Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с icon

Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с
страница1/6
Дата02.10.2012
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
источник
Содержание
Раздел I. Виды понятий
Раздел II. Отношения между понятиями
Раздел III. Логические операции с понятиями
Раздел IV. Определение как способ введения понятия
Понятие есть форма мысли, выраженная именем и отражающая предметы в их существенных признаках. Непустым
Заполните таблицу. Определите непустые и пустые понятия, среди последних выявите фактически и логически пустые.
Теоретическая справка
По объему
По типу обобщаемых предметов
Теоретическая справка
Заполните таблицу. Укажите, в каком смысле – собирательном или разделительном – употребляются выделенные понятия.
Студенты юридического факультета
Теоретическая справка
Теоретическая справка
Теоретическая справка
Теоретическая справка
Теоретическая справка
Исходное понятие
Исходное понятие
Исходное понятие
...
Полное содержание
  1   2   3   4   5   6


Московская государственная юридическая академия

Оренбургский институт


Кафедра общегуманитарных, социально-экономических,

математических и естественнонаучных дисциплин


С.С. Шинкова


Рабочая тетрадь №1

по логике тема «Понятие»

студента(ки) 1 курса________ группы

_очного и очно-заочного отделения

_____________________________________

_____________________________________

(Ф.И.О.)


Оренбург 2011


УДК 16(075.8)

ББК 87.4я73


Шинкова, С.С.

Рабочая тетрадь № 1 по логике: учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С.С. Шинкова. – Оренбург: Оренбургский институт МГЮА, 2011. – 58 с.


Рецензенты:

Солодкая М.С., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин Оренбургского института Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Недорезов В.Г., кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Оренбургского государственного университета.


Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «030900 Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») (2010) и Учебным планом Оренбургского института МГЮА (2010).

Культура мышления имеет существенное значение для научной и практической деятельности юриста. В данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении одной из важнейших тем курса логики – «Понятие», позволит студентам выявлять виды встречающихся им понятий, соотносить их между собой, осуществлять различные логические операции с понятиями, а также освоить правила построения одного из важнейших логических приемов – определения. Кроме материалов из различных областей знаний, в заданиях использованы материалы из области правовых наук. Освоение логики посредством решения задач избавит студентов от механического заучивания определений и правил логики и стимулирует более эффективное усвоение теории.


© Шинкова С.С., 2011

© МГЮА, 2011


Содержание


Введение ………………………………………………………………………….... 4

^ Раздел I. Виды понятий …………………………………………………………...5

Задание № 1 …………………………………………………………………...-

Задание № 2 …………………………………………………………………..6

Задание № 3 …………………………………………………………………...8

Задание №4 ……………………………………………………………………9

Задание № 5 ………………………………………………………………….10

Задание № 6 ………………………………………………………………….11

Задание № 7 ………………………………………………………………. . .12

^ Раздел II. Отношения между понятиями ……………………………………...13

Задание № 8 ………………………………………………………………. . .14

Задание № 9 ………………………………………………………………….15

Задание № 10 ………………………………………………………………...18

Задание № 11 ………………………………………………………………….-

Задание № 12 ………………………………………………………………...19

Задание № 13 ………………………………………………………………...21

Задание № 14 ………………………………………………………………...22

Задание № 15 ………………………………………………………………...25

Задание № 16 ………………………………………………………………...26

Задание № 17 ………………………………………………………………...27

Задание № 18 ………………………………………………………………...34

^ Раздел III. Логические операции с понятиями ……………………………….36

Задание № 19 ………………………………………………………………... -

Задание № 20 ………………………………………………………………...37

Задание № 21 ………………………………………………………………...38

Задание № 22 ………………………………………………………………...39

Задание № 23 ………………………………………………………………...41

Задание № 24 ………………………………………………………………...45

Задание № 25 ………………………………………………………………...46

Задание № 26 ………………………………………………………………...47

^ Раздел IV. Определение как способ введения понятия………………………50

Задание № 27 ………………………………………………………………...51

Задание № 28 ………………………………………………………………...53


Введение


Изучение логики нельзя сводить лишь к усвоению теории. Главное значение имеет применение логических законов, приемов и операций на практике. Данное методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса очно-заочной формы обучения. Содержащийся в пособии материал соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению «030900 Юриспруденция». Дисциплина «Логика» изучается студентами в течение одного семестра. По дисциплине предусмотрен внутрисеместровый контроль, заключающийся в выполнении трех проверочных контрольных работ по основным разделам логики – «Понятие», «Суждение», «Умозаключение». По окончании данного курса проводится зачет.

Усвоение теоретических основ логики предполагает приобретение навыков и умений в решении логических задач. Решение предложенных в пособии задач поможет студентам углубить понимание теоретического материала, творчески освоить содержание курса логики, повысить их культуру мышления, подготовиться к контрольным работам и экзамену по дисциплине.

Несмотря на то, что в пособии предложен ряд методических указаний по различным разделам темы «Понятие», приступать к выполнению заданий рекомендуется после внимательного изучения теоретических основ соответствующих разделов данной темы, которые представлены в следующих учебных и учебно-методических пособиях:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.А. Основы логики. – М.: Космополис, 1994. – 272 с.

  2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 360 с.

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учебник для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 528 с.

  4. Гетманова А.Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. – 416 с.

  5. Иванов Е.А. Логика. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 309 с.

  6. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных вузов. – М., Изд-во: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 312 с.

  7. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Наука, 1994. – 284 с.

  8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 2009. – 256с.

  9. Хоменко И.В. Логика: теория и практика аргументации. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 314 с.



I. Виды понятий


Теоретическая справка:

Имя – выражение естественного или искусственного языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность сходных предметов, их свойства и отношения между ними.

^ Понятие есть форма мысли, выраженная именем и отражающая предметы в их существенных признаках.

Непустым называется понятие, обозначающее реально существующие предметы, их свойства или отношения.

Пустым называется понятие, не обозначающее ни одного реально существующего предмета (фактически пустое понятие), или включающее в свое содержание логически противоречивые признаки (логически пустое понятие).


Задание № 1


^ Заполните таблицу.1 Определите непустые и пустые понятия, среди последних выявите фактически и логически пустые.


Понятие

Вид

Понятие

Вид

Книга

неп

п

Круглый остроугольник

неп

п

л

ф

л

ф

1. Кислород

неп

п

11. Веселый студент

неп

п

л

ф

л

ф

2. Русалка

неп

п

12. Грустный клоун

неп

п

л

ф

л

ф

3. Несправедливый судья

неп

п

13. Красная зелёность

неп

п

л

ф

л

ф

4. Точка

неп

п

14. Инопланетянин

неп

п

л

ф

л

ф

5. Гуманный маньяк

неп

п

15. Путаница

неп

п

л

ф

л

ф

6. Белоснежка

неп

п

16. Страх

неп

п

л

ф

л

ф

7. Президент Киевской Руси

неп

п

17. Здоровый больной

неп

п

л

ф

л

ф

8. Чернота

неп

п

18. Адвокатура

неп

п

л

ф

л

ф

9. Женатый холостяк

неп

п

19. Честный вор

неп

п

л

ф

л

ф

10. Живой труп

неп

п

20. Нормальный сумасшедший

неп

п

л

ф

л

ф

^ Теоретическая справка:

Каждое понятие или связанное с ним имя имеют объем и содержание.

Совокупность существенных признаков предмета, мыслимая в понятии, называется содержанием понятия.

Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия составляет логический класс. Множество предметов, входящих в класс, называются элементами класса.

^ По объему непустые понятия делятся на единичные и общие.

Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным.

Понятие, в котором мыслится множество элементов (более одного), называется общим.

Общее понятие, в котором множество мыслимых в нем элементов поддается учету, называется регистрирующим.

Общее понятие, в котором мыслится неопределенное число элементов, называется нерегистрирующим.

^ По типу обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и несобирательные.

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называется собирательным.

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным.


Задание № 2


Заполните таблицу.2 Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.


Понятие

Вид

Понятие

Вид

Организация Объединенных Наций

ед

об

Автор

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

1. Река Урал

ед

об

11. Человечество

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

2. Рассуждение

ед

об

12. Теория континуитета

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

3. Группа анонимных алкоголиков

ед

об

13. Психиатрическая ассоциация

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

4. Семейно-наследственная патология

ед

об

14. Тест

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

5. Коллегия адвокатов

ед

об

15. Агорафобия

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

6. Первый прокурор

ед

об

16. Головная боль

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

7. Гильдия предпринимателей

ед

об

17. Руководство прокуратуры

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

8. Представитель классической школы уголовного права

ед

об

18. Студент юридического факультета

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

9. Судимость

ед

об

19. Страна самураев

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб

10. Галактика

ед

об

20. Бюрократ

ед

об

р

нер

р

нер

соб

несоб

соб

несоб


^ Теоретическая справка:

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия называется разделительным.

Если высказывание относится ко всем элементам класса, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу класса в отдельности, то такое употребления понятия называется собирательным.

  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «введение в профессию» для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
И. В. Шабетя – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) мгюа имени О. Е. Кутафина, 2011. – 9 с
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «введение в профессию» для студентов очной формы обучения на 2011/12, 2012/13, 2013/14 учебные годы
И. В. Шабетя – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) мгюа имени О. Е. Кутафина, 2011. – 12 с
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с icon1 семестр orenburg institute
Попов Е. Б., Халюшева Г. Р. Английский язык для студентов-юристов: Учебное пособие. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 82...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconРабочая программа дисциплины «Административное право» для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения // Составитель: доцент Михайлова Е. С. Оренбург: ои мгюа, 2013. 44 с
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Административное право» студентам очно-заочной формы обучения...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «Актуальные проблемы права» для студентов заочной формы обучения по квалификации магистр
Автор-составитель: Скуратов И. В., к и н., доцент. – Оренбург: ои мгюа, 2011. – 18 с
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconПланы семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения для студентов очной формы обучения 26 часов для студентов очно-заочной формы обучения Института правоведения 16 часов
Этот проект осуществлен при финансовой поддержке Европейской комиссии. Публикация выражает только позиции авторов, и Комиссия не...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconРабочая программа дисциплины «Уголовный процесс» для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения //Сост.: к ю. н, доцент Шамардин А. А. Оренбург: ои мгюа, 2013. 153 с
Рабочая программа дисциплины «Уголовный процесс» для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения //Сост.: к ю н, доцент Шамардин...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconВысшего профессионального образования «московский государственный юридический университет имени о. Е. Кутафина (мгюа)» оренбургский институт (филиал)
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Юридическая психология» студентам очной, заочной, очно-заочной...
Учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с iconУчебно-методический комплекс по курсу «Актуальные проблемы права» для студентов очной формы обучения по квалификации магистр
Автор-составитель: Скуратов И. В., к и н., доцент. – Оренбург: ои мгюа, 2011. – 21 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы