«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» icon

«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования»




Скачать 216.33 Kb.
Название«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования»
Дата18.05.2012
Размер216.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Департамент образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУЖНОЙ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО»)

629007 г. Салехард, ул. Совхозная 14 корп.1,

Тел/факс 3-39-89 E- mail: Institut 89@mail.ru

№ 466 от 4.10. 2010 г.

На №_________от ____________





Руководителям органов местного

самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.


Руководителям муниципальных

методических служб



Уважаемые коллеги!


Во исполнении п.п 7, 8 приказа департамента образования от 03.06.2010 года № 672

«О внесении изменений в план основных мероприятий по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования автономного округа» направляем в ваш адрес МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке основной образовательной программы начального общего образования для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.


Приложения на 11 л в 1 экз.


И.О. директора ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО» О.Л. Березина


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке основной образовательной программы начального общего образования для муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе


1. Нормативно-правовая основа существования основной образовательной программы в образовательном учреждении


В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» единственным официальным нормативным документом в общеобразовательном учреждении, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (далее - ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» ООП должна включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

ООП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (пункт 5 статьи 14, пункты 6, 7 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы могут включать учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей (пункт 5.2. статьи 14 Закона РФ «Об образовании»).

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; набор отдельных программ (формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; отдельных учебных предметов, курсов; духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни); систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



  1. Основная образовательная программа начального общего образования

с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов, проживающих в автономном округе


При разработке основной образовательной программы начального общего образования необходимо учитывать нормы Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в котором определено право образовательного учреждения на включение дисциплин, обеспечивающих удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся, в соответствующую структурную составляющую основной образовательной программы, которая формируется с учетом мнений участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся), родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления самостоятельно.

Педагоги при разработке программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) должны учитывать этнопедагогические традиции социума, национально-региональную специфику, этнокультурные образовательные потребности обучающихся, воспитанников, родителей и работодателей, при изучении отдельных предметов дополнять содержание региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и другие особенности автономного округа (муниципального образования).

Учителя родных языков и литературы, региональной (национальной) истории, истории родной культуры и т.п. должны в своей деятельности вводить в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям), особенности развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин.

Необходимо обратить особое внимание на обеспечение преемственности и единства обучения и воспитания. При изучении родных языков и литературного краеведения, а также дополнительных образовательных программ и внеурочной работы у обучающихся должна быть сформирована органическая связь между приобретением знаний и формированием эмоционально-ценностного отношения к Родине, культуре и истории родного края, к родным языкам и русскому языку, родной речи. Особая роль отводится названным предметам в духовном воспитании личности, в становлении нравственности растущего человека.

В приложении приводится список учебной литературы, рекомендуемой для использования при планировании части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса самостоятельно. Предлагаемые учебники и учебные пособия направлены на достижение социальной компетентности учащихся, на изучение этнорегиональной культуры в контексте общероссийской и мировой. Краеведческий материал может включаться в курсы литературы, физкультуры, музыки, ИЗО, иностранного языка, технологии.

Следует отметить, что реализация регионального компонента в образовательных учреждениях ЯНАО должна осуществляется не только через предметные области и самостоятельные учебные курсы, но и внеклассную работу, исследовательскую деятельность обучающихся.


2.1. Краткая характеристика разделов основной образовательной программы начального общего образования


В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» обязательными элементами основной образовательной программы начального общего образования являются только учебный план и учебные программы отдельных курсов, дисциплин и модулей. Остальные разделы программы определяются и разрабатываются непосредственно образовательным учреждением с использованием примерной основной образовательной программы начального общего образования.

В первом разделе основной образовательной программы могут быть раскрыты цели и задачи ступени школьного образования. Данный раздел должен создаваться на основе целей начального образования, заложенных в ФГОС НОО и с учетом местных (национальных, региональных) особенностей. Кроме этого, образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения. Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей.

Второй раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования и системе оценки их достижения в ОУ. Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих: предметные результаты, метапредметные результаты (универсальные учебные действия или ключевые компетентности), личностные результаты (набор качеств личности или наличие социального опыта).

Третий раздел связан с учебным планом образовательного учреждения и должен содержать подробную пояснительную записку с указанием продолжительности каждого периода (триместр, четверть и др.) обучения и сроков проведения каникул, продолжительности урока по классам и сам учебный план ступени (или пояснительные записки и учебные планы).

Учебный (образовательный) план в соответствии с данными рекомендациями должен определять:

перечень предметных областей: филологию, математику, окружающий мир; искусство и культуру; здоровье и технологию (состав и структуру обязательных предметных областей);

перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубная, студийная, секционная, кружковая, проектная деятельность и др.) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся;

соотношение между обязательной (инвариативной) частью, которая составляет 80 % от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, и вариативной частью, которая составляет 20 % от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области иди добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, национально-региональных особенностей; мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

вариант индивидуального учебного плана для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целесообразно основную образовательную программу реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

Предлагаем один из вариантов структуры объемов учебного и внеучебного времени в основной образовательной программе и ее обоснование.

Таблица 1

Структура объемов учебного и внеучебного планирования основной образовательной программы НОО




Наименование основных разделов ООП НОО

Обязательная учебная часть ООП (80%)

Вариативная учебная и внеучебная часть ООП (20%)

Максимальная

учебная нагрузка обучающегося

в год

1

Предметные области

Учебная часть ООП

Учебная часть ООП




Пятидневная учебная неделя

2323 (17 часов/неделя)

581 (5 часов/неделя)

2904

Шестидневная учебная

неделя

2323 (17 часов/неделя)

887 (8 часов/неделя)

3210

Внеучебная деятельность




Внеучебная часть ООП




Пятидневная учебная неделя

-

1350 (10 часов/неделя)

4254

Шестидневная учебная

неделя

-

1350 (10 часов/неделя)

4560

ИТОГО:










Пятидневная учебная неделя

2323

1931

4254

Шестидневная учебная

неделя

2323

2237

4560


Предметная область как раздел ООП НОО должна иметь: обязательную (инвариантную) часть, формируемую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 2323 часа (от 80 до 70 %) от общего нормативного времени, отведенного на учебный процесс вне зависимости от продолжительности учебной недели; вариативную часть (от 581 до 887 часов в год, что составляет от 20 % до 30 %) - в зависимости от продолжительности учебной недели, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области или добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников, с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

Образовательное учреждение имеет право на распределение часов учебной нагрузки для организации различных видов и форм занятий как урочных, так и внеурочных. Соотношение разных видов занятий (аудиторных и неаудиторных (внеурочных) образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Необходимо найти место в рабочем учебном плане для такой формы образования, как самостоятельная работа учащихся.

На внеучебные виды деятельности (исследовательскую, проектную, игровую, экскурсионную, театральную, тренинги и т. п.) в соответствии с ФГОС НОО выделяется дополнительно к учебным часам 1350 часов в год, что позволит достаточно широко представить все виды деятельности в основной образовательной программе. Сверх данного норматива в рамках внеучебной образовательной деятельности по желанию обучающихся и их родителей в ОУ могут реализовываться дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, общая структура основной образовательной программы начального общего образования, объем времени на ее реализацию являются основой для создания рабочего учебного плана конкретного образовательного учреждения.

Исходя из ФГОС НОО право распределения часов внутри учебного плана на учебные дисциплины, модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению.

ООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. В примерной основной образовательной программе представлены три варианта учебного плана:

вариант 1 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке;

вариант 2 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;

вариант 3 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в том числе в ОУ субъектов Российской Федерации, в которых законодательно установлено двуязычие.

Примерный базисный учебный план (вариант 2, приводится в приложении) обеспечивает реализацию национального, регионального и этнокультурного компонента в начальной школе (изучение родного языка и литературного краеведения в начальной школе).

Четвертый раздел целесообразно посвятить программе формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования, задачам детей и педагогов для достижения поставленных целей. Принципиально важно разделить задачи, которые в ходе образования должны решать младшие школьники и педагоги.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

В данном разделе необходимо показать связь универсальных учебных действий с содержанием конкретных учебных предметов.

Пятый раздел может быть посвящен общей характеристике содержания образования на конкретной ступени школьного образования. В связи с тем, что непосредственно текст ФГОС ОО не содержит минимального содержания образования («фундаментальное ядро» содержания образования носит исключительно рекомендательный характер), то необходимо ОУ в ООП (используя рекомендательное «фундаментальное ядро», примерные учебные программы) описать основные общие характеристики и подходы к отбору содержания образования для достижения поставленных целей, а также выделить ключевое содержание по предметным областям учебного плана.

Шестой раздел может быть посвящен программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется самостоятельно каждым образовательным учреждением (конкретного по каждой школе, каждому классу) и осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей).

Седьмой раздел ООП НОО может быть посвящен программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Восьмой раздел необходимо посвятить условиям реализации ООП. В этом разделе описывается кадровое, финансовое, учебно-методическое, информационно-техническое, правовое (перечень локальных нормативно-правовых документов ОУ) обеспечение реализации ООП конкретного образовательного учреждения.

Важным в ООП является девятый раздел, в котором описывается мониторинг качества реализации основной образовательной программы начального образования. Именно в соответствии с этим мониторингом идет внешняя и внутренняя оценка деятельности всех субъектов образовательного процесса. Цель мониторинга должна быть направлена на повышение устойчивого эффективного и качественного начального образования. На основе заложенных показателей мониторинга должно идти и начисление стимулирующей части заработной платы педагогов, и их аттестация.

Заключительный раздел ООП (десятый) – это набор рабочих учебных программ, учебных курсов, модулей и т.п., а также программ внеучебной деятельности.


2.2. Общий порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ


Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением на основе базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

На основе принятой основной образовательной программы, учебного плана общеобразовательного учреждения и примерных (авторских) учебных программ учителем составляется рабочая учебная программа.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (предметным, компетентностным (универсальным учебным действиям), личностным), а также основных положений ООП.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

общую характеристику учебного предмета, курса;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

На титульном листе рабочей учебной программы указывается: полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса); указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования; срок реализации данной программы; указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа; ФИО учителя, составившего данную рабочую учебную программу.

В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей учебной программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ:

использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование;

использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника);

использование авторской программы с внесенными изменениями. В этом случае необходима пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно-тематическое планирование.

авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ (позволяющих получать качественно новый результат) организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу.

Разработанные учителем рабочие учебные программы должны рассматриваться на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического Совета (НМС) ОУ). Школьное методическое объединение учителей (НМС) после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) от Института повышения квалификации работников образования по заявке руководителя образовательного учреждения. Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методобъединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих учреждений и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

Приложение

Рекомендуем использовать следующие издания:

1.Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО «Северные родники». Составитель: Федорова Л.В., Тюмень, ИПОС СО РАН, 2001.

2. Мифология, фольклор, литература Ямала. Хрестоматия для 5 - 7 классов. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В., Тюмень, ИПОС СО РАН, 2002.

3. Ямальский калейдоскоп. Край ямальский. Учебные пособия по литературному краеведению для 2 - 3 классов. Автор-составитель Л.В. Федорова, Тюмень, ИПОС СО РАН, 2003 - 2005 г.

4. Ненцы. Уроки предков. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М., СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2003.

5. Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала: Методическое пособие для учителей. Салехард: ЯНОИУУ, 2002. Тираж 50 экз.

6. Няруй В.Н., Сэрпива В.М. «Ненцы: уроки предков»: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей.- СПб, ООО «Миралл», 2005. Тираж 500 экз.

7. Аверьянова К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов.- СПб., ООО «Миралл», 2006. Тираж 1000 экз.

8. Езынги С.А. Русско-ненецкий тематический словарь по математике: Пособие для учашихся 1-9 классов ненецких школ.- М.: «Вентана-Граф», 2007. Тираж 500экз.

9. Няруй В.Н., Потапова Л.И. Книга для учителя ненецкого языка: 1 - 9 классы: Методическое пособие. - М.: «Вентана-Граф», 2007. Тираж 100 экз.

10. Няруй В.Н. Ненецко-русский этнопедагогический словарь: Учебно-методическое пособие для воспитателей школ-интернатов семейного типа. - М.: «Вентана-Граф», 2007. Тираж 500 экз.

11. Езынги С.А. Сборник диктантов и тестов на ненецком и русском языках 1- 4 классов: Пособие для учителя.- СПб.: Филиал из-ва «Просвещение», 2008. Тираж 350 экз.

12. Завадская Л.М. Паднава: 1 класс: Прописи для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений Крайнего Севера.- М.: «Вентана-Граф», 2008. Тираж 210 экз.

13. Кокарева Н.Я. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Филиал из-ва «Просвещение», 2008. Тираж 190 экз.

14. Саблина В.А. «Едэйко»: Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках для воспитателей ДОУ.- СПб.: Филиал из-ва «Просвещение», 2008. Тираж 190 экз.


Примерный базисный учебный план (вариант 2)


Базисный учебный план

начального общего образования

Вариант 2


Учебные предметы




Классы

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Количество часов в неделю

Русский язык

4

5

5

5

19

Литературное чтение

2

3

3

3

11

Родной язык и литературное чтение

3

3

3

3

12

Иностранный язык



2

2

2

6

Математика и информатика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы духовно-нравственной культуры народов России







0/1

0,5

Искусство (музыка, ИЗО)

2

2

2

2

8

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

24

24

24,5

92,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса



1

1

0,5

2,5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

20

25

25

25

95

Внеурочная деятельность

(кружки, секции, проектная деятельность и др.)

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

(6-дневная учебная неделя)

30

35

35

35

135





Похожие:

«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» icon«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования»
Во исполнении п п 7, 8 приказа департамента образования от 03. 06. 2010 года №672
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» icon«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования»
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» icon1. Общие положения Региональный конкурс «Педагогический олимп»
«Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» проводит с целью представления и популяризации педагогического...
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» icon«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования»
Участия в конференции приглашаются специалисты региональных и муниципальных органов местного самоуправления, осуществляющих управление...
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» iconКонкурс для учителей предметников на тему «Я учитель, а это значит…»
«Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» был организован и проведен окружной конкурс для...
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ямало-Ненецкий институт повышения квалификации работников образования»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается...
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» iconОрганизация повышения квалификации педагогов в условиях реализации деятельностного метода обучения
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» iconАкадемия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Целью конференции является обсуждение проектов и результатов в области развития системы дополнительного профессионального образования,...
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» iconМурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры программа научно-практической конференции
Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры
«ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования» iconАгентство образования администрации красноярского края красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы