Мурманский государственный педагогический университет icon

Мурманский государственный педагогический университет




Скачать 490.28 Kb.
НазваниеМурманский государственный педагогический университет
страница1/2
Дата22.08.2012
Размер490.28 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
И.Е. Кудряшова
Н. К. Галеева
Печатается в авторской редакции.
Методическая практика
2. Рабочий период.
Особенности урока иностранного языка
Тематическое планирование
Планирование урока
План-конспект урока
Ход урока
Внеклассная работа по иностранному языку
Отчетная документация
Возможные изменения расписания уроков и звонков
Психолого-педагогическая характеристика учащихся класса (группы), в котором Вы проводите уроки иностранного языка
План-конспект защитного урока
Характеристика работы студентов во время
Раздел 1. Педагогические умения и способности студента.
Раздел 2. Общие данные о прохождении практики
Раздел 3. Итоговые оценки (от 1 до 5)
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Д н е в н и к

студента-практиканта

(методические рекомендации в помощь студенту-практиканту)


МУРМАНСК

2010


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Мурманского государственного педагогического университета


Дневник студента-практиканта. –Изд-е 2-е, перераб. и доп. Мурманск: МГПУ, 2010. - 36 с.


Составители: Т.Н. Лисицына, канд. пед. наук, доцент

кафедры английского языка и английской филологии МГПУ;

^ И.Е. Кудряшова, старший преподаватель кафедры

английского языка и английской филологии МГПУ


Рецензенты:

Ж.Е. Войнова,

канд. пед. наук, доцент

кафедры английского языка КГПА;

^ Н. К. Галеева, заслуженный учитель РФ,

зам.директора по иностранным языкам гимназии № 9 г. Мурманска;

Путистина О.В., канд.пед.наук, доцент

кафедры английского языка и английской филологии МГПУ;


Настоящий дневник педагогической практики является учебным пособием к первой обучающей педпрактике студентов 4-х курсов педагогических университетов, обучающихся по специальности «Иностранный язык с дополнительной специальностью», является одной из составляющих учебно-методического комплекса по курсу «Теории и методики обучения иностранным языкам» в соответствии с новыми стандартами высшего профессионально-педагогического образования.

Цель данного дневника – помочь студентам сформировать навыки и умения, необходимые учителю иностранного языка, развить профессионально-необходимые личностные качества. Дневник адресован также магистрантам, аспирантам, учителям иностранного языка.


^ Печатается в авторской редакции.


 Мурманский государственный

педагогический университет (МГПУ), 2010


Дневник студента-практиканта


_______ курса факультета филологии и журналистики Мурманского государственного педагогического университета, группа ( ) ________________________________________________________________

Место прохождения практики (школа, класс) _________________________

Адрес школы____________________________________________________ телефон______________

Ф.,и.,о. директора ________________________________________________

Ф.,и.,о. завуча ___________________________________________________

Ф.,и.,о. учителя по иностранному языку _________________________________________

Ф.,и.,о. классного руководителя____________________________________

Методисты: по предмету (иностранный язык) _________________________________________

по воспитательной работе________________________________________

по психологии__________________________________________________


Сроки практики: с «____» ___________ по «____» _______________


^ Методическая практика

по первому иностранному языку


Задачи методической практики заключаются в том, чтобы сформировать у студентов-практикантов следующие умения:

- анализировать обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащихся на основе полученных теоретических знаний с помощью методиста и учителя;

- планировать учебный процесс (тематическое и поурочное планирование);

- методически грамотно формулировать цели и задачи каждого конкретного урока;

- выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения для достижения поставленной цели;

- анализировать и корректировать свою деятельность на основе теоретических знаний;

- организовывать внеклассную работу по предмету (подготовить и провести конкретное мероприятие).


Содержание методической практики


1. Ориентировочно-ознакомительный период.

Практиканты знакомятся с образовательной концепцией и организацией учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения; посещают вместе с методистом открытые уроки учителей иностранного языка, анализируют их; знакомятся с учащимися своего класса на уроках иностранного языка и других предметов, изучают школьную документацию; планируют свою учебную и внеклассную работу на период педпрактики.


^ 2. Рабочий период.

Практиканты дают уроки в своих классах, с помощью учителя и методиста анализируют свою деятельность; посещают и анализируют уроки своих коллег по группе и учителей иностранного языка; участвуют в организации внеклассной работы по предмету, самостоятельно проводят одно-два внеклассных мероприятия, а также посещают внеклассные мероприятия, проводимые коллегами по группе, и вместе с учителями и методистами оценивают их.

На предпоследней неделе практики каждый студент дает защитный урок, на котором обязательно присутствуют: методист кафедры, учитель-предметник, коллеги- студенты.

В процессе практики студенты собирают практический материал для написания курсовой работы по методике, статьи в студенческий сборник научных публикаций, фото/видео - материал для сайта кафедры.


^ ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


В настоящее время основой стратегии обучения иностранному языку является коммуникативность. В связи с этим следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании и проведении урока.

1. Практическая направленность урока.

2. На уроке иностранного языка учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство общения. Это не означает, что знания (правила) не нужны. Знания признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор; знания сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений и в том объеме, который является необходимым и достаточным для того, чтобы общение состоялось.

3. Атмосфера общения.

Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Успешно обучать какой-либо деятельности можно лишь в адекватных условиях, поэтому если целью ставится обучение общению, то создание атмосферы общения на уроке является насущной необходимостью. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.

5. Единство целей.

Урок иностранного языка, как правило, многоцелевой: на уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах РД (аудированием, говорением, чтением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.

В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильными будут следующие формулировки цели:

  • «Формирование лексических навыков».

  • «Формирование грамматических навыков».

  • «Развитие техники чтения»

  • «Развитие монологических умений» и т.п.

Соотношение цели и задач – это соотношение общего и частного. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения, поскольку достижение цели (например, «Формирование грамматических навыков») может быть рассчитано на несколько уроков.


Пример 1:

На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, как они провели летние каникулы.

Цель: Развитие монологических умений.

Задачи:

1. Активизировать лексику по теме «Лето».

2. Активизировать грамматический материал (прошедшее время глаголов).

3. Тренировать учащихся в чтении текста («Летние каникулы»).

4. Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


В тематическом плане материал распределяется по урокам того или иного цикла, при этом определяется роль и место каждого урока в системе уроков по данной теме.

Успешность планирования зависит от уровня профессиональной компетентности учителя, который должен:

  1. знать программу и цели обучения иностранному языку в учебном заведении того или иного типа;

  2. знать программный материал учебника;

  3. иметь четкое представление об условиях обучения: на какое количество часов рассчитан данный курс; особенности возраста обучаемых, оснащенность ТСО и другие;

  4. учитывать закономерности и этапы формирования речевых навыков и умений учащихся;

  5. знать требования к современному уроку иностранного языка;

  6. иметь информацию об уровне владения учащимися знаниями, навыками и умениями. Уровень сформированности навыков и умений можно определить следующим образом:

  • фонетические навыки – чтение текста вслух, говорение (с опорой на текст, тему, ситуацию);

  • лексико-грамматические навыки – тестовые задания, перевод с русского языка на иностранный язык, говорение (с опорой на текст, тему, ситуацию, наглядность);

  • чтение – перевод прочитанного про себя текста, пересказ;

  • аудирование – изложение на русском языке содержания прослушанного текста;

  • говорение – диалог/монолог по предложенной ситуации;

  • письмо и письменная речь – написание диктанта, изложения, сочинения.

Тематический план представляет цикл уроков по теме в целом, однако он не может заменить плана-конспекта каждого отдельного урока.

План изучения темы «……….»

Количество уроков: 16


№ урока

Цель урока (практ.)

Языковой материал

Виды РД

Оснащение

Д/З

Доп. материал

Контрольные работы

новый

для повторения

аудирование

говорение

чтение

письмо и ПР











































































^ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА


На основе тематического плана составляется поурочный план-конспект, в котором указываются: цель (практическая) и задачи урока; развивающая, воспитательная и образовательная цели; языковой и речевой материал (новый и для повторения); оснащение урока.

Далее планируются этапы урока.

1. Организационный этап.

Этот этап играет важную организационную роль на уроке: учитель формулирует цель урока, сообщает учащимся, чем они будут заниматься на уроке, психологически настраивает на определенную работу и подготавливает учащихся к восприятию иноязычной речи.

2. Речевая зарядка.

Содержанием речевой зарядки может быть какое-либо событие, связанное с жизнью школы или класса; прошедшие (предстоящие) праздники; речевая зарядка может базироваться на материале домашнего задания и т.д. Главное заключается в том, чтобы речевая зарядка носила коммуникативный характер.

3. Фонетическая зарядка (на начальном этапе обучения).

Фонетическая зарядка проводится с целью развития и совершенствования фонетических навыков. Содержанием фонетической зарядки может быть работа над стихотворением, рифмовкой, скороговоркой; могут выполняться специальные упражнения на отработку сложных звуков и их сочетаний, которыми учащиеся недостаточно овладели, либо с целью снятия фонетических трудностей, с которыми учащиеся могут столкнуться в тексте, предназначенном для чтения вслух или для аудирования.

Речевая и фонетическая зарядки могут как входить в основную часть урока, так и претворять ее, более того, наличие вышеуказанных этапов урока не всегда является обязательным.

Основная часть урока:

4. Введение нового материала.

Учитель должен правильно определить количество нового материала. Выбор способов и форм введения зависит от характера материала и ступени обучения. Главное требование заключается в том, чтобы материал был правильно, однозначно и быстро понят учащимися.

5. Закрепление (тренировка) материала.

В силу практической направленности урока, он включает тренировку вновь введенного материала или ранее усвоенного, но недостаточно закрепленного материала. В соответствии с целями и задачами урока выбираются соответствующие упражнения, определяется их количество, а также последовательность выполнения на данном уроке.

6. Активизация материала в различных видах речевой деятельности.

Содержанием данного этапа урока является использование изучаемого (изученного) материала в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении) с тем, чтобы сформировать гибкость навыка употребления того или иного лексико-грамматического материала, а также обеспечить развитие того или иного умения.

Упражнения, используемые для активизации материала, должны носить речевой характер: диалог/монолог по ситуации; чтение/аудирование и обсуждение текста и другие.

Заключительный этап урока:

7. Домашнее задание.

При планировании Д/З следует помнить, что оно должно логично вытекать из хода урока, быть понятным, посильным для учащихся, а также полезным для развития практических навыков и умений, формируемых на уроке.

Следует также предусмотреть, в какой части урока объяснить суть Д/З. Чаще всего это делается в конце урока. Однако, если, например, в первой части урока проводилась работа над овладением каким-либо грамматическим (лексическим) материалом и Д/З предусматривает закрепление данного материала в письменном домашнем упражнении, то следует объяснить его по завершении работы над материалом. Запись же Д/З в дневник может осуществляться в конце урока.

8. Итоги урока.

В конце урока учитель проводит итоги урока (сам или с помощью учащихся), сообщает и комментирует отметки, а также может в общих чертах проинформировать учащихся о том, чем им предстоит заниматься на следующем уроке. Следует также иметь в виду, что оценить ответ учащегося словесно или поставить отметку (в баллах) можно и в ходе урока или по завершении того или иного этапа.


^ План-конспект урока

Тема:

Практическая цель:

Задачи: 1. …

2. …

Развивающая цель:

Воспитательная цель:

Образовательная цель:

Оснащение:

Языковой материал: - новый:

- для повторения:


^ Ход урока


№№

Этапы урока

Речь учителя

Время

Примечания (д/з, к/р, ТСО, дополнительный материал и т.д.)

1.

Организационный этап










2.

Речевая зарядка и т.д.












^ ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ


Внеклассная работа по языку является неотъемлемой и очень важной частью деятельности учителя иностранного языка в школе.

Основными целями и задачами внеклассной работы по языку являются следующие:

- поддержание и углубление интереса учащихся к изучению иностранного языка;

- совершенствование их практических навыков и умений;

- всестороннее развитие личности;

- повышение общеобразовательного и культурного уровня учащихся (включая эстетическое воспитание).

При этом следует обратить внимание на такие особенности внеклассной работы как: добровольный характер участия в ней детей; наличие скрытой учебной задачи, следствием чего является отсутствие строгого учета и контроля знаний, навыков и умений; непринужденный характер общения.

В ходе педпрактики студенты должны ознакомиться с планом внеклассной работы по иностранному языку школы (класса) и отметить мероприятия, в подготовке и проведении которых им следует принять участие. Это могут быть «Неделя иностранного языка», олимпиада, тематические вечера и т.п.

Знакомясь с учебным планом, следует обратить внимание на кружки (факультативы) по ИЯ, систему дополнительных индивидуальных занятий с учащимися. Студенты должны включить их посещение, анализ и проведение в план своей работы в школе. Кроме того, студенты должны овладеть приемами работы, используемыми в массовой, групповой и индивидуальной формах внеклассной работы по иностранному языку.

Наиболее типичными массовыми мероприятиями являются: «Неделя иностранного языка»; фестиваль, посвященный стране изучаемого языка; вечер-встреча; тематический вечер; праздник (утренник для начальной школы); спектакли на иностранном языке; олимпиады.

Самыми популярными являются игровые формы (викторины и КВН).

Следует помнить, что при подготовке газет, стендов, выставок, радиопередач возможны не только групповые, но и индивидуальные формы работы, как, например, составление заметок, подготовка докладов, заучивание стихов или отрывков прозы, разучивание песен. Работа над ролью (в спектакле) также носит индивидуальный характер.

Во время педпрактики студентов должны самостоятельно подготовить и провести какое-либо внеклассное мероприятие по предмету «иностранный язык». Чаще всего оно проводится в том классе, где студент работает помощником классного руководителя, но может быть проведено в отдельной учебной группе. Это может быть викторина, утренник, игра (например, «Что? Где? Когда?), экскурсия на иностранном языке, беседа или лекция о стране изучаемого языка и другие.

При отборе содержания и организационных форм внеклассной работы необходимо выполнять следующие требования:

    1. Обеспечивать взаимосвязь внеурочной и урочной работы по языку.

    2. Учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, уровень подготовки по языку и уровень общего развития.

    3. Использовать как можно больше мотивов для выполнения данной работы, а именно: познавательный (включая расширение лингвострановедческих знаний), коммуникативный, эстетический, мотив достигнутого прогресса, игровой.

    4. Избегать авторитарного стиля общения с учащимися.

    5. Вовлечь в работу как можно больше учащихся, используя не только массовые, но и групповые и индивидуальные задания и формы работы.

    6. Обеспечить как можно более высокую активность учащихся, не сводя внеклассную работу только к пассивному выслушиванию сообщений о стране изучаемого языка.

Процесс подготовки внеклассного мероприятия фиксируется студентом в рабочем дневнике; там же приводится анализ его проведения; возможно оформление проведенного мероприятия в виде отдельной разработки, которая прилагается к отчету о педпрактике.


^ ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


По окончании педагогической практики студенты представляют на «свою» кафедру, в нашей ситуации, на кафедру английского языка и английской филологии следующую отчетную документацию:

  1. дневник педагогической практики;

  2. учётную карточку;

  3. задание по педагогике и психологии;

  4. разработку внеклассного мероприятия.


Ниже приведен пример заполнения дневника:

Неделя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

01-05.02.2010

11.00 установочная конференция в МГПУ, ауд. 515

10.00

конференция в школе

(гимн.№ 1, 2 и тд).

11.30-13.00 знакомство с учителем, посещение уроков ИЯ 11.40 - 7б

12.30 – 8а

посещение уроков в 7б 9.40 - матем.

10.30 - биол.

11.40 - ИЯ

12.30 - литер.

13.20 - химия

10.00 – беседа с методистом

11.40 – посещение, анализ урока ИЯ Ивановой Н.Н.

19.30 – посещение родит. собрания 7б



1. Дневник еженедельно подается на подпись руководителю практики либо учителю иностранного языка. В случае болезни студента во время практики либо его отсутствия по уважительным причинам к дневнику прилагаются оправдательные документы (копии справок, объяснительные записки), что отражается в плане практики, при отсутствии данных документов пропущенные дни соответствующим образом учитываются при заполнении характеристики и выставлении отметки.

2. Характеристика заполняется учителем иностранного языка и классным руководителем и заверяется их подписями, а затем проверяется руководителем практики.

3. Задание по педагогике и психологии дается на установочной конференции и сдается после выполнения на кафедру педагогики / психологии. Отметка за данное задание является одной из составляющих общей отметки за педпрактику.

4. В методическом обосновании урока должны быть аргументированы:

- цель и задачи урока;

- структура урока, то есть его компонентный состав и порядок следования этапов, а также время, отводимое на них;

- содержание урока (в зависимости от этапа формирования определенных навыков либо становления умений аргументируются типы и виды упражнений, формулировки заданий, содержание учебных материалов и содержание домашнего задания);

- средства обучения, используемые на уроке, в том числе технические средства обучения, их выбор, а также наглядно-иллюстрированные материалы и другие.

5. Анализ урока. По окончании учебно-воспитательной практики (на 4-м курсе) студент представляет 2 анализа уроков: анализ урока, проведенного учителем и своего защитного урока. Данный вид работы (анализ) выполняется самостоятельно после индивидуального посещения урока. Не принимается анализ урока, проведенного под руководством методиста.

6. Наглядные пособия и раздаточный материал представляются студентом в качестве приложения к плану-конспекту защитного урока.


По окончании педпрактики студент получает следующие отметки, из которых складывается общая, которая выставляется в зачетную книжку и ведомость:

  • отметка учителя ИЯ;

  • отметка классного руководителя;

  • отметка за защитный урок;

  • отметка по педагогике / психологии;

  • отметка методиста;

  • особые оценки, дополнения, пояснения, замечания и пожелания (если таковые имеются).



Все, что представлено ниже, заполняется студентом-практикантом:


Расписание уроков


ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6




СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6




ПЯТНИЦА

СУББОТА

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6


Расписание звонков



1 смена

2 смена

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6








^ Возможные изменения расписания уроков и звонков


Список группы, в которой Вы преподаете иностранный язык, укажите даты проведенных уроков и выставленные отметки




ФИО уч – ся

Даты провед.уроков









































































1












































































2












































































3












































































4












































































5












































































6












































































7












































































8












































































9












































































10












































































11












































































12












































































13












































































14












































































15












































































16












































































17












































































18












































































19












































































20














































































Подпись учителя иностранного языка


^ Психолого-педагогическая характеристика учащихся класса (группы), в котором Вы проводите уроки иностранного языка (составляется после бесед с учителями по различным предметам, с классным руководителем, завучем. В характеристике следует отразить Ваше мнение об учащихся на основании собственных наблюдений в период ознакомительной практики и во время посещения уроков учителей)


Подпись учителя:

Подпись методиста:

Определение уровня обученности учащихся Вашей группы по аспектам языка (фонетика, лексика, грамматика) и видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) – составляется после беседы с учителем иностранного языка и после накопления некоторого опыта проведения уроков по иностранному языку


Подпись учителя:

Подпись методиста:


  1   2



Похожие:

Мурманский государственный педагогический университет iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»
Выборов делегатов от факультетов, других структурных подразделений Университета на конференцию научно-педагогических работников,...
Мурманский государственный педагогический университет iconМурманский государственный педагогический университет диалог культур: культурные стереотипы в эпоху глобализации
Рецензенты: Благова Н. Г., доктор филологических наук, профессор (Мурманский государственный педагогический университет); Нифанова...
Мурманский государственный педагогический университет iconМурманский государственный технический университет мурманский государственный педагогический университет международная научно-практическая конференция
Приглашаем Вас принять участие в работе международной научно-практической конференции "Гуманитарные знания как условие прогресса...
Мурманский государственный педагогический университет iconФгбоу впо «Мурманский государственный технический университет» фгбоу впо «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» гоу впо «Московский областной педагогический университет»
Работа секций конференции (секции формируются по итогам обработки тезисов и заявок, присланных на конференцию)
Мурманский государственный педагогический университет iconФгбоу впо «Мурманский государственный технический университет» фгбоу впо «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» гоу впо «Московский областной педагогический университет»
Работа секций конференции (секции формируются по итогам обработки тезисов и заявок, присланных на конференцию)
Мурманский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный технический университет» информационное письмо
Мурманский государственный технический университет приглашает принять участие в Межвузовской научно-практической конференции
Мурманский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный технический университет» информационное письмо
Мурманский государственный технический университет приглашает принять участие в Межвузовской научно-практической конференции
Мурманский государственный педагогический университет iconМурманский государственный педагогический университет
География с дополнительной специальностью технология и предпринимательство 032500
Мурманский государственный педагогический университет iconМурманский государственный педагогический университет
«032500-География с дополнительной специальностью технология и предпринимательство»
Мурманский государственный педагогический университет iconМурманский государственный педагогический университет
«032500-География с дополнительной специальностью технология и предпринимательство»
Мурманский государственный педагогический университет iconМурманский государственный педагогический университет
Королева Н. Ю., к п н., доцент, зав кафедрой информатики и общетехнических дисциплин
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы