Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с icon

Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с
страница1/8
Дата02.10.2012
Размер1.03 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
источник
Содержание
Раздел I. Простые суждения
Раздел II. Сложные суждения
1. Древнегреческий мыслитель Аристотель является основателем логики.
2. Некоторые студенты не боятся сдавать экзамены.
3. Оренбург южнее Москвы.
4. Маша не старше Шуры.
5. Деда Мороза не существует в действительности.
1. Многие юристы сталкиваются в своей работе с моральными дилеммами.
2. Существует дерево, которое не теряет зимой листвы.
3. Внезапно нахлынувшие в гости родственники причиняют множество неудобств.
4. Правительство РФ вправе принимать правовые акты о психиатрической помощи в пределах своей компетенции.
5. Эдисон изобретательнее Эйнштейна.
6. Существуют неумышленные преступления.
8. В основе позитивного отношения к людям лежит вера в их изначальное благородство.
9. Сады Семирамиды, существовавшие когда-то, отличались неописуемым великолепием.
10. Утром Миша проснулся раньше родителей.
11. Нет такого юриста, который не мечтает стать президентом.
12. Выход на пенсию изменяет положение людей в обществе.
13. Существует две основные концепции происхождения небесных тел.
14. Нет абсолютно счастливых семей.
...
Полное содержание
  1   2   3   4   5   6   7   8



Оренбургский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая

академия имени О.Е.Кутафина»




Кафедра общегуманитарных, социально-экономических,

математических и естественно-научных дисциплин


С.С. Шинкова


Рабочая тетрадь №2

по логике тема «Суждение»

студента(ки) 1 курса________ группы

очного и очно-заочного отделения

_______________________________________

_______________________________________

(Ф.И.О.)


Оренбург 2011


УДК 16(075.8)

ББК 87.4я73


Шинкова, С.С.

Рабочая тетрадь № 2 по логике: учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С.С. Шинкова. – Оренбург: Оренбургский институт МГЮА, 2011. – 62 с.


Рецензенты:

Солодкая М.С., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин Оренбургского института Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Недорезов В.Г., кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Оренбургского государственного университета.


Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «030900 Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») (2010) и Учебным планом Оренбургского института МГЮА (2010).

Культура мышления имеет существенное значение для научной и практической деятельности юриста. В данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении одной из важнейших тем курса логики – «Суждение», позволит студентам выявлять виды встречающихся им суждений, анализировать их структуру, определять логические связки, встречающиеся в сложных суждениях. Кроме материалов из различных областей знаний, в заданиях использованы материалы из области правовых наук. Освоение логики посредством решения задач избавит студентов от механического заучивания определений и правил логики и стимулирует более эффективное усвоение теории.


© Шинкова С.С., 2011

© МГЮА, 2011


Содержание


Введение ……………………………………………………………………...4


^ Раздел I. Простые суждения………………………………………………..5

Задание № 1 ……………………………………………………………..7

Задание № 2 ……………………………………………………………19

Задание № 3 ……………………………………………………………28


^ Раздел II. Сложные суждения…………………………………………….39

Задание №4 …………………………………………………………….40

Задание № 5 ……………………………………………………………45

Задание № 6 ……………………………………………………………53

Задание № 7 ……………………………………………………………57


Введение


Изучение логики нельзя сводить лишь к усвоению теории. Главное значение имеет применение логических законов, приемов и операций на практике. Данное методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса очно-заочной формы обучения. Содержащийся в пособии материал соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению «030900 Юриспруденция». Дисциплина «Логика» изучается студентами в течение одного семестра. По дисциплине предусмотрен внутрисеместровый контроль, заключающийся в выполнении трех проверочных контрольных работ по основным разделам логики – «Понятие», «Суждение», «Умозаключение». По окончании данного курса проводится зачет.

Усвоение теоретических основ логики предполагает приобретение навыков и умений в решении логических задач. Решение предложенных в пособии задач поможет студентам углубить понимание теоретического материала, творчески освоить содержание курса логики, повысить их культуру мышления, подготовиться к контрольным работам и экзамену по дисциплине.

Несмотря на то, что в пособии предложен ряд методических указаний по различным разделам темы «Суждение», приступать к выполнению заданий рекомендуется после внимательного изучения теоретических основ соответствующих разделов данной темы, которые представлены в следующих учебных и учебно-методических пособиях:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.А. Основы логики. – М.: Космополис, 1994. – 272 с.

  2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 360 с.

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учебник для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 528 с.

  4. Гетманова А.Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. – 416 с.

  5. Иванов Е.А. Логика. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 309 с.

  6. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных вузов. – М., Изд-во: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 312 с.

  7. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Наука, 1994. – 284 с.

  8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 2009. – 256с.

  9. Хоменко И.В. Логика: теория и практика аргументации. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 314 с.


I. Простые суждения


Т

еоретическая справка:


Суждение – мысль, выражаемая в знаковой форме повествовательного предложения, содержащая содержание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в рассматриваемой области действительности.

Выделяют простые и сложные суждения.

Простое суждение есть утверждение о наличии или отсутствии каких-либо характеристик у отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса.

Простые суждения в свою очередь подразделяются на: а) атрибутивные (категорические), б) релятивные (суждения с отношениями) и в) экзистенциальные (суждения существования).

Атрибутивным (категорическим) называется суждение, в котором утверждается (или отрицается) наличие некоторого свойства у предмета (S – Р). Структура атрибутивного суждения:

1) кванторного слова – количественной характеристики предметов, у которых утверждается или отрицается наличие некоторого свойства («все», «некоторые», «это»);

2) субъекта (S) – предмета или группы предметов, относительно которых что-либо отрицается или утверждается;

3) связки – элемента суждения, соединяющего субъект и предикат («суть»/«не суть», «есть»/«не есть», «является»/«не является»; в естественном языке связка может быть явно не выражена);

4) предиката (Р) – свойства, которое приписывается или отрицается у какого-либо предмета или группы предметов.

Релятивным называется суждение, выражающее какое-либо отношение между предметами (xRy). Релятивное суждение состоит из:

1) x, y, … – членов отношения, обозначающих понятия о предметах;

2) R – отношения, в котором находятся предметы.

Несмотря на то, что релятивные суждения имеют определенную структуру, они также могут быть рассмотрены как атрибутивные.

Экзистенциальным называется суждение, выражающее факт существования или несуществования какого-либо предмета (x). Экзистенциальное суждение состоит из:

1) субъекта (x) – предмета, наличие которого утверждается или отрицается;

2)  – квантора существования.

Экзистенциальные суждения также могут быть преобразованы в атрибутивные.

Атрибутивные (категорические) суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству на единичные, частные, общие.

Принята объединенная классификация суждений (ОКС) по количеству и качеству:

  • общеутвердительные (А): «Все S есть (суть) Р»,

  • общеотрицательные (Е): «Ни одно S не есть Р»,

  • частноутвердительные (I): «Некоторые S есть Р»,

  • частноотрицательные (О): «Некоторые S не есть Р».

Единичные суждения («Это S есть/не есть Р») по данной классификации рассматриваются как общие.

Также следует помнить, что в некоторых случаях простые и сложные суждения выражаются в предложениях, начинающихся со слов «неверно, что» или «не». Это значит, что отрицается суждение, которое стоит после этих слов. Например: «Неверно, что всякий студент посещает все лекции» или «Не всякий студент посещается все лекции». Для прояснения смысла суждений, предваренных отрицанием, их следует преобразовывать в эквивалентные суждения, перед которыми отрицание не стоит.

 А  О  Е  I  O  A  I  E

Таким образом, к примеру, в суждениях вида:  (Все S суть P) – «не» не только ограничивает квантор, но и влияет на качество связки:

 (Все S суть P)  Некоторые S не суть Р.

Например: «Не все юристы адвокаты»  «Некоторые юристы не являются адвокатами».

Однако следует иметь в виду, что отрицание единичных утвердительных суждения, которые по ОКС считаются общеутвердительными (А), эквивалентно единичным отрицательным, которые по ОКС считаются общеотрицательными (Е), и наоборот:  (Это S суть Р)  Это S не суть Р.

Например, «Неверно, что Аристотель сформулировал принцип достаточного основания»  «Аристотель не сформулировал принцип достаточного основания».

Также важно помнить, что если в суждении, которое отрицается, предикат содержит кванторное слово, то он также изменяется в соответствии с правилом отрицания:

Например, «Неверно, что этот студент всегда опаздывает»  «Этот студент иногда не опаздывает».


Задание № 1


Определите вид простого суждения, приведите схемы суждений. Релятивные и экзистенциальные суждения преобразуйте в атрибутивные.




^ 1. Древнегреческий мыслитель Аристотель является основателем логики.




x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 2. Некоторые студенты не боятся сдавать экзамены.


x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ___________________ связка – ___________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 3. Оренбург южнее Москвы.


x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: _________________________________________­­­_______

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ______________________ связка – ________________

Схема суждения: ________________________________________________





^ 4. Маша не старше Шуры.


x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное:__________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ______________________ связка – ________________

Схема суждения: ________________________________________________





^ 5. Деда Мороза не существует в действительности.


x – ____________________________________________________________

y

– ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ______________________ связка – ________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 1. Многие юристы сталкиваются в своей работе с моральными дилеммами.


x – ____________________________________________________________

y

– ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 2. Существует дерево, которое не теряет зимой листвы.


x – ____________________________________________________________

y

– ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 3. Внезапно нахлынувшие в гости родственники причиняют множество неудобств.


x – ____________________________________________________________

y

– ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 4. Правительство РФ вправе принимать правовые акты о психиатрической помощи в пределах своей компетенции.


x – ____________________________________________________________

y

– ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 5. Эдисон изобретательнее Эйнштейна.


x – ____________________________________________________________

y

– ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________


^ 6. Существуют неумышленные преступления.


x – ____________________________________________________________

y

– ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________

  1   2   3   4   5   6   7   8



Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «введение в профессию» для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
И. В. Шабетя – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) мгюа имени О. Е. Кутафина, 2011. – 9 с
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «введение в профессию» для студентов очной формы обучения на 2011/12, 2012/13, 2013/14 учебные годы
И. В. Шабетя – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) мгюа имени О. Е. Кутафина, 2011. – 12 с
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с icon1 семестр orenburg institute
Попов Е. Б., Халюшева Г. Р. Английский язык для студентов-юристов: Учебное пособие. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 82...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconРабочая программа дисциплины «Административное право» для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения // Составитель: доцент Михайлова Е. С. Оренбург: ои мгюа, 2013. 44 с
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Административное право» студентам очно-заочной формы обучения...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «Актуальные проблемы права» для студентов заочной формы обучения по квалификации магистр
Автор-составитель: Скуратов И. В., к и н., доцент. – Оренбург: ои мгюа, 2011. – 18 с
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconПланы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения для студентов очной формы обучения 26 часов для студентов очно-заочной формы обучения Института правоведения 16 часов
Этот проект осуществлен при финансовой поддержке Европейской комиссии. Публикация выражает только позиции авторов, и Комиссия не...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconРабочая программа дисциплины «Уголовный процесс» для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения //Сост.: к ю. н, доцент Шамардин А. А. Оренбург: ои мгюа, 2013. 153 с
Рабочая программа дисциплины «Уголовный процесс» для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения //Сост.: к ю н, доцент Шамардин...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconВысшего профессионального образования «московский государственный юридический университет имени о. Е. Кутафина (мгюа)» оренбургский институт (филиал)
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Юридическая психология» студентам очной, заочной, очно-заочной...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «Актуальные проблемы права» для студентов очной формы обучения по квалификации магистр
Автор-составитель: Скуратов И. В., к и н., доцент. – Оренбург: ои мгюа, 2011. – 21 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы