Олимпиада учителей литературы icon

Олимпиада учителей литературы




Скачать 50.61 Kb.
НазваниеОлимпиада учителей литературы
Дата30.09.2012
Размер50.61 Kb.
ТипДокументы
источник
Содержание
Количество баллов – 5.
Количество баллов — 15


Олимпиада учителей литературы


2010 год


Общее время выполнения работы – 4 часа (240 минут)


Задания можно выполнять в любом порядке. При записи ответов просьба четко указывать номер вопроса и буквенный индекс (при его наличии). Например: , .


Задание 1.

С. Есенин в трактате «Ключи Марии» дал одному из художественно-эстетических направлений литературы такую характеристику:

«Бессилие [***] выразилось главным образом в том, что, повернув сосну корнями вверх и посадив на сук ей ворону, он не сумел дать жизнь этой сосне без подставок».

Наименование какого художественного направления пропущено в цитате и какие два художественных принципа этого направления обыгрываются в данной характеристике?

Количество баллов — 5.


Задание 2.

В столбце 3 содержится утверждение о произведении, названном в столбце 2. Определите следующие утверждения как верные или неверные. Ответ дайте в форме списка. Например: 1 – да, 2 – нет. И т.д.


1

2

3

1. 

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Определяющим признаком литературного рода является развернутое повествование о судьбе героя.

2.

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Признаком жанра является стихотворная форма текста.

3. 

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

Сюжет, характерный для данного жанра: чудесное и жуткое происшествие.

4. 

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

Признаком жанра является стихотворная форма текста.

5. 

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Определяющим признаком литературного рода является стихотворная форма текста.

6.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

Определяющим признаком литературного рода является диалогическая («сценическая») форма текста.

7. 

И.А. Крылов. «Мартышка и очки»

Определяющим признаком литературного рода является дидактическое содержание.

8.

И.А. Крылов. «Мартышка и очки»

К определяющим признакам жанра относится вольный ямб.

9.

А.А. Ахматова. «Приморский сонет»

Признаком жанра является стихотворная форма текста.

10.

А.А. Ахматова. «Приморский сонет»

Признаком жанра является одинаковая рифмовка первого и второго четверостиший.

Количество баллов — 5.


Задание 3.

Охарактеризуйте особенности стихосложения данного текста (М. Цветаева. «Имя твое — птица в руке…»):

а) размер, б) строфику, в) рифму.

* * *

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.


Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.


Имя твое – ах, нельзя! —
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток...
С именем твоим – сон глубок.


^ Количество баллов – 5.


Задание 4.

Охарактеризуйте средства выражения позиций автора и персонажа в данном фрагменте из третьего тома романа Л.Н. Толстого «Война и мира»? (Дайте развернутый ответ.)


Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frère1 и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, — он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.

Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10-го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.

На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.

Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte2, столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, — Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.

12-го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: "Vive l'Empereur!3 — и одни за другими, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.

— On fera du chemin cette fois-ci. Oh! quand il s'en mêle lui-même ça chauffe... Nom de Dieu... Le voilà!.. Vive l'Empereur! Les voilà donc les Steppes de l'Asie! Vilain pays tout de même. Au revoir, Beauché; je te réserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance... L'as tu vu, l'Empereur? Vive l'Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gérard, je te fais ministre du Cachemire, c'est arrêté. Vive l'Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l'Empereur! Le voilà! Le vois tu? Je l'ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal... Je l'ai vu donner la croix à l'un des vieux... Vive l'Empereur!..4 — говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.

                                                                        

1.  Государь брат мой.

2. Москва, священный город.

3. Да здравствует император!

4. Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей-богу... Вот он... Ура, император! Так вот они, азиатские степи... Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира... Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал... Я видел, как он навесил крест одному из стариков... Ура, император!


^ Количество баллов — 15.


Задание 5.

Проведите комплексный анализ стихотворения Д. Самойлова «Гроза».


Гроза


Накатывается издалека
Сначала громом конского обоза
По мостовой. Гуденьем сквозняка.
Потом паденьем тяжких бочек с воза.
Потом фугасным взрывом. А за ним
Витком сверхзвукового самолета.
И вскоре — адом, где удар и дым.
И упаданье дерева в болото.

Бушуй, бушуй! Ударь в меня, ударь,
Чтоб пал близ пенной кромки океана,
Где превращается смола в янтарь
И смерть, как жизнь, светла и первозданна.

1982


Количество баллов — 15.




Похожие:

Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Содержательно олимпиада основывается на «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных...
Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Содержательно олимпиада основывается на «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных...
Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Задания можно выполнять в любом порядке. При записи ответов просьба конкретно указывать номер вопроса и буквенный индекс (при его...
Олимпиада учителей литературы iconОлимпиада учителей литературы
Задания можно выполнять в любом порядке. При записи ответов просьба конкретно указывать номер вопроса и буквенный индекс (при его...
Олимпиада учителей литературы iconМероприятия для учителей химии и руководителей рмо на вторую половину 2011-2012 учебного года Февраль. 2012 год Интернет-олимпиада по химии для учителей и обучающихся «Химический олимп»
Интернет-олимпиада по химии для учителей и обучающихся «Химический олимп» (выступает команда «учитель + три ученика»)
Олимпиада учителей литературы iconМ2012 III республиканская олимпиада по математике учителей общеобразовательных учреждений республики мордовия
Республиканская олимпиада по математике учителей общеобразовательных учреждений
Олимпиада учителей литературы iconПлан работы учителей русского языка и литературы на 2009-2010 уч г. Цель: Развитие профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы для повышения качества образования
Цель: Развитие профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы для повышения качества образования
Олимпиада учителей литературы iconПоложение о предметной олимпиаде учителей образовательных учреждений Калининградской области в 2010 году
Калининградской области (далее Положение) определяет порядок организации и проведения предметной олимпиады (далее Олимпиада), ее...
Олимпиада учителей литературы iconПоложение о предметной олимпиаде учителей образовательных учреждений Калининградской области в 2010 году
Калининградской области (далее Положение) определяет порядок организации и проведения предметной олимпиады (далее Олимпиада), ее...
Олимпиада учителей литературы iconРайонная августовская конференция
Проектировочная площадка учителей русского языка и литературы «Развитие творческих способностей учащихся средствами русского языка...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы