Олеся Кольцова icon

Олеся Кольцова




Скачать 84.55 Kb.
НазваниеОлеся Кольцова
Дата25.06.2012
Размер84.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Составление и использование ридера. Чтение текстов.
Доклады и дискуссия
Работа в мини-группах
Написание, обсуждение и переписывание письменных работ.

Олеся Кольцова



Курс «СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Задачи курса и основные источники



При обучении предмету «социология массовой коммуникации» самым главным, с моей точки зрения, является выполнение основной цели: научить студентов критически размышлять об институте масс медиа, в чем освоение различных теорий должно им помочь. Таким образом, заучивание имен и терминов не является самоцелью. В то же время без освоения основных идей, особенно современных критические размышление весьма затруднительно.


Отсюда вытекает базовая методическая сложность преподавания данного предмета: современные теории практически не доступны ни на русском языке (нет переводов), ни на английском (нет самих оригиналов в библиотеках). Классические теории (примерно до конца 1970-х годов) изложены приемлемым образом в учебнике М.М.Назарова, который я рекомендую студентам в качестве базового, а сами первоисточники отчасти имеются в Петербурге и Москве. Чтобы вывести предлагаемый курс на современный уровень, крайне рекомендуется изыскать возможности для получения доступа базовой литературе из списка литературы на английском языке для преподавателя (или хотя бы к учебнику МкКуэйла, идущему первым в списке).


Этот курс, как и все мои курсы предполагают серьезные объемы самостоятельной работы студентов дома и активное участие в аудиторных занятиях. Это предопределяет также большую, чем обычно, нагрузку на преподавателя, связанную с составлением ридера, подготовкой к активным формам занятий, чтением письменных работ и жестким контролем за участием студентов в учебном процессе. Без этих условий и некоторых материальных возможностей преподавание не может быть выведено на уровень, который я считаю достойным, однако предмет может существовать в усеченном и облегченном варианте.

^

Составление и использование ридера. Чтение текстов.


Ридер представляет собой сборник материалов для обязательного чтения, собранный, размноженный и сброшюрованный преподавателем или его ассистентами. Мастер-копия ридера, содержание которого приведено в соответствующем разделе, имеется у меня. Ридер – необходимая часть учебного процесса в европейских и американских вузах – особенно полезен тогда, когда доступ студентов к входящим в него текстам затруднен, как это обычно бывает в России. Для уменьшения затрат ридер может быть размножен в 1-2 экземплярах и доступен в режиме читального зала в факультетской библиотеке, тогда как желающие студенты могут копировать его целиком или частями на платной основе. Можно также привлекать студентов к сканированию ридера с последующей бесплатной раздачей копий. Важнейшим условием стимулирования студентов к чтению материалов являются соответствующие формы контроля: включение в финальный тест конкретных вопросов по текстам ридера, выдача докладов и заданий по ним, связывание с ними тем письменных работ и т.д.


С содержательной точки зрения важнейшей задачей чтения текстов является воспитание у студентов критического отношения к ним, умения поддерживать дистанцию и аргументированно оспаривать положения авторов. Эти навыки прививаются, прежде всего, в ходе дискуссий и написания (а особенно обсуждения и последующего переписывания) эссе.

^

Доклады и дискуссия


Доклады ставят своей задачей выделить основные тезисы прочитанных текстов, помочь всем разобраться с тем, что осталось неясным, и поставить вопросы для дискуссии, которая и есть конечная цель такого занятия. Поэтому очень важно пресекать длинные, подробные и нудные пересказы текстов, учить студентов выделять главное, сжато и схематично излагать и говорить «на аудиторию», т.е. ставить перед ними задачу быть понятыми своими одногруппниками. Это ориентирует докладчиков не на отчетность перед преподавателем, а на содержательное взаимодействие с другими студентами, создает у них ответственность перед ними и чувство востребованности своих речей. Для стимуляции «говорения на аудиторию» очень полезно время от времени спрашивать слушающих, поняли ли они объяснение выступающего и просить его еще раз объяснить всем свою мысль. Можно напоминать студентам, что понимание текста будет для них необходимо на зачете/экзамене. Для активизации слушания также полезно перебивать докладчика уточняющими вопросами, обращая их иногда и к аудитории; лучше делать это деликатно, а после получения ответа на вопрос благодарить и помогать студенту возвращаться к изложению, напоминая ему его последний тезис и направление прерванного рассуждения.

Дискуссия студентов на занятиях – ключевой прием запоминания и анализа изучаемого материала. Как правило, студенты не очень хорошо владеют этим жанром; дискуссия активизируется тогда, когда переходит на бытовой уровень и превращается в обмен неаргументированными эмоциональными суждениями. Рекомендуется пресекать такие отклонения и стимулировать обсуждение по существу. Залогом успеха здесь является прочтение текста всеми или многими студентами, а не только докладчиком. Для слабо мотивированных студентов лучшим способом стимуляции являются такие формы контроля, как задание в первые десять минут занятия сформулировать и сдать в письменном виде 2-3 вопроса по тексту (как на уточнение, так и на дискуссию), с последующей проверкой и выставлением оценок. Эти же вопросы затем используются в ходе дискуссии, когда, например, один из студентов или преподаватель выбирают и озвучивают наиболее интересные. Другим, более мягким способом стимуляции является предварительное назначение оппонентов, которые задают тон и планку обсуждения. Очень важно создание доброжелательной обстановки на занятии, когда не существует глупых вопросов, «неправильные» ответы не наказываются и поощряется любая форма выступления по существу обсуждаемой проблемы. Созданию такого климата способствует работа в мини-группах (см. соотв. раздел). В ходе этой работы, когда студенты оказываются в узком кругу, а не перед целой аудиторией, они чувствуют себя более раскованно и вынуждены обсуждать задание в ограниченное время. Спонтанно споря и задавая друг другу вопросы, они понимают, что незаметно для себя включились в дискуссию, и что такие же точно вопросы и реплики ожидаются от них в ходе общего обсуждения докладов.

^

Работа в мини-группах


Эта форма организации занятия особенно подходит для слабо мотивированных студентов, не привыкших активно работать на практических занятиях. Будучи поставлены перед необходимостью самостоятельно и вместе выполнить задание в ограниченное время и отчитаться по нему, студенты начинают взаимодействовать и почти во всех случаях увлекаются работой, причем как правило ее содержательной, а не формально-отчетной стороной. Подавляющее большинство студентов считают такую форму обучения эффективной и интересной, чему способствует раскованность обстановки в мини-группе. Эта раскованность увеличивается, если в первые минуты работы преподаватель не подсаживается ни к одной из групп, охотно отвечает на вопросы и не только не запрещает использование различных материалов, но и включает самостоятельную работу с ними как необходимую часть задания. Все это создает атмосферу доверия и сотрудничества между студентами и преподавателем. Очень важно, чтобы каждой мини-группе (обычно их 3-4) было предоставлено слово (3-5 минут) и время на последующую дискуссию – это создает у студентов сознание того, что их труд ценится – поэтому необходимо, чтобы преподаватель следил за регламентом и мягко, но решительно пресекал слишком длинные ответы.

Также важно донести до студентов мысль о том, что они представляют свои результаты не преподавателю, а друг другу. Для этого нужно подчеркивать, что материал, который они друг другу представляют, будет каким-то образом полезен всем для получения аттестации по курсу (напр., фактическая часть может присутствовать в тестах, а аналитические приемы могут быть использованы ими при написании эссе). Это создает у студентов чувство ответственности друг перед другом и ощущение непосредственной полезности выполняемой работы. Они стараются излагать свои мысли не «заумно», чтобы произвести впечатление на преподавателя, а понятно для своих одногруппников и себя.

Если студенты слабо мотивированы и не привыкли к таким формам работы, на первых групповых занятиях можно использовать систему наблюдателей. В каждой мини-группе одному человеку дается задание фиксировать формы участия других членов и затем сдать преподавателю письменный отчет об этом. Важно объяснить студентам, что их активность будет оцениваться преподавателем во многом по этим отчетам, а работа наблюдателя – по тому, насколько содержателен этот отчет. Выставление оценки наблюдателю удерживает его от соблазна написать «пустой» текст о том, что «все работали хорошо»; желание сохранить хорошие отношения стимулирует его к вежливости и объективности; а сознание того, что работа каждого оценивается, подталкивает всех к активной работе. Когда студенты увлекаются содержательной частью работы и проблема их стимуляции к активности отпадает, систему наблюдателей лучше отменить – это способствует большему доверию и лучшему сосредоточению студентов на процессе обучения. Однако всегда рекомендуется требовать от групп письменных отчетов (пометок) о работе; это дисциплинирует и организует их труд.

Перед началом работы в мини-группах всегда следует инструктировать студентов о том, как эффективнее организовать совместный труд, а также выдавать им письменные инструкции на эту тему. Очень важно подчеркнуть, что по истечении времени они вынуждены будут представить столько результатов, сколько успели достичь, и четко выдерживать регламент, иначе работа имеет тенденцию затягиваться до бесконечности. Во время работы рекомендуется подсаживаться в различные группы, но не вмешиваться в их работу. После окончания обсуждения результатов, особенно в первый раз, желательно обсудить организационную часть работы групп: удалось ли всем эффективно организовать свою работу, и почему, какие были трудности, а какие удачи; как были распределены роли, применялось ли разделение задания на части и т.д. Следует подчеркивать, что это делается не для критики, а для улучшения работы на следующих занятиях. Обсуждение можно начать с коротких выступлений наблюдателей. На следующем занятии рекомендуется содержательно прокомментировать письменные отчеты групп и наблюдателей, выделив сильные и слабые стороны. Это создает обратную связь, в ходе которой студенты чувствуют, что они работали не зря, не только для зачета, но для того, чтобы чему-то научиться.

Содержание заданий может быть различным: ответы на вопросы по тексту и критический его анализ; применение теоретических категорий к ситуации, изложенной, напр., в журналистской статье; составление программы социологического исследования; выработка плана практического решения социальной проблемы – напр., законодательного регулирования какого-либо аспекта деятельности СМК во время выборов и т.д. В компьютерном классе можно поручить студентам проанализировать какой-либо сайт по определенным критериям и с помощью теоретических категорий.

^

Написание, обсуждение и переписывание письменных работ.


При написании работы студент, с одной стороны, демонстрирует усвоение материала и способность его анализировать, а с другой – учится писать связные доказательные тексты. Поэтому эссе – не только форма отчетности, но и продолжение обучения. Вот почему так важно, чтобы все эссе, даже самые лучшие были отправлены на доработку. Обучающий характер этой процедуры следует донести до студентов, которые часто приходят в недоумение по поводу возврата сильных работ.

В ходе курса рекомендуется выделить специальное время для лекции о написании эссе как аналитического текста. Студенты обычно владеют навыком написания рефератов, которые компилируются ими из открытых цитат и частей, полностью или приблизительно списанных из учебников и Интернета. Пресечь списывание довольно легко созданием сугубо специфических тем для эссе (см. раздел «Темы письменных работ»), но аналитичность текста требует научения. В принципе на это направлены и все другие формы работы в курсе. В лекции о написании эссе следует особо подчеркнуть следующие моменты:

  1. эссе должно содержать собственный основной тезис (или 2-3 тезиса), и аргументацию к ним. Между ними должно быть соответствие.

  2. эссе должно строиться как рассуждение, имеющее свою логику, т.е. начало, развитие и выводы.

  3. эссе не должно быть пересказом. При работе с источниками необходимо использовать только релевантные цитаты и поддерживать дистанцию по отношению к ним, т.е. относиться к ним критически. Следует отдельно рассмотреть со студентами принципы критического анализа.

  4. эссе должно быть целостным и не отклоняться от темы. Все фрагменты, не относящиеся к теме, не должны рассматриваться преподавателем как часть эссе.

  5. желательно разобрать со студентами какое-либо эссе прошлых лет в качестве примера.

Важнейшей частью работы над эссе является их обсуждение. Заранее назначаемый оппонент должен, с одной стороны, проявлять вежливость, а с другой – высказывать критические замечания. Это подталкивает оппонента к выражению своих идей в форме рекомендаций по улучшению эссе, а обращение непосредственно к автору сосредотачивает внимание последнего на обучающей стороне работы над эссе. Лучше поощрять автора к записыванию всех рекомендаций, который он получил, а свои рекомендации выдать ему в письменном виде.




Похожие:

Олеся Кольцова iconПедагогическом Совете «Согласовано»
Администрации Кольцова Т. А. изучением английского языка Василеостровского района
Олеся Кольцова iconД. В. Дубровский, О. В. Карпенко, Е. Ю. Кольцова, Ф. И. Торчинский, Л. Л. Шпаковская Язык вражды в русскоязычном Интернете спб: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2003

Олеся Кольцова iconТ. Ю. Волкова Л. В. Кольцова положение о проведении смотра-конкурс
«Моя группа самая лучшая» (создание предметно-развивающего пространства в группах)
Олеся Кольцова iconВалерия Солошенко, Олеся Юшкова
«Ромашка». На линейке присутствовало 9 отрядов. Причём, самые маленькие из них только пойдут в 1 класс
Олеся Кольцова iconДиректор школы Т. А. Кольцова
Государственное общеобразовательное учреждение среднюю школу №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района...
Олеся Кольцова iconПанкратова Олеся Георгиевна, студентка гр. 200301 фармацевтического факультета (кафедра управления и экономики здравоохранения). «Разработка и обоснование маркетингового продвижения сиропа на основе травы буквицы лекарственной»
Панкратова Олеся Георгиевна, студентка гр. 200301 фармацевтического факультета (кафедра управления и экономики здравоохранения)....
Олеся Кольцова iconПротокол от 200 г. Л. В. Кольцова № 200 г положени е
Развитие у детей и взрослых художественного вкуса, пробуждение фантазии, привитие навыков совместной работы
Олеся Кольцова iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в социальной психологии
...
Олеся Кольцова iconОрганизация тестирования средствами текстового процессора word
...
Олеся Кольцова iconПротокол о 11. 2011г. Л. В. Кольцова №2 200 г. Положение
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы