Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета icon

Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета




НазваниеУчебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета
страница1/4
Дата03.08.2013
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
источник
Содержание
Авторский подход к организации курса
Тема 1. краткий курс выживания
При исследованиях живых клеток
Правила работы с кислотами и щелочами
При работе с ядами
Правила противопожарной техники
Правила работы с нагревательными приборами
Тема 2. оформление результатов эксперимента
Правила составления таблиц
Правила выражения численных результатов анализа
Тема 3. реактивы
Квалификация чистоты реактива
Очистка методом перекристаллизации
Очистка методом возгонки
Перегонка или дистилляция
Обезвоживание органических реактивов
Абсолютирование спирта
Тема 4. растворы. расчет растворов
Массовая доля
Молярная концентрация
...
Полное содержание
  1   2   3   4



КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГО-ПОЧВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ


Руководство к практическим занятиям

по технике лабораторных работ

(теоретическая часть)

Учебно-методическое пособие

по курсу «Техника лабораторных работ»

для студентов биолого-почвенного факультета


Казань - 2007


Данное издание является первой частью учебно-методического пособия «Руководство к практическим занятиям по технике лабораторных работ» и содержит теоретический материал практикума «Техника лабораторных работ»


Составитель: доцент кафедры биохимии,

кандидат биологических наук Темников Д.А.


ВВЕДЕНИЕ


Целью курса «Техника лабораторных работ» является: ознакомление слушателей с основами лабораторного дела, техникой безопасности, основным оборудованием лабораторий, правилами регистрации, обработки и представления экспериментальной информации, специальной научно-технической терминологией.

Задача курса состоит в приобретении слушателями знаний и навыков работы в физико-химической лаборатории с биологическими объектами. Эти знания и навыки необходимы для дальнейшего обучения в рамках всех биологических практических спецкурсов, для работы в научных коллективах, при подготовке курсовых и дипломного проектов.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • знать общие правила безопасности при работе в биохимической лаборатории, правила противопожарной техники, правила организации рабочего места;

  • знать правила работы с инфицированным материалом, с различными химическими веществами;

  • понимать принцип работы и уметь применять в биологических исследованиях основные приборы и оборудование физико-химической лаборатории: спектрофотометр, фотоэлектроколориметр, рН-метр, различные типы весов, центрифуг и т.д.;

  • иметь представление о квалификационных показателях чистоты реактивов, методах очистки химреактивов: перекристаллизации, перегонке, возгонке, обезвоживании, абсолютировании;

  • знать принципы электрофоретического и хроматографического разделения биологических макромолекул;

  • ориентироваться в специальной лабораторной терминологии;

  • уметь рассчитывать и приготавливать приблизительные и точные растворы, буферные смеси;

  • знать правила регистрации, обработки и представления экспериментальной информации.

Данное пособие (в 2-х частях) имеет целью описание десяти основных теоретико-практических занятий по курсу «Техника лабораторных работ».

^ Авторский подход к организации курса предполагает составление сценария каждого занятия в форме занимательного эксперимента, где каждый изучаемый прибор (оборудование, приспособление) используется не как экспонат для рассмотрения, а как инструмент получения нового (для учащихся) научного результата в ходе реализации стратегии эксперимента – лабораторной работы. То есть рассмотрение того или иного прибора не является самоцелью, а выступает лишь одной из задач, решаемых на занятии. При этом обеспечивается эффективный познавательный процесс в цепочке «проблема  подходы к решению  процесс решения  результат  осмысление и обработка результата». Изучение оборудования и приборов осуществляется в рамках 2-4-ого этапов в обозначенной цепи и отвечает на следующие вопросы: каким образом и почему данный прибор способен помочь решить проблему (принцип действия прибора), каков процесс измерения (механизм функционирования) и, наконец, в какой форме исследователю представляется результат измерения. Такая структура занятия обеспечивает эффективность и мотивацию в рамках базового для биологов-экспериментаторов курса «Техника лабораторных работ».


^ ТЕМА 1. КРАТКИЙ КУРС ВЫЖИВАНИЯ

или «ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»


Задачи, стоящие перед лабораториями, могут быть разными, но принципы организации и работы в них остаются общими для всех лабораторий. Даже небольшая лаборатория должна состоять не менее чем из двух комнат: собственно лаборатории и подсобного помещения, где производятся приготовление питательных сред, мытье и сушка посуды, хранение материала, предназначенного для исследования и т.д. Если в лабораториях производят бактериологические или клеточные анализы, то в лабораторном помещении должен быть оборудован специальный бокс для работы со стерильным материалом. Воздух в боксе должен иметь высокую степень чистоты и стерильности. Его стены окрашивают, что позволяет делать влажную уборку и дезинфекцию. Лаборатории культуры клеток следует оборудовать так, чтобы распространение возбудителей инфекций и заражение сотрудников, работающих с инфицированным материалом, были исключены.

Оборудование лаборатории в зависимости от характера и объема работы может быть различным, но обязательно должно удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям. Помещения лаборатории необходимо изолировать от проникновения вредных химических веществ (газ, дым и т. д.), а рабочие места обеспечить хорошим освещением. Освещенность на рабочих местах не должна быть ниже 60 лк. Рабочие столы следует размещать так, чтобы свет падал сбоку, желательно с левой стороны. Если помещение небольшое, а рабочих столов много, то лучше приспособить скрытые лампы дневного света, расположенные перед работающим. Потолки и стены помещений лаборатории должны быть окрашены в белый цвет, а окна и двери – в светлые тона. Стены желательно облицевать кафелем или наполовину окрасить масляной краской, чтобы их легко было мыть. Табуретки и лабораторные столы окрашивают в светлые тона. Лабораторные столы рекомендуется покрывать белой кафельной плиткой или кислотоупорным пластиком.

Полы покрывают линолеумом, но они могут быть каменными или деревянными крашеными. Отделка помещений лаборатории должна выдерживать частое мытье и дезинфекцию. В каждой лаборатории должны быть хорошая вентиляция и вытяжной шкаф, в котором все работу проводят с газообразными, летучими и ядовитыми веществами. Легко воспламеняющиеся вещества (эфир, бензин, спирт и др.) следует хранить в специально обитых жестью ящиках, желательно под тягой (вытяжным шкафом).

Каждая лаборатория должна иметь водопровод, канализацию и обязательно подводку силового кабеля. Желательно, чтобы был подведен газ и оборудованы установки для водонагревательных приборов и приборов для получения дистиллированной воды. На одном из рабочих столов можно сделать установку для получения деминерализованной воды с подводкой к другим лабораторным столам, что экономично и удобно. Около каждого химического стола необходимо иметь специальные склянки для слива отработанного материала и подносы, тазы для использованной посуды.

Аналитические весы и точные приборы устанавливают на специальных подставках, укрепленных на кронштейнах в капитальной стене во избежание сотрясения (для аналитических весов следует отводить специальные комнаты или боксы, расположенные в северной части помещения, что исключает действие прямых солнечных лучей).

Площадь лабораторных помещений должна обеспечивать санитарную норму на каждого работающего – в среднем 14 м2. Длина рабочего стола для каждого лаборанта должна быть не менее 1,5 м при ширине от 60 до 90 см. Недопустимо скопление в лаборатории большого числа работающих.

В лаборатории обязательно должны находиться самые необходимые справочные книги, пособия или учебные руководства, так как нередко возникают вопросы, сомнения, требующие срочной справки или решения по ходу выполняемой работы.

В крупных лабораториях широкого профиля (научно-исследовательские институты), помимо основного помещения, желательно иметь вспомогательные комнаты: моечную, аппаратную, весовую и подсобную.

Помещения лаборатории оснащают средствами оказания первой медицинской помощи (аптечкой, шинами, средствами дезинфекции я др.) и нейтрализации особо опасных химических веществ с постоянно обновляемыми в установленные сроки медикаментами (см. Приложение 2).

Оборудование в лаборатории располагают с учетом удобств и безопасности выполнения всех видов работ. Планировка помещения должна обеспечивать освещение рабочих мест естественным светом. Средства отображения информации размешают так, чтобы обеспечить свободное восприятие общей сигнальной информации в интерьере лаборатории.

Материалы и вещества, используемые во время работ, хранят с учетом их физических и химических свойств и требований пожарной безопасности. Совместное хранение веществ, взаимодействие которых может вызвать пожар или взрыв, не допускается.

Легковоспламеняющиеся вещества хранят в специальном помещении и выносятся оттуда только по мере надобности для работы.

Запрещается хранить в лабораторном помещении легковоспламеняющиеся летучие горючие вещества: петролейный эфир, серный эфир, ацетон, метиловый и этиловый спирты, бензол, толуол в количестве, превышающем суточную потребность.

Общее количество горючих веществ в лабораторной комнате с одним вытяжным шкафом не должно превышать 5 л. Эти вещества хранят в специальных железных ящиках, расположенных на полу вдали от входной двери и батареи с удобным подходом к ним. На внутренней стороне дверцы ящика делают четкую надпись с указанием наименований и общей допустимой нормы хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей для данного помещения.

Запрещено: хранить горючие жидкости в тонкостенных колбах емкостью более 200 мл; держать горючие вещества в вытяжном шкафу, где идет работа с открытыми плитками или приборами, при включении которых может возникнуть искра; хранить легковоспламеняющиеся жидкости по соседству с сильными окислителями: азотной кислотой, бромом, перекисью водорода, перекисью натрия, перекисью магния, ртутным серебром.

Важным условием нормальной работы в любой лаборатории является правильная организация рабочего места. На рабочем месте каждого лаборанта должно быть все необходимое для проводимых в данный момент анализов – приборы, посуда, инструментарий, реактивы. Лаборант обязан бережно относиться к оборудованию, экономно расходовать реактивы, соблюдать правила пользования ими, а также правила техники безопасности при использовании крепких кислот, щелочей и газообразных веществ. На каждой склянке с реактивом должна быть четкая надпись. Хранить склянки с реактивами, как и приборы, следует в определенном месте. После использования приборы и взятые для работы реактивы или растворы и мелкое оборудование необходимо возвращать на их постоянные места. Рабочее место нельзя загромождать лишней посудой и оборудованием.

Чистую стеклянную посуду хранят на застекленных полках или в шкафах, горлышки посуды следует обернуть фильтровальной бумагой или накрыть стеклянными колпачками или стаканчиками. Пипетки лучше хранить в ящиках, имеющих отделения для пипеток разных размеров. Термометры, ареометры и другие мелкие стеклянные приборы должны лежать в футлярах в ящиках лабораторного стола. Следует помнить, что все легковоспламеняющиеся жидкости (эфиры, спирты и др.) должны находиться в лабораторных помещениях в минимальных количествах, не превышающих суточную потребность. Их необходимо хранить вдали от любых источников тепла (зажженные горелки, электроплитки и т. д.) в специальных металлических закрывающихся ящиках, отдельно от других горючих веществ. Нельзя использовать электрические розетки вблизи мест, где находятся баллоны с водородом, ацетиленом, кислородом и в воздух могут попадать легковоспламеняющиеся газы или пары.

^ При исследованиях живых клеток следует помнить, что материал стерилен, поэтому при работе с ним нужно быть исключительно внимательным, аккуратным и осторожным. Оснащение клеточной лаборатории несколько отличается от оборудования обычной лаборатории физ-химии. Ее помещение должно быть изолировано от общей площади и иметь специальную комнату-бокс, обеспечивающую стерильность работы и исключающую возможность загрязнения среды. В боксе производят посевы на питательные среды различных материалов, а также все манипуляции с клетками. Для создания асептических условий необходимо перед началом и по окончании работы облучать пустой бокс бактерицидной лампой (ультрафиолетовая) в течение 20-30 мин. Дверь бокса должна закрываться герметически. Поверхности стола, табуретки или вертящегося стула должны иметь легкодезинфицируемое покрытие. На столе следует помещать лишь самые необходимые предметы: горелку газовую или спиртовую, дезинфицирующий раствор (3% раствор карболовой кислоты или этиловый спирт), закрытую банку с ватой, штатив для пробирок и т.п.

Для работы в клеточной лаборатории применяется специальная посуда (пробирки, пипетки, чашки Петри и др.), которую стерилизуют. Новую стеклянную посуду, предназначенную для исследований, ополаскивают водой, затем кипятят 1 ч в 1-2% растворе хлороводородной кислоты во избежание выщелачивания стекла и его растрескивания, а затем промывают в содовом растворе, применяя ерш. Обработанную посуду тщательно промывают в проточной водопроводной воде и ополаскивают дистиллированной водой, а затем высушивают в сушильном шкафу. Последнее время для чистки стеклянных и пластиковых приспособлений применяют также нетоксичные для клеток поверхностно активные вещества (например, 7Х). Подготовленную посуду подвергают стерилизации в автоклаве под давлением 1 атм (что соответствует 120°С) в течение 40 мин или в сушильном шкафу при 180°С в течение 2-3 часов.

Исследователь обязан постоянно строго соблюдать основные правила техники безопасности. В помещении лаборатории категорически запрещается курить и принимать пищу. Каждый сотрудник лаборатории надевает спецодежду (халаты, косынки, нарукавники, полотенца), работать без которой категорически запрещается! В случаях необходимости могут быть использованы и индивидуальные средства защиты органов дыхания, глаз, рук (очки из органического стекла, резиновые перчатки и противогаз). При работе с едкими веществами (крепкими кислотами и щелочами) и мытье посуды, содержащей едкие вещества, нужно пользоваться резиновыми перчатками, прорезиненным или полиэтиленовым фартуком и защитными очками.

При работе в биохимических лабораториях надо помнить, что все химические вещества в той или иной степени ядовиты. Совершенно безопасна только чистая вода. Меры предосторожности при работе с химическими веществами должны быть направлены на предотвращение возможности их проникновения в организм человека через легкие, кожу и рот.

Одной из эффективных мер, позволяющих уменьшить возможность острых и хронических отравлений, служит замена ядовитых реактивов и растворителей менее токсичными. Допустимость подобной замены должна определяться, прежде всего, особенностями той или иной конкретной работы. Например, при перекристаллизации некоторых органических веществ вместо бензола можно использовать толуол, так как последний менее летуч и менее токсичен.

^ Правила работы с кислотами и щелочами

1. Все концентрированные растворы кислот должны храниться в специальных бутылях (склянках) с притертыми пробками, поверх которых необходимо надевать притертый колпачок. Щелочи следует хранить в широкогорлых банках из темного оранжевого стекла, закрытых корковыми пробками и залитыми поверх слоем парафина.

2. Посуда, в которой хранятся ядовитые вещества, а также щелочи и кислоты, должна иметь четкие надписи.

3. Банки и бутыли с летучими веществами должны открываться только в момент непосредственного пользования ими.

4. Открывать сосуды с концентрированными кислотами, щелочами и летучими веществами и приготовлять растворы из них разрешается только в вытяжных шкафах с включенной принудительной вентиляцией.

5. При работе со щелочами следует использовать шпатели.

6. Бутыли с кислотами и другими едкими веществами следует переносить вдвоем в специальных корзинах или ящиках или подвозить их на специальных тележках.

7. При приготовлении растворов из кислот кислоту следует прибавлять в воду, а не наоборот, во избежание разбрызгивания раствора; для переливания из бутылей кислот, растворов щелочей и ядовитых жидкостей всегда следует пользоваться специальными сифонами.

8. При работе с кислотами и растворами щелочей или другими агрессивными жидкостями категорически запрещается насасывать эти жидкости ртом: для этого следует использовать пипетки и резиновые груши.

9. Определять вещества по запаху не рекомендуется. При необходимости это следует делать крайне осторожно, держа склянку с веществом на расстоянии и движением руки направлять к себе пары вещества.

10. Пролитую кислоту необходимо сразу засыпать сухим песком, затем снять его лопаточкой и засыпать карбонатом натрия на несколько минут (для нейтрализации остатков кислоты). После того как сода будет убрана, участок, на который была пролита кислота, следует промыть большим количеством воды. Если была пролита щелочь, то ее необходимо сначала засыпать опилками, а затем, после их удаления, этот участок заливают обильным количеством разбавленной уксусной или хлороводородной кислоты, после чего хорошо промывают водой. Уборку таких аварийных участков следует проводить обязательно в резиновых перчатках, которые после окончания работы тщательно промывают в проточной воде. Растворы, предназначенные для нейтрализации кислот и щелочей, должны находиться всегда вблизи рабочих мест.

11. При работе с кислотами и щелочами особенно следует заботиться о безопасности глаз. Если нечаянно в глаз попали капли кислоты или любой другой агрессивной жидкости, необходимо тотчас, немедленно, промыть глаза струёй воды.

12. Если химически активное вещество попадает на незащищенный участок кожи, то ее необходимо также сначала обмыть сильной струей воды из крана и подержать под струей в течение 10-15 мин. Если на кожу попала кислота, то после смыва водой пораженный участок следует промыть дополнительно 3% раствором гидрокарбоната натрия (одна полная чайная ложка гидрокарбоната натрия на стакан воды). При ожоге щелочью пораженный участок кожи после смыва проточной водой смачивают 2% раствором борной или уксусной кислоты. При обширных ожогах пострадавшего немедленно направляют к врачу. Во всех случаях, когда на месте ожога появляется краснота, необходимо обратиться к врачу.

13.Следует помнить, что тяжелые ожоги, сопровождающиеся сильным жжением и болями, возникают при попадании на тело азотной, серной, хлороводородной кислот, брома и оксидов азота.

14. Особенно опасны пары азотной кислоты и оксиды азота при попадании их в дыхательные пути. При этом наблюдается сильная сухость слизистых оболочек дыхательных путей, приступы удушья, которые сопровождаются нарастанием кашля; ухудшением общего самочувствия и слабостью. В этих случаях даже при умеренном отравлении необходимо создать пострадавшему полный покой, вдыхание кислорода и оказать немедленную врачебную помощь. Сильное раздражение дыхательных путей, слезотечение, насморк, кашель, повышенное слюноотделение, потеря голоса могут возникнуть при вдыхании паров аммиака (из баллона). Пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух, оказать врачебную помощь, а при потере сознания сделать искусственное дыхание.

15. Чрезвычайно опасно для организма вдыхание паров брома, при отравлении которыми наблюдаются сильный кашель, носовое кровотечение, головокружение, головная боль, а в некоторых случаях охриплость голоса и удушье. В этих случаях пострадавшему дают вдыхать 3-5% раствор аммиака. Глаза, рот и нос промывают раствором гидрокарбоната натрия, создают покой, дают вдыхать кислород и немедленно отправляют к врачу.

16. При пользовании реактивами, особенно при закупоривании посуды с ними пробками, следует учитывать свойства этих реактивов. Например, резиновые пробки сильно набухают под действием спирта, бензола, ацетона и эфира, а от паров йода и брома они становятся хрупкими, теряют эластичность. Для этих жидкостей лучше пользоваться стеклянными притертыми пробками. Щелочи нельзя закупоривать стеклянными притертыми пробками, так как внутренняя поверхность горлышка сосуда, смачиваясь щелочью, под влиянием углекислого газа воздуха образует карбонаты, которые заклинивают пробку достаточно плотно, и открыть при этом сосуд бывает очень сложно. В этих случаях лучше пользоваться парафинированными пробками.

Чтобы предотвратить опасность отравления ядовитыми и газообразными веществами, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ними. Категорически запрещается проводить опыты, связанные с выделением летучих веществ на рабочих столах. Выпаривание и кипячение растворов, содержащих аммиак, бром, оксиды азота, использование растворителей (диэтиловый и петролейннй эфиры, хлороформ, ледяная уксусная кислота и т. п.) разрешаются только под тягой в вытяжных шкафах.

Все работы, связанные даже с небольшим испарением в атмосферу лаборатории сильнопахнущих ядовитых веществ: бензола, нитробензола, толуола, хлороформа, диэтилового эфира, спирта, эфиров органических кислот, сероуглерода, необходимо проводить только в вытяжных шкафах.

Если случайно разобьется емкость с легковоспламеняющимся веществом, немедленно выключают все нагреватели с открытой спиралью, включают вытяжную вентиляцию, засыпают песком разлитую жидкость, а затем собирают песок и осколки веником и деревянной лопатой или фанерой. Строго запрещено использовать для этого металлический совок, если пол каменный, плиточный или цементный, в противном случае может возникнуть искра и произойти взрыв.

В помещении, где идет работа с эфиром, категорически запрещено применять переносные электрические лампы.

^ При работе с ядами (сулема, метанол, бром, ацетат ртути и др.) следует соблюдать меры личной предосторожности и для отмеривания реактива пользоваться специальными пипетками или стеклянными пипетками с резиновой грушей. Образующиеся при работе отходы (органические растворители, кислые воды, щелочи, кислоты и т. д.) сначала сливают в предназначенные для этих целей склянки с соответствующими этикетками (для слива!), а зятем разводят водой и сливают в специальные стоки для отходов химических реактивов. Заведомо известные сильнодействующие яды (бром; метанол, сулема и др.) сначала должны быть нейтрализованы соответствующими химическими веществами и только после этого слиты в склянки для слива. Эти отходы также подлежат уничтожению. Сливать неразбавленные кислоты и щелочи в канализационные водопроводные трубы категорически запрещается!

Наибольшую опасность отравления в лабораторной практике представляет вдыхание токсичных веществ (ингаляционные отравления). Особую опасность представляет вдыхание почти неощутимых по запаху концентраций этих веществ в течение длительного срока, что в итоге может привести к хроническим отравлениям. Тяжелые последствия хронических отравлений усугубляются еще и тем, что их симптомы вначале бывают неспецифическими и не связываются с истинной причиной до тех пор, пока продолжающееся проникновение ядов в организм и накопление их не приводит к хроническим отравлениям. Нередко хронические отравления не проявляются в виде выраженных профессиональных болезней, но могут способствовать, развитию общих, непрофессиональных заболеваний и усугублять их течение.

Основным и единственным способом борьбы с ингаляционными отравлениями является предотвращение возможности попадания газов, паров и аэрозолей в воздух лабораторных помещений. В связи с этим любые работы с жидкими, а также летучими или пылящими твердыми веществами разрешается проводить только в вытяжных шкафах при включенной вентиляции. Под тягой следует размещать и сушильные шкафы, в которых сушатся химические вещества. Большую опасность представляют вредные вещества, обладающие слабым запахом. В этих случаях, работающий может не чувствовать, что подвергается опасности отравления, и не предпринимает мер своевременной предосторожности.

Особую опасность представляют пары ртути, не обнаруживаемые органами чувств даже в концентрациях, быстро приводящих к острому отравлению. Ртуть – чрезвычайно подвижная жидкость и при неаккуратном обращении может легко проливаться на пол или рабочие лабораторные столы. При этом образовавшиеся незаметные мельчайшие шарики ртути, раскатываясь по всему помещению, могут попадать в самые незначительные щели и труднодоступные для уборки места. Признаки отравления ртутью проявляются в повышенной утомляемости, сонливости, общей слабости, головных болях, головокружении, эмоциональной неустойчивости, общей подавленности, раздражительности, неуверенности в себе, снижении работоспособности, ослаблении памяти и внимания. При волнениях наблюдается дрожание пальцев рук, губ, век, а при тяжелых случаях отравления – тремор всего тела (ртутный тремор), иногда отмечается снижение кожной чувствительности, мышечная слабость, нарушение вкусовых ощущений. Последствия отравления могут проявиться даже спустя несколько лет после контакта с ртутью. Последствия хронического отравления (микромеркуриализм) могут отмечаться даже от ничтожно малых концентраций паров ртути при воздействии на человека в течение 5-10 лет. Индикацию паров ртути следует производить с помощью индикаторных бумажек, пропитанных суспензией йодида меди или сульфида селена. Поглощение паров ртути производят с помощью перманганата калия, нанесенного на селикагель. Все работы с ртутью должны проводиться в вытяжном шкафу над эмалированными или окрашенными масляной краской противнями. Использование для этих целей жестяных противней недопустимо, поскольку ртуть образует с металлами амальгамы.

^ Правила противопожарной техники и меры пожарной безопасности необходимо соблюдать при пользовании различными электронагревательными приборами и работе с горючими веществами.

Все работы с легковоспламеняющимися и летучими, ядовитыми газообразными веществами следует выполнять только в вытяжном шкафу. Экстракцию органическими растворителями; перегонку и нагревание огнеопасных веществ (эфиры, спирт и т. п.) следует проводить в круглодонных колбах, изготовленных из тугоплавкого стекла, на банях, заполненных соответствующими теплоносителями (водой, маслом). Запрещается опускать посуду с легковоспламеняющейся жидкостью в горячую воду без предварительного подогрева. Работы, связанные с опасностью воспламенения, взрыва и разбрызгивания жидкостей, следует производить стоя. При перегонке жидкостей необходимо внимательно следить за установкой и состоянием холодильника, регулируя подачу охлаждающей воды, и не оставлять ее без наблюдения даже на короткое время. При работе в вытяжном шкафу, в целях более эффективного действия вентиляции, следует приподнять дверцу шкафа на 1/3 ее подъема, а по окончании работы плотно прикрыть. Работа с легковоспламеняющимися жидкостями должна проводиться в вытяжном шкафу при работающей вентиляции и выключенных электронагревательных приборах и горелках.

^ Правила работы с нагревательными приборами

При работе с электроплитками склянки с огнеопасными жидкостями следует держать на расстоянии не менее 1 м от места работы. Нельзя оставлять без присмотра действующие (включенные) электронагревательные приборы, горелки и другую аппаратуру. При необходимой отлучке, хотя бы и на непродолжительное время, источники нагрева должны быть выключены.

При переносе горячих стаканов, колб, тиглей необходимо под дно подложить асбестовую подкладку и держать их на некотором расстоянии от себя. Тигли следует придерживать щипцами.

При выполнении работ, представляющих опасность самовозгорания или взрыва, необходимо строго выполнять следующие меры предосторожности: надевать предохранительные очки, сетчатый шлем или маску из органического стекла: рабочее место ограждать толстостенными стеклянными экранами. В случаях воспламенения горючих жидкостей (или любых других веществ) следует быстро погасить горелку, выключить электронагревательные приборы, отставить сосуды с огнеопасными жидкостями в безопасное место и принять меры к тушению пожара.

Горящие жидкости надо накрыть асбестовым одеялом, а затем, если это необходимо, засыпать песком, в случаях воспламенения щелочных металлов пламя следует тушить, покрывалом из асбеста. Тушение водой в этом случае не рекомендуется, так как может привести к взрыву. Во всех других случаях нужно пользоваться огнетушителем.

В случае загорания одежды ни в коем случае нельзя бежать. Гасить пламя следует обертыванием одеялом из плотной ткани. Огнетушитель применять нельзя.

В случае загорания электрических проводов следует тотчас обесточить линию, выключив рубильник, и принять меры к тушению пожара при помощи песка, воды, асбестового одеяла, огнетушителей. В случае возгорания в вытяжном шкафу или лабораторном помещении необходимо немедленно выключить вентиляционные устройства и приступить к тушению пожара всеми имеющимися средствами.

Согласно правилам по технике безопасности каждый работающий в лабораториях обязан знать и беспрекословно выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности и противопожарной техники. Перед началом работы необходимо проветрить помещение, подготовить рабочее место; проверить исправность оборудования, с которым предстоит начать работу. По окончании работы рабочее место и участок, где проводились исследовательские работы, должны быть убраны. Все реактивы, которые использовались в работе, следует поставить на свои места. Использованная посуда должна быть залита моющим или дезинфицирующим раствором. Краны, подающие воду и газ, должны быть перекрыты, нагревательные приборы отключены. Перед уходом из помещения лаборатории в журнале дежурств необходимо поставить свою подпись [4-6].


  1   2   3   4



Похожие:

Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов-магистрантов Казань 2012 удк 070 Печатается по решению учебно-методической комиссии
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов-магистрантов, обучающихся по программе «Функционирование телевидения»...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconМетодическое пособие для тех, кто любит Францию и французский язык по практическому курсу французского языка для самостоятельной работы студентов
Учебно-методическое пособие по практическому курсу французского языка для самостоятельной работы студентов младших курсов факультета...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий по курсу "Организация бизнеса" для студентов заочного факультета
Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам заочного факультета для выполнения семинарских занятий по дисциплине “Организация...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconУчебно-методическое пособие для практических занятий по курсу «Учение о фациях» для студентов геологического факультета
Учение о фациях. Учебно-методическое пособие для практических занятий. – Казань: Казанский государственный университет, 2005. – 60...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconУчебно-методическое пособие по курсу «Основы стратиграфии». Часть II. Задания для практических занятий. / Сост. С. О. Зорина, В. В. Силантьев. Казань: Казанский гос ун-т, 2009. 14 с
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов геологического факультета Казанского государственного университета, изучающих...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconУчебно-методическое пособие для выполнения индивидуальных работ по курсу
Данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении важнейших...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconУчебно-методическое пособие для выполнения индивидуальных работ по курсу
Данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении важнейших...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconУчебно-методическое пособие для практических занятий для студентов
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по рус­ской литературе 2/3 XIX века для студентов дневного и заочного отделений....
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconИ. Я. Яковлева культура древнего востока учебно-методическое пособие
Культура Древнего Востока. Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения факультета русской филологии/ Автор-составитель...
Учебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета iconМетодическое пособие для студентов Казань 2005 Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета кгу
Данное методическое пособие создано с учетом содержания подобного пособия, составленного профессорами Н. А. Бурмистровым и И. П....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы