История происхождения школьных принадлежностей icon

История происхождения школьных принадлежностей




Скачать 107.74 Kb.
НазваниеИстория происхождения школьных принадлежностей
Артёмова Дарина
Дата конвертации23.05.2013
Размер107.74 Kb.
ТипРеферат
источник
1. /npk dz.docИстория происхождения школьных принадлежностей



Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное учреждение

Вольновская средняя общеобразовательная школа»

Полтавского района Омской области


  История происхождения   

школьных  принадлежностей.


Выполнила Артёмова Дарина

ученица 2 класса.

Руководитель Дзына

Елена Владимировна

учитель начальных классов.


2011 год.


2

Содержание



  1. Введение……………………………………………………………... 3

2.  История происхождения  школьных  принадлежностей…………..5

3. Заключение…………………………………………………………….. 9

4. Литература…………………………………………………………….. 10

5. Приложение …………………………………………………………... 11


3

Введение

История (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций в прошлом.

Происхождение — многозначный термин, обычно означающий появление чего-либо.

Слова так же могут иметь свою историю, своё происхождение. Я решила узнать, как произошли некоторые названия школьных принадлежностей. Заглянем - ка, друзья, в наш портфель. Что там есть? Карандаш, ручка, тетради, линейка, ластик... Большое хозяйство! Этими вещами мы пользуемся каждый день, а в школе на каждом уроке... Мы настолько привыкли к словам тетрадь, карандаш, ластик и другим, что, может быть, и не задумываемся над тем, как они возникли? Что обозначали первоначально? Откуда они явились в наш язык? Постараюсь найти ответы на эти вопросы…

Тема моего исследования:

«История происхождения школьных  принадлежностей».

Объект - учебные предметы и понятия

Предмет - значение и  происхождение  учебных предметов и понятий.

Цель работы – выяснить историю происхождения  некоторых школьных принадлежностей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Опрос школьников с целью выяснения знаний о  происхождении  школьных  принадлежностей.

4

2. Определить источники информации, которые помогут выяснить историю происхождения школьных принадлежностей.

3. Выяснить историю происхождения школьных принадлежностей: линейка, ластик, карандаш, ручка, тетрадь.

Источниками проведения исследования стали детские энциклопедии, словари, материалы периодической печати, сеть Интернет.

При исследовании были использованы методы:

изучение литературы, опрос, описание, сравнение, обобщение, систематизация полученных результатов.

Считаю, что мои исследования помогут расширить кругозор школьников, их словарный запас, вызвать интерес к слову, более осмысленному его использованию и подбору родственных слов.


5

История происхождения  школьных  принадлежностей.

Ежедневно, в разговоре учеников звучат слова, которые знакомы им с первого школьного дня – тетрадь, линейка, ластик, карандаш, ручка. И вряд ли когда-нибудь кто-то задумывался над тем, что они означают. Чтобы выяснить это, я провела опрос учеников начальной школы, и ребят средних классов. Было опрошено 60 учащихся, из них - 8 учащиеся 2 класса, 12 – учащиеся 3 класса,10 – учащиеся 4 класса, 14 – учащиеся 5 класса, 16 – учащиеся 6 класса. Я задала им вопрос: знают ли они, что означают слова «тетрадь», «линейка», «ластик», «карандаш», «ручка». Результат опроса показал, (Приложение) что только 21 процент школьников знает значение таких часто употребляемых слов. Да это и не мудрено. Ведь за сотни лет с этими словами произошли такие удивительные изменения, которые порой даже трудно объяснить.

Например, слово «тетрадь» - это древнерусское заимствование из

греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от tetras

— «четвертая часть листа» или tetro — «сложенный вчетверо». А почему

такое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка:

один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали,

сшивали посередине — и тетрадь готова.

Еще до того, как изобрели бумагу, в Китае и некоторых странах Юго-

Восточной Азии писали на бамбуковых дощечках. А в древнем Вавилоне для

этого использовали обожженные глиняные странички. В древней Индии

писали на пальмовых листьях. Европейцы же использовали для письма

выделанные шкуры животных.

6

В России бумагу начали изготовлять в ХVI веке при Иване Грозном.

Если трудишься в тетрадке,
Значит, будет все в порядке.
Нас большая дружба ждет,
Ведь мы с вами круглый год.


А кто из вас знает, что означает слово «ластик»? Слово ластик заимствовано

из французского языка, где означает " резинка для стирания. Хоть я и

не прачка, друзья, стираю старательно я.

Часто ластик называют резинкой. Ведь делают его из резины. А резину – из каучука, который по латыни называют “гумми эластикум”. Отсюда пошло название “ластик”, что означает “упругий”, каучук. Кстати, варится он из тягучего сока тропического дерева гевеи.
В наши дни ластики тоже делаются из каучука, но только искусственного. Его добывают из самой обыкновенной картошки, опилок и даже нефти, так намного дешевле. Правда, сначала из картофеля получают спирт. А уже потом на химическом заводе из спирта вырабатывают искусственный каучук. А чтобы ластики хорошо стирали, к каучуку примешивают мел. Так что если не хотите, чтобы в тетрадях протирались дырки, обращайтесь с ластиками аккуратнее.

На уроках математики мы пользуемся линейкой. Линейка - производное от слова линия, заимствованного через немецкий из латинского языка. Где linea — «линия», «нитка», производное от linum — «лён». Вот до чего я добралась, выясняя истинное происхождение слова. Нет, нет, не подумайте, что линейки делались изо льна, здесь связь с ниткой. А линейка буквально означает «инструмент для проведения линий». Ровненько так получается, как по натянутой ниточке. Линейками – гладкими обструганными дощечками – пользовались еще древние люди – египтяне при строительстве своих пирамид.

7

Не обходились без линейки и русские писцы. В книгах ХVI века нередко встречается имя каркасы. Она представляла собой деревянную раму размером с лист, на которую туго натягивались нити. Положив на лист бумаги каркасу, писец проводил вдоль нитей костяной палочкой, выдавливая линии. Вот почему рукописи того времени поражают ровностью строк и четкими интервалами. Деревянные линейки с делениями – появились не так давно, после того, как в 1792 году по предложению Парижской академии наук за единицу длины был принят метр.
Если бы вы знали, каким уважением пользовались линейки! Не всякое дерево брали для их изготовления. Использовалась в основном груша. Но только настоящий мастер своего дела мог выбрать и обработать дерево так, чтобы линейка не изменяла формы. Толщина линейки тоже была строго определена: два миллиметра. Именно эта толщина позволила проводить самые ровные линии. Знающие люди выписывали себе линейки из Парижа.
Современные линейки, изготовлены на высокоточных станках из самых разнообразных материалов – не только из дерева, но и из пластмассы, стали. Семья «линеек» большая. Есть линейка, похожая на букву “Т”. Зовут ее рейсшина. Плечами она упирается в край чертежной доски, а ножкой скользит по листу.

Отгадайте загадку. « Длинный парнишка по полю бежит, а за парнишкой дорожка лежит». Это карандаш. Слово это по  происхождению  не русское. Пришло к нам из тюркского языка. Первая часть - «kara » - означает «черный», вторая - «das » - камень. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. Прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли.

8

Если рука — это естественное приспособление, а вернее, орудие труда, то ручка — искусственное. Рука — большая, а ручка — маленькая; одно слово образовано от другого. Но так ли все просто? Когда-то греческое слово, от которого произошло наше - рука, обозначает «собираю», «скапливаю», «орудие собирания (в кучу), загребания». А ведь когда пишут ручкой, то, как бы собирают в группки буквы... Ну а если совсем серьезно, то в древнерусском языке были слова рука и ручный — видимо, то, что можно держать в руке, чем можно работать, держа в руке. Как же устроена шариковая ручка? Главное в ней – шарик, маленький, стальной, почти незаметный. Когда шариком водят по бумаге, он вращается и смазывается пастой, оставляя след. Все гениальное – просто.


9

Заключение

В результате собственных исследований я установила, что из опрошенных мною школьников, только 21 процент могут пояснить значение избранных для исследования  школьных  предметов. Исследуя выбранные источники с целью выяснения истории  происхождения   школьных принадлежностей, я пришла к выводу. Из 5 исследуемых мною  школьных принадлежностей 1 слово древнерусское, 1 слово заимствовано из французского языка, 1 - из немецкого, 1 слово из тюркского языка, 1 слово греческого  происхождения. В дальнейшем я думаю продолжить исследование этой темы, это очень интересно и может пригодиться на уроках. Зная  историю происхождения  слов, легче запомнить их правописание, и разобраться, какой был их изначальный смысл. Полученные знания позволяют относиться с чувством благодарности к тем, кто создал для нас жизненнонеобходимые вещи, бережно относиться к школьным принадлежностям.


10

Литература


1. В. В. Богданов История школьных вещей, КАРО Санкт-Петербург 2003

2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка, М., Педагогика, 1987

3. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История. М, ООО «Фирма издательства АСТ», 1997

4. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Русский язык/М., ООО «Фирма издательства АСТ», 1998

5. Журнал «Непоседа» 2010 – 2011 год.

6. Сеть Интернет.


11

Приложение





Тетрадь

Ластик

Линейка

Карандаш

Ручка




да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

2 класс

2

6

-

8

2

6

1

7

1

7

3 класс

2

10

-

12

2

10

1

11

2

10

4 класс

3

7

2

8

3

7

3

7

3

7

5 класс

3

11

3

11

2

12

3

11

4

10

6 класс

5

11

5

11

3

13

4

12

4

12

ВСЕГО

15

45

10

50

12

38

12

38

14

36



12




Заглянем - ка, друзья, в наш портфель. Что там есть? Карандаш, ручка, тетради, линейка, ластик... Большое хозяйство!


13



Тетра́дь (от греч. τετράδιον — четвертая часть листа, от греч. τέτρα — «четыре») — носитель информации, предмет для произведения записей, состоящий из скреплённых листов белой бумаги.




Стирательная резина (стирательная резинка, ластик) — канцелярская принадлежность для удаления карандашных (и иногда чернильных) надписей с бумаги и других поверхностей для письма.

14





Линейка — простейший геометрический прибор для проведения линий и измерения расстояний.


15





Каранда́ш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)  — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.


16





Ручка — письменная принадлежность, с помощью которой можно оставить чернильный след на поверхности (обычно бумаги).

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

История происхождения школьных принадлежностей icon17 сентября 2010 года отдел образования администрации Комсомольского муниципального района организовал праздник "По ступенькам знаний" в рамках благотворительной акции "Поможем собрать детей в школу".
Он прошел для 18 семей района, в которых растут и воспитываются дети с овз. Праздник проходил на базе Комсомольского ддт и объединил...

История происхождения школьных принадлежностей iconМетодические рекомендации по проведению Месячника школьных библиотек в 2012-2013 учебном году Информируем о проведении в октябре
Российского месячника школьных библиотек, который проводится в рамках Международного месячника школьных библиотек, объявленного Международной...

История происхождения школьных принадлежностей iconМуниципальная Воздвиженская средняя общеобразовательная школа Результаты школьных олимпиад. История

История происхождения школьных принадлежностей iconПлан-конспект урока технологии 6 класс Раздел: Материаловедение Тема: «Натуральные волокна животного происхождения» Цели урока
Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения

История происхождения школьных принадлежностей iconСписок необходимых принадлежностей для обучения в 1 классе
Часы работы: понедельник пятница: 00-19. 00, суббота: 10. 00-17. 00, воскресенье: 10. 00-17. 00; обед 13. 00-13. 30., метро «Ботанический...

История происхождения школьных принадлежностей iconПрограмма по Истории России Программа вступительных испытаний по предмету «История России»
Теории о времени и территории происхождения славян. Предки славян. Анты и венеды. Восточнославянские племена и союзы племен в viii–ix...

История происхождения школьных принадлежностей iconПрактические семинары для школьных библиотекарей в помощь подготовки к аттестации
Правовые аспекты деятельности школьной библиотеки, базовая и инновационные модели развития школьных библиотек

История происхождения школьных принадлежностей iconСтатья по перечню Примечание 1 2 3 4
Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций (Д 212. 015. 11, специальности: 07. 00. 02 – Отечественная история, 07. 00....

История происхождения школьных принадлежностей iconКалендарь знаменательных дат
...

История происхождения школьных принадлежностей iconПриказ №355 Об организации перевозок школьников на школьных автобусных маршрутах на 2011-2012 учебный год
В соответствии с п. 76 «Устава автомобильного транспорта рф» и на основании акта обследования школьных автобусных маршрутов

История происхождения школьных принадлежностей iconПриказ №239 Об итогах районного слета школьных отрядов волонтеров «Мы за здоровый образ жизни!» 23 ноября 2011гна базе маудод центр детского творчества состоялся районный слет школьных отрядов волонтеров «Мы за здоровый образ жизни!»
Основная цель слета развитие волонтерского движения в рамках работы школьных Центров здоровья. В слете приняли участие школьные отряды...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы