Олимпиада учителей литературы icon

Олимпиада учителей литературы




Скачать 46.95 Kb.
НазваниеОлимпиада учителей литературы
Дата30.09.2012
Размер46.95 Kb.
ТипДокументы
источник
Содержание
Количество баллов — 5.
Количество баллов — 15

Олимпиада учителей литературы


2011 год


Общее время выполнения работы – 4 часа (240 минут)


Задания можно выполнять в любом порядке. При записи ответов просьба конкретно указывать номер вопроса и буквенный индекс (при его наличии). Например: , .


Задание 1.

Прочитайте фрагменты из статей известных филологов, теоретиков и историков литературы. Числами в квадратных скобках обозначены пропущенные названия литературных направлений. Восстановите эти названия, укажите, какой термин какой цифре соответствует.


«Неоднократно отмечалось главенство метафоры в литературных школах [1] и [2], но еще недостаточно осознан тот факт, что именно господство метонимии лежит в основе так называемого «[3]» и предопределяет развитие этого направления, которое относится к промежуточной стадии между упадком [1] и началом [2] и противопоставлено и тому и другому. Следуя по пути, предопределяемому отношением смежности, автор — сторонник [3] метонимически отклоняется от фабулы к обстановке, а от персонажей — к пространственно-временному фону. Он увлекается синекдохическими деталями».

Р.О. Якобсон


«[4] — это “супер”, поиск абсолютной и чистой реальности. [5] — это “псевдо”, осознание условного, знакового, симулятивного характера этой реальности. Этот переход от “супер” к “псевдо”, от экстатических иллюзий чистой реальности к ироническому осознанию этой реальности как чистой иллюзии составляет историческое движение западной и российской культуры ХХ века».

М. Эпштейн


Количество баллов — 5.


Задание 2.

Охарактеризуйте особенности стихосложения данного текста (С.А. Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями…»):

а) размер, б) строфику, в) рифму.

***

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

<1924>



^ Количество баллов — 5.


Задание 3.

Охарактеризуйте художественную символику отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Дайте краткий аргументированный ответ)


Но Раскольников уже выходил на улицу. На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

— И за дело!

— Выжига какая-нибудь.

— Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.

— Тем промышляют, почтенный, тем промышляют...

Но в ту минуту, как он стоял у перил и всё еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. "Прими, батюшка, ради Христа". Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.

Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, и показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и всё, всё... Казалось, он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его... Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Количество баллов —5


Задание 4.

Предложите план урока внеклассного чтения в 9 классе «Ямб в русской поэзии».

^ Количество баллов — 15


Задание 5.

Проведите комплексный анализ стихотворения А. Тарковского «Если б, как прежде, я был горделив…»

***

Если б, как прежде, я был горделив,
Я бы оставил тебя навсегда;
Все, с чем расстаться нельзя ни за что,
Все, с чем возиться не стоит труда,-
Надвое царство мое разделив.

Я бы сказал:
                  — Ты уносишь с собой
Сто обещаний, сто праздников, сто
Слов. Это можешь с собой унести.

Мне остается холодный рассвет,
Сто запоздалых трамваев и сто
Капель дождя на трамвайном пути,
Сто переулков, сто улиц и сто
Капель дождя, побежавших вослед.

Количество баллов — 15



Похожие:

Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Содержательно олимпиада основывается на «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных...
Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Содержательно олимпиада основывается на «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных...
Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Задания можно выполнять в любом порядке. При записи ответов просьба конкретно указывать номер вопроса и буквенный индекс (при его...
Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Задания можно выполнять в любом порядке. При записи ответов просьба четко указывать номер вопроса и буквенный индекс (при его наличии)....
Олимпиада учителей литературы iconМероприятия для учителей химии и руководителей рмо на вторую половину 2011-2012 учебного года Февраль. 2012 год Интернет-олимпиада по химии для учителей и обучающихся «Химический олимп»
Интернет-олимпиада по химии для учителей и обучающихся «Химический олимп» (выступает команда «учитель + три ученика»)
Олимпиада учителей литературы iconМ2012 III республиканская олимпиада по математике учителей общеобразовательных учреждений республики мордовия
Республиканская олимпиада по математике учителей общеобразовательных учреждений
Олимпиада учителей литературы iconПлан работы учителей русского языка и литературы на 2009-2010 уч г. Цель: Развитие профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы для повышения качества образования
Цель: Развитие профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы для повышения качества образования
Олимпиада учителей литературы iconПоложение о предметной олимпиаде учителей образовательных учреждений Калининградской области в 2010 году
Калининградской области (далее Положение) определяет порядок организации и проведения предметной олимпиады (далее Олимпиада), ее...
Олимпиада учителей литературы iconПоложение о предметной олимпиаде учителей образовательных учреждений Калининградской области в 2010 году
Калининградской области (далее Положение) определяет порядок организации и проведения предметной олимпиады (далее Олимпиада), ее...
Олимпиада учителей литературы iconРайонная августовская конференция
Проектировочная площадка учителей русского языка и литературы «Развитие творческих способностей учащихся средствами русского языка...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы