Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории icon

Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории




Скачать 71.47 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории
Дата20.08.2012
Размер71.47 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Рабочая гипотеза
Структура работы.
В первой главе
Вторая глава
Этапы работы.

Методические рекомендации к выполнению курсовых работ

по методике преподавания истории.




Курсовая работа по методике преподавания истории – это мини-исследование выбранной проблемы. Следовательно, она должна носить исследовательский характер, а не компилировать выдержки из учебников и литературы.


Исследовательский характер работы определяется уже Введением.

В нем должны быть определены:

  • актуальность проблемы исследования и степень ее изученности

  • объект

  • предмет

  • цель и задачи исследования

  • теоретические (методологические) основы исследования

  • рабочая гипотеза

  • методы исследования


Объектом методического исследования является процесс обучения истории.


Предметом исследования выступает конкретная методика организации процесса обучения истории в зависимости от выбранной проблемы. Это может быть методика формирования понятий, картографических умений школьников, нетрадиционных форм проведения уроков, способы формирования той или иной образовательной компетенции, содержательная и процессуальная стороны формирования толерантной личности школьника при изучении истории и т.п.).

Цель исследования заключается, как правило, в научном обосновании и апробации методических условий и способов, обеспечивающих положительные результаты обучения по выбранной проблеме.

Задачи конкретизируют цель исследования. В их число могут входить:

- определение психолого-педагогических и методических подходов к проблеме исследования, отраженных в научной литературе,

  • выявление особенностей методической работы по выбранному направлению,

  • обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования,

  • проведение педагогической диагностики по теме исследования,

  • определение дидактических возможностей (образовательного, развивающего, воспитательного потенциала) школьных курсов истории (отдельных учебных тем) в рамках исследовательской проблемы,

  • осуществление отбора экспериментальных уроков (учебных тем),

  • разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся в рамках выбранного методического направления,

  • апробация экспериментальных уроков или элементов разработанной методики в процессе педагогической практики,

  • анализ и систематизация результатов исследования.



Методологическую (научно-теоретическую) основу исследования могут составлять:

  • концепция личностно-ориентированного обучения в школе,

  • психологическая и дидактическая теория деятельностного и компетентностного подходов в обучении,

  • теоретические положения об управлении процессом познавательной деятельности учащихся, о мотивации учения школьников,

  • основы общей, возрастной и педагогической психологии,

  • дидактические основы методов проблемного обучения,

  • дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения и др.


Методы исследования:

  • монографическое исследование литературы; теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования,

  • изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы,

  • методы изучения коллективных педагогических явлений (беседа, анкетирование и т.п.),

  • диагностические срезы знаний и умений учащихся,

  • целенаправленное педагогическое наблюдение,

  • педагогическое тестирование,

  • анализ творческих и письменных работ учащихся,

  • апробация экспериментальной модели (приемов) обучения.

  • обработка экспериментальных данных с применением количественных (статистических и математических) методов.


^ Рабочая гипотеза – предположение, которое доказывается или опровергается в процессе исследования. Она определяется в результате изучения литературы, опыта работы по проблеме исследования или личного опыта автора и формулируется путем перечисления тех взаимосвязанных условий, которые, по мнению автора, обеспечивают эффективность решения поставленных методических задач по исследуемой проблеме.


^ Структура работы.

Первой частью курсовой работы является «Введение» (его основные компоненты указаны выше).

Основное содержание может быть представлено в двух главах

^ В первой главе характеризуются теоретические основы проблемы исследования. В параграфах главы может быть дан аналитический обзор литературы, показан вклад различных авторов в разработку проблемы, раскрыта ее сущность и дана трактовка основных положений. В выводах по главе должна звучать оценка современного состояния и изученности проблемы. Можно обратить внимание на спорные и нерешенные аспекты исследуемой темы. Уместной окажется и формулировка рабочей гипотезы исследования.

^ Вторая глава должна отражать практику преподавания и методику изучения вопросов истории в контексте исследуемой проблемы. Здесь может быть представлен накопленный педагогический опыт, дана характеристика конкретных методических подходов к организации обучения, показаны результаты диагностического анкетирования или срезов знаний, умений учащихся. Наиболее ценным окажется представление и описание личных методических находок по теме курсовой работы, характеристика апробированных уроков, приемов и средств обучения, а также анализ результатов их экспериментальной апробации.

Глава завершается выводами, подтверждающими, корректирующими или опровергающими рабочую гипотезу.

В «Заключении» дается краткое резюме по основному содержанию исследованной темы и выполнению поставленных задач.


Завершается курсовая работа списком использованной литературы. Она должна быть систематизирована по алфавиту и сгруппирована по монографиям (исследованиям) и публицистическим материалам, опубликованным в периодических изданиях. Использованные Интернет-ресурсы указываются отдельно.


Существенным дополнением могут служить Приложения. Они включают наглядные, дидактические материалы, исторические тексты, работы учащихся, образцы анкет и другие средства, конкретизирующие и подтверждающие результаты методического исследования автора.


^ Этапы работы.

  1. Подбор литературы и ее изучение. Формулировка исходных позиций рабочей гипотезы. (Этот этап важно осуществить в основном до начала педагогической практики).

  2. Подготовка материалов для педагогической диагностики (разработка инструментария: анкет, вопросников, учебных заданий, тестов).

  3. Проведение педагогической диагностики.

  4. Разработка методических материалов для апробации с учетом результатов диагностического исследования.

  5. Апробация методических разработок и накопление экспериментальных материалов в период педагогической практики.

  6. Обработка полученных результатов исследования (выявление количественных и качественных показателей обучения учащихся, представление результатов обучения в таблицах, графиках, описаниях и т.п.).

  7. Окончательное оформление работы.

  8. Сдача на проверку и защита курсовой работы.


Объем курсовой работы составляет примерно от 40 до 50 страниц машинописного текста.


Примерная тематика курсовых работ

(«Теория и методика преподавания истории»)


  1. Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся в процессе изучения истории.

  2. Формирование толерантности школьников в процессе изучения истории.

  3. Формирование мотивации учащихся к изучению истории.

  4. Методические особенности формирования понятийных знаний учащихся в курсах истории основной школы.

  5. Изучение вопросов культуры и быта на уроках истории.

  6. Проблемный подход в изучении истории (Способы проблемного обучения истории).

  7. Эвристические методы обучения истории.

  8. Развитие аналитических умений учащихся в процессе изучения истории.

  9. Разработка и использование творческих учебно-познавательных и ролевых заданий в обучении истории в основной школе.

  10. Организация учебно-исследовательской работы учащихся в процессе изучения истории.

  11. Компетентностный подход в преподавании истории.

  12. Методические подходы к формированию когнитивной (историко-познавательной) компетенции школьников при изучении истории.

  13. Формирование информационно-коммуникативной компетенции школьников в процессе изучения истории.

  14. Формирование ценностно-мировоззренческой компетенции школьников при изучении истории.

  15. Использование технологий развивающего обучения истории.

  16. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории.

  17. Обучение учащихся «ремеслу историка» - технология развивающего обучения.

  18. Активные формы и методы обучения истории.

  19. Метод проектов при изучении истории.

  20. Игровые формы познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

  21. Современный школьный учебник на уроках истории.

  22. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе изучения истории.

  23. Работа с документальными текстами как способ развивающего обучения истории.

  24. Современный урок истории в школе: проблема критериев и требований к современному уроку истории.

  25. Современные способы проверки и оценки учебных достижений школьников по истории.

  26. Формы и методы рефлексии учащихся на уроках истории.

  27. Методика использования групповых форм обучения на уроках истории.



Дополнение:

  • Формирование у школьников готовности к самостоятельной работе по истории

  • Игровые технологии в формировании и коррекции понятийных /хронологических знаний и умений учащихся по истории.

  • Развитие у подростков социально значимых ценностных ориентаций в процессе изучения истории.

  • Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «История».

  • Развитие творческой активности младших школьников средствами игровых технологий обучения.









Похожие:

Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу «Теоретические основы товароведения»
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению...
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании научно-методического совета кафедры Мипоис «01» ноября 2010 г., протокол №2
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании научно-методического совета кафедры...
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические указания по выполнению и защите курсовых и дипломных работ Москва 2005 Печатается по разрешению кафедры психологии Московского социально-гуманитарного института
Курсовые и дипломные работы: Методические указания по выполнению и защите курсовых и дипломных работ. Специальность 020400 – «Психология»...
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности «Домоведение»
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ / сост. Г. И. Ткаченко, С. В. Хашаева, И. В. Семченко. – Белгород,...
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям по методике преподавания иностранного языка
Методические рекомендации предназначены для само­стоятельной работы студентов над одним из разделов методики преподавания иностранных...
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по специальностям высшего профессионального образования
Написание и защита курсовой работы является промежуточным этапом подготовки студента по выбранной специальности
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по специальностям высшего профессионального образования
Написание и защита курсовой работы является промежуточным этапом подготовки студента по выбранной специальности
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по специальностям высшего профессионального образования
Написание и защита курсовой работы является промежуточным этапом подготовки студента по выбранной специальности
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconМетодические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения факультета специальной педагогики и психологии мгпу
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм...
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ по методике преподавания истории iconН. А. Некрасова институт экономики Кафедра Бухгалтерского учета, анализа и аудита Методические рекомендации
Методические рекомендации к выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных работ. – Кострома : кгу им. Н. А. Некрасова,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы