Зайнитдинова Зухра Сагитовна icon

Зайнитдинова Зухра Сагитовна




Скачать 31.31 Kb.
НазваниеЗайнитдинова Зухра Сагитовна
Дата18.05.2012
Размер31.31 Kb.
ТипУрок
источник

Зайнитдинова Зухра Сагитовна,

учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»


Формирование патриотизма и толерантности у обучающихся на уроках ИКННОП в школе диалога культур

МОУ «СОШ № 13» является школой диалога культур. Выбор программы развития школы обусловлен тем, что учреждение, как и наш Сибирский регион, является поликультурным. Реализация регионального компонента осуществляется через разные формы урока. Это – урок-игра, урок- путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-встреча, урок- спектакль, урок-фестиваль, урок-устный журнал. Преподавание предмета осуществляется в 5 этапов.

1 этап – это 5-6-е классы. Пятиклассники знакомятся на уроках ИКННОП с археологией, письменными источниками, фольклором, узнают об ученых-исследователях древней истории и культуры Омского Прииртышья, закрепляют знания на итоговых уроках (проявляют свои таланты в поэтическом творчестве, читают стихи омских поэтов о жизни наших предков в эпоху палеолита). В 6-м классе при изучении Омского Прииртышья в средние века в разделе «Поход Ермака» в уроки ввожу игровые формы (дети шьют костюмы, представляют мини-спектакли, готовят вопросы к викторине по теме «Покоритель Сибири»). Огромный интерес для ребят представляют легенды и предания о земле сибирской Бориса Гвоздева. Итак, на первом этапе у учащихся развиваются творческие способности, позитивная активность, интерес к истории края в древности.

2 этап. В 7-м классе при изучении раздела «Освоение Россией Омского Прииртышья» уроки провожу на территориях бывших первой и второй омских крепостей, где школьники имеют возможность не только увидеть строения, сохранившиеся с того времени, но и почувствовать дух той исторической эпохи. Такие уроки-экскурсии (городские путешествия) воспитывают у обучающихся интерес к культуре и истории родного края, понимание необходимости сохранять культурные и исторические памятники, уважение к прошлому.

3 этап. В 8-м классе при изучении сибирской культуры 19 века провожу уроки-экскурсии в музеи, соборы, здания-памятники архитектуры 19 века: в бывший дом купца П. Штумпфа, Казачий Никольский собор, бывшее училище Сибирского казачьего войска, по московским торговым рядам на Любинском проспекте, к зданиям бывшего Генерал-губернаторского дворца, Городской думы. Ребята знакомятся с культурой, обычаями и традициями сибирских народов, что способствует освоению совокупности знаний, составляющих историко-культурное наследие не только нашего города, но и всего Сибирского края.

4 этап. В 9-м классе при изучении Омского края в 20 веке в разделе «Наш край в годы Великой Отечественной войны» использую материалы школьного музея об омских военных формированиях: 282-й стрелковой дивизии и 712-м отдельном линейном батальоне связи, штабы которых находились в здании нашей школы. Уроки-экскурсии в музее ОМИНО позволяют девятиклассникам открыть для себя новые страницы истории образования в крае. Материал, собранный в музее ФСБ по Омской области, помогает ученикам самим проводить экскурсии, подготавливать доклады, рефераты, викторины. На данном этапе у учащихся развивается творческий потенциал, формируется умение вести самостоятельную исследовательскую работу.

Самыми трогательными являются уроки-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, бывшими солдатами 282-й стрелковой дивизии. Ребята готовят для ветеранов «Солдатские огоньки», концерты, литературно-художественные композиции. Незабываемыми остаются для учащихся уроки-встречи с жительницей блокадного Ленинграда С.В. Линецкой, с ветеранами ФСБ по Омской области.

В разделе «Искусство Омска», изучая литературную жизнь города в 20-м веке, ребята встречаются с нашими омскими поэтами. В гостях у нас побывали М.Безденежных, И. Раманча, И.Егоров, Е.Асташкин, М.Удалов, Э. Рехен. Школьники посещают выставки омских художников в музее «Либеров – центр», знают полотна известных художников: Дамира Муратова, Амангельды Шакенова.

5 этап. В старших классах у обучающихся развиваются мировоззренческие ориентации, формируется умение выявлять общее и особенное в истории и культуре народов Омского Прииртышья, оценивать социально-культурные процессы и явления с точки зрения цивилизационного развития.

Воспитательный потенциал традиционных религий (ислама, христианства, иудаизма, буддизма) огромен. Говоря об общехристианских жизненных ценностях и жизненных ценностях ислама, мы формируем в детях толерантность как личностную ценность. И ведущим при формировании толерантной личности является диалоговый подход, т.к. диалог с другой личностью – и есть способ наиболее полноценного существования и развития. Именно диалог культур является условием успешного функционирования воспитания, приобщения учащихся к культурным ценностям других народов.



Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы