Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» icon

Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа»




Скачать 106.05 Kb.
НазваниеМоу «Пермисская средняя общеобразовательная школа»
Дата27.12.2012
Размер106.05 Kb.
ТипДокументы
источник
Содержание
2. Выступления учащихся: «А. Ф. Юртов- создатель первого эрзянского букваря», Н. И. Ильминский- основоположник Казанской учитель
Агейкин Н. (Приложение 2)
4. Духовное возрождения жителей села Пермиси

МОУ «Пермисская средняя общеобразовательная школа»











Провела Косынкина Л.А.


2008 год

Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём заочную экскурсию в далёкое прошлое и попытаемся понять, как возникало православие в Мордовии, как происходило духовное возрождение мордовского народа, узнаем о духовной культуре мордвы в прошлом и в настоящем на примере нашего села. СЛАЙД-3

У каждого человека есть Родина, у гражданина - Отечество. Родина наделяет человека верой, привычками и обычаями, семьёй и предками; Отечество - осознанием принадлежности более широкой общности- государству, сплотившему на своей территории много народов. Любовь к Родине порождает и сохраняет в веках народы и народности, любовь к Отечеству нации и государства. Ни один гражданин не может выполнить свои профессиональные функции, если ему безразличны его ценности, цели и интересы. Православная культура складывалась веками и всегда плодотворно влияла на нравственную и общественную жизнь России.

В настоящее время в нашей стране сталкиваются различные мировозрения и идеологии и человеку, особенно подростку, трудно в них ориентироваться и самостоятельно разобраться. Чтобы не сделать роковую ошибку, необходимо уже с раннего возраста изучать ту культуру, которую мы унаследовали от предков.

Сейчас многие люди живут как трава без корней; всё отрицают, и нет для них ничего святого и вечного. Религия не позволяет человеку переступать через грань, которая зовется грехом. И наоборот, поощряет всё доброе, милосердное.

Чтобы быть человеком – величайшим творением Божьим, необходимо приближаться Богу: показывать добро, любовь к ближнему примером собственной жизни.

Каждый образованный человек должен знать историю своей культуры. Традиционные духовно – нравственные ценности складываются веками и являются основой любой цивилизации. Православие было принято Русью более 1000 лет назад и за это время произошло много событий: внутренние расколы, иноземные завоевания. И всякий раз лишь духовное обновление, обретаемое в покоянии, в следовании Евангельским идеалам Христова смирения и любви, позволяло нашему народу всё это преодолевать.

Мордва - один из древнейших народов Восточной Европы. Впервые это слово упоминалось в сочинениях готтского историка Иордана. Археологические памятники Волжско- Окского бассейна, где обитала мордва и где она живёт поныне, показали, что мордва уже в начале первого тысячелетия нашей эры имела сложившуюся культуру. В религиозных дохристианских верованиях мордвы преобладало язычество. У мордвы сложился культ духов. Об этом свидетельствуют названия самих духов. Духи с развитием общества превратились в богов. Так появилась Ведява, Модава, Вирява и т. д. Эти божества часто вступали в общение с людьми. Об этом свидетельствуют фольклорные произведения. Своих храмов мордва не имела, поэтому моления происходили чаще под открытым небом: в лесах, на полях, на кладбищах. Слайд-5


Перед началом работы или после её окончания мордва собиралась общинами и в молениях просила у богов помощи. С развитием духовной культуры появились произведения устно- народного творчества. Появились и письменные знаки (пиктографическое письмо). СЛАЙД-6.

Такими значками наши предки пользовались долгое время. В нашем селе их употребляли примерно до середины 20 века. Правда, в последние годы они потеряли своё первоначальное назначение и стали применяться только на могильных крестах, как отличительный знак рода (фамильный знак).


Судьба мордовского народа тесно связана с историей русского народа. Ещё в первом тысячелетии. н. э., как указывают данные археологии, славянское население поселялось в районах восточнее нижнего и среднего течения Оки и жило вместе с мордвой. Решающее значение в исторических судьбах мордовского народа имело его вхождение в состав Русского многонационального государства. Это случилось после падения Казани, 1552г. Многие мордовские земли стали присоединяться к Русскому государству. Это нужно было для укрепления государственности. К этому стремились и сами народы. С этого времени стали строиться на территории Мордовии монастыри и церкви.

Крупнейшими монастырями были:

  1. Саввина Сторожевский (основан в 16 в)

  2. Пурдошанский - (1591г)

  3. Санаксарский - (1659г)

  4. Саровский – (1705г) в Темниковском уезде.

  5. Никольский Чернев – (1573) в Шацком уезде

  6. Спасский – (середина 17 в)

Основной их задачей было утверждение мордвы в христианской вере, для того, чтобы мордовский народ помогал России в борьбе против кочевников. Монастыри становятся центром распространения грамоты. В мордовскую среду проникла литература, которая способствовала расширению кругозора и толкала к дальнейшему развитию.

В 17 веке (с правлением Петра I) стали открываться миссионерские школы. Здесь готовились кадры миссионеров из среды нерусских народов для того, чтобы они смогли распространять идеи христианской религии и культуры среди инородцев. Стали открываться Церковно- приходские, земские, светские школы. В них детей учили чтению и письму. Читали в основном церковные книги.

Первым учителем среди мордвы- эрзи был Авксентий (Арсентий) Филипович Юртов. СЛАЙД-7,8



^ 2. Выступления учащихся: «А. Ф. Юртов- создатель первого эрзянского букваря», Н. И. Ильминский- основоположник Казанской учительской Семинарии».

Казакова А. (Приложение 1)

^ Агейкин Н. (Приложение 2)

3. Миссионерская деятельность на территории Мордовии

Учитель. Просветительская деятельность духовенства Саранского уезда была очень активна и имела разнообразные формы.

Миссионеры учили детей грамоте и чтению, основам православной религии, давали начальные азы по всем предметам. Кроме этого они распространяли литературу, читали книги, тем самым приобщали детей к самостоятельному чтению литературы. Миссионеры также вели борьбу против человеческих пороков. Они собеседовали о вреде пьянства, требовали перенесения сельских сходов на будничные дни, закрытия сельских питейных заведений, организовали общества трезвости.

Некоторые священники занимались изучением родного края и знакомили жителей уезда с прошлым Саранского уезда. Такие беседы в Больших Березниках проводил Порфирий Зарин на протяжении с 1884- 1914г. «…Рождественский и Великий посты пропуская, проводил беседы с прихожанами, объясняя смысл Закона Божия, суть церковных праздников». В ходе собеседований, священники боролись против суеверий, таких пороков, как пьянство, азартные игры, не почитание старших.

К началу 20 в. Во всех школах Саранского уезда были открыты школы. Много бесед было посвящено необходимости школьного образования. Особенно трудно было объяснить, чтобы крестьяне отправили в школы девочек. Священникам приходилось убеждать своих прихожан доверять земским врачам. Мощным средством привлечения прихожан к богослужению было общее пение, а также привлечения детей к чтению во время службы.

^ 4. Духовное возрождения жителей села Пермиси

Среди монастырей и церквей, открывшихся с целью укрепления православной веры в мордве, был трёх престольный храм (Покров, Крещение, Троица), построенный в селе Пермиси в 18 веке. Помимо укрепления православной религии священники, как и во многих местах тогда, распространяли литературу, в основном церковную. Об этом свидетельствуют сохранившиеся у некоторых прихожан старинные книги. В селе священник - духовный отец. Поэтому он должен выслушать человека, помочь ему разобраться в своих страстях, направить на правильный путь. Кроме этого приходилось заниматься и учительской деятельностью. Вскоре при церкви была открыта церковно – приходская, а в 1864 году земская школа. В те года наше село являлось волостным центром, куда относилось 7 деревень. Основным занятием в селе было земледелие и бортничество. Население с каждым годом всё прибавлялось, поэтому главной задачей для священников – миссионеров было привлечь людей к православию и к просвещению. Так к 1911 году 55, 9 процента населения были грамотными. До первой мировой войны в нашем селе насчитывалось около 3,5 тысяч человек.

В 20 веке православие пережило самые трудные времена. Уже в 20 годах начались массовые преследования верующих и священнослужителей. Закрывались монастыри и церкви, уничтожалась церковная утварь. Не обошли эти страшные события и наше село. В 1932 году в селе было организовано коллективное хозяйство, и вскоре после этого большевики закрыли церковь. С этого времени вся идеология сводилась к одному – внушить людям, что Бога нет. За распространение враждебной идеологии, большевики растреляли местного священника. Был в селе блаженный. Он заступился за батюшку , и того человека тоже убили. События происходили на окраине села. Когда батюшку повели на растрел, матушка встала перед ним и говорит: «Хотите убить его? Тогда убейте и меня!» И тогда убили обоих. О тех страшных событиях рассказывают немые свидетели. Место убийства названо народом в честь любимого батюшки «Попонь лисьма», (название родника) и «Попонь поляна», (название поляны). Хоронили священника по древним обычаям: на его могиле посадили сосну – символ вечности. А церковь большевики превратили в клуб, иконы переделали на парты, церковную утварь растащили. Старожилы рассказывают, что когда снимали крест, то долгое время никто на это не соглашался. Но потом нашёлся таки смельчак и сбросил крест на землю. Вскоре после этого он по своей воле ушёл из жизни. И в действительности произошло то, о чём предупреждали святые «..Были лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». (2 Пет. 2, 1)

Однажды в переделанной под клуб церкви местные активисты после собрания показывали атеистический спектакль. И вдруг всем показалось, что потолок разверзается и падает на головы людей. Очевидцы рассказывали, как все бросились вон из здания. Многие тогда в результате паники серьёзно пострадали. После этого клуб закрыли. А здание превратили в склад для хранения зерна.

Так верующие были изгнаны из церкви, святыни осквернены. В стране наступило сатанинское правление. Многие монастыри и церкви превратились в тюрьмы. Начались аресты священников и верующих. Многие монахи уходили в лес и жили в землянках. В нашем селе тоже были верующие, не принявшие новой власти. Глубоко верующая жительница нашего села Пивкина Варвара отказалась получать паспорт и до старости не получала пенсии. Ради веры она мужественно переносила трудности и голод и в самые трудные времена молилась за своих близких, односельчан.

В годы Великой Отечественной войны такие мужественные женщины не боялись открывать у себя молитвенные дома. Таких домов во время войны у нас было три. Сюда приходили люди, чтобы молиться просить у Бога спасти нашу Родину от гитлеровских захватчиков, уберечь своих близких от смерти, дать силы и терпения. Может быть их вера и помогла спастись нашей великой державе.

После войны власти немного смягчились по отношению к верующим и стали разрешать открывать церкви. Вскоре была открыта Успенская церковь в селе Марьяновка, что в 8 км. от села Пермиси. СЛАЙД-9



Но туда могли попасть только молодые прихожане, а пожилым было трудно идти пешком по бездорожью 8 км. Но и здесь верующий человеку трудно было общаться с Богом. Однажды во время пасхального богослужения, когда народу было так много, что яблоку негде было упасть, в церковь забежали комсомольцы и громко крикнули: «Церковь горит!» Все бросились к дверям и окнам. Один батюшка держался стойко и спокойно говорил: «Народ православный! Успокойтесь!». Но толпа образовала пробки, и в давке многие получили серьёзные ушибы и переломы. Богослужение было сорвано.

Так уничтожалась православная вера. Навязывалась новая культура со своими лозунгами и праздниками. Эта культура была оторвана от национально духовных традиций нашего народа. Она была неестественной, поэтому как ни старались большевики навязывать её силой, она отвергалась народом.

В 60-70 гг 20 столетия наши прихожане уходили в паломничество. Матрёна Фёдоровна Кирюшкина рассказывала, что за свою жизнь объехала почти все известные у нас в стране святые места. А в Загорск, Киево- Печёрскую Лавру ездила неоднократно. В самые трудные времена гонения на церковь эта женщина просила у Бога: «Спаси и сохрани моих родных и близких, дай терпения».

Процесс духовного возрождения в стране был значительно ускорен в годы перестройки. Верующие почувствовали внимание к себе со стороны власти. Стали повсеместно строиться церкви. Был построен главный храм страны – храм Христа Спасителя. Стали открываться церкви и монастыри и у нас в Мордовии. СЛАЙД-10,11





Некоторые были отреставрированы, другие построены заново. Глухая мордовская деревня. Ее жители оставлены на выживание - нет рабочих мест, отсутствует организация культурного досуга. Молодые и предприимчивые уехали из села. Процветает пьянство. У среднего и молодого поколения не осталось никаких идеалов, а отсюда прямой путь к деградации. В селе стали совершаться дикие преступления. Люди не задумываются о спасении души.

И решили в Пермисях послать просителей к владыке Варсонофию. Не обойтись селу без священника и храма. Владыка послал к себе о. Виктора, совсем недавно рукоположенного в священники, рассказал о проблемах жителей мордовской глубинки и предложил молодому батюшке самостоятельный приход. О. Виктор согласился помочь людям вернуть утраченную веру и активно включился в работу. У него оказались большие организаторские способности. СЛАЙД-12, 13, 14, 15, 16.






Непостижимым образом он находил спонсоров- благоустроителей, которые совершенно бескорыстно помогали церкви, ничего не ожидая взамен. Пермисцы, жившие долгое время в духовном голоде, обрели наконец надежду, что и у них будет свой храм, куда придут они со своими молитвами, ни от кого не прячась и не ютясь в тесных молитвенных домах. В строительстве церкви никто не остался в стороне. Каждый вносил свою пусть небольшую, но принесённую от чистого сердца помощь. Работа предстояла большая. Церковь было решено строить из полуразрушенного здания бывшего магазина. Всё мужское население готовило стройматериалы, а женщины и дети готовили для них обед и убирали территорию. Коллективная работа сплотила людей, как не один раз она помогала людям в борьбе с трудностями. Было трудно, но все чувствовали помощь небесную. Вскоре на месте разрушенного здания появился храм Божий. Выстраданная в лихолетьях вера стала чудесным образом возвращаться к людям. Или это Божья мать распростерла своё небесное покрывало над своими чадами, вселила разум, напоила надеждой на светлые дни. Теперь все службы к праздникам проводятся в местном храме. СЛАЙД-16. Каждого ребенка обязательно крестят в новой церкви. СЛАЙД-17,18.



И что удивительно, батюшка безошибочно определил, где в старом храме был алтарь. Проходя мимо, он ощутил благодать Божию. Старожилы подтвердили, что именно на этом месте совершалась литургия. А там, где это было, даже при разрушенном храме поют ангелы и высшими силами совершаются богослужения. Новый храм открылся в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается православными 14 октября. СЛАЙД-19




Выступление учащегося. Денискина Мария «Покров Пресвятой Богородицы»

Игра. СЛАЙД-20, 21.






5. Заключение.

С открытием храма как будто светлее стало в Пермисях. В храм теперь ходят не только женщины и дети, но и мужское население приходит сюда причащаться. «Ведь покояние– это надежда, а надежда соединённая с любовью, не может отвергнута богом» (Архимандрит Рафаил. Карелия). Наши дети стали милосерднее, стараются во всём походить на старших: часто бывают в церкви, совершают паломничества по святым местам. СЛАЙД- 22, 23, 24.

Ростки нашей духовности пустили всходы. Недавние выпускники нашей школы с благославления о. Виктора уже приняли свое жизненно важное решение. Так Сергей Косынкин и Анна Менякина поступили в Саранское духовное училище. После успешного его окончания Сергей продолжил учёбу в Нижегородской Духовной Семинарии, где в 2007 году ему присвоена первая степень церковнослужения. СЛАЙД-25, 26.





В настоящее время Наташа Менякина заканчивает учёбу в Свято - Пантилеймоновском училище сестёр милосердия в Москве. В этом учебном году в нашей школе введенновый предмет «Основы православной культуры» и мы верим, что молодое поколение достойным продолжателем православных традиций ибо в этом есть спасение наше и будущего нашей Родины. СЛАЙД 27, 28.




Похожие:

Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconПриказ 30 января 2008 года №120
Белгорода, моу «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Старый Оскол», моу «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Ракитное», моу...
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconРезультаты муниципального
Православной культуры (Олимпиада), в котором приняли участие 15 обучающихся из 4 средних общеобразовательных школ района: моу «Средняя...
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconПриказ
Белгорода, моу «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Старый Оскол», моу «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Ракитное», моу...
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconПриказ №86/1 от 18. 09. 2009 года
«Об утверждении Положения об оплате труда работников моу «Пермисская начальная общеобразовательная школа»
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconМоу «Липкинская средняя общеобразовательная школа» согласовано. Утверждаю. Председатель Директор моу «Липкинская профкома школы средняя общеобразовательная школа»
РМ», постановление Правительства Республики Мордовия от 28 октября 2008 года №487 «Об утверждении Примерного положения об оплате...
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconИтоги успеваемости и посещаемости учащихся моу «Пермисская начальная общеобразовательная школа» за I четверть 2010-2011 учебного года

Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconАнализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Горьковская средняя общеобразовательная школа №1» Горьковского района Омской области
Горьковское средняя школа. В 1964 году школа поменяла свой адрес (переход в новое типовое здание). 25. 05. 2001 года Горьковская...
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» icon21 ноября 2011 г на базе моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №2» прошел муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» icon19 ноября 2011 г на базе моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №2» прошел муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconМоу луговская средняя общеобразовательная школа приказ №15 от 26. 03. 08 г. Об управляющем совете моу луговской средней общеобразовательной школы
В соответствии с п. 2 статьи 35 Закона РФ «Об образовании», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения моу луговская...
Моу «Пермисская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет моу «Средняя общеобразовательная школа №2» городского округа Саранск Республики Мордовия за 2008-2009 учебный год
Полное наименование образовательного учреждения в соответ­ствии с Уставом моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы