Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика icon

Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика




Скачать 333.68 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика
Дата16.04.2013
Размер333.68 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
источник
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
Практическое занятие «Психодиагностика как практическая деятельность: разнообразие задач и планирование психодиагностической раб
2. Практические упражнения по планированию психодиагностической работы.
Практические занятия
Практическое занятие «Этический кодекс психолога и правовые аспекты психодиагностики».
Практические занятия
2. Упражнения по отработке навыков эмпатического слушания.
Практическое занятие «Эффективность психодиагностических методик»
Практическое занятие «Стандартизованные методы психодиагностики»
2. Практические упражнения по проектированию психодиагностических методик.
Практическое занятие «Создание надежных тестов»
Практическое занятие «Правила отбора, формулировки и анализа заданий для тестов достижений и личностных тестов»
2. Упражнения по анализу заданий для личностных тестов.
Практическое занятие «Способы повышения надежности психодиагностики»
Практическое занятие «Психодиагностика личности»
Практическое занятие «Комплексный психологический портрет личности»
...
Полное содержание


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Е.В. Гребенникова

«_____» _______________________________20___ г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Р.02 Психодиагностика

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)


^ 1. Цели и задачи дисциплины

Психодиагностика представляет собой одновременно и научно-исследовательскую область, и базовый вид деятельности практического психолога. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей: оптимизация процессов обучения и воспитания; совершенствование профессионального обучения, профотбора и профориентации; повышение эффективности консультационной и психотерапевтической работы; нормализация социально-психологического климата; экспертная деятельность и т.д.

Основной целью дисциплины является усвоение студентами научного понимания основ проектирования, адаптации и применения психодиагностических методик.

Для достижения поставленной цели последовательно реализуются следующие задачи:

1) овладение системой основных понятий психодиагностики;

2) вооружение студентов систематизированными знаниями в области теории и практики постановки психологического диагноза;

3) формирование умений комплексно применять основные методы психодиагностики и интерпретации полученных результатов;

4) воспитание у студентов устойчивого интереса к совершенствованию навыков психологического самопознания;

5) формирование и развитие профессиональной компетентности в области решения задач психологической работы, связанных с познанием, пониманием и объяснением разнообразных психических явлений и психологических особенностей людей;

6) усвоение этических норм психодиагностической деятельности, развитие гуманистического отношения к испытуемым при проведении обследования и предъявлении результатов.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины студенты должны:

знать:

области применения психодиагностики, ее основные виды и задачи; классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики; нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик, структуру психодиагностического процесса, принципы диагностирования и заключения; профессиональные требования к психодиагносту и ситуации психодиагностического обследования испытуемых; основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих методам психодиагностического исследования, пути и способы их недопущения.

уметь:

самостоятельно анализировать и выбирать адекватные методы для конкретного психологического обследования; обеспечивать вновь создаваемым методикам необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности; оценивать степень применимости конкретной методики; при планировании и проведении психологического обследования соблюдать необходимые организационно-методические и морально-этические требования и нормы, учитывать факторы, влияющие на вариативность тестовых баллов и их интерпретацию; разрабатывать психологически обоснованные рекомендации руководителям, коллективам и конкретным людям, основанные на данных, полученных в ходе психодиагностического обследования.

владеть:

навыками комплектования психодиагностической батареи в зависимости от поставленной задачи и особенностей испытуемого, навыками квалифицированного проведения диагностической работы и адекватного использования ее результатов в своей профессиональной деятельности


^ 3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 4

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

57

57

Лекции

38

38

Практические занятия

19

19

Лабораторные работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

43

43

Курсовой проект (работа)







Расчетно графические работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Вид итогового контроля – зачет и экзамен




экзамен


^ 4. Разделы дисциплины и виды занятий

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)




п/п




Лекции

Практические занятия или семинары

Лабора-торные работы

Самостоятельная

работа


1.


2.


3.


4.


5.



Часть 1.

Психодиагностика как научная дисциплина и базовый вид деятельности практического психолога

1.1. Общее представление о психодиагностике и психологическом диагнозе.

1.2. История становления психодиагностики как науки.

1.3. Сфера применения психодиагностики.

1.4. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.

1.5. Методы и подходы психодиагностики, их классификация.

Психометрические основы психодиагностики

2.1. Основные характеристики эффективных психодиагнос-тических методик.

2.2. Стандартизация методики.

2.3. Проектирование психодиаг-ностической методики.

2.4. Основные требования по созданию надежных тестов.

2.5. Разработка личностных опросников.

2.6. Проблемы конструирования тестов достижений.

2.7. Пути повышения надежности некоторых психодиагностических методов.

Психологический портрет личности. Психодиагностика способностей и темперамента

3.1. Общее понятие о психодиагностике психических свойств личности

3.2. Психологический портрет личности.

3.3. Личностные опросники

3.4. Диагностика природных психофизических особенностей человека.

3.5. Способности и проблема их диагностики.

Часть 2

Психодиагностика характера, мотивации, самосознания

4.1. Психодиагностика характера.

4.2. Психологические методы диагностики мотивации.

4.3. Психодиагностика самосоз-нания.

4.4. Психосемантические методы.

Проективные методы исследования личности

5.1. Общее представление о проективных методиках. Проективное использование цвета.

5.2. Проективные методики интерпретации.

5.3. Методики изучения продуктов творчества, проективные техники конструирования и дополнения.


6


8


8


8


8


4


4


4


4


3







8


11


8


8


8




^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Часть 1

Раздел 1. Психодиагностика как научная дисциплина и базовый вид деятельности практического психолога

1.1. Общее представление о психодиагностике и психологическом диагнозе.

Значение термина «психологическая диагностика». Общее представление о психологическом диагнозе. Место психодиагностики в системе психологического знания и профессиональной подготовки психолога. Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика.

^ Практическое занятие «Психодиагностика как практическая деятельность: разнообразие задач и планирование психодиагностической работы».

1. Практическая психодиагностическая деятельность.

^ 2. Практические упражнения по планированию психодиагностической работы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическим занятиям и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

1.2. История становления психодиагностики как науки.

Истоки психодиагностики, предыстория ее развития. Возникновение тестирования, краткая история применения тестов. История развития проективных методик. Краткая история контент-анализа. Отечественный вклад в развитие психодиагностики.

^ Практические занятия:

«Психографологический анализ»

1. История развития проективных методик.

2. Упражнения по психографологическому анализу.

«Контент-анализ газетных публикаций»

1. История контент-анализа.

2. Контент-анализ жизнеописаний «звезд» по материалам газеты «Телесемь».

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическим занятиям и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

1.3. Сфера применения психодиагностики.

Сфера применения психодиагностики. Типология психодиагностических ситуаций и задач. Структура психодиагностического процесса. Объект психодиагностики, его структура и состояние. Психодиагностические средства.

Практическое занятие «Проективная техника. Тесты «Несуществующее животное», «Рисунок человека»

1. Психодиагностические средства.

2. Диагностика по тесту «Несуществующее животное».

3. Диагностика по тесту «Рисунок человека».

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

1.4. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.

Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики. Основные принципы психодиагностики. Профессиональные требования к психодиагносту. Этический кодекс психодиагноста и его социально-психологические основания. Морально-этические нормы при проведении обследования (обеспечение тайны личности, конфиденциальность, сообщение результатов обследования).

^ Практическое занятие «Этический кодекс психолога и правовые аспекты психодиагностики».

1. Этика и деонтология психодиагностики.

2. Анализ практических ситуаций.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

1.5. Методы и подходы психодиагностики, их классификация.

Методы и подходы психодиагностики, их классификация. Общее представление о методах практической психодиагностики. Основания и критерии классификации психодиагностических методов. Формализованные методики. Метод эксперимента и приборные психофизиологические методики. Малоформализованные методики. Опрос (беседа, анкетирование, интервью).

^ Практические занятия:

«Этапы психодиагностического процесса»

1. Планирование эксперимента.

2. Достоинства формализованных методов и нивелирование их недостатков.

«Беседа как метод психодиагностического исследования»

1. Упражнения по отработке навыков проведения психодиагностической беседы.

^ 2. Упражнения по отработке навыков эмпатического слушания.

Самостоятельная работа студентов по данной теме включает в себя подготовку к практическим занятиям и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики

2.1. Основные характеристики эффективных психодиагностических методик.

Психометрические требования к построению и проверке эффективных психодиагностических методик: валидность и ее виды, понятие надежности теста; дискриминативность, достоверность теста. Общее понятие о дифференциальной психометрии и области ее применения. Признак и показатели в психодиагностике, их количество и связи.

^ Практическое занятие «Эффективность психодиагностических методик»

1. Практические упражнения по оценке валидности тестов.

2. Практические упражнения по оценке надежности тестов.

Самостоятельная работа студентов по данной теме включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

2.2. Стандартизация методики.

Особенности стандартизированных методов, их достоинства и недостатки. Стандартизация методики. Виды психодиагностических норм. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения и ее значение для нормирования.

^ Практическое занятие «Стандартизованные методы психодиагностики»

1. Упражнения по отработке навыков стандартизации методик.

2. Упражнения по нормированию.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

2.3. Проектирование психодиагностической методики.

Проектирование психодиагностической методики. Таксономия объективных тестов. Этапы проектирования методики и их содержание. Адаптация теста.

Практическое занятие «Этапы проектирования психодиагностической методики»

1. Обсуждение содержания этапов проектирования методик.

^ 2. Практические упражнения по проектированию психодиагностических методик.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

2.4. Основные требования по созданию надежных тестов.

Основные требования по созданию надежных тестов. Разработка заданий. Основные виды и содержание заданий. Правила отбора, формулировки и анализа заданий.

^ Практическое занятие «Создание надежных тестов»

1. Разработка заданий для психодиагностических методик.

2. Упражнения по отработке правил формулировки заданий.

Самостоятельная работа студентов по данной теме включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

2.5. Разработка личностных опросников

Разработка личностных опросников. Проблемы конструирования личностных опросников. Разработка заданий и формулирование вопросов для личностных опросников.

2.6. Проблемы конструирования тестов достижений.

Проблемы конструирования тестов достижений. Психологика испытуемого. Логико-семантическая классификация заданий. Тематическая репрезентативность. Трудность заданий.

^ Практическое занятие «Правила отбора, формулировки и анализа заданий для тестов достижений и личностных тестов»

1. Упражнения по анализу заданий для тестов достижений.

^ 2. Упражнения по анализу заданий для личностных тестов.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

2.7. Пути повышения надежности некоторых психодиагностических методов.

Пути повышения надежности некоторых психодиагностических методов: наблюдения, анализа документальных источников, контент-анализа, анкетирования и интервью.

^ Практическое занятие «Способы повышения надежности психодиагностики»

1. Способы повышения надежности наблюдения.

2. Практические упражнения.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

Раздел 3. Психологический портрет личности. Психодиагностика способностей и темперамента

3.1. Общее понятие о психодиагностике психических свойств личности

Общее понятие о психодиагностике психических свойств личности. Понятие «черта» личности. Типы черт и их соотношение между собой (конституциональные, индивидуальные, личностные). Типы данных о личностных особенностях.

^ Практическое занятие «Психодиагностика личности»

1. Диагностика конституциональных черт.

2. Диагностика личностных черт.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

3.2. Психологический портрет личности.

Психологический портрет личности. Принципы составления комплексного психологического портрета личности. Психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей.

^ Практическое занятие «Комплексный психологический портрет личности»

1. Психологический портрет личности.

2. Упражнения по комплектованию психодиагностических батарей.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

3.3. Личностные опросники

Личностные опросники, их классификация. Краткая характеристика опросника Кеттелла (16 PF), Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI).

Практическое занятие «Личностные опросники»

1. Классификация личностных опросников.

2. Диагностика по опроснику Кеттелла.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

3.4. Диагностика природных психофизических особенностей человека

Диагностика природных психофизических особенностей человека. Понятие о природных особенностях человека. Диагностика свойств нервной системы. Диагностика свойств темперамента и психических состояний.

^ Практическое занятие «Психодиагностика природных особенностей»

1. Диагностика свойств нервной системы.

2. Диагностика свойств темперамента.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

3.5. Способности и проблема их диагностики

Способности и проблема их диагностики. Теоретические основы тестирования интеллектуально-познавательной сферы. Психодиагностика умственного развития.

Практическое занятие «Диагностика способностей»

1. Проблема задатков и способностей в психологии.

^ 2. Тестирование творческих способностей.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.


Часть 2

Раздел 4. Психодиагностика характера, мотивации, самосознания

4.1. Психодиагностика характера

Психодиагностика характера. Диагностика характерологических черт, патохарактерологическая диагностика.

Практическое занятие «Диагностика темперамента и характера»

1. Диагностика по методике Русалова.

2. Диагностика характера.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

4.2. Психологические методы диагностики мотивации

Психологические методы диагностики мотивации. Индикаторы мотивации и психодиагностические методы их изучения.

Практическое занятие «Диагностика мотивации и умственного развития»

1. Диагностика учебной мотивации.

2. Диагностика интеллекта.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

4.3. Психодиагностика самосознания

Психодиагностика самосознания. Диагностические средства анализа «Я-концепции»: методики исследования самоотношения, уровень субъективного контроля.

Практическое занятие «Личностные опросники»

1. Диагностика самоотношения.

2. Методика УСК.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

4.4. Психосемантические методы.

Основные понятия психосемантики (значение, категоризация, семантическое пространство). Психосемантические методы и их классификация. Методика репертуарных решеток.

Практическое занятие «Психосемантические методы диагностики личности»

1. Краткая история использования психосемантических методов в психодиагностике.

^ 2. Упражнения по отработке навыков психосемантического исследования.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

Раздел 5. Проективные методы исследования личности

5.1. Общее представление о проективных методиках. Проективное использование цвета.

Общее представление о проективных методиках: понятие проекции в психодиагностике, классификация проективных методов, проблемы и тенденции их применения. Проективное использование цвета: тест М. Люшера, тест цветных пирамид, визуальный апперцептивный тест 60.

Практическое занятие «Психодиагностическое использование цвета»

1. Проективное использование цвета.

2. Диагностика по тесту М. Люшера.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

5.2. Проективные методики интерпретации.

Проективные методики интерпретации: тематический апперцептивный тест и его модификации.

Практическое занятие «Проективные методики структурирования, интерпретации и экспрессии»

1. Основные методики структурирования, интерпретации и экспрессии.

2. Диагностика по методике ТАТ.

Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

5.3. Методики изучения продуктов творчества, проективные техники конструирования и дополнения.

Методики изучения продуктов творчества, проективные техники конструирования и дополнения: рисуночные тесты, тест мира, методики завершения предложения, истории.

^ Практическое занятие «Перспективы развития психологической диагностики».

1. Основные рисуночные тесты.

2. Проблемы и перспективы психодиагностики.

Самостоятельная работа студентов по данной теме включает в себя подготовку к практическому занятию и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.


^ 5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Рощина, Н.А. Психодиагностика : методическое пособие / Н.А. Рощина, И.Л. Шелехов. – Томск : изд-во ТГПУ, 2009. – 171 с.

  2. Рощина, Н.А. Психодиагностика : учебное пособие / Н.А. Рощина, И.Л. Шелехов. – Томск : изд-во ТГПУ, 2009. – 175 с.


б) дополнительная литература

  1. Батаршев, А. В. Тестирование : основной инструментарий практического психолога / А. В. Батаршев. - М. : Дело, 2001. - 239 с.

  2. Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению / А. В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. - 175 с.

  3. Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин. - М. : Эксмо, 2006. – 414 с.

  4. Бурлакова, Н. С. Проективные методы : теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 330 с.

  5. Гильбух, Ю. З. Психодиагностика в школе / Ю. З. Гильбух. - М. : Знание, 1989. - 79 с.

  6. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике : учебное пособие для вузов / Н. С. Глуханюк. - М. : МПСИ, 2003. - 188 с.

  7. Диагностика семьи : методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 2004. - 735 с.

  8. Еникеев, М. И. Психологическая диагностика : стандартизированные тесты / М. И. Еникеев. - М. : ПРИОР, 2003 .- 283 с.

  9. Косов, Б. Б. Личность : теория, диагностика и развитие / Б. Б. Косов. - М. : Академический проект, 2000. - 237 с.

  10. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг : учебное пособие для вузов / ред. Ю. М. Жуков. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 255 с.

  11. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности : теория и практика : учебное пособие для вузов / Н. И. Непомнящая. - М. : Владос, 2003. - 188 с.

  12. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И. Н. Носс, Н. В. Васина. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2004. - 346 с.

  13. Психологические портреты персонала : типология и диагностика / ред. Ю. П. Платонов. - СПб. : Речь, 2003. - 415 с.

  14. Психология личности : тесты, опросники, методики / сост. : Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. - М. : ГЕЛИКОН, 1995. - 236 с.

  15. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. - М. : МПСИ, 2003. - 319 с.


^ 6.2. Дополнительные средства обеспечения освоения дисциплины

Дополнительными средствами освоения данной дисциплины являются персональный компьютер для проверки самостоятельной работы студентов по созданию личного банка психодиагностических методик, бланки и тестовые материалы, а также 4 теста для контроля знаний.


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения освоения данной учебной дисциплины необходимы оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателей

Данная рабочая программа по учебной дисциплине «Психодиагностика» адресована студентам дневного отделения, обучающимся по направлению «Педагогика».

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки, которые уже были изучены студентами на младших курсах: общей психологией, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений. Задача преподавания состоит в опоре на пройденный материал, в установлении межпредметных связей с параллельно изучаемыми дисциплинами, прежде всего, с «Математическими основами психологии», «Психологией труда» и в создании необходимого фундамента для дальнейшего усвоения дисциплин специализации.

Логика и структура преподавания подчинены принятому в отечественной психологии подходу к пониманию общей психодиагностики. Первый раздел вводный. Он нацелен на создание общего представления о предмете психологической диагностики. Основная педагогическая задача – пробудить у студентов интерес к теоретическим аспектам психодиагностики, так как, как правило, в начале изучения дисциплины у них ярко выражен интерес к прикладным аспектам психодиагностики. Следующие разделы посвящены проблемам эффективности психодиагностического исследования и основным направлениям измерения индивидуально-психологических особенностей человека с использованием стандартизованных и малоформализованных методик.

Основная задача преподавателя данного курса - помочь студенту овладеть системой основных понятий психодиагностики, ознакомиться с теорией и практикой психодиагностических обследований, сформировать адекватные представления о роли и месте соответствующих методик в системе психологической работы с детьми и взрослыми, оценить их возможности и ограничения.

Основными формами организации аудиторных занятий являются лекции, практические занятия с демонстрацией психодиагностических методик. При этом особое внимание уделяется проблемной ориентации материала. Лекции содержат систематизированные знаниями по темам курса. Практические занятия посвящены текущему контролю усвоения материала и отработке умений применять основные методы психодиагностики и интерпретации полученных результатов. Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку к практическим занятиям, экзаменам и работу по созданию личного банка психодиагностических методик.

На практических занятиях по психодиагностике необходимо создать особый психологический климат. Создание атмосферы психологической защищенности каждого студента позволит не только ознакомить с наиболее известными методами психодиагностики, правилами проведения обследований, способами обработки и интерпретации данных, но и обеспечить усвоение этических норм психодиагноста, способствовать развитию гуманистического отношения к испытуемым при проведении обследования и предъявлении результатов.


^ 8.2. Методические рекомендации для студентов

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Изучение основ психодиагностики поможет практическому психологу квалифицированно и качественно проводить диагностическую работу и адекватно использовать ее результаты в своей профессиональной деятельности.

Лекции будут содержать сведения об истории возникновения психологической диагностики, этапах ее становления, новых направлениях и тенденциях развития. Подробно будут обсуждаться основные классы методик (тесты, опросники, проективные и психофизиологические методы), общие требования к ним, их достоинства и недостатки, возможности и ограничения, особенности интерпретации, вопросы этики психодиагноста.

Подготовка к практическим занятиям должна проходить в несколько этапов:

1) работа с понятийным аппаратом в ходе самостоятельной подготовки к практическому занятию;

Студентом рекомендуется повторить ключевые слова, содержащиеся в конспектах лекций, ознакомиться с содержанием данных понятий в рекомендованных литературных источниках.

2) изучение заявленной темы до практического занятия;

3) повторение пройденного материала и работа с личным банком психодиагностических методик по окончанию практического занятия.

Практические занятия познакомят с наиболее применяемыми в нашей стране диагностическими методиками, оценивающими разные стороны личности и индивидуальности. Будут обсуждаются их возможности и способы использования. Это позволит четко представить цели и задачи, стоящие перед психодиагностами, а также осознать, где на практике следует применять психодиагностические знания.

Однако, на эту базовую учебную дисциплину, к сожалению, отводится очень мало часов. Поэтому студенты лишены возможности получить полноценную подготовку по важнейшим разделам общей психодиагностики, например, таким как правила конструирования психодиагностических методик, статистические методы обработки результатов испытаний, новые тенденции современной психодиагностики и т.д. Изучить данную учебную дисциплину изолированно от целого ряда учебных курсов не представляется возможным. Необходимо будет постоянно обращаться к знаниям и навыкам, получаемым в ходе изучения математических основ психологии (темы «Шкалирование и измерение в психологии», «Обработка данных», «Экспертное оценивание и тесты» и другие). Отсутствие основополагающих знаний по психодиагностике приводит к тому, что многие практические психологи не могут самостоятельно оценить качество методик, допускают ошибки при интерпретации получаемых результатов, не знают правил презентации данных диагностических обследований родителям, педагогам, учащимся. Следовательно, нужны серьезные усилия по самостоятельному изучению теоретических и практических разделов психодиагностики.

Самостоятельная работа необходима для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практикума. Нормативный объем самостоятельной работы по учебной дисциплине установлен для студентов дневной формы обучения в объеме минимума 43 часов. Самостоятельная работа включает два направления: изучение литературных источников, в ходе которого следует руководствоваться перечнем контрольных вопросов, и работа по созданию личного психодиагностического банка. Психодиагностический банк окажется полезным не только в процессе усвоения учебной дисциплины «Психодиагностика», но и в последующей профессиональной деятельности.


^ 8.2.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Тестирование младенцев и детей раннего возраста.

  2. Диагностика психологической готовности к школе.

  3. Диагностика учебных достижений.

  4. Соотношение умственного развития и обучаемости.

  5. Школьный тест умственного развития.

  6. Анализ продуктов деятельности.

  7. Аппаратурные тесты.

  8. Ассоциативный эксперимент.

  9. Опросные методы.

  10. Беседа.

  11. Интервью.

  12. Метод наблюдения.

  13. Диагностика дивергентного мышления.

  14. Диагностика технических способностей.

  15. Естественно-научное мышление и его диагностика.

  16. Критериально-ориентированные тесты диагностики сформированности мышления.

  17. Тест Д. Векслера.

  18. Нормативность интеллектуального развития.

  19. Диагностика профессиональной пригодности.

  20. Психодиагностика в профориентационной работе.

  21. Изучение креативности в зарубежной психологии.

  22. Изучение креативности в отечественными психологами.

  23. Групповые тесты.

  24. Особенности компьютерной психодиагностики.

  25. Методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории.

  26. Методики изучения импрессии.

  27. Методики изучения экспрессии.

  28. Методики интерпретации.

  29. Методики катарсиса.

  30. Методики конструирования.

  31. Методики структурирования.

  32. Неязыковые тесты.

  33. Психодиагностические методики высокого уровня формализации.

  34. Основные тенденции развития психодиагностики.

  35. Диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей.

  36. Тесты специальных способностей и достижений.

  37. Развитие психодиагностики в рамках психологии труда и психотехники.

  38. Свободные от влияния культуры тесты.

  39. Психометрический и поведенческий интеллект.

  40. Тесты действия.

  41. Методики диагностики мотивации.

  42. Методы диагностики самосознания.

  43. Измерение локуса контроля.

  44. Диагностика межличностных отношений.

  45. Социометрия.

  46. Клиническая психодиагностика.

  47. Нормативность личностного развития.

  48. Социальные и этические аспекты психологической диагностики.

  49. Перспективы развития психодиагностики.

^ 8.2.2. Тематика рефератов

Подготовка рефератов при изучении данной учебной дисциплины не предусмотрена.


8.2.3. Вопросы к экзамену

Для контроля усвоения данной учебной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в форме устного ответа на вопросы, указанные в билете.


  1. Значение термина «психологическая диагностика».

  2. Общее представление о психологическом диагнозе.

  3. Научно-исследовательская и научно-практическая психодиагностика.

  4. Истоки психодиагностики, предыстория ее развития.

  5. Возникновение тестирования, краткая история применения тестов.

  6. История развития проективных методик.

  7. Краткая история контент-анализа.

  8. Отечественный вклад в развитие психодиагностики.

  9. Сфера применения психодиагностики.

  10. Типология психодиагностических ситуаций и задач.

  11. Структура психодиагностического процесса.

  12. Объект психодиагностики, его структура и состояние.

  13. Психодиагностические средства.

  14. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.

  15. Основные принципы психодиагностики.

  16. Профессиональные требования к психодиагносту.

  17. Этический кодекс психодиагноста и его социально-психологические основания.

  18. Морально-этические нормы при проведении обследования (обеспечение тайны личности, конфиденциальность, сообщение результатов обследования).

  19. Общее представление о методах практической психодиагностики.

  20. Основания и критерии классификации психодиагностических методов.

  21. Формализованные методики.

  22. Метод эксперимента и приборные психофизиологические методики.

  23. Малоформализованные методики.

  24. Опрос (беседа, анкетирование, интервью).

  25. Валидность и ее виды.

  26. Понятие надежности теста.

  27. Дискриминативность и достоверность теста.

  28. Признак и показатели в психодиагностике, их количество и связи.

  29. Общее понятие о дифференциальной психометрии и области ее применения.

  30. Особенности стандартизированных методов, их достоинства и недостатки.

  31. Стандартизация методики.

  32. Виды психодиагностических норм. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения и ее значение для нормирования.

  33. Проектирование психодиагностической методики.

  34. Таксономия объективных тестов.

  35. Этапы проектирования методики и их содержание.

  36. Адаптация теста.

  37. Основные требования по созданию надежных тестов.

  38. Разработка заданий. Основные виды и содержание заданий. Правила отбора, формулировки и анализа заданий.

  39. Разработка личностных опросников. Проблемы конструирования личностных опросников. Разработка заданий и формулирование вопросов для личностных опросников.

  40. Проблемы конструирования тестов достижений. Психологика испытуемого. Логико-семантическая классификация заданий. Тематическая репрезентативность. Трудность заданий.

  41. Пути повышения надежности некоторых психодиагностических методов: наблюдения, анализа документальных источников, контент-анализа, анкетирования и интервью.

  42. Понятие «черта» личности. Типы черт и их соотношение между собой (конституциональные, индивидуальные, личностные). Типы данных о личностных особенностях.

  43. Психологический портрет личности. Принципы составления комплексного психологического портрета личности. Психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей.

  44. Личностные опросники, их классификация.

  45. Краткая характеристика опросника Кеттелла (16 PF), Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI).

  46. Диагностика природных психофизических особенностей человека.

  47. Диагностика свойств темперамента и психических состояний.

  48. Способности и проблема их диагностики.

  49. Теоретические основы тестирования интеллектуально-познавательной сферы. Психодиагностика умственного развития.

  50. Психодиагностика характера.

  51. Диагностика характерологических черт.

  52. Патохарактерологическая диагностика.

  53. Психологические методы диагностики мотивации.

  54. Индикаторы мотивации.

  55. Психодиагностика самосознания.

  56. Методики исследования самоотношения.

  57. Психодиагностика уровня субъективного контроля.

  58. Основные понятия психосемантики (значение, категоризация, семантическое пространство).

  59. Психосемантические методы и их классификация.

  60. Методика репертуарных решеток.

  61. Понятие проекции в психодиагностике.

  62. Классификация проективных методов.

  63. Проблемы и тенденции применения проективных методов.

  64. Проективное использование цвета: тест М. Люшера, тест цветных пирамид, визуальный апперцептивный тест 60.

  65. Проективные методики интерпретации: тематический апперцептивный тест и его модификации.

  66. Методики изучения продуктов творчества.

  67. Проективные техники конструирования и дополнения: рисуночные тесты, тест мира, методики завершения предложения, истории.

  68. Диагностика межличностных отношений.

  69. Нормативность личностного развития.

  70. Перспективы развития психодиагностики.



Программа дисциплины составлена в соответствии с учебным планом по направлению 050700.62 Педагогика (профиль: Психологическое образование)


Программу составила:

ст. преподаватель кафедры психологии развития личности __________ Е.Д. Степанова

(подпись)


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии развития личности, протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.


Зав. кафедрой:

д.пс.н., профессор _______________ Н.В. Жигинас

(подпись)


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.


Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)




Похожие:

Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconПрограмма дисциплины опд. В. 06 Экспериментальная психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Экспериментальная психология»
Она непосредственно связана с дисциплинами «Математические основы психологии», «Психодиагностика», является базой для дисциплины...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconУчебно-методический комплекс опд. В. 06 Экспериментальная психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Экспериментальная психология»
Она непосредственно связана с дисциплинами «Математические основы психологии», «Психодиагностика», является базой для дисциплины...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconУчебно-методический комплекс опд. Р. 02 Психодиагностика
Основной целью дисциплины является усвоение студентами научного понимания основ проектирования, адаптации и применения психодиагностических...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 10 Психодиагностика
Основной целью дисциплины является усвоение студентами научного понимания основ проектирования, адаптации и применения психодиагностических...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconРабочая программа дисциплины "Вспомогательные исторические дисциплины: геральдика и генеалогия " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconПрограмма дисциплины источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconРабочая программа дисциплины " Археография " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconРабочая программа дисциплины " Источниковедение " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconРабочая программа дисциплины " Архивоведение " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины опд. Р. 02 Психодиагностика iconРабочая программа дисциплины "Музейное источниковедение " Предназначена для студентов
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы