История возникновения первых детских домов в России icon

История возникновения первых детских домов в России




НазваниеИстория возникновения первых детских домов в России
Дата11.10.2012
Размер43.8 Kb.
ТипДокументы
источник

История возникновения первых детских домов в России.


Детский дом. Страшное и неприятное для слуха словосочетание, которое произноситься в нашем современном обществе все чаще и чаще. Раньше толпы беспризорных детей ходили по улицам в поисках пищи, потому что была война или революция, которая уносила много жизней людей и при этом сохраняла жизнь детей, обреченных на голод и одиночество. А сейчас? Жизнь стала мирной, политическая ситуация регулируется странами совместно, но другие времена и другие люди: злые, обиженные, равнодушные… сейчас, я думаю, обстановку в России по проблемам детских домов знают все и хочется больше остановиться на истории создания и появления детских домов.

Впервые вопрос о создании детских домов появился около 100 лет назад, и связан он был с проблемой, которая поистине захлестнула Россию на улицах городов, появилось огромное количество беспризорников. Если точнее, то именно в 1920-х года( в ходе Первой мировой войны и последовавшего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней) случился пик беспризорничества.

Словесная риторика и дела большевиков по правам человека и, в частности, ребёнка заметно расходились с самого начала их правления. На беспризорников не спешили обращать внимание. Только когда М. Горький, сам испытавший уличную жизнь, обратился в правительство с письмом о необходимости учреждения срочной государственной заботы о беспризорных детях, недопустимости оставления их на произвол судьбы, последовавшим вскоре Постановлением ВЧК были созданы первые специализированные учреждения для ухода и воспитания подобных детей — детские дома.

Направленность их деятельности вскоре приобрела два заметно разных русла.

Первое — превращение детского дома в своего рода колонию по содержанию несовершеннолетних преступников (с трёхметровыми заборами, вышками с вооружённой охраной и т. п.). Оно остаётся главенствующим (с учётом некоторых внешних изменений и атрибутов) и по сей день, при том, что плоды его применения не утешительны. Так, по мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова, для подавляющего большинства российских детских домов и сегодня характерна «уголовная субкультура, власть „маленьких паханов“, отсутствие у детей личных вещей, пьянство детей, равнодушие взрослых».

Второе направление — создание колоний и коммун по перевоспитанию бывших беспризорников и даже осуждённых за не тяжкие преступления на основе производительного труда, коллективной ответственности, привлечения воспитанников к соуправлению всей жизни колонии или коммуны. Характерной внешней особенностью таких сообществ было принципиальное отсутствие заборов и охраны воспитанников от побега (дружины и дежурства самих воспитанников по охране от внешних неправовых посягательств нередко имели место). Характерной чертой последующей судьбы этих воспитанников — чрезвычайно малая доля рецедивов, более того, многие из выпускников впоследствии стали героями войны и труда. Любопытно, что «высшей мерой» наказания за нарушение устава коммуны было изгнание из её рядов … на улицу. И этой мерой, хотя и крайне редко, но пользовались.

Одним из первых поселений второго типа стала Болшевская коммуна под рук. чекиста М. С. Погребинского в Подмосковье, послужившая прообразом для известного на весь мир кинофильма «Путёвка в жизнь». Наиболее подробно её деятельность описана в книге Погребинский М. С. «Трудовая коммуна ОГПУ» (1928) (под ред. М.Горького). 1Вторая волна наплыва беспризорников на улицы городов случилась в 1930-х годах, что имело свое основание эти годы считаются самыми активными среди учиняемых репрессий массового характера. Детские дома России были переполнены вмиг осиротевшими детьми. Примерно через 15 лет, после окончания Великой Отечественной войны, проявился третий пик уличного беспризорничества. После многих лет затишья беспризорничество вновь заявило о себе уже в 1990-х годах. Наверное, излишним будет говорить о том, какие к тому были причины, так как события тех лет свежи в памяти подавляющего большинства россиян.2

Сейчас количество существующих и действующих ныне детских домов давно перевалило за отметку в 900. В связи с тем, что финансирование государственных детских домов полностью лежит на государственном бюджете, которое, помимо обслуживания всем необходимым детей учитывает еще и заработную плату сотрудникам, становится очевидным, что выделяемых средств не достаточно для обеспечения детям-сиротам полноценного детства.3

При всём желании воспитателей, психологов и педагогов вырастить самостоятельного, полностью адаптированного человека в стенах детского дома получается крайне редко, и этот печальный факт подтверждает статистика Генеральной прокуратуры РФ. Согласно ей, 10 % от общего числа выпускников становятся самоубийцами, еще 40% – алкоголики и наркоманы, 40% занимаются преступной деятельностью, и лишь 10 % в полной мере адаптируются к жизни вне детского дома. Именно по этой причине добровольцы из числа простых граждан становятся волонтерами, и на безвозмездной основе показывают детям своим примером, то жизнь не так сурова к ним, как они ее видят; другие – образуют патронажные семьи, предоставляя, таким образом, возможность жить жизнью обычного человека, имеющего свой дом, или же попросту усыновляют детей.4

История возникновения детских домов показывает нам, что, к сожалению, число их увеличивается с каждым годом, так как в стране появляется все больше ненужных, брошенных детей. Статистика не утешительна, многие из воспитанников не могут адаптироваться к жизни, ведь детские дома не могут подарить ту ласку и любовь, что дают родители. Государство старается всячески помочь таким детям, но всё же старания не так уж и заметны, ведь дело обстоит в самих людях. Если общество само позволяет себе такую жестокость и равнодушие к своим близким, то власти ничего не смогут сделать, пока мы не научимся любить и заботиться друг о друге.


Литература.

1.Кушнир А. М. Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании! Открытое письмо Президенту России// «Альманах Макаренко», 2009, № 1. С. 1-12.

2. Гётц Х. Макаренко А.С. и Болшевская коммуна // Постметодика, № 2, 2001 С. 5-8.


3. Павлов И.Г.Одни и без дома// «Эксперт Урал» №21 (284),2009 С. 7-8

4. http://student.zoomru.ru/history/detskoe-dvizhenie-v-rossii/16724.141966.s4.html

1 Гётц Х. Макаренко А.С. и Болшевская коммуна // Постметодика, № 2, 2001 С. 5-8.

2 Кушнир А. М. Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании! Открытое письмо Президенту России// «Альманах Макаренко», 2009, № 1. С. 1-12.

3 Павлов И.Г.Одни и без дома// «Эксперт Урал» №21 (284),2009 С. 7-8

4 ://student.zoomru.ru/history/detskoe-dvizhenie-v-rossii/16724.141966.s4.html



Похожие:

История возникновения первых детских домов в России iconЦентр постинтернатного сопровождения выпускников детских домов коу «Исилькульский детский дом»»
Выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем детям из семьи. А это начало взрослой самостоятельной...
История возникновения первых детских домов в России iconВоспитателям детских домов, школ-интернатов Образовательная программа «Технологии психолого-педагогической поддержки воспитанников детских домов и школ-интернатов»
Образовательная программа «Технологии психолого-педагогической поддержки воспитанников детских домов и школ-интернатов». Объем учебного...
История возникновения первых детских домов в России iconПодведены итоги окружного конкурса сайтов детских домов и домов-интернатов в рамках проекта «вернуть детство» «Окно в детство»
«Активное участие воспитанников в работе сайта детского дома или дома-интерната»
История возникновения первых детских домов в России iconРеестр загородных стационарных детских оздоровительных лагерей, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия (для организации отдыха воспитанников детских домов и школ- интернатов) функционирующих в 2011 году
Наименование и ведомственная принадлежность загородных стационарных детских оздоровительных лагерей
История возникновения первых детских домов в России iconПоложение о проведении окружной Спартакиады воспитанников детских домов и школ интернатов "Малые игры Доброй воли"
Спартакиады воспитанников детских домов и школ интернатов "Малые игры Доброй воли"
История возникновения первых детских домов в России iconИнформация о численности обучающихся, воспитанников детских домов и школ- интернатов

История возникновения первых детских домов в России iconГрафик проведения мероприятий для воспитанников детских домов и приютов города Казани

История возникновения первых детских домов в России iconПрика з
В целях создания условий для укрепления здоровья воспитанников детских домов и школ- интернатов, их творческого развития в летний...
История возникновения первых детских домов в России iconКаждый день пребывания в Москве были настоящими праздниками
Необыкновенный подарок получили воспитанники государственных образовательных учреждений (детских домов и школ- интернатов) Республики...
История возникновения первых детских домов в России iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы