Скачать 118.74 Kb.
|
Открытый урок ЧТЕНИЯ Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России информирует о проведении Региональным общественным фондом «Центр развития русского языка» в рамках международного и городского фестиваля «БиблиОбраз 2007» - «Открытого урока ЧТЕНИЯ» (далее - Урок). Урок проводится в целях привлечения внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важному фактору сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимание граждан и их успешности в обществе. Направляем для использования в работе методические рекомендации по проведению «Открытого урока ЧТЕНИЯ». Просим организовать проведение таких Уроков в образовательных учреждениях 9 октября 2007 года начиная с 10.00 часов по местному времени. Методические рекомендации по проведению «Открытого урока ЧТЕНИЯ» в образовательных учреждениях России Введение «Открытый урок ЧТЕНИЯ» (далее Урок) - это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского языка при поддержке региональных администраций в рамках международного и городского фестиваля «БиблиОбраз 2007». Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе. Основные задачи Урока:
Сроки проведения Урок проводится 9 октября 2007 г. с 10.00 часов по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации. Участники Участниками Урока являются школьники всех возрастных групп, школьные библиотекари, учителя и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся. Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д. Содержание Урока Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции. Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим «Праздником чтения». Предлагаемые основные мероприятия 1. «Приглашение к чтению» Цель - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера. Содержание: встречи с уважаемыми в селе\городе\районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах. «Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек. Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения. Основные шаги по подготовке: 1. Выбор гостя по следующим критериям:
2. Согласование с гостем времени и содержания встречи. 3. Подготовка участников к встрече:
4. Разработка плана и сценария встречи. 5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи). 6. Подготовка необходимых технических средств. 7. Выбор и подготовка ведущих. 2. «Открытие книги» Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова. Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:
Основные шаги по подготовке: 1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др. 2. Согласование с гостями времени и программы выступления. 3. Подготовка участников к встрече:
4. Разработка плана и сценария мероприятия. 5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи). 6. Подготовка необходимых технических средств. 7. Выбор и подготовка ведущих. 3. «Со страниц на сцену» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста. Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль. Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной шкоды. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание. Основные шаги по подготовке: 1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки. 2. Приглашение художественного руководителя (режиссера). 3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы. 4. Распределение ролей, обязанностей и поручений. 5. Репетиционный процесс. 6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов. 7. Подготовка музыкального сопровождения. 8. Подготовка технических средств. 4. «Послушайте!» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей. Содержание: конкурс на лучшего чтеца. Основные шаги по подготовке: 1. Определение темы конкурса и его девиза. 2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе. 3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе. 4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса. 5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники. 6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри. 7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей. 8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс. 9. Выбор и подготовка ведущих. 5. «Почитай мне!» Цель - развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам. Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы. Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем». Основные шаги по подготовке: 1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории. 2. Выбор книг для чтения. 3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально). 4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия. 5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами. 6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе. 7. Организация выставки рисунков в школе. 6. «Книга в кругу читателей» Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге. Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах. Основные шаги по подготовке; 1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения. 2. Работа с участниками:
3. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции. 4. Работа в творческих группах:
7. «Литературная игра» Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях. Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение «Золотого ключика», «Клада на острове сокровищ» или спасение попавших в беду героев книги и т.д.). Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы. Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего. Основные шаги по подготовке: 1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия. 2. Разработка конкурсных заданий:
3. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита. 4. Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры. Мероприятия-«спутники» Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя»!, а также: 1. Выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов:
2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта («Что и как мы читаем?»). 3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы. 4. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года). 5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках. Этапы подготовки и проведения Урока 1. Информирование школьного коллектива об Уроке. Обсуждение возможных форм его проведения, сбор в каждом классе предложений, разработка программы Урока - не позднее сентября 2007 г. 2. Создание школьного оргкомитета, в состав которого включаются школьный библиотекарь, представители школьной администрации, учителя, учащиеся, родители - не позднее сентября 2007 г. 3. Первичная подготовительная работа по установлению контактов с партнерами и СМИ - не позднее сентября 2007 г. 4. Уточнение и утверждение оргкомитетом программы Урока - не позднее сентября 2007 г. 5. Распределение обязанностей, создание рабочих групп на уровне школы и в каждом классе, выделение ответственных учителей, родителей и школьников за следующие направления:
6. Проведение Урока - 9 октября 2007 г. 7. Подведение итогов Урока (выпуск фотоколлажей, стенгазет, видеофильмов и др.) - октябрь - ноябрь 2007 г. Информационная поддержка Урока Серьезное содействие в реализации задач Урока могут оказать средства массовой информации. Они способны не только целенаправленно сопровождать процесс подготовки и проведения общественно значимых мероприятий в новостных выпусках местных газет, телевидения и радио, .но и ориентировать свои передачи и публикации на содержательную поддержку Урока. Например:
Для проведения Урока рекомендуется использовать также материалы сайта Центра развития русского языка www.ruscenter.ru и другие интернет - ресурсы. |