Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. icon

Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий.




Скачать 487.29 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий.
страница1/4
Дата25.06.2012
Размер487.29 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Организация занятий
Формы проведения занятий и контроль знаний
Контроль знаний
Варианты учебных программ
Основы теории денег и финансовых рынков
Финансы, денежное обращение и кредит
Баланс банка: активная часть баланса; пассивная часть баланса; внебалансовые операции. Отчет о прибыли и убытках. Баланс банка в
Промежуточный контроль знаний №2
Меры денежной массы. Денежная база и мультипликатор. Денежная база. Денежный мультипликатор. Модель предложения денег
Классический и кейнсианский подходы к изучению спроса на деньги. Спрос на деньги, как на финансовый актив. Монетаристский подход
Равновесие на рынке денег. Точная настройка в денежно-кредитной политике. Роль валютного рынка
Взаимодействие финансовых рынков разных стран. Международные рынки денежных инструментов. «Ведущие» и «ведомые» валюты. Теория е
Промежуточный контроль знаний №3
Теоретический подход к исследованию ожиданий. Теория адаптивных ожиданий. Динамические модели ожиданий.
Теория рациональных ожиданий. Критика Лукаса. Теория эффективных финансовых рынков.
Модели общего равновесия. Предпосылки классической макроэкономики. Государственная политика в классической модели.
Предпосылки кейнсианской модели. Свойства модели. Сравнительный анализ классической и кейнсианской моделей.
Модели в отсутствие ожиданий. Адаптивные ожидания. Рациональные ожидания. Стабилизационная политика. Рациональные ожидания. Анти
Итоговый контроль знаний
Финансовая система
...
Полное содержание
  1   2   3   4



Методические рекомендации


На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. Именно этот факт определяет, что порой лекции по линейной алгебре, например, собирают студенческие аншлаги, в то время как посещаемость других, подчас несравнимо более увлекательных и гораздо более применимых к жизни, предметов остается крайне низкой. Мы не беремся учить методике, ибо не считаем себя вправе это делать, не будучи специалистами-педагогами. Мы хотим лишь поделиться некоторыми методическими приемами и наработками, использовавшимися нами при чтении этого курса в разных вузах и для разных аудиторий.

Условно методические приемы мы делим на два типа – способы организации и проведения занятий, наравне с которыми мы рассмотрим и варианты компоновки изложенного в учебнике материала в разных учебных курсах, а также методы составления и решения задач.
^

Организация занятий


Традиционно подготовка к проведению занятий описывается довольно скучно. Как правило, рекомендуется составить план занятия, определить последовательность изложения тем или решения задач, распределить время, отводимое на каждую тему. Спорить с этим бессмысленно, т.к. каждый из нас так или иначе следует какому-то плану, будь то набросок в ежедневнике, подробные инструкции на 13 страницах машинописного текста или просто идеи в голове. Вместо разговора о планировании мы предлагаем обсудить формы проведения занятий, их сильные и слабые стороны, возможности их комбинации и цели, которых можно добиться теми или иными методами.

При этом сложно провести разграничение между методами лекционными и методами семинарскими. Все зависит не только от численности аудитории, но и от контакта, установившегося между преподавателем и студентами. В нашей практике были случаи, когда с аудиторией в 150-200 человек удавалось работать вполне интерактивно, и наоборот, с группой из 20 человек обратная связь оказывалась такой же слабой, как со стадионом. Эта ассоциация со стадионом не случайна: работу преподавателя мы часто сравниваем между собой с работой артиста.

Рассказ


Рассказ – это главная составляющая работы преподавателя, устное творчество, когда-то неряшливо прозванное в сухих нормативных документах «оральной нагрузкой», видимо ввиду неудачного «калькирования» с английского. Рассказ в данном случае – это изложение материала вслух. Будут при этом использоваться наглядные пособия, рисование мелом на доске, демонстрация заранее приготовленных материалов, в том числе и при помощи проектора – дело второстепенное. Любую тему можно изложить только словами, или как мы говорим, «на пальцах», не выписывая ни единой формулы, не показывая ни единого графика, не демонстрируя ни единой таблицы.

Мы стараемся придерживаться в рассказе классического правила, гласящего, что восприятие слушателями нового однотипного материала через 40-50 мин прекращается, и продолжение ведет лишь к тому, что забывается изученное ранее. Именно по этой причине нами введены в учебник различного рода практические примеры, исторические справки и высказывания известных людей. Использование их в рассказе позволяет разорвать монотонность изложения и добавляет определенной легкости. Последнее тоже немаловажно, т.к. мы не считаем, что изучение теории должно непременно проходить скучно, или что теория чересчур сложна для изложения и восприятия.

Иллюстрация


Иллюстрация, как дополнение к рассказу, тоже позволяет избежать монотонности изложения. Однако, цель иллюстрации несколько в ином: иллюстрации облегчают объяснение материала. К иллюстрациям мы относим таблицы, диаграммы, графики, и даже картинки.

Иллюстрации задействуют третий вид памяти (и, соответственно, третий вид восприятия) студентов – зрительную (визуальную, когда информация воспринимается и запоминается зрительно), в дополнение к слуховой (аудиальной, когда информация воспринимается и запоминается на слух) и моторной (кинестетической, когда информация воспринимается и запоминается через действия и движение1).

Иллюстрации способствуют также произвольному запоминанию, основанному на намеренном использовании специальных приемов для лучшего сохранения материала в памяти. Наиболее эффективными в этой связи считаются такие приемы как связывание нового материала с уже изученным, или смысловая группировка и выделение ключевых элементов запоминаемой информации. Если первый из этих приемов воплощен нами в преамбулах, то второй – в иллюстрациях.

Часто графическое представление кажется наиболее логичным только для той части материала, которая непосредственно связана с построением функций и их графиков. Безусловно, изучение равновесных ситуаций с использованием графического анализа очень удобно. Удобен графический анализ и в том случае, когда отсутствует задание функции в явном виде, и необходимо провести рассуждения общего характера (как, например, в отношении динамики объема депозитов в банке). И все же этими рамками использование иллюстраций не ограничивается.

В тех случаях, когда тема насыщена определениями, мы стараемся компоновать их в соответствии с четкой структурой, которую удобно представить в виде графа (чаще всего – дерева). Тогда классификация новых объектов оказывается не просто теоретической формулировкой, но и методическим приемом, поясняющим связь между разными объектами. К этому методу мы прибегали, например, при определении различных объектов финансовой системы – кредиторов, заемщиков, посредников и рынков.

Наглядное представление классификаций в виде схем удобно еще и тем, что задействует ассоциативную память. Новые определения размещаются в памяти студентов в связке друг с другом. Пояснения преподавателя, связывающие новые понятия с уже изученными ранее темами, усиливает ассоциативные связи, поэтому мы часто отказываемся от использования заранее заготовленных проекционных материалов, а проводим построение схем на доске, рассуждая вместе со студентами и поясняя каждую новую связь, возникающую на графе.

Табличное представление материала – лишь разновидность схематического. Таблицы, однако, оказываются во многих случаях удобнее, и наиболее ярким примером этого является банковский баланс, который используется нами как при дефиниции различных банковских операций, так и при построении в дальнейшем экономических моделей.

Таблицы же эмпирического характера, изобилующие цифрами, в качестве наглядного лекционного материала оказываются неэффективными: из них при беглом взгляде не видно, увеличиваются или уменьшаются показатели, каково соотношение между показателями и т.п. Для лекционной демонстрации лучше преобразовывать статистические данные в графики, а табличное представление оставлять как удобную форму задания условий задач. Сборник задач и упражнений мы сопровождаем в этой связи статистическим приложением.

Преамбула


Для построения смысловой связи нового материала с предшествующим каждую главу учебника предваряет своего рода преамбула, которая по смысловой нагрузке оказывается аналогом иллюстраций (ибо может быть опущена без ущерба для основного материала темы). Цель преамбулы на занятиях – привлечь внимание, добиться нужной степени сосредоточенности студентов, подготовить их к восприятию нового материала. Однако, преамбула, приведенная нами в тексте учебника – лишь канва. На лекциях мы строим вводную часть, кратко резюмируя содержание предыдущих занятий, заново расставляя акценты прошлой лекции, напоминая основные выводы и определения.

Преамбула как методический прием используется нами не только в начале главы, и соответственно не только в начале занятий. Преамбула, будучи связующим элементом, предваряет и построение моделей, если оно проводится методами, уде использовавшимися ранее. Так поступаем мы, в частности, говоря о рынке евродолларов и напоминая о модели предложения денег или трехуровневой банковской системе, но не выделяя преамбулу в отдельный раздел текста.

Эксперимент


Очень многие темы допускают проведение экспериментов. Мы не говорим в данном случае о ролевых играх, проведение которых также вполне возможно. Эксперимент позволяет проверить определенные предпосылки моделей, и действует на аудиторию зачастую более убедительно, чем многочисленные ссылки на научную литературу. Для проведения эксперимента требуется обычно значительная аудитория, и мы обычно отводим им какое-то время на лекциях.

Один из наиболее любимых нами экспериментов – проверка реалистичности предпосылки о нормальном распределении ожиданий. Однажды, совершенно спонтанно, в ответ на вопрос о причинах выбора именно нормального распределения в какой-то модели, одному из нас пришло в голову предложить слушателям назвать произвольное число от 1 до 10. Результат оказался ошеломляющим – даже по выборке из 30 человек мода ответов пришлась на число 7! Это дало возможность сразу же пояснить несколько аспектов – и влияние психологических особенностей респондентов (студенты и преподаватели стойко проявляют нелюбовь к числам 1, 2 и 3, видимо, ассоциируя их а с академическими отметками), и влияние численности респондентов, и роль правильной формулировки вопроса. Построенный на доске график плотности распределения оказался, естественно, одномодовым, симметричным относительно моды, со смещенным относительно середины интервала математическим ожиданием. Этими же свойствами обладает и нормальное распределение вероятности.

Такой ответ вполне удовлетворил слушателей, а проводя этот же эксперимент впоследствии с другими студентами, нам оставалось лишь позаботиться о заранее припасенном листе бумаги с крупно начертанной на нем семеркой, которая предъявлялась аудитории после сбора записок с «любимыми числами». Такой эксперимент, однако, демонстрирует лишь подсознательное стремление респондентов попасть своим ответом в середину интервала. Заметим, что пару раз по частоте ответов к семерке приближалась восьмерка, не становясь, впрочем, лидером, но ни разу не приходилось существенного числа ответов на пятерку или четверку, и уж тем более на тройку.

Более правильной является разновидность этого эксперимента с просьбой ответить на вопрос, заведомо имеющий правильный ответ, о котором слушатели могут догадываться, но в большинстве своем не могут знать точно. Например, можно спросить о дате восхождения Ивана Грозного на престол или о годе Ледового побоища. Ответы в данном случае будут продиктованы стремлением минимизировать ошибку, и это обусловит то, что число близких к правильному ответов окажется максимальным, а число ответов, далеких от правильного, будет минимальным.

Это только один из возможных экспериментов. Перечислим лишь малую долю тем, по которым легко осуществимо построение и проведение эксперимента или ролевой игры. Тема «Равновесие на финансовом рынке» может сопровождаться моделированием поведения покупателей и продавцов на бирже, каждый из которых выставляет свою заявку (не забудьте задать бюджетное ограничение участникам!), а маклер определяет равновесную котировку, стремясь максимизировать объем «торгов». Такой эксперимент легко допускает графическую трактовку результатов. Экспериментально можно проверять предпосылки о поведении экономических агентов при изучении таких понятий, как спрос и предложение финансовых активов, спрос и предложение денег. Экспериментально (и очень весело) можно изучать свойства мультипликатора денежной массы (как депозитного, так и денежного) – достаточно, чтобы сидящие в первом ряду «предоставили» кредит сидящим во втором, а те, в свою очередь – сидящим в третьем, и так далее, при том, что каждый ряд должен оставить часть средств либо в качестве «резервов», либо в качестве «наличных денег». Легко рассчитать в этом случае и «среднюю норму резервирования», и объемы «денежной массы» и «денежной базы» (в ее роли выступит исходная «сумма», полученная первыми кредиторами от преподавателя), и сам мультипликатор.

Легче всего ставится эксперимент по формальным моделям или по предпосылкам, описывающим поведение экономических агентов (в этом случае нужно лишь провести опрос на тему, как поступят сидящие в аудитории в том или ином случае). Сложнее организовать иные эксперименты. Но в любом случае эксперимент остается ярким пятном в памяти, с которым можно ассоциативно связывать другие темы и понятия.

Дискуссия


Возможность проведения дискуссии предусмотрена во многих задачах сопутствующего сборника. Задач такого рода можно придумать бесконечное множество, т.к. сама жизнь «подбрасывает» нам их ежедневно. Мы предлагаем поэтому творчески относиться к любым новостям и политическим комментариям на экономическую тему – скорее всего, эти новости и комментарии можно будет обсудить со студентами на занятиях. Разумеется, не следует ожидать, что за десяток минут обсуждения удастся решить проблему государственного масштаба, но применить изученные теоретические концепции и увидеть «в первом приближении» результат вполне можно.

Дискуссия такого рода преследует, как минимум, две цели: во-первых, опробовать теоретические умозаключения в применении к реально существующим проблемам, и во-вторых, научить извлекать нужную информацию из сообщений произвольного формата. Поэтому проще всего устроить дискуссию по газетным или журнальным заметкам2, которые, как правило, достаточно коротки, чтобы с ними могли быстро ознакомиться все присутствующие. Какие технические средства будут при этом задействованы, не играет абсолютно никакой роли: можно сделать достаточное число копий заметки и раздать студентам, можно спроецировать содержание статьи на экран, а можно просто зачитать вслух. Кроме печатных материалов такую же роль могут выполнить записанные на аудио- или виеокассету новости, передававшиеся по радио или телевидению: умение воспринимать информацию на слух пригодится студентам не только на устном экзамене.

К сожалению (с точки зрения общества) и одновременно к счастью (с точки зрения преподавателя) газетные и журнальные материалы, особенно в их «аналитической» части нередко содержат множество неточностей, ошибок, а порой и грубых нарушений экономического смысла, поэтому их обсуждение со студентами превращается в увлекательное занятие. Статьи же, содержащие грамотные рассуждения, могут и должны служить образцами ответов на вопросы и задачи «рассуждательного» характера.

  1   2   3   4



Похожие:

Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий по курсу "Организация бизнеса" для студентов заочного факультета
Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам заочного факультета для выполнения семинарских занятий по дисциплине “Организация...
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconПланы семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран»
Планы семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран» для студентов юридического факультета. Казань: «Унипресс»,...
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconСеминарских занятий План лекций Тема 1
Феномен социальной организованности. Общество как самоорганизующаяся система. Социальная организация. Свойства организации. Синергетический...
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. icon1(содержание и последовательность изложения учебного материала)
Методические рекомендации и пособия по изучению дополнительной образовательной программы
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconМетодическая разработка по проведению семинарских занятий курса «Безопасность жизнедеятельности»
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconМетодические указания по курсу «правоохранительные органы» для студентов дневного факультета
«Юриспруденция» и содержат программу курса «Правоохранительные органы», планы семинарских занятий, перечень необходимых нормативно-правовых...
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconДокументы
...
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconПланы семинарских и практических занятий для студентов мчп
В институте международного частного права семейное право изучают студенты на 4-м курсе (VII семестр) в объеме 58 часов, из них 28...
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconПрограмма по политологии (для высших учебных заведений)
Учебно-методические материалы по курсу политологии для гуманитарных факультетов Казанского государственного университета (программа,...
Методические рекомендации На наш взгляд индивидуальность любому учебному курсу придает не содержание излагаемого материала, а методическая организация лекций и семинарских занятий. iconМетодические рекомендации по их организации 16 Организация контроля самостоятельной работы 21
Методические рекомендации предназначены для профессорско-преподавательского состава ниу «БелГУ». В методических рекомендациях определена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы