Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс icon

Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс




Скачать 151.01 Kb.
НазваниеМиф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс
Дата16.11.2012
Размер151.01 Kb.
ТипЗадача
источник
Содержание
Если имеется n ящиков, в которых находится в общей сложности не менее n+1 предмета, то непременно есть ящик, в котором лежат, по
2. Логические задачи
Внезапно один из мудрецов (А) перестал смеяться, так как сообразил, что его собственный лоб тоже испачкан. Как он рассуждал?
Б уверен, что его лицо чистое и смеётся над измазанным лбом В
Некоторые из пассажиров были артистами, но ни одна из иногородних женщин артисткой не была. Всего иногородних мужчин было 18.
Примеры графов
Пример. Путь из С в Г: САБДГ или САДГ. Определение.
Контрольные задания
41) человек. Саша Уткин в диктанте сделал 13 ошибок, а остальные – меньше. Докажите, что по крайней мере 3(4



Дайджест журнала МИФ-2,2004 год, математика

МИФ-2, №4, 2004

Математика, 8 класс

Карпова Ирина Викторовна, Монина Мария, Хабаровск, ХГПУ.

Занимательная дискретная математика


1. Принцип Дирихле

В математике большое значение имеют так называемые доказательства существования. Самый простой способ доказать существование объекта с заданными свойствами – это указать его и, разумеется, убедиться, что он действительно обладает нужными свойствами. Например, чтобы доказать, что уравнение имеет решение. Достаточно привести какое-то его решение. Доказательства существования такого рода называют прямыми или конструктивными.

Но бывают и косвенные доказательства существования, когда обоснование факта, что искомый объект существует, происходит без прямого указания на сам объект. Рассмотрим несколько примеров.

Задача 1. В самолёте летят 380 пассажиров. Докажем, что, по крайней мере, двое из них родились в один и тот же день года.

Решение. Всего в году 365 или 366 дней, а пассажиров в самолёте 380 – значит, их дни рождения не могут приходиться только на различные даты. Вообще, если пассажиров больше, чем 366, то хотя бы у двоих дни рождения совпадают. А вот если пассажиров 366, не исключено, что все они родились в разные дни года, но это маловероятно. (Согласно теории вероятностей, в случайно выбранной группе численностью свыше 22 человек совпадение дней рождения у некоторых из них более вероятно, нежели то, что у всех дни рождения приходятся на разные дни года).

Задача 2. В шахматной партии чёрные сдались после 15-го хода белых. Требуется доказать, что хотя бы одна из чёрных фигур ни разу не покидала своего поля (к фигурам отнесём и пешки).

Решение. Если шахматный ход не рокировка (обмен местами), то передвигается одна фигура, в случае рокировки – две. Чёрные успели сделать 14 ходов (так как первыми ходят белые), и по правилам игры лишь один из них мог быть рокировкой. Поэтому самое большое количество чёрных фигур, сделавших ходы, - 15. Всего же чёрных фигур 16. Значит, по крайней мере, какая-то из них не сделала ни одного хода.

Логический приём, использованный в приведённых доказательствах, называется принципом Дирихле – по имени Петера Густава Дирихле, немецкого математика, автора описанного метода.

В самой простой и несерьёзной форме он выглядит так:

Нельзя посадить семерых зайцев в три клетки так, чтобы в каждой клетке находилось не больше двух зайцев.

Действительно, если в каждой клетке не больше двух зайцев, то всего зайцев не больше чем 2*3=6, что противоречит условию.

Вот общая формулировка принципа Дирихле:

^ Если имеется n ящиков, в которых находится в общей сложности не менее n+1 предмета, то непременно есть ящик, в котором лежат, по крайней мере, 2 предмета.

В первом примере таким «ящиками» были дни года, а «предметами» - даты рождения пассажиров, летевших в самолёте. Во втором, мы «раскладывали» все чёрные фигуры («предметы») по максимальному количеству их ходов («ящикам»). То есть каждой фигуре ставили в соответствие один неповторимый ход, но фигур оказалось на одну больше, чем ходов, таким образом «ящиков» оказалось на один меньше, чем «предметов».

Рассмотрим решение ещё нескольких задач.

Задача 3. В строку выписано 5 натуральных чисел: a1,a2,a3,a4,a5. Докажите, что- либо одно из них делится на 5, либо сумма нескольких рядом стоящих чисел делится на 5.

Решение. Рассмотрим 5 чисел: а1,

а1+а2,

а1+а2+а3,

а1 +а2+а3+а4,

а1 +а2+а3+а4+а5.

Если одно из них делится на 5, то всё в порядке, утверждение справедливо. В противном случае при делении на 5 они дают в остатке какие-то из четырёх чисел: 1,2,3,4. По принципу Дирихле остатки, по крайней мере, двух из выписанных 5 чисел совпадают. Разность их делится на 5. Но эта разность – одно из чисел, данных в задаче, или сумма нескольких из них, стоящих рядом.

Задача 4. В квадрат со стороной 1 м бросили произвольным способом 51 точку. Докажите, что какие-то три из них можно накрыть квадратиком со стороной 0,2 м.

Решение. Разобьем квадрат на 25 равных квадратиков со стороной 0,2м. Докажем, что в каком-то из них находятся, по крайней мере, три точки. Применим принцип Дирихле: если бы в каждом квадратике (внутри или на сторонах) было не больше двух точек, то всего их бы было не больше 2*25=50.

^ 2. Логические задачи

Под логическими задачами обычно понимают такие задачи, которые решают с помощью одних лишь логических операций.

Логические задачи могут решаться и фактически решаются обычными рассуждениями. Иногда их решение требует длинных рассуждений, необходимое направление которых заранее нельзя предугадать.

Такими задачами увлекались ещё в древности. Вот одна из них.

Задача 1. Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих философа прилегли под деревом сада Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углем их лбы.

Проснувшись, и взглянув друг на друга, все пришли в весёлое настроение начали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом.

^ Внезапно один из мудрецов (А) перестал смеяться, так как сообразил, что его собственный лоб тоже испачкан. Как он рассуждал?

Решение. А рассуждал так:

- Каждый из нас может думать, что его собственный лоб чистый. ^ Б уверен, что его лицо чистое и смеётся над измазанным лбом В. Но если бы Б видел, что моё лицо чистое, то он удивился бы смеху В, так как в этом случае В смеялся бы без причины. Однако Б не удивлён, значит он может думать, что В смеётся надо мной. Следовательно, мой лоб чёрный!

Задача 2. Один путешественник отправился на остров, населённый двумя племенами, о которых ему было известно, что в одном племени все высокие, а в другом низкие, что члены одного из племён всегда говорят правду, а члены другого всегда врут, и что те и другие знают английский язык.

Высадившись на остров, путешественник встретил двух туземцев – высокого и низкого. Высокий на заданный ему по-английски вопрос путешественника: «Всегда ли вы говорите правду?» - ответил: «Карра бум», а низенький сказал, что это значит «да». Какому племени принадлежал каждый туземец?

Решение. 1) Пусть низкий лжец, тогда «кара бум» означает «нет», в таком случае высокий не принадлежит ни к племени лжецов (так как там все низкие, а он высокий), ни к племени правдецов (так как он не всегда говорит правду). Но это невозможно, так как он должен принадлежать к одному из племён.

2) Пусть низкий - правдивец, тогда «Карра бум» означает «да», и тогда высокий - лжец.

Есть особый вид логических задач, решение которых удобно оформлять в виде таблицы.

Задача 3. Три брата (Иван, Дмитрий и Сергей) преподают различные дисциплины (химию, историю, биологию) в университетах Москвы, Петербурга и Киева.

  1. Иван работает не в Москве, а Дмитрий не в Петербурге.

  2. Москвич преподаёт не историю.

  3. Тот, кто работает в Петербурге, преподаёт химию.

  4. Дмитрий преподаёт не биологию.

Что и в каком университете преподает Сергей?

Решение. При решении этой задачи целесообразно по ходу рассуждений заполнять нижеприведённую таблицу знаками «л», «и», в зависимости от того ложно или истинно высказывание, «соответствующее» данной клетке таблицы.

Заполним таблицу, в соответствии с условиями.

Исходя из условий 1) и 4)можем заполнить три клетки.

Дальше рассуждаем так:

ввиду того, что Дмитрий работает не в Петербурге (1), а согласно (3) тот, кто работает в Петербурге, преподаёт химию, то Дмитрий преподаёт не химию. В клетку, соответствующую строке «Дмитрий» и столбцу «химия» ставим «л».

Москва

Петербург

Киев




Химия

Биология

История

л

и

л

Иван

и

л

л

и

л

л

Сергей

л

и

л

л

л

и

Дмитрий

л

л

и

Из таблицы видно, что Дмитрий преподаёт историю. В соответствующую клетку ставим «и». А для всех остальных (Ивана и Сергея) – «л».

Согласно (2) Москвич преподаёт не историю, следовательно, Дмитрий работает не в Москве. Но так как Иван тоже не работает в Москве, то там работает Сергей. Занесём эти данные в таблицу. Иван работает в Петербурге, так как Дмитрий – в Киеве.

Следовательно, согласно (3), Иван преподаёт химию. А так как Дмитрий преподаёт историю, то Сергей преподаёт биологию.

В результате постепенного заполнения получится таблица. (Не поленитесь проделать заполнение самостоятельно по ходу рассуждений!)

Итак, Сергей работает в Московском университете и преподаёт биологию.

Для сложной и запутанной задачи, мы получили красивое и простое решение.

Существуют задачи, в которых дано несколько высказываний о предметах и сказано, сколько из них верно, сколько верно лишь наполовину.

Задача 4. В салоне небольшого самолета было 42 пассажира. Некоторые из них были москвичами, остальные – иногородними. Среди москвичей было 9 мужчин.

^ Некоторые из пассажиров были артистами, но ни одна из иногородних женщин артисткой не была. Всего иногородних мужчин было 18.

Из них 13 не были артистами. Среди пассажиров, не являвшихся артистами, была 16 мужчин и 11 женщин. 5 москвичей не были артистами. Сколько всего артистов было в самолёте?

Решение. Построим диаграмму.

Нанесём на диаграмму (маленький круг – это артисты, большой – не артисты, снаружи – всего человек) то, что нам известно:

  1. 9 мужчин москвичи;

  2. область «иногородние женщины артистки» закрашена, так как иногородних артисток нет;

  3. 18 иногородних мужчин;

  4. 13 – иногородних не артистов, следовательно, артистов 18-13= 5;

  5. так как среди пассажиров 16 мужчин не артистов, а иногородних не артистов мужчин 13, то москвичей 16-13=3.

  6. тогда московских мужчин артистов 9-3=6;

  7. так как среди москвичей 5 не артистов и из них только трое мужчин, значит 5-3=2 женщин;

  8. а так как среди не артистов было всего 11 женщин и 2 из них москвички, то 11-2=9 – иногородних;

  9. используем, что всего пассажиров 42 и узнаем сколько было артистов. Для этого от общего числа отнимем число не артистов: 42-(2+9+3+13)=15 человек.

3. Графы

Задача 1. Лист бумаги Плюшкин разрезает на три части. Некоторые из полученных листов он также разрезает на три части. Несколько новых листов он вновь разрезает на три части и т.д. Сколько Плюшкин получает листов бумаги. Если разрезает k листов?

Решение. Удобно нарисовать схему.

Нижнее число показывает, сколько листов на данном шаге изрезано, а верхнее – сколько листов получилось после нарезки. Легко заметить, что число получившихся листов на 1 больше удвоенного числа порезанных.

3=2*1+1, 5+2*2+1, 7=2*3+1. Значит, если разрезать k листов, получим 2k+1 лист.

Задача 2. Утверждают, что в одной компании из 5 человек каждый знаком с двумя и только с двумя другими. Возможна ли такая компания.

Решение. Изобразим схему условия задачи.

Так как нам удалось изобразить условие, значит, такая компания действительно существует.

Определение. Граф представляет собой непустое множество точек и множество отрезков, оба конца которых принадлежат заданному множеству точек.

Определение. Точки называются вершинами, а отрезки – рёбрами графа.

Замечания. 1. При изображении графов на рисунках или схемах отрезки могут быть прямолинейными или криволинейными (дугами). Длины отрезков и размещение точек произвольны. На данном втором и третьем рисунках изображён один и тот же граф.

2. Вершины графа на рисунке выделяются обычно кружочками, хотя бы потому, что не всегда точки пересечения рёбер принимаются за вершины графа.

Определение. Изолированными вершинами называются вершины, которые не соединены ни с какими другими вершинами графа.

^ Примеры графов: схема маршрутного автобуса, схема метро.

Определение. Граф называется полным, если каждые две различные его вершины соединены одним и только одним ребром.

Примеры полных графов.

Замечания. 1. В полном графе каждая его вершина принадлежит одному и тому же числу рёбер.

2. Неполный граф можно преобразовать в полный с теми же вершинами, добавив недостающие рёбра.

Вершины в графе могут отличаться друг от друга тем, скольким рёбрам они принадлежат.

Определение. Степенью вершины называется число рёбер графа, которым принадлежит эта вершина (число рёбер, выходящих из этой вершины).

Пример. степень А, Д =1, степень С, В=2.

Теорема. В графе сумма степеней всех его вершин – число, равное удвоенному числу рёбер графа.

Определение. Граф называют простым, если две вершины соединяет не более одного, в противном случае – мультиграфом.

Задача 3. Девять шахматистов проводят турнир в один круг (каждый играет с каждым по одному разу). Покажите, что в любой момент найдутся двое, закончившие одинаковое число партий.

1 способ. (Принцип Дирихле.)

1) Хотя бы один не сыграл, тогда число возможных сыгранных партий 0,1,2,3,4,5,6,7 (всего 8), а шахматистов 9. Следовательно, хотя бы двое сыграли одинаковое число партий.

2) Все сыграли, по крайней мере, одну игру, тогда число игр: 1,2,…,8. Но шахматистов 9, значит хотя бы два, сыграли одинаковое число игр.

2 способ. (С помощью графов.) Переведём условие на язык графов. Шахматисты – вершины графа, ребром соединены шахматисты, которые сыграли между собой.

Степень каждой вершины – число партий, сыгранных данным игроком.

Покажем, что во всяком графе с 9 вершинами существуют вершины одинаковой степени.

Каждая вершина может иметь степень 0,…,8.

Пусть существует граф, вершины которого имеют разную степень 0,…,8. Но этого не может быть, так как если в графе вершина А имеет нулевую степень (изолирована), то в нём не найдётся вершины В со степенью 8. В должна быть соединена со всеми вершинами графа, а значит и с А. Получили противоречие. Следовательно, в самом начале мы сделали неправильное предположение, поэтому существуют две вершины одинаковой степени. То есть найдутся в любой момент два игрока, сыгравшие одинаковое число партий.

С помощью графов можно также решать и логические задачи.

Задача 4. Однажды кто-то принёс учительнице цветы и поставил в вазу на столе. Когда собрались ребята, учительница спросила: «А знаете ли вы, кто принёс цветы?». Были высказаны различные предположения:

А и Б,

А и С,

А и Д,

Б и В,

Б и Д,

В и Г,

Г и Д.

Учительница сказала, что в одном из этих предположений одно имя названо правильно, а второе нет. Во всех остальных оба имени названы неверно. Кто принёс цветы?

Решение. Так как правильное имя названо только в одном предположении, то нужно искать вершину, принадлежащую одному ребру. А значит С принёс цветы.

Определение. Путём (из вершины А в вершину В) в графе называется последовательная цепочка смежных рёбер (имеющих общую вершину), которая начинается в вершине А и заканчивается в вершине В. Путь может проходить через ребро только один раз.

Замечание. Запись пути в графе зависит от того, как определены его рёбра. Если рёбра определены с помощью вершин (в задаче 4 рёбра АС, АБ, БД и т.д.), то записывают последовательность тех вершин, через которые проходит путь. Если же рёбра имеют собственные названия, то выписывается последовательность из этих названий.

^ Пример. Путь из С в Г: САБДГ или САДГ.

Определение. Граф называют связанным, если любые две его вершины можно соединить хотя бы одним путём. В противном случае граф называют несвязанным.

Вам, наверное, приходилось встречать задачи, в которых предлагается обвести ту или иную фигуру, не отрывая карандаш от бумаги. При этом запрещается проводить карандаш по одной линии несколько раз. Понятно, что аналогичное задание может быть дано относительно некоторого графа.

Задача 5. (Задача о кёнигсбергских мостах.) Бывший Кёнигсберг (ныне Калининград) расположен на реке Прегель (Преголи). В пределах города река омывает два острова. С берегов на острова были перекинуты мосты. Старые мосты не сохранились, но осталась карта города, где они изображены. Кёнигсбергцы предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причём на каждом мосту следовало побывать только один раз.

Прогуляться по городским мостам предложили и Эйлеру. После безуспешной попытки совершить нужный обход он начертил упрощённую схему мостов. Получился граф. Вершины которого – части города, разделённые рекой, а рёбра – мосты.

Прежде чем обосновать невозможность требуемого маршрута. Эйлер рассмотрел и другую, более сложную карту. В итоге он доказал общее утверждение: для того, чтобы можно было обойти все рёбра графа по одному разу и вернуться в исходную вершину, необходимо и достаточно выполнения следующих двух условий:

  1. из любой вершины графа должен существовать путь по его рёбрам в любую другую вершину (граф должен быть связанным);

  2. из каждой вершины должно выходить чётное количество рёбер (степень каждой вершины – чётная).

Определение. Замкнутый путь, проходящий по одному разу по всем рёбрам графа, называют (с тех пор) эйлеровым циклом.

А как же дело обстоит с кёнигсбергскими мостами? Здесь при каждой из четырёх вершин нечётное число рёбер, так что нет не только эйлерова цикла, но и пути из одной вершины в другую, проходящей по всем рёбрам графа.

Существует много других интересных задач, при решении которых используются графы – это задача о домиках и колодцах, о пяти хуторах, о женихах и невестах, а также задача о наименьшем числе красок для раскрашивания карт.

4. Комбинаторика

Во многих случаях никакие предварительные расчёты не позволяют найти набор элементов с заданными свойствами. Тогда остаётся единственный путь – перебирать все возможные варианты в надежде хотя бы случайно найти желаемую комбинацию. Некий Клиффорд У. Адамс решил построить магический шестиугольник. Он взял набор из 19 шестиугольных плиток, написал на них всевозможные числа от 1 до 19 и начал составлять из них всевозможные шестиугольники, надеясь наткнуться на магический. Магический шестиугольник тот, у которого суммы по всем направлениям равны одному и тому же числу (сродни магическому квадрату). Этим высокополезным делом он занимался…47 лет, и только в 1957 г. Нашёл один такой многоугольник. Затеряв бумажку с решением, он лишь в 1962 г. восстановил решение, и после полувека изысканий опубликовал ответ. Совершенно неожиданно оказалось, что полученное Адамсом решение единственно – никаких других магических шестиугольников не существует.

Значительно проще решить перебором следующую задачу.

Задача 1. Поставить на шахматную доску наибольшее число ферзей (королев) так, чтобы ни один из них не мог взять другого. Для читателей незнакомых с шахматной игрой, сообщим, что ферзи могут бить по горизонталям, вертикалям и диагоналям.

Решение. Так как на шахматной доске только 8 горизонталей, то ясно, что больше 8 ферзей поставить на доску не удастся. Поэтому попробуем выставить 8 ферзей так, чтобы выполнялось указанное условие. При любой такой расстановке на каждую вертикаль и каждую горизонталь попадёт только один ферзь, а потому можно записать занятые поля в порядке возрастания номеров вертикалей. Но тогда каждое расположение однозначно определяется номерами горизонталей занятых полей, то есть некоторой перестановкой чисел 1,…,8. Например, перестановка 24165873 означает, что на доске заняты поля (1,2), (2,4), (3,1), (4,6), (5,5), (6,8), (7,7), (8,3), где (1,2) – поле, стоящее на пересечении первой вертикали и второй горизонтали и т.д.

Эту задачу можно решить лишь прямым перебором вариантов. Чтобы сократить объём рассматриваемых позиций поступают так. Сначала ставят ферзя в левый нижний угол, а затем ставят ферзей на каждую следующую вертикаль на первое снизу поле, не находящееся под боем ранее поставленных ферзей. Если доходят до вертикали, все поля которой биты, то передвигают ферзя на последней из занятых вертикалей, ставя его на следующее поле этой вертикали, не находящееся под боем. Если и это не помогает, передвигают ферзя по той же вертикали ещё выше. Когда исчерпаны все возможности получить хоть одно свободное от боя поле на данной вертикали, передвигая ферзя на предыдущей вертикали, а нужной расстановки не найдено, начинают исправлять положение на вертикали, расположенной ещё на один ряд левее. Через несколько таких шагов получают расстановку ферзей, которую можно задать последовательностью чисел 1, 5, 8, 6, 3, 7, 2, 4. Продолжая описанный процесс, находим 92 положения ферзей, обладающих требуемым свойством.

Подсчитывая число ферзей, мы бросили мимоходом фразу: «так как на шахматной доске только 8 горизонталей, то ясно, что больше 8 ферзей поставить на доску не удастся». На самом деле это легко можно доказать, используя принцип Дирихле.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Представленные ниже задачи являются контрольным заданием для учащихся 8 классов. Для зачета вам рекомендуется решить не менее 4 задач. Правила оформления, адрес и другая полезная информация – в конце журнала. Желаем Вам успехов.

  1. В классе 30(^ 41) человек. Саша Уткин в диктанте сделал 13 ошибок, а остальные – меньше. Докажите, что по крайней мере 3(4) ученика сделали ошибок поровну (может быть, по 0 ошибок).

  2. Докажите, что из любых 52 натуральных чисел можно выбрать два числа так. Чтобы либо их сумма, либо их разность делилась на 100. Верно ли это утверждение для 51 числа?

  3. 15 ребят собрали 100 орехов. Докажите, что какие-то 2 из них собрали одинаковое число орехов.

  4. Докажите, что из любых 10 натуральных чисел, ни одно из которых не делится на 10, можно выбрать 2 числа, разность которых делится на 10.

  5. Из чисел 1,2,3,…,49,50 выбрали 26 чисел. Обязательно ли среди них найдутся 2 числа, отличающиеся друг от друга на 1?

  6. Можно ли накрыть равносторонний треугольник двумя меньшими равносторонними треугольниками?

  7. Четыре ученика (Андрей, Борис, Владимир и Геннадий) заняли первые четыре места на районной математической олимпиаде, причем ни какие два из них не делили между собой какие-нибудь два места. На вопрос какое место занял каждый из них, участники дали три разных ответа:

Андрей – первое, Борис – второе;

Андрей – второе, Геннадий – третье;

Владимир – второе, Геннадий – четвертое.

Причем в каждом из ответов одна часть истинна, а другая ложна. Какое место занял каждый из участников олимпиады?

  1. Встретились три друга: Скульптор Белов, скрипач Чернов, и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но что ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», - заметил черноволосый. «Ты прав» - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

  2. После зимних каникул классный руководитель спросил, посещали ли ученики кино, театр, цирк на каникулах. Оказалось, что из 36 учеников только двое не были ни в кино, ни в театре, ни в цирке. В кино побывало 25 человек, в театре – 11, в цирке – 17. В кино и театре – 6, в кино и цирке – 10, в театре и цирке – 4. Сколько человек побывало и в кино и в театре и в цирке?





Похожие:

Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconПрограмма для общеобразовательных учреждений. Математика. 4 класс. Авторы М. И. Моро, М. А. Бантова. М.: Просвещение, 2003
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2004 г
Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconСписок учебников, имеющихся в библиотеке, на новый учебный год. 5 класс Виленкин Н. Я. Математика М.,2004 15 экз

Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconМиф-2, №1, 2000 год Математика, 11 класс Колегаева Елена Михайловна Уравнения и системы уравнений с параметрами
Если ставится задача отыскать все пары, при которых уравнение превращается в верное равенство, то имеем уравнение с двумя неизвестными...
Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconМиф-2, №2, 2004 Задачи и решения Хабаровской городской олимпиады 2003-2004 учебного года1
Решение. Положим, что, где a целая, а  дробная часть этого числа. Рассмотрим три случая
Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconТема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и фантазия), население которой составляют обыкновенные дроби и смешанные...
Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconДокументы
1. /МАТЕМАТИКА/10 класс/Задания.doc
2. /МАТЕМАТИКА/10...

Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconМиф-2, №4, 2003 год Математика, 8 класс Карпова Ирина Викторовна, Монина Мария
Сумма, разность и произведение целых чисел всегда является целым числом, то есть, во множестве целых чисел всегда выполнимы действия...
Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Математика» 1 класс
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Математика – М.: Просвещение, 2009 г
Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconДокументы
1. /Математика 5 класс/Итоговая контрольная работа по математике за 5 класс.doc
2....

Миф-2, №4, 2004 Математика, 8 класс iconСтатья по информатике из журнала миф-2 №2 за 2004 год
Напомним текст задачи, на примере которой демонстрируется процедура компьютерного моделирования от математического описания до алгоритма...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы