Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»




Скачать 156.25 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Дата06.10.2014
Размер156.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
источник
Содержание
Дошкольное образование
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Общая трудоемкость дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Самостоя-тельная работа студентов
Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)


«Утверждаю»

Декан педагогического факультета

___________________Г.Ю. Титова

«____»_______________2012 года

Программа дисциплины
м.2.в.06. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Трудоемкость (в зачетных единицах) 4

Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа ^ Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника магистр


  1. Цели изучения дисциплины.

Целью курса является познакомить студентов с основными направлениями методической работы в ДОУ, ее видами и современными организационными формами.


  1. ^ Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Данная дисциплина относится к дисциплине профильной подготовки. Логически и содержательно-методически она связана с другими составляющими учебными дисциплинами цикла ОПД, практиками.


  1. ^ Требования к уровню освоения содержания курса.

Требованиями к уровню освоения содержания дисциплины выступают формируемые компетенции у студента:

общекультурные компетенции (ОК): связанные с

способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2 );

владением практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, баз данных и знаний (ОК-3);

способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения (ОК-4);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК): связанные с

готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) языке (ОПК-1);

способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

компетенциями в области педагогической деятельности:

способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК–1);

готовность применять современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК–2);

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК–3);

способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК - 4);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК – 5);

готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК–6);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК – 7);

в области методической деятельности:

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК–8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК – 9);

в области управленческой деятельности:

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК–10);

готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК–11);

готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК–12);

готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК–13);

в области проектной деятельности:

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК–14);

способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК–15);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК – 16);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК–17);

готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК–18);

способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК–19);

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК–20);

способностью формировать художественно-культурную среду (ПК–21).

В результате изучения дисциплины «Методическая служба ДОУ» студент должен:

знать:

виды и формы методической работы; основные направления в деятельности старшего воспитателя (заместителя заведующего по УМР),

уметь:

планировать, организовывать и осуществлять методическую работу в ДОУ;

владеть:

основами методической работы при взаимодействии с педагогическими кадрами ДОУ.


  1. ^ Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы и виды учебной работы.




Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час.)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час.)

Всего

2 семестр

Всего часов

144

144

Аудиторные занятия

34

36

Лекции





Практические, семинарские занятия

34

36

Лабораторные работы





Другие виды аудиторных работ





Занятия в интерактиве

14

14

Самостоятельная работа

83

72

Курсовой проект (работа)





Реферат





Расчётно-графические работы





Формы текущего контроля

+

+

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен (27 час.) – 2 семестр

Экзамен (27 час.)



  1. ^ Содержание учебной дисциплины

    1. Разделы учебной дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

Лекции

практичес-кие (семинары)

Занятив в интерактиве

^ Самостоя-тельная работа студентов

1.

Старший воспитатель (методист) ДОУ



8

4

23

2.

Методическая служба ДОУ



8

2

20

3.

Методическая работа в ДОУ



10

4

20

4.

Современные формы методической работы в ДОУ



8

4

20




Всего



34

14

83




    1. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Старший воспитатель (методист) ДОУ. Квалификационные требования к методисту. Права и обязанности методиста. Основные направления в деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Раздел 2. Методическая служба ДОУ. Проектирование учебно-воспитательной работы всего ДОУ и каждого педаго­га, специалиста; моделирование педагогической деятельности коллектива; корректировка образовательного процесса в ДОУ; анализ педагогической деятельности; контроль за планированием, ходом, корректировкой образовательного процес­са. Виды планирования в ДОУ. Значение видов планирования. Календарное и перспективное планирование работы специалистами. Месячное планирование работы всего ДОУ. Годовое планирование работы в ДОУ. Структура годового плана. Основные разделы, их содержание.

Раздел 3. «Методическая работа в детском саду»

Виды методической работы в ДОУ и формы ее организации. Регулирование взаимоотношений между специалистами ДОУ. Создание психологического микроклимата в коллективе. Создание условий для самореализации и профессионального роста кадров. Работа в учреждении по повышению квалификации педагогов. Создание пространственно-предметной среды в ДОУ. Методический кабинет – центр педагогической деятельности всего ДОУ. Материально-техническая база для детских групп и кабинетов специалистов.

Раздел 4. «Современные формы методической работы в ДОУ». Организация инновационной, проектной деятельности. Работа по подготовке и проведению смотров, конкурсов, конференций. Роль старшего воспитателя.


    1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Основная литература по дисциплине:

  1. Белая, К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении : подготовка и проведение / К. Ю. Белая. – Москва: Сфера, 2007. – 46 с.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Атватер, И. Я. Вас слушаю... : советы руководителю, как правильно слушать со­беседника / И. Я. Атватер. – Москва, 1988.

  2. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – Москва : АСТ, 1997; 2007.

  3. Белая, Ю. К. Дошкольное образование России : сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – Москва, 2009.

  4. Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении / К. Ю. Белая. – Москва : Владос, 2010.

  5. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – Москва : Просвещение, 1990; 2001; 2008.

  6. Волобцева, В. Я. Спецкурс: организация работы методиста детского сада / В. Я. Волобцева, О. М. Газина, В. Г. Фокина. – Москва : Новая школа, 2007.

  7. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. – Москва : Новая школа, 1995; 2008.

  8. Третьяков, В. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – Москва : Новая школа, 2008.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Не предусмотрены.
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • компоненты учебно-методического комплекса (литература, посвященная теории управления педагогическими системами и дошкольным образованием) как основное средство обучения;

  • нетехнические вспомогательные средства: таблицы, схемы, циклограммы, диаграммы.

п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

^ Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Старший воспитатель (методист) ДОУ

Слайдовая презентация

медиатехника

2


Методическая служба ДОУ

Слайдовая презентация

медиатехника

3

Методическая работа в ДОУ

Слайдовая презентация

медиатехника

4

Современные формы методической работы в ДОУ

Локальные акты, положения, приказы и пр.

раздаточный материал


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю
Основные формы организации обучения: проведение лекций (традиционных и проблемных), групповых дискуссий; практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения видеопрограмм, фильмов, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов); различные формы самостоятельной работы магистрантов.
7.2. Методические указания для магистрантов
Самостоятельная работа магистранта предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходами к обучению совместно преподавателем и магистранта.
^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе)

    1. Психология управленческой деятельности руководителя ОУ.

    2. Управление развитием ОУ.

    3. Инновационная деятельность в ОУ.

    4. Факторы, определяющие стиль управления руководителя ОУ.

    5. Руководитель демократического стиля управления в ОУ

    6. Руководитель административного стиля управления в ОУ.

    7. Руководитель либерального стиля управления в ОУ.

    8. Содержательная и формальная стороны стиля взаимодействия руководителя ОУ и подчиненных.

    9. Причины и характер конфликтов в коллективах ОУ.

    10. Финансовая деятельность руководителя ОУ.

    11. Организационная деятельность руководителя ОУ.

    12. Педагогическая деятельность руководителя ОУ.

    13. Регулирующая деятельность руководителя ОУ.

    14. Планирующая деятельность руководителя ОУ.

    15. Контрольная деятельность руководителя ОУ.

    16. Роль руководителя в охране и укреплении здоровья детей.

    17. Роль руководителя в создании и укреплении материально-технической базы ОУ.

    18. Организация дополнительных платных услуг в государственных ОУ.

    19. Взаимодействие руководителя ОУ с государственными структурами и органами местного самоуправления.

    20. Взаимодействие ОУ с учреждениями здравоохранения.

    21. Взаимодействие ОУ с учреждениями образования, науки и культуры.

    22. Роль руководителей ОУ в интеграции общественного и семейного воспитания.

    23. Аттестация руководителей и педагогов ОУ.

    24. Методика подготовки и проведения аттестации педагогов ОУ.

    25. Организационно-правовая база управления ОУ.

    26. Учреждения дополнительного образования для детей дошкольного и школьного возраста.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Социально-педагогические системы, понятие и виды.

  2. Система управления образованием.

  3. Основные понятия научного управления.

  4. Система образования и управление ею.

  5. Государственно-общественная система управления образованием.

  6. Принципы управления образованием.

  7. Применение в практике основных функций управления: управленческих решений, планирования, организации, контроля, регулирования, педагогического анализа.

  8. Применение в практике образования основных методов управления.

  9. Управление ОУ по результатам его деятельности.

  10. Управление функционированием ОУ.

  11. Управление развитием образовательного учреждения.

  12. Управление инновационными процессами в ОУ.

  13. Структура управления в педсистеме.

  14. Организационно-правовая база организации работы ОУ.

  15. Регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ.

  16. Организация педагогического процесса в ОУ и управление им.

  17. Повышение квалификации работников ОУ.

  18. Работа информационно-методических центров (научно-методических центров), их роль в управлении ОУ.

  19. Работа института повышения квалификации работников образования, факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров педагогических вузов; их роль в управлении ОУ.

  20. Аттестация руководителей и педагогов образовательных учреждений.



    1. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

Смотри УМК.

8.4. Примеры тестов

Смотри УМК.
8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

      1. Старший воспитатель (методист) ДОУ. Квалификационные требования к старшему воспитателю.

      2. Права и обязанности старшего воспитателя (методиста ДОУ).

      3. Основные направления в деятельности старшего воспитателя ДОУ.

      4. Методическая служба ДОУ.

      5. Проектирование учебно-воспитательной работы ДОУ старшим воспитателем.

      6. Способы моделирования педагогической деятельности коллектива старшим воспитателем.

      7. Корректировка образовательного процесса в ДОУ старшим воспитателем.

      8. Анализ педагогической деятельности в ДОУ старшим воспитателем.

      9. Контроль за планированием, ходом, корректировкой образовательного процесса в ДОУ.

      10. Виды планирования в ДОУ. Значение видов планирования.

      11. Календарное планирование работы педагогами и специалистами.

      12. Перспективное планирование работы педагогами и специалистами ДОУ.

      13. Месячное планирование работы ДОУ старшим воспитателем.

      14. Годовое планирование работы в ДОУ. Виды, формы, значение.

      15. Структура годового плана. Основные разделы, их содержание.

      16. Методическая работа в детском саду. Виды методической работы в ДОУ и формы ее организации.

      17. Формирование адаптивной образовательной среды ДОУ.

      18. Регулирование взаимоотношений между педагогами ДОУ. Создание психологического микроклимата в коллективе старшим воспитателем.

      19. Создание условий для самореализации и профессионального роста кадров.

      20. Работа старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов.

      21. Создание пространственно-предметной среды в ДОУ.

      22. Методический кабинет - центр педагогической деятельности всего ДОУ.

      23. Материально - техническая база для детских групп и кабинетов специалистов.

      24. Современные формы методической работы в ДОУ. Их необходимость и значение.

      25. Организация инновационной деятельности в ДОУ.

      26. Организация проектной деятельности в ДОУ.

      27. Работа старшего воспитателя по подготовке и проведению смотров, конкурсов, конференций.

      28. Участие старшего воспитателя в организации работы ДОУ с социумом.



Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

К.п.н., доцентом кафедры ДОиЛ ____________ З. Н. Ажермачевой
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № __ от ____________ 20__ года.
Зав.кафедрой ДОиЛ _____________ Е. Д. Файзуллаева

(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета протокол № __ от ____________ 20__ года.
Председатель методической комиссии

Педагогического факультета _____________ Т. Н. Яркина

(подпись)



Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы