Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей icon

Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей




Скачать 235.47 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Дата02.01.2013
Размер235.47 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
Содержание
Основная задача
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе
Место курса в базовом учебном плане.
Результаты освоения курса
Тематическое планирование
Название темы
2. Информационное моделирование (20 ч).
4. Итоговый проект.
Объекты и их имена
Информационное моделирование
Количество часов
Перечень учебно-методического обеспечения
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания информатики и ИКТ.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ



Пояснительная записка.

Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование»


Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.).

- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

- развитие творческих и познавательных способностей учащихся..

^ Основная задача - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу.

^ Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в

системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной

и будущей жизни.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать

свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

^ Рабочая программа составлена на основе:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса информатики и ИКТ для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ;

- Перечень учебного оборудования по информатике и ИКТ для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания информационного образования

- Авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».



^ Место курса в базовом учебном плане.

C целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.)


Согласно действующему в МОБУ « Рождественская СОШ» учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематическое планирование предусматривает следующую организацию процесса обучения:

В 7 классе предполагается обучение в объеме 34 часов , 1 час в неделю.


^ Результаты освоения курса

Ученик должен

 понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

 различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

 приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

 приводить примеры информационных носителей;

 иметь представление о способах кодирования информации;

 уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

 определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

 различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

 запускать программы из меню Пуск;

 уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

 вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

 уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

 уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

 уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

 знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
^

Тематическое планирование




^ Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Объекты и системы

6

3

3

2

Информационное моделирование

20

10

10

3

Алгоритмика

7

3

4

4

Итоговый проект

1

0

1




Итого:

34

16

19


 

Содержание учебного курса


1. Объекты и их имена.

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

После изучения данного раздела учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

^ 2. Информационное моделирование (20 ч).

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №11 «Графические модели».

Практическая работа №12 «Итоговая работа».

После изучения данного раздела учащиеся должны:

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


3. Алгоритмика.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Черепашка. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.

После изучения данного раздела учащиеся должны:

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;


^ 4. Итоговый проект.


Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество

часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

^ Объекты и их имена
















1.1

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Урок ознакомления с новым материалом

1

Практическая работа







1.2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Комбинированный

1

Практическая работа







1.3

Состав объектов

Комбинированный

1

Практическая работа







1.4

Системы объектов.

Комбинированный

1

Практическая работа







1.5

Система и окружающая среда.

Комбинированный

1

Практическая работа







1.6

Персональный компьютер как система.

Комбинированный

1

Практическая работа







2

^ Информационное моделирование
















2.1

Модели объектов и их назначение.

Урок ознакомления с новым материалом

1










2.2

Информационные модели.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.3

Словесные информационные модели.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.4

Словесные информационные модели.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.5

Словесные информационные модели.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.6

Многоуровневые списки.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.7

Математические модели.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.8

Табличные информационные модели. Структура оформления таблицы.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.9

Простые и сложные таблицы

Комбинированный

1

Практическая работа







2.10

Сложные таблицы

Комбинированный

1

Практическая работа







2.11

Табличное решение логических задач

Комбинированный

1

Практическая работа







2.12

Вычислительные таблицы

Комбинированный

1

Практическая работа







2.13

Электронные таблицы.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.14

Электронные таблицы.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.15

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.16

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.17

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Комбинированный

1

Практическая работа







2.18

Многообразие схем

Комбинированный

1

Практическая работа







2.19

Информационные модели на графах

Комбинированный

1

Практическая работа







2.20

Деревья

Комбинированный

1

Практическая работа







3

Алгоритмика
















3.1

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Урок ознакомления с новым материалом

1

Практическая работа







3.2

Исполнитель Черепашка.

Управление Черепашкой.

Комбинированный

1

Практическая работа







3.3

Использование вспомогательных алгоритмов.

Комбинированный

1

Практическая работа







3.4

Цикл «повторить n раз».

Комбинированный

1

Практическая работа







3.5

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Комбинированный

1

Практическая работа







3.6

Исполнитель Робот.

Цикл «пока»

Комбинированный

1

Практическая работа







3.7

Исполнитель Робот.

Ветвление

Комбинированный

1

Практическая работа







4

Итоговый проект

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Практическая работа










Итого:




34












Материально-техническое обеспечение


  1. Операционная система Alt Linux, Windows

  2. Пакет офисных приложений OpenOffice.,MS Office

  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).



Перечень учебно-методических средств обучения


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007..

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.






Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

^ Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

п/р

к/р

Планируемая

Фактическая

1






















1.1




Урок ознакомления с новым материалом

1


















^ Перечень учебно-методического обеспечения


Учебно-методический комплекс информатики и ИКТ как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.


^ Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса информатики и ИКТ для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ;

- Перечень учебного оборудования по информатике и ИКТ для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания информационного образования.


^ Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания информатики и ИКТ.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.-3-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 229 с.:ил.


тетради с печатной основой:

Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-111 с.: ил.


а также методических пособий для учителя:

1) Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 93 с.: ил.- (Программа и планирование)


Дополнительная литература для учителя:

  1. Поурочные разработки по информатике: 5 класс /Югова Н.Л., Камалов Р.Р. -М.: ВАКО, 2010

  2. Поурочные разработки по информатике: 6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. -М.: ВАКО, 2010

  3. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 5-6 классов/ Тур С.Н., Бокучава Т.П.-СПб.:БХВ-Петербург, 2002

  4. Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 7 классов./ Тур С.Н., Бокучава Т.П.-СПб.:БХВ-Петербург, 2002


Учебно-методический комплект для обучающегося:

1. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.-3-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 229 с.:ил.

2. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-111 с.: ил.


Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

- Сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний.

- Наборы ЦОР к учебникам информатики.

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам Л.Л.Босовой.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Перечень видеодокументов, используемых на уроках информатики и ИКТ

1. Техника безопасности

2. Объекты и их имена

3. Признаки объектов

4. Отношения объектов

5. Системы объектов

6. Модели объектов

7. Информационные модели

8. Табличные информационные модели

9. Графики и диаграммы

10. Схемы

11. Графы

12. Алгоритм-модель деятельности исполнителя

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания информационного образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).


^ Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.inf.1september.ru –журнал «Информатика» - приложение к «1 сентября»

www.eidos.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.megabook.ru - мегаэнциклопедия «Кирилла и Мефодия»

www.metodist.lbz.ru- методическая служба издательства БИНОМ. Лаборатория знаний.


Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Принтер

  3. Модем

  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  5. Сканер.

  6. Локальная сеть.

IV. Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  3. Программа-архиватор WinRar.

  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.

  5. Программа-переводчик.

  6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

  7. Мультимедиа проигрыватель.

  8. Система программирования Чертежник





Похожие:

Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цель изучения курса по выбору Изучение курса по выбору «Занимательная информатика» в 6 классе направлено на достижение следующих целей
Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и икт, в том числе овладение умениями работать...
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цель изучения курса Изучение информатики и икт в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей
Изучение информатики и икт в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цели изучения учебного предмета информатика и икт изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей
...
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка 1) Цели изучения учебного курса Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цели изучения учебного предмета информатика Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе направлено на достижение следующих целей
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных...
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа учебного курса «Алгебра» в 9 классе Составитель
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение информатики и информационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей
...
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа учебного курса химии в 9 классе Составитель: Соснина Г. А
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа учебного курса химии в 8 классе Составитель: Соснина Г. А
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа учебного курса химии в 11 классе Составитель: Соснина Г. А
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы