Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме icon

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме




Скачать 416.4 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме
страница1/4
Дата22.02.2014
Размер416.4 Kb.
ТипМетодическое пособие
источник
Содержание
2.1. Задание № 1 «Проверка правильности простого категорического силлогизма».
Клевета – это правонарушение.
Меньшим термином силлогизма является субъект заключения
Клевета – это правонарушение.
Клевета есть преступление против свободы, чести и достоинства личности.
Некоторые студенты замечательно танцуют.
Дальнейшая проверка правильности простого категорического силлогизма будет идти только на основании формы силлогизма, представле
Правила посылок
2.Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением (суть).«Исключения»: 3
При определении распределенности терминов можно пользоваться следующим правилом
Некоторые люди являются юристами.
3-ое правило
2-ое правило
Правила первой фигуры
С. Проверка правильности простого категорического силлогизма при помощи
Вывод будет правильным только в том случае, если он получается на всех круговых схемах.
Пример 2. Проверить правильность простого категорического силлогизма при помощи общих правил, специальных правил фигур и круговы
Все, кто любит театр, ходят в театр часто. Мы не любим театр, поэтому мы не ходим в театр часто.
Все, кто любит театр, ходят в театр часто.
А. Проверка правильности простого категорического силлогизма при помощи
...
Полное содержание
  1   2   3   4


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ




кафедра общегуманитарных, социально-экономических дисциплин

и управления


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ




для подготовки к практическим занятиям по логике


по теме


ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ


для студентов заочного факультета


ОРЕНБУРГ

2006




Составитель:

доктор философских наук, профессор Солодкая М.С.


СОДЕРЖАНИЕ





1. Пояснительная записка.


4

2. Методика решения задач по теме «Простой категорический силлогизм».

2.1. Задание № 1 «Проверка правильности простого категорического силлогизма».

2.2. Задание № 2 «Построение вывода в простом категорическом силлогизме на основе двух посылок».


3. Варианты индивидуальных заданий по теме «Простой категорический силлогизм».

3.1. Варианты задания № 1 «Проверка правильности простого категорического силлогизма».

3.2. Варианты задания № 2 «Построение вывода в простом категорическом силлогизме на основе двух посылок».



4


5


21


36


36


39




  1. Пояснительная записка.

Данное методическое пособие предназначено студентам заочного факультета для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Логика» по теме «Простой категорический силлогизм». Данное практическое занятие для студентов заочного факультета предусмотрено в объеме 2-х часов.


В данном пособии предложена методика решения задач по названной теме и приведены варианты индивидуальных заданий, решение которых необходимо для получения зачета по практическим занятиям по дисциплине «Логика».

Методическое пособие дополняет комплекс материалов по курсу логики для студентов заочного факультета:

  • Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 1997.

  • Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М.: Юристъ, 1997;

  • Сборник методических материалов к изучению курса «Логика» /Под ред. В.И.Кириллова. – М.: Academia, 1999;

  • Солодкая М.С. Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Логика» для студентов заочного факультета. – Оренбург, ОИ МГЮА, 2002.



2. Методика решения задач по теме «Простой категорический силлогизм».


Прежде, чем приступить к решению задач по теме «Простой категорический силлогизм», необходимо прочитать соответствующий теоретический материал в учебнике по логике. При этом необходимо:

  • выяснить состав и структуру простого категорического силлогизма (заключение, большая и меньшая посылка; меньший, больший и средний термин);

  • правила определения терминов в умозаключении;

  • разобрать правила проверки правильности силлогизма при помощи общих правил, специальных правил фигур и круговых схем;

  • выяснить правила вывода заключения на основании двух посылок простого категорического силлогизма.


^ 2.1. Задание № 1 «Проверка правильности простого категорического силлогизма».


Пример 1. Проверить правильность простого категорического силлогизма при помощи общих правил, специальных правил фигур и круговых схем:


Некоторые правонарушения являются преступлениями против свободы, чести и достоинства личности, поскольку клевета – это правонарушение, и клевета есть преступление против свободы, чести и достоинства личности.


Решение.


1. Необходимо убедиться, что приведенное выше умозаключение является простым категорическим силлогизмом. Для этого в умозаключении необходимо выделить три простых высказывания.


В нашем случае это:

1) Некоторые правонарушения являются преступлениями против свободы, чести и достоинства личности.

2) Клевета – это правонарушение.

3) Клевета есть преступление против свободы, чести и достоинства личности.

Таким образом, в нашем случае мы действительно имеем простой категорический силлогизм.


2. Необходимо выделить заключение. Заключение в тексте помогают найти грамматические связки типа: поскольку; потому, что; так как; поэтому; следовательно; значит; из этого следует; можно заключить и т.п.


При этом необходимо помнить, что заключение стоит:

  • непосредственно после связок поэтому; следовательно; значит; из этого следует; можно заключить

  • непосредственно перед связками поскольку; потому, что; так как.

В нашем случае


Некоторые правонарушения являются преступлениями против свободы, чести и достоинства личности, поскольку клевета – это правонарушение, и клевета есть преступление против свободы, чести и достоинства личности.


используется грамматическая связка поскольку. Поэтому заключение стоит непосредственно перед этой связкой.


Значит, в нашем случае заключением будет высказывание


Некоторые правонарушения являются преступлениями против свободы, чести и достоинства личности.


Оставшиеся два высказывания (^ Клевета – это правонарушение.

Клевета есть преступление против свободы, чести и достоинства личности.) будут посылками.


3. Необходимо найти меньший и больший термины силлогизма. Для этого воспользуемся определениями:

^ Меньшим термином силлогизма является субъект заключения. Соответственно, меньший термин обозначается буквой S.

Большим термином силлогизма является предикат заключения. Соответственно, больший термин обозначается буквой P.


В нашем случае субъектом заключения будет правонарушения. Значит, это и есть меньший термин силлогизма S.

Предикат заключения - преступления против свободы, чести и достоинства личности. Значит, это есть больший термин силлогизма P.


Некоторые правонарушения являются

(квантор) (субъект) S (слово-связка «суть»)

преступлениями против свободы, чести и достоинства личности (предикат). P

4. Необходимо правильно поставить посылки. На первом месте всегда стоит большая посылка, т.е. посылка, содержащая больший термин P. На втором месте стоит меньшая посылка, т.е. посылка, содержащая меньший термин S.


В нашем случае посылками были высказывания:


^ Клевета – это правонарушение.

S

Клевета есть преступление против свободы, чести и достоинства личности. P


Пока посылки стоят неправильно. Мы должны их переставить следующим образом:

^ Клевета есть преступление против свободы, чести и достоинства личности. P (1)

Клевета – это правонарушение.

S

Теперь посылки стоят правильно.


5. Выясним, есть ли в посылках общий (средний) термин.

Если такого термина нет, то силлогизм неправильный. Такая ошибка называется учетверением терминов. Пример такой ошибки демонстрируют следующие посылки:


^ Некоторые студенты замечательно танцуют.

Все животные хорошо улавливают ритмические колебания.


Как видно, в этих посылках нет общего термина. Здесь есть 4 разных термина: студенты, замечательно танцуют, животные, хорошо улавливают ритмические колебания.

Значит этот силлогизм неправильный. На основании таких посылок правильного вывода сделать нельзя.


В нашем случае, как видно из схемы (1), общий термин в посылках существует – это термин клевета. Значит, это есть средний термин силлогизма. Обозначим его M.

6. Запишем полностью правильную структуру простого категорического силлогизма.


Клевета есть преступление против свободы, чести и
  1   2   3   4



Похожие:

Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconМетодическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме
Данное методическое пособие предназначено студентам заочного факультета для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Логика»...
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 58 с
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с...
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С. С. Шинкова. Оренбург: Оренбургский институт мгюа, 2011. 62 с
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с...
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconУчебно-методическое пособие для практических занятий для студентов
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по рус­ской литературе 2/3 XIX века для студентов дневного и заочного отделений....
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconТурутина е. С
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета психологии, связей с общественностью и рекламы, изучающих социологию...
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconУчебно-методическое пособие по курсу «Техника лабораторных работ» для студентов биолого-почвенного факультета
Данное издание является первой частью учебно-методического пособия «Руководство к практическим занятиям по технике лабораторных работ»...
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconСборник задач по теории вероятностей : учебно-методическое пособие / Т. А. Андревкина, Е. А. Борисова, Н. А. Иванова, О. В. Назарова, А.
Учебно-методическое пособие предназначено студентам вузов для аудиторной и самостоятельной работы, а также для подготовки к контрольным...
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconУчебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconПособие предназначено для обучения и контроля работы студентов на практических занятиях по разделу «Механика. Молекулярная физика и термодинамика» в течение первого семестра обучения
Цель пособия – обеспечение личностно-ориентированного подхода к практическим занятиям по общему курсу физики с учетом степени подготовки...
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме iconПособие предназначено для обучения и контроля работы студентов на практических занятиях по разделу «Оптика, атомная физика, физика атомного ядра и элементарных частиц» в течение второго семестра обучения
Цель пособия – обеспечение личностно-ориентированного подхода к практическим занятиям по общему курсу физики с учетом степени подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы