Скачать 235.47 Kb. |
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное моделирование» Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей: - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество. - научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.). - формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность. - формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества; - формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; - пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; - развитие творческих и познавательных способностей учащихся.. ^ - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий. Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. ^ Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. ^ : - Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.); - Типовые учебные программы курса информатики и ИКТ для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ; - Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ; - Перечень учебного оборудования по информатике и ИКТ для средней школы; - Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»; -Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания информационного образования - Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика и ИКТ: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».^ C целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.)Согласно действующему в МОБУ « Рождественская СОШ» учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематическое планирование предусматривает следующую организацию процесса обучения: В 7 классе предполагается обучение в объеме 34 часов , 1 час в неделю. ^ Ученик должен понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей; иметь представление о способах кодирования информации; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать программы из меню Пуск; уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. ^
Содержание учебного курса 1. Объекты и их имена. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Компьютерный практикум. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows». Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». После изучения данного раздела учащиеся должны:
^ Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Компьютерный практикум. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Практическая работа №5 «Многоуровневые списки». Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word». Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel». Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». Практическая работа №11 «Графические модели». Практическая работа №12 «Итоговая работа». После изучения данного раздела учащиеся должны:
3. Алгоритмика. Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Черепашка. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление. Компьютерный практикум Работа в среде Алгоритмика. После изучения данного раздела учащиеся должны:
^ Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение
Перечень учебно-методических средств обучения
Календарно-тематическое планирование
^ Учебно-методический комплекс информатики и ИКТ как учебной дисциплины включает комплекты документов: - нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»; - программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета; - материально-техническое обеспечение преподавания предмета. ^ - Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.); - Типовые учебные программы курса информатики и ИКТ для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ; - Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ; - Перечень учебного оборудования по информатике и ИКТ для средней школы; - Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»; -Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания информационного образования. ^ Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.-3-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 229 с.:ил. тетради с печатной основой: Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-111 с.: ил. а также методических пособий для учителя: 1) Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 93 с.: ил.- (Программа и планирование) Дополнительная литература для учителя:
Учебно-методический комплект для обучающегося: 1. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.-3-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 229 с.:ил. 2. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-111 с.: ил. Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы) - Сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний. - Наборы ЦОР к учебникам информатики. - Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам Л.Л.Босовой.) (http://school-collection.edu.ru/) . Перечень видеодокументов, используемых на уроках информатики и ИКТ 1. Техника безопасности 2. Объекты и их имена 3. Признаки объектов 4. Отношения объектов 5. Системы объектов 6. Модели объектов 7. Информационные модели 8. Табличные информационные модели 9. Графики и диаграммы 10. Схемы 11. Графы 12. Алгоритм-модель деятельности исполнителя Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает: - учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.); - учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся) - инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания информационного образования); - варианты разноуровневых и творческих домашних заданий; - материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература). ^ www.inf.1september.ru –журнал «Информатика» - приложение к «1 сентября» www.eidos.ru – Эйдос – центр дистанционного образования www.megabook.ru - мегаэнциклопедия «Кирилла и Мефодия» www.metodist.lbz.ru- методическая служба издательства БИНОМ. Лаборатория знаний. Технические средства обучения.
IV. Программные средства.
|