Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» icon

Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»




Скачать 122.97 Kb.
НазваниеЛ. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»
Дата30.06.2012
Размер122.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
Основные особенности ИУМК
«отбор содержания»
Методический кабинет
Индивидуальный портфель
«подготовка урока»
3 Модуль «Конструктор заданий»
«проведение урока
Модуль Плеер заданий
«контроль успеваемости»
Полиграфическая часть ИУМК

Лаптев В.В., Баранова Е.В., Гогун Е.А., Елизарова И.К., Зинченко Т.В., Ивашова О.А., Кузнецова Е.С., Останина Е.Е., Савельева Л.В, Симонова И.В., Симонова Л.В., Щеголева Г.С.


Методические рекомендации в поддержку ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы»

Часть 1. Общая характеристика ИУМК.


Общая характеристика ИУМК


На современном этапе развития общества в силу большого социального напряжения, увеличения психических нагрузок, падающих на личность, повышаются требования к уровню развития человека. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования отражена приоритетная цель современного начального образования – развитие ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития личности учащихся.

Овладение общеучебными умениями является одним из условий становления и реализации потенциала развития учащихся как субъектов познавательной деятельности. Одной из важнейших групп общеучебных умений на современном этапе являются информационные, обеспечивающие успешное изучение любого учебного предмета. Овладение обобщёнными универсальными информационными умениями должно способствовать формированию у школьников информационной компетентности, которая рассматривается в современном обществе как одна из ключевых.

В начальной школе оправданным представляется взаимосвязанное формирование информационной и предметных компетенций учащихся. Данная идея легла в основу концепции интегрированного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Открываю законы родного языка, математики и природы» для 1-4 классов. Авторский коллектив ИУМК стал одним из победителей конкурса по разработке инновационных учебно-методических комплексов, который проводился в рамках проекта НФПК «Информатизация системы образования». Конкурс преследовал следующие цели:

  • создание учебных материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов и обеспечивающих системное внедрение и активное использование ИКТ в учебном процессе общеобразовательных учреждений;

  • поддержка модернизации образовательного процесса на основе современных педагогических и информационных технологий;

  • оказание содействия в формировании рынка производителей современных учебных материалов, разрабатываемых на основе комплексных технологий как традиционных бумажных, так и цифровых.

В состав ИУМК «Открываю законы родного языка, математики и природы» входят следующие компоненты: инструментальная компьютерная среда, тетради на печатной основе и печатные таблицы по русскому языку, математике и окружающему миру.

В авторский коллектив ИУМК вошли преподаватели и сотрудники кафедр РГПУ им. А.И.Герцена: кафедры начального естественно-математического образования (по математике: доценты О.А. Ивашова, Е.Е. Останина; по окружающему миру: доценты Л.В. Симонова, Е.С. Кузнецова, старший преподаватель Т.В. Зинченко), кафедры начального языкового образования (зав. кафедрой, доцент Л.В. Савельева, доценты Г.С. Щеголева, Е.А. Гогун), кафедры информатики (профессора Е.В. Баранова, И.В. Симонова; инженер-программист И. К. Елизарова). Руководитель: проректор по научной работе РГПУ им. А.И.Герцена, академик РАО,  профессор В.В.Лаптев. Компьютерная составляющая ИУМК реализована фирмой «Кирилл и Мефодий».

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Целью пособия является ознакомление с основными положениями концепции ИУМК, особенностями и назначением всех его компонентов, методическими рекомендациями по применению ИУМК в начальном языковом и естественно-математическом образовании.


^ Основные особенности ИУМК

«Открываем законы родного языка, математики

и природы»


  1. ИУМК разработан в условиях тесного сотрудничества специалистов по методике обучения младших школьников конкретным предметам и специалистов в области информационных технологий.

  2. ИУМК – интегрированный комплекс, он включает материалы по русскому языку, математике и окружающему миру, как отдельно по каждому предмету, так и интегрированные материалы.

  3. ИУМК направлен на взаимосвязанное формирование информационной и предметных компетенций младших школьников, на развитие их умственных действий.

  4. ИУМК обеспечивает поддержку начального образования по любому комплекту, независимо от программы, не заменяя основные учебные пособия, а дополняя их. ИУМК разработан с ориентацией на требования стандарта.

  5. В ИУМК учтены: возрастные познавательные возможности младших школьников; преимущества информационных технологий; специфика содержания учебных предметов.

  6. ИУМК дает возможность диагностики и сохранения результатов обучения.

  7. ИУМК полифукционален. Он предназначен для учителя и для учащихся, но может быть использован родителями. ИУМК поможет при подготовке и проведении урока, во внеурочное время, для дополнительных занятий, для самостоятельного изучения материала учеником или восполнения пробелов в его знаниях, для консультаций детей и родителей.

  8. Инструментальная среда имеет сетевую версию.

  9. Инструментальная среда открытая, ее может пополнять каждый учитель. Он может использовать готовые материалы медиатеки, тестовые задания, фрагменты уроков, а также на их основе создавать собственные. Тем, что создал один учитель, могут воспользоваться и другие учителя, если автор не наложил запрет.

  10. ИУМК позволяет реализовать приемы личностно-ориентированного обучения, т.к. дает возможность:

1) осуществлять уровневую дифференциацию: по степени сложности заданий, по степени самостоятельности выполнения (с подсказками, с опорой на зрительный образ или без них), по объему заданий, по времени их выполнения;

2) учитывать индивидуальные особенности детей по способам восприятия и переработки информации, т.к. она представлена в разных видах: словесно (текст можно прочитать и услышать), предметно, знаково-символически, на динамических моделях (в анимации) и статических схематических моделях (таблица, схема, условный рисунок или чертеж);

3) использовать компьютерный инструмент для оценивания достижений учащихся.





Рис.1 Структура ИУМК


Инструментальная компьютерная среда как компонент ИУМК

Инструментальная компьютерная среда ИУМК состоит из четырех блоков:

  1. «Отбор содержания»,

  2. «Подготовка урока»,

  3. «Проведение урока»

  4. «Контроль успеваемости».

Каждый из компонентов несет в себе определенную функциональную нагрузку и состоит из модулей.





Рис. 2 Основные блоки для подготовки и проведения урока


Блок ^ «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ» включает набор инструментальных модулей для отбора содержания при подготовке уроков: Методический кабинет, Индивидуальный портфель, Электронную библиотеку.

  1. Основные функции модуля ^ Методический кабинет:

  • Предоставление учителю методической информации по обучению младших школьников математике, русскому языку и окружающему миру. Для этого используются предметные и методические справки.

  • Предоставление учителю методической информации по использованию средств ИУМК в образовательном процессе. Приведены конспекты уроков математики, русского языка и окружающего мира с использованием цифровых образовательных ресурсов и печатных пособий.

  • Хранение разработанных учителем методических материалов в виде файлов доступных типов.

В Методическом кабинете учебно-методические материалы структурированы на основе содержательных линий (разделов), соответствующих «Обязательному минимуму содержания начального образования». Это позволяет проектировать уроки по различным программам. «Методический кабинет» содержит нормативные документы, изложение теоретических вопросов предметных методик и практические материалы (конспекты уроков с использованием объектов инструментальной среды, задания для учащихся), подготовленные профессиональными методистами-предметниками. В Методическом кабинете размещены подробные методические рекомендации по использованию ИУМК.

  1. Модуль^ Индивидуальный портфел выполняет функцию подготовки и хранения тематического планирования уроков с компьютерной поддержкой.


Имеется возможность скопировать в Индивидуальный портфель готовое планирование по определённой программе и внести в него коррективы в соответствии с конкретными особенностями класса и условиями обучения. После определения места урока в тематическом плане учитель получает возможность конструировать урок, используя другие модули и инструменты среды.

  1. Модуль Электронная библиотека представляет собой настраиваемую ссылку на internet/intranet библиотечный ресурс либо ссылку на исполняемый файл.

Блок ^ «ПОДГОТОВКА УРОКА» включает хранилище информационных объектов (Медиатеку) и набор инструментальных модулей для подготовки уроков: Конструктор уроков, Конструктор заданий.

  1. Модуль Конструктор уроков (рис.3) предназначен:

  • для создания новых уроков,

  • для редактирования уроков.

Конструктор уроков позволяет включить в электронный конспект демо-слайды, тестовые задания, анимацию, интерактивные дидактические средства в нужной последовательности.



Рис 3. Модуль «Конструктор уроков»


  1. Модуль Конструктор заданий выполняет функции:

  • создание новых заданий и групп заданий,

  • редактирование существующих заданий и групп заданий,

  • создание и редактирование карточек с заданиями (раздаточного материала).




Рис .^ 3 Модуль «Конструктор заданий»

По каждому предмету в инструментальной среде имеются готовые тестовые задания почти в двух десятках шаблонов. В этих шаблонах учитель может сам создавать и редактировать готовые тестовые задания, изменять сложность, количество пунктов, реакцию на выполнение задания.

Для удобства работы с шаблонами в инструментальную среду включена справка, разъясняющая порядок разработки заданий каждого вида.

Кроме того, возможна подготовка и распечатка карточек с заданиями.



  1. Функции модуля Конструктор медиатеки (рис.4):

  • включение в хранилище новых информационных объектов,

  • выбор из хранилища информационных объектов для использования в уроках и в заданиях,

  • просмотр информационных объектов.



Рис .4 Модуль «Конструктор медиатеки»


Конструктор медиатеки обеспечивает доступ к хранилищу информационных объектов: рисунков, фотографий, текстов, видео-, звуковых файлов, анимаций, интерактивных игр.

Цифровые объекты инструментальной среды позволяют показать отдельные объекты (растения, животные, природные сообщества) и взаимосвязи между ними, построить видеоряды к различным урокам.

Учитель по своему выбору может использовать или готовый видеоряд, или создать свой при помощи конструктора медиатеки и банка изображений (фотографий, рисунков, схем, географических карт, видеофрагментов и др.).

Для создания видеоряда конкретного урока используются разнообразные шаблоны слайдов, куда помещаются необходимые изображения. Кроме того, в шаблонах есть области для размещения названий (группы или природных объектов) и пояснительного текста. Видеоряд к уроку позволяет выстроить определенную логику раскрытия темы и создает эмоциональный фон для изучения, как и интерактивные задания с использованием изображений живой природы, что очень важно для младших школьников.

Компьютерные аналоги традиционных для начальной школы дидактических средств (кассы букв, цифр, картинок и геометрических фигур, образцов начертания букв и цифр, наборного полотна с различными объектами) открывают новые возможности формирования навыков чтения, письма, счёта, вычислений, математических и грамматических знаний и умений.

Так анимации, в которых в динамике показан процесс написания букв и цифр, способствуют формированию их динамического образа, дают возможность детям сосредоточиться на их написании, соотнести зрительный и двигательный образы знаков,

Анимации с написанием букв и цифр позволяют учителю стоять лицом к классу при показе знаков и контролировать их начертание учениками в воздухе вслед за образцом на экране.

Динамические средства, например, таблицы по русскому языку и математике позволяет соединить в единый процесс формирование понятия и формирование общеучебных умений по использованию графической наглядности.

Виртуальная картинная галерея может использоваться на уроках русского языка, развития речи для составления устных и письменных тестов – описаний по картине, а также на уроках окружающего мира.

Поскольку инструментальная среда интегрированная, то в ней содержатся межпредметные задания. Например, задания, связанные с понятием «Время». Время как величина изучается в математике, время глагола изучается в русском языке, а изменения в природе в соответствии с временем года – на уроках окружающего мира. Подробнее о межпредметных заданиях сказано в разделе «ИУМК как средство межпредметной интеграции».

В инструментальной среде учитель может использовать готовые объекты медиатеки, интерактивные и тестовые задания, фрагменты уроков, а также на их основе создавать собственные и помещать их в медиатеку, т.к. среда является открытой.


Блок ^ «ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА» (рис.5)

  1. Функции модуля «Плеер уроков»

  • демонстрации отдельных слайдов урока (или всего урока);

  • проведения урока в классе с выставлением отметок каждому ученику;

  • вызова заданий.



Рис 5. Модуль «Плеер уроков»


Плеер уроков предназначен для демонстрации всех материалов к уроку в заданной последовательности. Учитель может использовать как самостоятельно созданные, так и представленные в инструментальной среде уроки. В случае использования сетевой версии, в модуль «Журнал успешности» предаются баллы за выполненные учеником задания.

^ Модуль Плеер заданий предназначен для воспроизведения готовых и разработанных учителем тестовых заданий.

При выполнении заданий предусмотрена возможность увеличения рисунков, чтобы ученики могли их лучше рассмотреть. Предусмотрена эмоциональная оценка правильности выполнения заданий в виде реакции героя.


При верном выполнении заданий герои радуются, если же в задании допущена ошибка, то герои огорчаются.




Рис 6. Реакция системы на ответ ученика


Блок ^ «КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ» содержит Журнал успешности (рис. 7)

Перечислим его функции:

  • учет посещения занятий;

  • учет показателей аспектов здоровья;

  • учет социальных показателей;

  • журнал успехов в предмете.



Рис. 7 Модуль «Журнал успешности»


Журнал успешности обеспечивает доступ к базе данных с информацией об учащихся, их успешности, активности, посещаемости уроков. Успешность оценивается в баллах. Имеется возможность изменять шкалу оценивания (5, 12, 100 и т.д.). Система выходных форм позволяет заинтересованным лицам (родителям, администрации и т.д.) ознакомиться с учебными достижениями учащегося.

При разработке урока учитель имеет возможность подготовить тематическое планирование, отобрать содержание, выстроить ход урока в зависимости от его основной цели и типа, отобрать объекты медиатеки, подготовить тестовые задания, последовательно выстроить и сохранить подготовленные к уроку материалы, а на уроке воспроизвести их в нужной последовательности.

Характеристика некоторых цифровых ресурсов по математике, русскому языку и окружающему миру, представленных в инструментальной среде ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы», дана в статье [Лаптев В.В., Баранова Е.В., Симонова И.В., Ивашова О.А., Савельева Л.В., Симонова Л.В., Останина Е.Е., Щеголева Г.С.Инструментальная компьютерная среда в начальном образовании //Начальная школа, 2007, № 4. с. 86 – 92], а методические рекомендации по работе со средой – в пособиях, подготовленных авторским коллективом [Использование ИКС в обучении студентов педагогических вузов: Методические рекомендации. СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2004 – 58 с. и Методические рекомендации для студентов по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. СПб.: Издательство «Анатолия», 2003. – 99 с.]

^ Полиграфическая часть ИУМК

Тетради по русскому языку (черно-белые), математике (двухцветные) и окружающему миру (полноцветные) и таблицы (по математике и окружающему миру – полноцветные, по русскому языку – двухцветные) созданы по тем же содержательным линиям и разделам, по которым разработаны материалы инструментальной компьютерной среды, и согласованы с ними.

Рабочие тетради помогают младшим школьникам систематизировать свои знания, осознанно усвоить предметные умения и навыки, умственные действия (анализировать, сравнивать, прогнозировать, обобщать и др.) и общеучебные умения (воспринимать информацию, планировать действия, проверять свою работу и др.).

Тетради содержат задания, позволяющие ученику обобщать результаты наблюдений, полученных в ходе работе с информационными объектами, подводить итоги после интерактивных игр, просмотра анимаций и фиксировать выводы в тетради в графической либо в вербальной форме. Некоторые задания представлены и в цифровом виде, и в тетрадях, чтобы дать возможность выбора способа выполнения в зависимости от конкретных условий обучения.

В тетрадях по всем предметам есть общие условные обозначения, что помогает детям легче усвоить аппарат ориентировки.



Похожие:

Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconВ., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»
Лаптев В. В., Баранова Е. В., Гогун Е. А., Елизарова И. К., Зинченко Т. В., Ивашова О. А., Кузнецова Е. С., Останина Е. Е., Савельева...
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconЕ. А. Гогун Методические рекомендации в поддержку иумк открываем закон
Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconТ. В. Зинченко Методические рекомендации в поддержку иумк открываем закон
Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconТ. В. Зинченко Методические рекомендации в поддержку иумк открываем закон
Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconЕ. А. Гогун Методические рекомендации в поддержку иумк открываем закон
Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconМетодические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы»

Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «Родного края» 5 класс 5 раздел II. Методические рекомендации по темам мультимедиа курса
I. Общие методические рекомендации по преподаванию курса «Родного края» 5 класс 5
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconМетодические рекомендации по проведению уроков Методическая литература, справочная литература
Участники республиканского семинара учителей родного языка и литературы октябрь 2009г
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconКонцепция проведения молодежного форума «Москва многоликая и разноязычная»-2012 и его итогового мероприятия международный день родного языка–2012 Международный день родного языка проводится в соответствии
Международный день родного языка проводится в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № Α/res/56/262) о провозглашении,...
Л. В., Щеголева Г. С. Методические рекомендации в поддержку иумк «Открываем законы родного языка, математики и природы» iconМетодические рекомендации по подготовке и применению на уроке цор презентационного характера 8 Методические рекомендации по возможным способам использования
В поддержку изучения предмета "Технология" для 11 класса созданы цифровые образовательные ресурсы (цор) разного типа и формата. Перечислим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы