Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности icon

Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности




Скачать 24.19 Kb.
НазваниеВозможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности
Дата18.05.2012
Размер24.19 Kb.
ТипАнализ
источник


Седельникова Галина Васильевна,

учитель биологии МОУ «Лицей № 29»


Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности


Анализ современной педагогической ситуации показывает, что обновление содержания образования происходит в условиях обострения воспитательных проблем. У учащихся проявляется равнодушное отношение к судьбе своей малой родины. Звучат такие высказывания: «Я живу в городе, и меня не затронут проблемы растений и животных на севере нашей области…» или «Я не люблю природу, и пользы от нее мне нет…».

Городских детей нужно вовлекать в совместную деятельность по изучению флоры и фауны Омской области. Повышению роли биологии и экологии в развитии личности учащихся, формированию у школьников патриотических и нравственных чувств может способствовать региональный компонент.

Региональная программа развития образования в г. Омске и Омской области ориентирует нас на личностный подход к преподаванию биологии. Ее цель – формирование мировосприятия учащихся через осознание себя как малой части большого мира.

Мною были пересмотрены программы по биологии с 5-го по 9-й класс (программа Пасечника В.В.), был введен краеведческий компонент. В этой работе основной упор делается на вопросы знакомства с редкими и исчезающими растениями и животными нашей области, лекарственными растениями, природоохранными территориями, памятниками природы Омской области и мероприятиями по их охране и сохранению численности.

Работу по краеведению провожу через уроки и внеурочную деятельность. Это и фенологические наблюдения во время прогулок за изменениями в неживой природе, за растениями и животными, и экскурсии к различным природным объектам или во внешкольные учреждения (Детский экологический центр, Дом творчества, и т.д.), и практическая деятельность по благоустройству пришкольной территории, и участие в создании цветочной композиции кабинета, и практический уход за ней, и изобразительная деятельность детей, рисующих картины природы в разные времена года, и конкурсы, викторины, праздники, беседы по охране природы. Особое внимание уделяю сотрудничеству с Краеведческим музеем.

Учебное краеведение, на мой взгляд, преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Для выполнения первой задачи мы с учениками 5-7-х классов собираем сведения о редких и исчезающих видах растений и животных Омского Прииртышья, о промысловых животных, о заказниках нашей области. А затем в ходе обобщения и систематизации собранного материала создаем презентации, оформляем школьную «Красную книгу Омской области», организуем фотовыставки, создаем методические копилки.

Изучение природы родного края, его проблем позволяет осмыслить и более глобальные взаимосвязи и взаимозависимости, пройти путь в изучении природных процессов от частного к общему, увидеть, как они проходят на конкретных примерах. Это позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активной практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.

При использовании регионального компонента на  уроках биологии реализуется одна из стержневых задач экологического воспитания – учиться разумно использовать природные ресурсы  родного края.



Похожие:

Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconИнформационное письмо уважаемые коллеги! Ноу «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»
Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма» приглашает Вас принять участие...
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconДударева Ольга Витальевна, преподаватель-организатор обж
Формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в условиях сельской школы
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconИнтеллектуально-творческая игра "Дороги России"
Цель: Воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов Российской федерации
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconПрограмма «Патриот» Цель: формирование в учебно-воспитательном процессе школы у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей

Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconНазвание Представляю на конкурс разработку урока «человек и культура»
Урок основан на идеях: 1 использование исследовательской работы «Культурно – досуговые запросы населения» в качестве учебного текста...
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconИнновационный проект «Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
Му центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Лямбирского муниципального района
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconВ результате "работы" краеведческого материала учащиеся приближаются к литературным, историческим событиям, эффект воздействия данных событий на личность ребёнка неизмеримо возрастает
В настоящее время при изучении различных предметов широко используются материалы краеведческого характера на всех этапах обучения...
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconДеловая игра «Государственная символика России и Республики Мордовия». Цель
Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и её истории патриотизма и гражданственности
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconПлан работы мо учителей начальных классов тема «Формирование гражданственности и патриотизма сельских ребят»
Задачи: Изучить вопросы и подходы организации учебных и внеклассных занятий по выбранной теме
Возможности краеведческого материала в воспитании патриотизма и гражданственности iconПлан работы школьной библиотеки на 2012 -2013 учебный год
Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и Калужского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы