведущий 1. За всеми памятными датами

Видится главнейшая одна:

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.

Ведущий 2. Отдымились старые пожарища,

Мирно распускается сирень,

Но вовек нам не забыть, товарищи,

Все снимают кровавые бинты и бросают

их. Девушка, потерявшая своего любимого,

повязывает голову черным платком и

подходит к Родине-Матери.

Родина-Мать. Над Россией солнце

светит,

Отражаясь в куполах,

И весенний свежий ветер

Заиграл в колоколах.

Завтра вновь день будет светлым,

Сбросив битвы тяжкий груз,

Крылья выпрямит над пеплом

Непокорно Птица-Русь!

Девушка 4. В березовом краю за соловьями

Я песню пропою под деревами,

Хочу, чтобы без войн века стояла,

Не проливая кровь, моя держава!

Запевает русскую народную песню «Молодка, молодка», ее подхватывают

остальные девушки, переворачивая вместе с парнями обугленные березы. Сцена становится такая же, как в на­чале, но на березах висит кольчуга. Парни вновь читают стихи «Сплети

мне, милая, кольчугу из ромашек». Звучит музыка «Одинокий пастух», герои композиции в сопровождении Родины-Матери, Девушки-Любви уходят.

Майский день — победный светлый день. Ведущий 1. И в День Победы по восторженной земле, Блестя наградами, шагают ветераны — Фронтовики, герои, совесть наших дней. Сегодня их здесь видеть рады.

Звучит духовой оркестр, в зал входят ветераны. Зал стоя их приветствует. Пока ветераны проходят и рассажи­ваются, ведущие ведут рассказ в форме репортажа. Фоном звучит мелодия песни «Журавли».

Ведущий 2. И будет так, так непременно

будет:

На сцену выйдет в орденах старик —

Последний на планете фронтовик,

И перед ним в порыве встанут люди.

И голосом спокойным и усталым

Солдат бывалый поведет рассказ.

Как нашу землю вырвал у металла,

Как это солнце от позора спас.

Ведущий 1. И он уйдет, свидетель битвы

грозной,

С букетом роз и маков полевых...

Смотрите вы на них, пока не поздно,

Пока они живут среди живых.

Ведущие предоставляют слово для поздравления представителям власти и уходят. После поздравления хор вете­ранов исполняет песню, занавес закрывается.

Ведущий 2 (за кулисами). Пускай назад

история листает

Страницы легендарные свои,

И память, через годы пролетая,

Нам восстановит огненные дни.

Входят солисты хора в сопровождении

гармонистов, все переговариваются, как

на гулянье.

Солнечное и жаркое воскресенье люди собрались провести по-разному.

Хор исполняет веселую песню предво­енных лет и шумно уходит с возгласами: «Так воскресенье же!», «Сказали на ра­боту — значит на работу!» Резко вы­ключается свет. Звучит крик безыс­ходности. Занавес открывается, ар­тисты проходят по сцене. Летят лис­товки в зал со словами песен военных лет. Дуэт исполняет два куплета песни «Черный ворон», в это время танцеваль­ный коллектив исполняет композицию с кусками шифона, которые укладывают дорогой, и застывает на заднем плане.

Двое участников проносят шифон на всю

ширину зала над головами зрителей, символизируя крыло черного ворона, ко­торое коснулось всех. Звучит песня «Эх, дороги», во время исполнения второго куплета по «дороге» идут ведущие. Свет включается.

Ведущий 1. Война... От Бреста до Москвы — тысяча километров, от Москвы до Берлина — тысяча шестьсот. Итого две тысячи шестьсот километров. Ведущий 2. Это если считать по прямой... Ведущий 1. Так мало, правда? Две тысячи шестьсот километров — это если ехать поездом, то нужно меньше четырех суток, самолетом лететь — примерно четыре часа.

Ведущий 2. Перебежками и по-пластунски — четыре года! Ведущий 1. Четыре года! Тысяча четы­реста восемнадцать дней. Тридцать четыре тысячи часов. И миллионы советских людей.

Ведущий 2. Тридцать миллионов погибших...

Ведущий 1. Тридцать миллионов погиб­ших на две с половиной тысячи кило­метров. Это значит — десять тысяч убитых на километр, двадцать человек на каждые два метра земли! Ведущий 2. Тридцать миллионов погиб­ших за тысячу четыреста восемнадцать дней. Это значит двадцать одна тысяча убитых ежедневно, девяносто человек в час, три человека каждую секунду. Ведущий 1. Каждый день войны уносил жизни двух наших земляков. Ведущий 2. Пока мы помним, живы те, от кого остались лишь пожелтевшие фотографии да треугольнички-письма. Ведущий 1. И мы сохранимся как люди, пока сами храним память об этой побе­де. Пока помним, какой ценой досталась она народу.

Ведущий 2. Память погибших пред­лагаю почтить минутой молчания.

Звучит фонограмма стука сердца, зал встает.


Ведущий 1. В годы войны наши земляки погибали целыми фамилиями.

Следует рассказ. После каждой фамилии участники самодеятельности, которые находятся на заднем плане, по очереди сворачивают «дорогу» и уходят за ку­лисы. После рассказа исполняется песня.

Ведущий 2. Она звучит, не умирая,

От дедов перейдя к юнцам,

Простая песня фронтовая,

Нам согревавшая сердца.

И, может быть, она —

«Катюша» или «В лесу прифронтовом»,

Она всегда тревожит душу,

И с ней мы новой встречи ждем.

Исполняются фронтовые песни с

залом — по 2 куплета. Тексты песен

зрители находят на листовках.

Ведущий 1. В годы войны исчезали семьи.

Рассказывает о семьях, в которых погибли все сыновья. Звучит песня «Бабья с-иля».

Ведущий 2. И на току,

И в чистом поле

В войну я слышала не раз:

— А ну-ка, бабы, спляшем, что ли!

И начинался сухопляс.

Без музыки, без вскриков звонких,

Сосредоточенны, строги,

Плясали бабы и девчонки,

По-вдовьи повязав платки.

Не павами по кругу плыли,

С ладами чуткими в ладу,

А будто дробно молотили

Цепями горе-лебеду.

Плясали словно угрожая врагу:

~— Хоть трижды нас убей,

Воскреснем мы и нарожаем

Отечеству богатырей.

Наперекор нелегкой доле

Да так, чтобы слеза из глаз,

Плясали бабы в чистом поле

Суровый танец — сухопляс.

Исполняется танец «Сухопляс>\

Ведущий 1. Все для фронта, все для победы!

Следует рассказ о жизни тех, кто был в тылу, о посылках, которые отправ­лялись на фронт. Звучит песня «Последний бой».

Ведущий 2. Отпусти меня, боль.

Опоздай ко мне, смерть,

Дай песню допеть,

Пусть не знает никто,

Что я навзничь упал...

Это просто привал,

Мой последний привал

Ведущий 1. Дождь и снег Сырое поле.

Всюду грязь и слизь.

Эх, солдатская ты доля,

Фронтовая жизнь.

Бьет нас пуля; рвет граната,

Порет штык и нож.

Только русского солдата

Смертью не возьмешь.

Он падет Но встанет слава,

И на вражий дот

Имя павшего — по праву —

Роту поведет.

Исполняются номера художественной самодеятельности.

Ведущий 2 (за кулисами). Не пытайтесь

изменить мир —

Вы потерпите неудачу.

Попытайтесь полюбить мир,

Смотрите! Мир изменился

И изменился навсегда.

В мгновение истина может сделать

И сделает мир прекрасным.

В мгновение покой

Может спасти и спасет мир.

В мгновение любовь

Может сделать и сделает мир совершенным.

Исполняется номер художественной самодеятельности невоенной тематики.

Ведущие появляются на сцене. Игра

светом символизирует салют. Возможен

показ кинохроники с праздничным

салютом.

Ведущий 1. Почему победили? Прост вопрос и не прост... Потому что бесстрашно Встали в полный вы рост. Ведущий 2. Почему победили?

Здесь немало причин,

Потому что вы вместе

Были все, как один.

Ведущий 1. Украинец и русский,

Белорус и казах,

Армянин и татарин.

Молодой и в летах...

Ведущий 2. Украинец, и русский,

И узбек, и грузин...

Вы тогда были вместе,

Были все, как один.

Ведущий 1. Почему победили...

Что напрасно гадать?

Потому что любили

Нашу Родину-Мать.

Девушка Весна

Конкурсная программа.

Все слова принадлежат Ведущему.

В зале затемнение. Звучит музыкальная заставка и текст новостей.

Голос. Вы слушаете городские новости. Самая главная новость недели — это весна, дамы и господа! С чем вас и поздравляем от всей души! В ознаме­нование вышеназванного события во Дворце культуры состоится традици­онный конкурс самых красивых, самых очаровательных и обаятельных девушек города «Мисс Весна — 2005»! Выбор за вами, уважаемые горожане!

Пока идет текст, луч пистолета высве­чивает Дворника, который метет сцену. Наступает «рассвет», сценическая пло­щадка освещается, на ней появляются девушки-конкурсантки. Они торопливо пересекают сцену. Дворник пытается привлечь их внимание, принимая кар­тинные позы, используя ручку метлы как

микрофон: «Дамы и господа! Мы начи­наем шоу-конкурс «Мисс Весна — 2005». Перед вами самые...» Девушки уходят, не обращая внимания на Дворника. Некото­рые демонстративно отворачиваются, другие крутят пальцем у виска.

Ведущий 2. Ну а если иначе,

Чтобы было ясней:

Вы любили Отчизну

Больше жизни своей.

Ведущий 1. Грозовые раскаты

Отголоском тех лет...

В ваших душах утраты

Свой оставили след.

Ведущий 2. В залпах грома-салюта

Слышен вечности зов.

В них святые минуты

Славы наших отцов.

Звучит песня «День Победы».

Ткачева Анастасия Юрьевна

Оставшись в одиночестве, Дворник сни­кает и вновь использует метлу по наз­начению. В это время звучит канкан, по­является кордебалет. Девушки окру­жают Дворника, заслоняют его пышными юбками, из-за заслона вылетают метла, фартук Дворника. Наконец девушки рас­ступаются — в центре сцены Дворник в смокинге. Он пытается спрятаться за спины девушек, но они не дают это сде­лать и, вручив микрофон, ведут к аван­сцене. Затем, захватив метлу и фартук, убегают. Ведущий начинает говорить сна­чала робко, запинаясь, потом все смелее.

Добрый день, дамы и господа! Позвольте напомнить вам о том, что весна насту­пила! Весна! Крестьянин, торжествуя... Простите, не то. Весна! Как много в этом слове... Опять не то. Минуточку... О этот май, преддверье лета, Пора проснувшихся Надежд, Татьян, Марин, явивших свету Красу души, лица, одежд! Мы рады приветствовать вас на еже­годном конкурсе «Мисс Весна»! Дорогие друзья, сегодня мы с вами станем




Мы клялись Арбатом.* о

Сценарий вечера, посвященного обороне Москвы.

Действующие лица: Поэт, Генерал, Солдат, Москвичка, Девушка.

Сцена представляет собой как бы панораму Москвы — плакаты с видами, очертания Кремля и т.д.

Начинают бить куранты. Их бой постепенно затихает и на сцену выходит Поэт. Он в белой рубашке с расстегнутым воротом и в темных брюках.

Поэт.

Была пора, что входит в кровь, и помнится, и снится. Звенел за Сретенкой трамвай, светало на Мясницкой. Еще пожар не отгудел, да я отвоевал, В те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.

Живые бросились к живым, и было правдой это, Любили женщину одну — она звалась Победа. Казалось всем, что всяк уже отгоревал В те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.

Он нашей собственностью был, и мы клялись Арбатом.

Еще не знали, кто кого объявит виноватым.

Как будто нас девятый вал отныне миновал

В те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.

Какие слезы на асфальт из круглых глаз катились, Когда на улицах Москвы в обнимку мы сходились — И тот, что пули избежал, и тот, что наповал, — В те дни, когда в Москве еще Арбат существовал.

Булат Окуджава

Начинает звучать сирена военной тревоги.

На сцену выходят все участники вечера

и начинают закрывать панораму Москвы

серой тканью (лучше маскировочной). Учит голос диктора: «Президиум Верховного Со-зета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет

43

Народных Комиссаров СССР ввиду чрезвычайного по­ложения, в целях быстрой мобилизации всех сил наро­дов СССР для проведения отпора врагу, вероломно на­павшему на нашу Родину, признали необходимым со­здать Государственный Комитет Обороны...

Мы клянемся матери-Родине, клянемся перед всем советским народом, что будем биться с врагом день и ночь, не щадя сил своих и самой жизни. Клянемся от­стоять Москву!»

Девушка. Какой ужас! Скажите, неужели фашисты могут войти в Москву? Скажите мне! Вы генерал, вы все дол­жны знать!

Генерал. Девушка, милая, даже генералы не могут знать всего, поверьте мне... Но одно я вам обещаю твердо -мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы этого не случилось. Но без вашей помощи все армии бессиль­ны. Готовы ли вы встать на защиту родного города?

Девушка. Все, что от нас зависит... Только что же мы можем?

Генерал. Вы сами не знаете, на что вы способны, милая девочка. Об этом узнает история. Об этом узнает весь мир и поразится вашему мужеству, вас, женщин, ста­риков, детей, и, конечно, нас, солдат. Но это когда еще будет, а пока...

Солдат. Первая воздушная тревога. Все части ПВО столи­цы были приведены в боевую готовность. На подступах к Москве вражеских бомбардировщиков встретили наши истребители. Зенитная артиллерия открыла заградитель­ный и прицельный огонь. Один из сбитых самолетов был установлен в Москве на площади Свердлова для всеоб­щего обозрения.

За все время налетов на Москву, с июля по декабрь 1941 года, войска ПВО отразили атаки 7146 вражеских бомбардировщиков.

К столице смогли прорваться 229 самолетов. Но они не причинили серьезного ущерба городу. Мос­ква осталась недосягаемой для фашистской авиации...

Москвич ка.

Здесь каждый дом стоит, как дот, И тянутся во мгле Зенитки с крыши в небосвод, Как шпили на Кремле.

44

На окнах белые кресты

Мелькают второпях, —

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах.

А мимо — площади, мосты,

Патрульный на коне...

Оскалясь надолбами, ты

Еще роднее мне.

И каждый взрыв или пожар

В любом твоем дому

Я ощущаю как удар

По сердцу моему.

И чертят небо над Москвой

Прожекторов лучи.

И от застав шагают в строй

Родные москвичи.

Маргарита Агашина

(Звучит песня Булата Окуджавы «Король».) Девушка. Из дневника фашистского солдата Фридриха Б.: «22 августа 1941 года. Позиция. Спокойно. Отправил две посылки...

  1. августа. Позиция. Оживленная перестрелка. Отпра­
    вил 4 посылки.

  2. августа. Позиция. Оживленная перестрелка. Отпра­
    вил одну посылку с мылом и порошком...




  1. августа. Позиция. Минометный обстрел. Отправил
    1 посылку с веревками и две посылки с пальто.

  2. августа. Позиция. Минометный огонь. Миномет­
    ный огонь. Отправил 4 посылки с бельем и одеждой.
    Дорогой маме — платье.

30 августа. Позиция. Наступление противника справа от нас. Отправил 2 посылки с зимними пальто и голов­ными уборами.

2 сентября. Позиция. Минометный огонь. Отправил 3 посылки с шубами как раз по моему росту...

4 Сентября. Наступление. Отправил 2 посылки с обу­вью и будильником...

Солдат. Из письма генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова жене:

«Здравствуй, дорогая Мурочка.

Во-первых, спешу разделить вместе с тобой радость.

Мура, ты, вероятно, не раз слышала по радио и очень

45

много пишут в газетах о героических делах бойцов, ко­мандиров и в целом о моей части. То доверие, которое оказано мне -- защита нашей родной столицы — оно оправдывается. Ты, Мурочка, себе представить не мо­жешь, какие у меня хорошие бойцы, командиры — это истинные патриоты, бьются, как львы, в сердце каж­дого одно — не допускать врага к родной столице...

Мура, сегодня приказом фронта сотни бойцов, ко­мандиров дивизии награждены орденами Союза. Два дня тому назад я награжден третьим орденом Красного Зна­мени. Это еще, Мура, только начало. Наш девиз — быть всем героями».

Генерал. И они стали героями. Одними из первых приня­ли на себя удар части Панфиловской дивизии. У желез­нодорожного разъезда Дубосеково 28 героев-панфилов­цев в течение четырех суток вели бой с 54 танками про­тивника и не пропустили их к Москве. Не пропустили ценой собственной жизни... 17 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 316-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 8-ю гвардейскую дивизию. Позже ди­визии было присвоено имя генерала Панфилова.

19 ноября 1941 года во время боя Иван Васильевич Панфилов был убит осколком мины.

Поэт.

Всего на одно лишь мгновенье Раскрылись две створки ворот, И вышло мое поколенье В свой самый последний поход.

Да, вышло мое поколенье, Усталые сдвоив ряды. Непросто, наверно, движенье, В преддверии новой беды.

Да, это мое поколенье, И знамени скромен наряд, Но риск, и любовь, и терпенье На наших погонах горят.

Гудят небеса грозовые, Сливаются слезы и смех. Все — маршалы, все — рядовые, И общая участь на всех.

(Звучит песня Владимира Высоцкого «Звезды».)

46

Голос диктора. «15 декабря советские войска освобо­дили от немецко-фашистских захватчиков город Клин. За время своего пребывания в городе фашистские вар­вары убивали и грабили мирное население, сожгли две школы, взорвали лечебницу, бессмысленно и дико уничтожили культурные ценности города. Возмутитель­ному глумлению подвергся Дом-музей Петра Ильича Чайковского. В этом доме П.И. Чайковский провел свои последние годы. Здесь он написал Шестую симфонию, оперу «Пиковую даму» и другие крупнейшие произве­дения...»

Девушка. Чайковский в Клину... Толстой в Ясной Поля­не... Пушкин в Святогорском монастыре... И везде — одно и то же: надругательство, взрывы, кощунство... И это — нация немцев, подаривших миру Гете, Гейне, Манна, Бетховена, Баха, Шуберта? Нет, это не нация немцев, это — нация фашистов, а они есть, к сожалению, среди любого народа.

Солдат. Уже в июне в Москве создавались полки и диви­зии народного ополчения. Записывались даже те, кто никогда не служил в рядах Советской Армии, но был способен носить оружие. Были среди ополченцев и вете­раны Октябрьской революции, и комсомольцы моложе 17 лет.

Москвичка.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли —

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом — солдат

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите,

и все-таки Постарайтесь вернуться назад.

. Многим ученым, писателям, деятелям искусства предлагали вернуться работать с фронта. Но многие из них отказывались от этого решения. Добровольцами в ополчение и в регулярную армию ушли А. Гайдар, Е. Пет-

47

ров, А. Сурков, П. Железнов, А. Бек, А. Твардовский, В. Розов, Е.Долматовский, Б. Горбатов. Москвичка. А артисты? Они же дали на фронтах Вели­кой Отечественной немыслимое количество концертов,^ И.С. Козловский и М.О. Рейзен, В.В. Барсова и А.С. Пин рогов, Е.Н. Гоголева и Б.Н. Ливанов, К.И. Шульженко и Л.И. Русланова — да разве перечесть имена всех тех, кто на передовой, под свист пуль и снарядов, дарил бойцам, свое потрясающее искусство, помогал хоть на время забыть о грохочущей вокруг войне. Давайте сейчас и вспомним одну из песен тех суровых лет.

(Звучит песня «В землянке» — ел. А. Суркова, муз. К. Листова.)

Девушка. Никогда бы не смогла Москва выстоять в та­кой жестокой схватке, если бы не ее люди. Они были очень разными, москвичи, — пожилыми и юными, ве­селыми и серьезными э они были людьми самых разных характеров и профессий, профессора и люди, не имею­щие образования. Да разве это тогда было главным?,, А главным было вот что:

Шли женщины — и на плечах лопаты, Окопы рыть под городом Москвой. Страна смотрела на меня

с плаката Седая,

С непокрытой головой. Она звала меыя глазами строгими, Сжав твердо губы,

чтоб не закричать, И мне казало-сь, что похожа Родина

На тетю Даш v из квартиры «пять». На тетю Даш^, рядом с нами

жившую,

Двух сыновей сражаться проводившую, Да, на нее,

вддову красноармейскую, Усталую,

упрямуью

и резкую.

Хотелось мне участвовать в десантах,

,48


Кричать в эфир: «Тюльпан»,

я — «Резеда»! Мне шел тогда

едва второй десяток, Меня на фронт не брали поезда. И я смотрел с серьезностью

недетской

В ее лицо с морщинками у губ И лишь на двойки отвечал

немецкий,

Чтоб выразить презрение к врагу. Она звала меня глазами строгими, Сжав твердо губы,

чтоб не закричать. И мне казалось, что похожа

Родина

На тетю Дашу из квартиры «пять». Евгений Храмов

(Звучит «Песенка о солдатских сапогах» Булата Окуджавы.)

Москвичка. Из воспоминаний Ольги Кожуховой: «Мед­сестрам, инструкторам медсанбата, шедшим часто в од­них рядах с бойцами, как-то "не везло" в военной про­зе. Когда уходили из госпиталя спасенные чудом, то они, как правило, запоминали на всю жизнь имя врача, опе­рировавшего их, возвратившего их на "этот свет". А мед­сестры?..

Я разговаривала с одним из тех, кто лежал когда-то в госпитале под Москвой. Он посетовал: медсест­ры... Помнятся Оли, Тамары, Нины, но конкретно — нет, не помню... Как одно лицо! Сами сестры, вспо­миная о работе в госпиталях, тоже нередко перечис­ляют лишь количество перевязок, гипсовых повязок, стерилизаций инструмента (частенько на примусах и керосинках). И как особую подробность своего труда вспоминают они похвалу из уст мучительно страдав-шего "подопечного": "У тебя ласковые руки, девоч­ка!" А руки эти скатали тысячи метров бинтов, пере­стирали и перегладили десятки тысяч наволочек, про-^ стынь...»

н Щ и н а. Вот безымянная медсестра из самого трудного в°енного лета июня—августа 1941 года. Она горько ибезу-

49

тешно плачет, — а сама еще девчонка, с неуклюже ощи­панными бровками, носом пуговкой, — спешит объяс­нить всем, как горько все получилось, как везла она ране­ных из-под Владимира-Волынского на полуторке под бом­бежкой, под обстрелами и как увидела на дороге, на обочине, еще человек 25 русских бойцов, кто с ранением в череп, кто в живот, а кто в руки-ноги. И так ей стало жаль их, кем-то брошенных на проселке, что она объяс­няла своим, тоже тяжело раненым: «Вы меня здесь под деревом подождите, я вот этих быстренько отвезу и сразу же за вами!» Отвезти она отвезла, а назад не вернулась, через час под этим деревом уже были вражеские танки. Поэт.

Ах, война,что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб — разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги — ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

(Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь...» — муз. В. Блантера, ел. Б. Бахтина, П. Фоменко.)

Генерал. В августе берлинское радио лживо сообщало: не­мецкая авиация подвергает Москву «уничтожающим бомбардировкам, заводы и фабрики, расположенные вокруг Москвы, разрушены. Кремль, Красная площадь и почти все вокзалы не существуют. Москва вступила в фазу уничтожения».

А вот выдержка из письма ефрейтора Отто Залфин-гера: «До Москвы осталось очень немного. И все-таки мне кажется, что мы бесконечно далеки от нее... Мы шагаем по немецким трупам и оставляем в сугробах раненых. Сегодня мы шагаем по трупам тех, кто пал впереди. Завтра мы сами станем трупами, и нас также раздавят...»

50

Солдат. «Нет! Не дождь и снег остановили фашистские войска под Москвой. Б(?лее чем миллионная группиров­ка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за ко­торыми был их народ, столица, Родина.»

(Звучит песня «Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянс'^ого и С. Аграняна.)

Москвичка. «Прекрасна Москва даже в знойном июле,-когда пьянят сердце приезжего хмельные ароматы лип и тишина ее вечерних улиц. В особенности же хороша была Москва 17 июля it944 года... Пятьдесят семь ты­сяч мужчин, по двадцать штук в шеренге, проходили мимо нас около трех часов, и жители Москвы вдо­воль нагляделись, что за сброд Гитлер пытался поса­дить им на шею в качестве устроителей «нового по­рядка». ...Брезгливое мЬлчание стояло на улицах Мос­квы, насыщенной шаЬканьем ста с лишком тысяч ног...»

Солдат. Первый раз Москва салютовала нашим войскам,
освободившим Орел и 'Белгород двенадцатью залпами
из 120 орудий. i

Из газеты «Известив»: «Москва запомнит эту ночь. Люди на крышах. Люди высыпали во дворы. Люди выш­ли на улицы. И люди Москвы аплодируют, люди кри­чат "ура!"»

Женщина. Двадцать седьмого января 1944 года Ленинг­
рад .торжественно салютовал 24 артиллерийскими зал­
пами из 324 орудий в чюсть полного освобождения от
блокады. ,

И снова мир с восторгом слышит Салюта русскогэ раскат. О, это полной Грудью дышит Освобожденный^ Ленинград!

...Мы помним осень, сорок первый, Прозрачный воздух тех ночей, Когда, как плетм, часто, мерно, Свистели бомбы палачей.

Какой же правдой ныне стало, Какой грозой свершилось то, Что исступленною мечтой,

Что бредом гордости казалось.


511

Так пусть же мир сегодня слышит Салюта русского раскат. Да, это мстит, ликует, дышит Победоносный Ленинград!

О. Берггольц

Москвичка. А потом наступило 9 мая 1945 года... Пер­вый день мира после жестокой войны... Последний во- I енный приказ Юрий Левитан, знаменитый диктор, ра­ботавший на радио и сообщавший все наиболее важные | события (он сообщал и о начале войны), получил в | Кремле. Вечером он вышел оттуда, направляясь в pa- | диостудию.

(Звучит марш «Прощание славянки», и все последующее говорится на фоне музыки.)

Ж е н щ и н а. На Красной площади бушевало ликующее люд­ское море. С огромным трудом удалось преодолеть лишь I несколько метров. «Товарищи, дайте пройти, — букваль- 1 но умолял диктор, — у меня срочное дело».

«Какие дела, — отвечали ему. — Сейчас ЛЬвитан 1 приказ о победе передавать будет! Сейчас салют нач- \ нется!» Пришлось возвращаться в Кремль. Из Кремлев-1 ской студии Левитан и прочитал приказ о победонос-1 ном завершении Великой Отечественной войны. П о э т. И был незабываемый салют поздно вечером в 22 ча-Я са. Была 1000 прожекторов, скрестивших разноцветные J лучи в московском небе. И тридцать залпов из 1000 ору-1 дий, от которых дрогнули и земля, и небо и которые,| казалось, были слышны по всей планете. Генерал. Это был последний салют Великой Отечественя

ной войны. Салют нашей Победы.

Голос по радио. «За выдающиеся заслуги перед Родия ной, массовый героизм, мужество и стойкость, прояв-| ленные трудящимися столицы СССР города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в озна-j менование 20-летия Победы советского народа в Вели­кой Отечественной войне 1941—1945 годов Президиум Верховного Совета СССР Указом от 8 мая 1965 года при­своил городу Москве почетное звание "Город-герой" с| вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"»» Женщина (обращаясь к ветеранам). Земной поклон вам, солдаты и маршалы, партизаны и подпольщики, безза-

52

ветные герои тыла. Поклон от тех, кому сама жизнь да­рована вашим подвигом. В веках будем помнить каждо­го, кто хотя бы на мгновение приблизил час праведной Победы. Светлым майским днем пришел к нам этот праз­дник. Долгожданный, радостный и скорбный. В нем -россыпи победных салютов и невыплаканные слезы вдов, торжественные марши воинов и реквием шагнувшим в бессмертие.

Москвичка. Мы не знаем, кто первым пал в предрас­светный июньский час 41-го... Не знаем, кто погиб в последний, самый последний миг войны... Но все они до конца выполнили свой долг — без них не было бы Победы.

Спасибо вам, ветераны Великой Отечественной. От всей Москвы и от всей страны — спасибо! Поэт.

Гомон площади Петровской,

Знаменка, Коровий вал —

Драгоценные обноски...

Кто их с детства не знавал?

Кто Пречистенки не холил, Божедомки не любил, По Варварке слез не пролил, Якиманку позабыл?

Сколько лет без меры длился Этот славный карнавал! На Покровке я молился, На Мясницкой горевал.

А Тверская, а Тверская, Сея праздник и тоску, От себя не отпуская, Провожала сквозь Москву.

И в мечте о невозможном Словно вижу наяву, Что и сам я не в Безбожном, А в Божественном живу...

Булат Окуджава

(Звучит «Песенка об Арбате» Булата Окуджавы.)

Конец

53


Поэт.

Пока еще звезды последние не отгорели, Вы встаньте, вы встаньте с постели,

сойдите к дворам, Туда, где — дрова, где пестреют мазки

акварели... И звонкая скрипка Растрелли

послышится вам. Неправда, неправда, Все — враки, что будто бы старят Страданья и годы! Едва вы очутитесь тут, Как в колокола

купола золотые ударят, Колонны

горластые трубы свои задерут. Веселую полночь люби — да на утро надейся... Когда ни грехов и не горестей не отмолить, Качаясь, игла опрокинется с Адмиралтейства I в сердце ударит, чтоб старую кровь отворить. О, вовсе не ради парада, не ради награды, А просто для нас, выходящих с зарей из ворот, Гремят барабаны гранита,

кларнеты ограды, Свистят менуэты...

И улица Росси поет!

Булат Окуджава (Симфония звучит громче и громче.)

Конец

Использованная литература

Ахматова А. Соч.: В 2т. Т. 1. М.: Цитадель, 1997 1 ъ^рггОАЩ 0' Собр' соч': В 2 т- Л-: Художественная литература,!

1!хО:7.

Лицом к Победе. Сборник. М.: Современник, 1985.

Дневник солдата

Судьбы и песни войны

\

Сценарий посвящен 55-летию Великой Победы.

Действующие лица: Солдат, Ровесник, Музыкант, Поэт, Композитор.

В углу сцены стоит стол, освещенный лампой (хорошо бы керосиновой, если разрешат пожарные), перед столом — табурет. За столом сидит молоденький Солдат в военной форме. Он пишет свой дневник.

Солдат. Из дневника солдата Анатолия Лякина: «Решил я опять сюда заглянуть, а то что-то редко стал записи делать. Дела мои идут хорошо. Я себе достал книги -алгебру и геометрию, сижу теперь над ними, когда есть время. Это очень интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться... Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел на граж­данке, что учиться в школе...»

Ровесник. Кто тут опять про школу? Неужели не надое­ло? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел... И одет ты как-то стран­но, весь военизированный. Хиппуешь, что ли? Солдат. Что? Простите, я не понял.

Ровесник. Странный ты какой-то. Зови меня на «ты», мы же, кажется, ровесники. Тебе сколько лет?

Солдат. Восемнадцать.

Ровесник. А мне семнадцать. Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?

Солдат. Сейчас? Сейчас — война...

(Внезапно начинает звучать песня «Священная война» — муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача, один-два куплета.)

Ровесник (после того как отзвучала песня). Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?

31

Солдат. Яи сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел... Сначала подумал, что меня уже убили, по­том -- что сошел с ума... Ущипнул себя -- вроде не сплю... Последнее, что помню, взрыв — дальше тиши­на... Ну здравствуй, потомок!

Ровесник. Невероятная история... Потомок... Я — пото­мок?.. Да ты же мой ровесник!

С о л д а т. Я родился в 1925 году.

Ровесник. А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в порядке. Ты прости, может, мне тебя на «вы» называть?

Солдат. Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во вся­ком случае, сейчас.

Ровесник. Слушай, расскажи мне о войне, а? Там прав­да так страшно, как пишут? Все время стреляют и бро­сают бомбы?

Солдат. Там очень страшно. Но бывают такие моменты... Как бы тебе объяснить... Когда устаешь бояться, пони­маешь? И вот тогда нет ничего лучше, чем запеть.

Ровесник. Петь? На войне? Не понимаю...

С о л д а т. И не дай Бог тебе понять. Ты вот знаешь какие-нибудь песни военных лет?

Ровесник. Сейчас... Вспомнил, что-то про платочек...

Солдат. Молодец. А ведь перед тем как появилась эта пес­ня, на этот мотив пелась совсем другая:

Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, Что началась война.

(На сцену выходит Композитор.)

Композитор. Ив этом нет ничего страшного, молодые люди. А до того, как стать песней о начале войны, это был сентиментальный вальс композитора Г. Петербур-жского на слова Я. Галицкого и М. Максимова под на­званием «Синий платочек». Вот такие метаморфозы про­изошли с этой незатейливой, но очень душевной мело­дией. Множество слов написано на нее. Вот, например, такие...

(На сцену выходит Поэт.)

Поэт.

И вот, в бою,

Под разрывами мин и гранат,

32

Мелькаешь, как птичка, В синих петличках — Девушки скромный наряд.

А вот и совсем другая песня (все они поются на мо­тив известной песни):

Кончилась схватка на сопке, Враг отступает вдали. Ты на коленях В глубокой воронке Раны завяжешь мои.

В различных фольклорных архивах хранится бесчис­ленное количество фронтовых вариантов «Синего пла­точка», большинство их анонимно. Огромную извест­ность приобрела эта песня в исполнении великолепной Клавдии Ивановны Шульженко, спевшей «Платочек» чуть ли не на всех фронтах Великой Отечественной. Да­вайте и мы послушаем, а лучше — и споем все вместе, кто знает слова:

(Звучит песня «Синий платочек».)

Композитор. Прошу прощения, что вторглись в вашу беседу, но уж больно ситуация необычная...

П о э т. Да уж, прямо скажем...

Ровесник. Простите, а вы из какого времени? Даже спра­шивать как-то страшно...

П о э т. А мы — вне времени. Ведь настоящая поэзия и на­стоящая музыка нужны во все времена. Как, впрочем, и настоящие герои, как вот этот молодой человек.

Солдат. Да ну, какой я герой... Я даже и совершить-то ничего не успел, не то, что мой брат...

Ровесник. А что сделал твой брат?

Солдат. Если хотите, я прочту вам строки из своего днев­ника.

«19 августа 1943 года. Сейчас меня тревожит одна мысль: где Шура, что с ним? Да живой ли он? Не хочет­ся думать, что он уже не увидит никого: ни маму, ни папу, ни меня... Но и утверждать , что он живой, тоже с уверенностью нельзя — он был в таких горячих местах... Нет никакой гарантии, что и я останусь живой.

26 августа 1943 года. Сегодня получил письмо т дома... Шура убит. Похоронен он в станице Крымской 9 авгус­та 1943 года. Ведь он только на два года старше меня и

2-637 33

жизни как следует мы с ним еще не видели... Он погиб в атаке».

Как видите, мой брат сделал величайшее, что мо­жет сделать человек, — он просто отдал жизнь во спа­сение Родины...

Простите, товарищ Композитор, а нельзя, чтобы в память о моем брате и обо всех, погибших на фронтах войны, прозвучала какая-нибудь хорошая песня тех лет? Композитор. Спасибо тебе, Солдат... Слушай песню.

(Звучит песня «В лесу прифронтовом» — муз. Б. Мокроусова, ел. М. Исаковского.)

Поэт. Были песни, замечательные, должен сказать. Очень жаль, если молодое поколение уже не помнит их. Ведь эти песни — наша память, а без памяти жить невозмож­но... Но были и прекрасные стихи, я думаю, нелишне их сегодня вспомнить:

А мы такую книгу прочитали... Не нам о недочитанном жалеть. В огне багровом потонули дали И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых? Мы жизнь свою, как песню пронесли... Пусть нам теперь завидуют поэты: Мы все сложили в жизни, что могли. Как самое великое творенье, Пойдет в века, переживет века Информбюро скупое сообщенье О путь-дороге нашего полка.

Сергей Орлов

Ровесник. Замечательные стихи! А вы зря говорите, что молодежь не помнит о войне. Это смотря какая моло­дежь. В ваши времена, я уверен, тоже бывали всякие... А вот послушайте тоже песню, лично у меня от нее про­сто мурашки по коже.

(Звучит «Песенка о пехоте» Булата Окуджавы.) Солдат. Конечно, песня замечательная. Да и Окуджава из наших, из фронтовиков... Он это все на себе испытал, знал, о чем пишет...

Ровесник. Да, Булат Окуджава воевал и воевал немало. А что ты скажешь о Владимире Высоцком? Ему-то воз­раст не позволил взять оружие в руки, но такое впечат-

34

ление, что он «вращал землю» все эти сороковые-роко-вые годы. Вот, послушайте:

Я — «ЯК»-истребитель, мотор мой звенит,

Небо — моя обитель,

А тот, который во мне сидит,

Считает, что он — истребитель.

В этом бою мною «юнкере» сбит, Я сделал с ним, что хотел. А тот, который во мне сидит, Изрядно мне надоел.

Я в прошлом бою навылет прошит, Меня механик заштопал. А тот, который во мне сидит, Опять заставляет в штопор.

Из бомбардировщика бомба несет Смерть аэродрому, А кажется, стабилизатор поет: «Мир вашему дому».

Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт», —

Уйду, я устал от ран.

Но тот, который во мне сидит,

Я вижу, решил на таран.

Что делает он — вот сейчас будет взрыв,

Но мне не гореть на песке.

Запреты и скорости все перекрыв,

Я выхожу из пике.

Я — главный, а сзади — ну, чтоб я сгорел —

Где же он, мой ведомый?

Вот он задымился, кивнул и запел:

«Мир вашему дому».

И тот, который в моем черепке,

Остался один и влип.

Меня в заблужденье он ввел и в пике

Прямо из мертвой петли.

Он рвет на себя, и нагрузки вдвойне.

Эх, тоже мне, летчик-ас.

Но снова приходится слушаться мне,

И это в последний раз.

Я больше не буду покорным, клянусь,

Уж лучше гореть на земле.

Ну что ж он не слышит, как бесится пульс.

Бензин — моя кровь — на нуле.

35

Терпенью машины бывает предел, И время его истекло. И тот, который во мне сидел, Вдруг ткнулся лицом в стекло.

Убит он, я счастлив, лечу налегке, Последние силы жгу. Но что это, что? Я в глубоком пике И выйти никак не могу.

Досадно, что сам я не много успел, Но пусть повезет другому. Выходит, и я напоследок спел: «Мир вашему дому! Мир вашему дому!»

Солдат. Как будто он сам был этим ЯКом.., Просто не верится, что Высоцкий не воевал...

Композитор. За свою долгую литературную жизнь поэт А. Сурков написал немало стихотворений, которые, как казалось ему самому, могли стать песнями. Но скажите-ка мне, какие из песен А.Суркова вы могли бы сейчас назвать? Пожалуй, только одна осталась на долгие годы в нашей памяти и в наших сердцах. И секрет этой нео­быкновенной песни, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназнача­лась для публикации. Это письмо. Частное, личное письмо к любимой женщине. Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендова­ло стать печатаемым стихотворением. Это были шест­надцать "домашних" строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня иод Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, про­биваться из окружения со штабом одного из гвардей­ских полков».

Как видим, это не просто письмо. Оно написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому что смерть отступи­ла, поэт так благодарен жизни... За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое свет­лое чувство, переполняющее сердце нежностью и грус­тью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой

36

«о своей негасимой любви» и тем поблагодарить ее и саму жизнь, саму судьбу...

(Звучит песня «В землянке» — муз. К. Листова.)

Солдат. Знаю эту песню. Мы ее часто напеваем, когда у нас затишье. «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага...»

Из письма подпольщика Ивана Харитоновича Коз­лова из тюрьмы товарищам:

«...Надвигается Новый год. Это — страшная дата, от которой коробит, выворачивает мою душу. Каж­дый упущенный день оставляет в моем сердце тяже­лый осадок...

Вчера корреспонденции от вас не получил. Случив­шегося поправить ничем нельзя. Правда, очень тяжело терять близкого человека. Но чем вы можете помочь? Слез не надо. К черту слезы. Гибнут миллионы, а чем мы лучше их? Не надо отчаяния. Не надо слез.

Эх! Жить чертовски хочется! Мстить этим варварам — вот что нужно делать. Ну, если бы мне удалось... Жить, жить! Вот как хочется! Да не прятаться за спину това­рищей, а с оружием в руках, в ежедневной борьбе с ненавистным врагом — в этом вся прелесть и вся цель моей жизни.

Горячий привет живым... Привет друзьям, това­рищам...»

После двух месяцев пыток и допросов Иван Козлов был казнен.

Поэт.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы

никого б не жалели. Мы пред нашим комбатом,

Как пред господом Богом, чисты. На живых порыжели от крови и

глины шинели, На могилах у мертвых расцвели

голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит

четвертая осень. Наши матери плачут, и ровесницы

молча грустят.

37

Мы не знали любви, не изведали

счастья ремесел, Нам досталась на долю нелегкая

участь солдат. У погодков моих ни стихов,

ни любви, ни покоя — Только сила и зависть. А когда

возвратимся с войны, Все долюбим сполна и напишем,

ровесник, такое, Что отцами-солдатами будут

гордиться сыны.

Пусть живые запомнят, и пусть

поколения знают Эту взятую с боем суровую правду

солдат. И твои костыли, и смертельная

рана сквозная, И могилы над Волгой, где тысячи

юных лежат, — Это наша судьба, это с ней мы

ругались и пели, Подымались в атаку и рвали

над Бугом мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы

никого б не жалели. Мы пред нашей Россией и в трудное

время чисты.

Семен Гудзенко

Ровесник. Потрясающие стихи...Нет, правда... Давайте послушаем еще Высоцкого, согласны?

(Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».)

П оэт. А скажите, пожалуйста, вам ничего не напоминают вот эти строки:

Эй ты, песня, песня огневая, Выжигай дотла фашистский сброд, Чтоб не смела вражья сила злая Лазить в наш советский огород. И летят снаряды в тьму густую, И огнем окрашен небосвод. Пусть услышат «девушку простую», Пусть запомцят, как она поет!

38

Ровесник. Что-то знакомое, а вспомнить не могу...

П о э т. А вы, любезный Композитор?

Композитор. Минуточку, минуточку... Вот про «девуш­ку простую» что-то очень знакомое... Позвольте, но ведь это же знаменитая «Катюша», но слова-то другие!

Поэт. Вот именно. Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной, то полу­чится целая поэтическая энциклопедия, где поется про женщину и в тылу, и на фронте, и в оккупации, и в партизанах. Разнообразие чувств, мыслей, переживаний в этих «Катюшах» просто потрясает. Вот вам некоторые варианты известной песни:

Катя слово раненому скажет, Так, что в сердце песня запоет. Катя раны крепко перевяжет, На руках из боя унесет. Ой, ты Катя, девушка родная, Сто бойцов спасла ты из огня, Может, завтра, раненых спасая, Из огня ты вынесешь меня.

Композитор. Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем — 1939-м. Поэзия тех лет остро переживала состояние приближа­ющейся войны. Николай Тихонов пишет тогда свои строки:

Я хочу, чтоб в это лето, Лето, полное угроз, Синь военного берета Не коснулась ваших кос...

Война коснулась прекрасных кос русских женщин... И пошли гулять по стране самые разные «Катюши», нежно любимые всем народом.

Вот, например, один довоенный вариант песни -из письма пограничника:

Не забыл тебя я, дорогая, Помню, слышу песенку твою. И в дали безоблачного края Я родную землю берегу.

Не забудь и про меня, Катюша, Про того, кто письма часто шлет, Про того, кто лес умеет слушать, Про того, кто счастье бережет.

39


Как сказал поэт-фронтовик Александр Прокофьев, «чтоб ненависть била сильнее, давай говорить о любви». И верно, любовь словно дарила солдатам защиту, на­дежду и веру.

(Можно предложить спеть всем песню «Катюша» — муз. Блантера, ел. М. Исаковского.)

Солдат. Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе в 1944 году, но стихи его и сейчас трогают наши сердца:

На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься вновь. Зато я уверен — к переднему краю Прорвется такая любовь.

...Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но тот, кого любят, но тот, кого помнят, Как дома — и в дыме войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою, К плечу прижимаясь плечом, Мы сядем и письма, как летопись боя, Как хронику чувств перечтем...

Звучит песня «Случайный вальс» («Ночь коротка, спят облака» — муз. К. Листова,сл. Е. Долматовского.)

Ровесник. Почему я раньше не слушал эти песни? Я ро­дился гораздо позже окончания войны, но чувство у меня такое, будто я сам воевал и пел их на фронте, честное слово... Прямо в душу проникают.

Поэт. А сейчас вы услышите песню, которая одно время была запрещена к исполнению за якобы пессимистичес­кое настроение, не свойственное солдату-победителю. По-моему, это глупость. А песня... Впрочем, послушайте сами.

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату» —

муз. Б. Мокроусова, ел. М. Исаковского в исполнении

Марка Бернеса. Если песню не найдете, прочтите стихами.)

40

Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог, Нашел солдат в широком поле Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья Застряли в горле у него. Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, Героя-мужа своего.

Готовь для Мужа угощенье, Накрой в избе широкий стол, — Свой день, свой праздник возвращенья К тебе я праздновать пришел...»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья, Что я пришел к тебе такой: Хотел я выпить за здоровье, А должен пить за упокой. Сойдутся вновь друзья, подружки, Но не сойтись вовеки нам...» И пил солдат из медной кружки Вино с печалью пополам. Он пил — солдат, слуга народа, И с болью в сердце говорил: «Я шел к тебе четыре года, Я три державы покорил...»

Хмелел солдат, слеза катилась, Слеза несбывшихся надежд, И на груди его светилась Медаль за город Будапешт.

Солдат. Что тут еще скажешь... Хорошая песня. Братцы, а Победа? Я же из сорок второго, что же мне сказать там своим? Когда будет Победа? Скоро ли?

41

Ровесник. Да нет, брат, еще не очень скоро. Фашистская Германия капитулировала в 1945 году. День Победы мы празднуем 9 Мая. В этот день мы говорим «спасибо» всем ветеранам, всем солдатам и генералам, всем поэтам и композиторам, всем женщинам, прошедшим по огнен­ным дорогам войны. Нет таких слов и наград, которые были бы достойны вас, дорогие наши...

Поэт. Спасибо вам от всех живущих ныне на Земле.

Композитор. Вечная память тем, кто не дожил до этого прекрасного дня, но сделал все для того, чтобы он на­ступил.

Солдат. А нет ли у вас хорошей песни о Победе? Я бы спел ее своим товарищам на фронте и рассказал о вас, потомки вы мои дорогие, рассказал о том, что мы не забыты.

Ровесник. Слушай, брат, песню о Дне Победы и счаст­ливо тебе... Выживи, ладно?

(Звучит песня «День Победы» — муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.)

Конец.

Использованная литература

Высоцкий В. Стихи и песни.

Лицом к Победе. Сборник стихотворений. М.: Со­временник, 1985.

Литература в школе. 1995. № 1.

Окуджава Б. Стихотворения. М.: Советский писатель, 1985.



Похожие:

Сценарий концерта iconСценарий концерта художественной самодеятельности моу фирстовская сош «Планета детства»
Алена Б. Добрый день дорогие друзья! Вас приветствуют учащиеся Фирстовской средней школы
Сценарий концерта iconСценарий праздничного концерта, посвященного дню Учителя – 2006
А еще своим верным другом каждый ученик нашей школы может считать нашего директора. Слово предоставляется директору школы Дробиловой...
Сценарий концерта iconСценарий праздничного концерта с использованием презентации «день победы» 2010г. Ведущий 1 : Здравствуйте, воины! Здравствуйте, зрители, Дедушки, бабушки, гости, родители!
Мы понимаем, что за все, что мы имеем, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что...
Сценарий концерта iconПрограмма концерта «дарите людям красоту!»
Мыслителю и гуманисту авторское стихотворение читает автор – уч-ца 9кл. – Пьянова Д
Сценарий концерта iconСценарий: Поздравления и сценарии / сценарий на 23 февраля 1-я ведущая. Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня удивительный день- день защитника Отечества!
Я ведущая. Мы собрались сегодня почествовать нашу опору, наших будущих защитников, вас, наши мальчики !!!
Сценарий концерта iconСолдаты воодушевленно приняли выступление Журавлевой Марии
Представляем фототчет праздничного концерта, посвященного Дню Защитника Отечества, который провели наши студенты 23 февраля в фбу...
Сценарий концерта iconСценарий агитбригады юид «Светофор» «в гостях у сказки г. Юрьевец 23 марта 2010 год Сценарий агитбригады отряда юид«Светофор» Юрьевецкой средней школы №3 «в гостях у сказки»
Вот Шапочка Красная, Девочка умная, прекрасная, Достойна нашего уважения, Соблюдает правила движения
Сценарий концерта iconФролова Марина Валентиновна гоу гимназии №45, г. Москва. Класс: 8-9 Тема: «Жанр концерта и камерно-инструментальная музыка 19-20-го столетия в России» Кол-во урок
Рассказ-монолог, беседа, игра. Прослушивание музыкального материала (подобранного педагогом)
Сценарий концерта iconФролова Марина Валентиновна гоу гимназии №45, г. Москва. Класс: 8-9 Тема: «Жанр концерта и камерно-инструментальная музыка 19-20-го столетия в России» Кол-во урок
Рассказ-монолог, беседа, игра. Прослушивание музыкального материала (подобранного педагогом)
Сценарий концерта iconПраздник к нам приходит!!!
Ведущими концерта были 2 деда мороза, которые выбирали снегурочку. Праздничный концерт открыли студент группы 191204 Владислав Лебский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы