Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования icon

Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования




Скачать 157.69 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Дата30.06.2012
Размер157.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
Содержание
На уровне образовательного учреждения
На уровне родителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕШКОЛЬНОГО СОБРАНИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Т.В. Абрамова, к.п.н., начальник
Управления общего образования и социальной поддержки детей
Министерства образования и науки Челябинской области;
Ю.Ю. Баранова, руководитель Регионального центра научно­методического сопровождения введения ФГОС общего образования ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения
квалификации работников образования»

Введение в образовательных учреждениях Челябинской области, как и в России в целом, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для конкретного образовательного учреждения означает, что реализация содержания образования на первой ступени школы будет осуществляться в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. При этом основная образовательная программа начального общего образования конкретной школы должна содержать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, к которым, несомненно, относятся и родители обучающихся.

Соответственно содержание основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения должно учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, а потому стать предметом заинтересованного изучения, одобрения и участия в реализации родителями как основными заказчиками образовательных услуг и социальными партнёрами школы.

Первое знакомство родителей будущих первоклассников с понятием, целями, структурой и содержанием основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, являющейся главным нормативным документом начальной школы, должно состояться на родительском собрании.

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников традиционно является важнейшей формой работы образовательного учреждения по превращению родителей в надёжных социальных партнёров школы, равноправных субъектов её жизни и развития. В условиях, когда с 1 сентября 2011 года все первоклассники страны начнут обучаться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, первое знакомство родителей с образовательным учреждением должно стать максимально результативным как для самой школы, так и для каждого родителя.

Целями первого родительского собрания, организуемого образовательным учреждением для родителей, должны стать установление партнёрских отношений с семьёй каждого ученика, организация взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения стандарта в конкретном образовательном учреждении.

В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации, а именно:

создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;

повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;

вовлечения родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;

информационной открытости образовательной деятельности школы.

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать определённые задачи на различных уровнях:

1) на уровне образовательного учреждения:

– представить образовательное учреждение, его устав и проект основной образовательной программы начального общего образования на 2011–2015 учебные годы;

– познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и преимуществами;

– изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;

– обеспечить информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы начального общего образования;

2) на уровне родителей:

– познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс в данную школу в комплекте представляемых документов;

– получить разъяснения смысла основных требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе;

– получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники;

– высказать своё мнение по учебным курсам, требуемым ребёнку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

– высказать свои предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определённых стандартом направлений развития личности ребёнка (спортивно­оздоровительного, духовно­нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного);

– получить советы учителя, психолога по подготовке в семье ребёнка к школе.

Эффективность реализации всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников. Достижение цели общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников во многом зависит от выбора формы его проведения.

Современные требования к формам взаимодействия школы с родительской общественностью существенно разнообразили такой выбор. Среди многообразия форм наиболее полно позволяют реализовать задачи такие формы общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников, как собрание­лекторий, круглый стол, общешкольная конференция. Применение конкретной формы зависит от условий школы, её специфики и сложившейся системы работы с родителями. Так, собрание­лекторий целесообразно проводить в том случае, если сформулирована нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: «ФГОС: что для других сложно, для нас легко!» Если определённые ожидания родителей по поводу данного собрания оправдываются, то это решит и проблему посещения родителями первоклассников последующих собраний, поскольку сформирует готовность родителей в получении новых знаний о том, чему и как учат их детей в конкретной школе. Круглый стол как форма проведения родительского собрания представляет собой встречу родителей учеников одного­двух классов (если такое количество классов планируется) с педагогами и руководством школы в формате обсуждения актуальных проблем введения стандарта. Для обсуждения предлагается какая­либо значимая для всех тема, например: «Мой ребёнок идёт в 1 класс: чем я могу ему помочь?» Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», т. е. заранее подготовленные задания и вопросы (предварительно размещённые в информационных источниках школы). Собрание в форме круглого стола позволяет родителям получить полезную информацию, высказать собственную позицию и сравнить её с позициями других родителей. Кому­то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому­то – поделиться опытом, а всем нужна возможность получить полную, достоверную информацию об актуальных проблемах обучения их детей по новым стандартам. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом круглого стола становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме. Родительская общешкольная конференция как форма проведения собрания для родителей будущих первоклассников имеет высокую степень эффективности при значительном количестве родителей – его участников. Готовить и проводить такую конференцию необходимо команде педагогов школы во главе с директором, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога и представителей общешкольного родительского комитета. В задачу последних входит проведение социологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций должны выступать сами родители, но ведущую роль должны взять на себя представители администрации и общешкольного родительского комитета. Они совместно анализируют проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определённые решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Эффективность родительского собрания во многом зависит от подготовленности всех его этапов, среди которых обязательными являются: 1­й этап – организация родительского собрания (период подготовки); 2­й этап – проведение собрания; 3­й этап – период анализа результатов родительского собрания.

Кроме того, в содержательную часть собрания целесо­образно включать следующие компоненты:

1. История школы: дата создания, этапы жизни школы; педагогический и детский коллективы (численность и достижения); традиции образовательного учреждения. На этом этапе важно представить фотографии или видеофильм о школе, виртуальную экскурсию, включая интервью с отзывом о школе выпускников, родителей, учителей, ветеранов. Полученная родителями информация даст им возможность ответить себе самим на вопрос: «Почему именно эта школа лучше всего подходит моему ребёнку?»

2. Ознакомление родителей с основными положениями стандарта:

– информация о целях, задачах, структуре стандарта;

– представление проекта основной образовательной программы начального общего образования школы;

– презентация модели внеурочной деятельности (дополнительно к этому этапу можно организовать выставку достижений учащихся (поделки, грамоты), творческий концерт учащихся;

– организация анкетирования родителей об отношении к полученной информации.

3. Представление режимных моментов организации образовательного процесса, формулирование правил взаимной ответственности родителей и школы за выполнение требований основной образовательной программы начального общего образования, требований безопасности.

4. Обсуждение вопросов родителей, как поступивших в ходе самого собрания, так и сформулированных после, в том числе на сайте школы.

5. Рефлексия как важный момент осознания и оценки значимости, актуальности, полезности содержания собрания каждым родителем. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление коллажа, интервью, обсуждение на сайте школы и т. д.

Таким образом, требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования предполагают проявление родителями субъектной позиции по её формированию, обсуждению и участию в реализации. Осознание родительской общественностью высокой степени совместной со школой ответственности за результаты образования своих детей формируется на самом первом родительском собрании, а потому его подготовка и проведение требуют от школы системно­деятельностного, творческого подхода, доверительного отношения к родителям будущих первоклассников как её самым заинтересованным социальным партнёрам.


Приложение

Мероприятия по организации взаимодействия
семьи и школы по ключевым вопросам введения ФГОС НОО
(в рамках общешкольного собрания для родителей
будущих первоклассников)


Задача

Мероприятия родительского собрания

Период подготовки

Период проведения

Период анализа результатов

1

2

3

4

^ На уровне образовательного учреждения

Представить образовательное учреждение, его устав и проект основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) на 2011–2015 учебные годы

Подготовка презентации школы (её достижения за последние годы, особенности образовательного и воспитательного процесса, работы с социальными партнёрами, вклад родителей в укрепление материальной базы школы и др.);

Презентация образовательного учреждения (с электронным сопровождением, выставками достижений, концертом, реальной или виртуальной экскурсией и др.);



Анализ количества заявлений, поданных родителями на поступление их детей в школу;

анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного);




подготовка информации об уставе ОУ, его положениях, связанных с темой собрания;

подготовка презентации ООП НОО школы на 2011–2015 учебные годы;

информация о положениях устава, связанных с темой собрания и возможностями родителей самостоятельного его изучения через сайт и информационный центр школы;







подготовка для анкеты вопросов об отношении родителей к школе

представление проекта ООП НОО школы на 2011–2015 учебные годы (особое внимание – роли родительской общественности в достижении планируемых результатов)

завершение формирования ООП НОО на 2011–2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса;

формирование плана (программы внеурочной работы с учётом социального заказа родителей)

Познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, её особенностями, достоинствами и пре-
имуществами

Разработка школьной модели организации внеурочной деятельности с предложениями школы по её содержательному наполнению

Представление школьной модели организации внеурочной деятельности;

предложения школы по её содержательному наполнению;

творческая презентация программ внеурочных занятий по направлениям развития личности ребёнка

Анализ анкетирования родителей по содержанию внеурочных занятий в рамках определённых стандартом направлений развития личности;

завершение формирования ООП НОО на 2011–2015 учебные годы в части формирования плана (программы вне-урочной работы с учётом социального заказа родителей)

Изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности

Разработка единой анкеты для родителей с включением конкретных предложений школы по группам вопросов (тиражирование анкеты по количеству родителей):

1) по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса;

Проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием её цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования ООП НОО школы

Завершение формирования ООП НОО на 2011–2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса;

формирование плана (программы внеурочной работы с учётом социального заказа родителей)




2) по содержанию внеурочной деятельности в рамках определённых стандартом направлений развития личности;

3) по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного);

4) по вопросам информированности по ключевым проблемам введения ФГОС НОО







Обеспечить информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией ООП НОО

Размещение информации о содержании, особенностях и преимуществах ООП НОО на 2011–2015 учебные годы на сайте школы, на информационном стенде;

подготовка информации о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к данной информации

Предоставление родителям информации о способах получения информации о содержании, особенностях и преимуществах ООП НОО на 2011–2015 учебные годы на сайте школы, на информационном стенде

Информационная справка о перечне видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов. Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС НОО

^ На уровне родителей

Познакомиться с нормативной базой по вопросам приёма в 1 класс данной школы в комплекте представляемых документов

Подготовка информационных материалов для родителей (памятки, буклеты и др.);

размещение на информационном стенде, на сайте приказа по ОУ об организации приёма в 1 класс, регламента работы комиссии по приёму, условий приёма;

Предоставление родителям информационных материалов (памятки, буклеты и др.);

ознакомление с локальной нормативной базой ОУ;

предоставление образцов документов, комментирование правил и вариантов их заполнения

Технологизация и оптимизация работы по приёму в 1 класс, создание полного банка данных будущих первоклассников




подготовка образцов документов для заполнения (заявление о приёме, договор между ОУ и родителями и др.), размещение их на стенде, на сайте школы







Получить разъяснения смысла основных требований ФГОС НОО к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе

Подготовка презентации (раздаточного материала):

1) разъясняющей смысл основных понятий ФГОС НОО:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; основная образовательная программа начального общего образования, её составные части; результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные; универсальные учебные действия; деятельностное обучение; учебный план, учебные предметы обязательные и по выбору; внеурочная деятельность, её направления, предельная аудиторная нагрузка и др.;

2) показывающей, как школа конкретизирует содержание ФГОС НОО (через проект ООП НОО на 2011–2015 учебные годы)

Презентация материалов одновременно с представлением проекта ООП НОО на 2011–2015 учебные годы (возможно в форме групповой работы, в другой интерактивной форме)

Формирование ООП НОО на 2011–2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участни-
ками образовательного про-
цесса (завершение);

формирование плана (программы внеурочной работы с учётом социального заказа родителей);

анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного)

Получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники

Подготовка учебно-методи-ческих комплектов в соответствии с выбранной ОУ системой учебников

Аналитическая информация о системе учебников;

демонстрация учебных комплектов, краткая характеристика их преимуществ для конкретной школы;

объяснение порядка обеспечения учебниками первоклассников школы

Процедура обеспечения учебниками будущих первоклассников;

подготовка информационной справки об обеспеченности учебниками

Высказать своё мнение по учебным курсам, требуемых ребёнку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Подготовка части анкеты, позволяющей по её результатам составить часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса на 2011–2015 учебные годы

Проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием её цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования учебного плана как составной части ООП НОО школы

Завершение формирования ООП НОО на 2011–2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса с учётом социального заказа родителей

Высказать свои предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определённых стандартом направлений развития личности ребёнка (спортивно-
оздоровительного, ду-ховно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного)

Подготовка части анкеты, позволяющей по её результатам составить план (программу вне-урочной работы с учётом социального заказа родителей) на 2011–2015 учебные годы

Проведение соответствующей части анкетирования с предвари-тельным комментированием её цели, содержания, роли результатов анкетирования для формирования плана (программы внеурочной работы) как составной части ООП НОО школы

Завершение формирования ООП НОО на 2011–2015 учебные годы в части формирования плана (программы вне-
урочной работы с учётом социального заказа родителей)

Получить советы учителя, психолога по подготовке в семье ребёнка к школе

Обзор вопросов, размещённых родителями на форуме ОУ (если есть);

подготовка памяток (на основе требований СанПиН) для родителей по проблемам:

1) как правильно подобрать портфель и учебные принадлежности;

2) как организовать режим дня первоклассника;

3) как психологически подготовить ребёнка к учебной деятельности;

4) рабочая одежда первоклассника и др.

Беседа с родителями (возможно в форме групповой консультации);

предоставление информации

Размещение материалов для родителей на сайте школы, информационном стенде, раздаточном материале;

анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного)



Похожие:

Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconМетодические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального
Ю. Ю. Баранова, руководитель Регионального центра научно­методического сопровождения введения фгос общего образования гоу дпо челябинский...
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconОб утверждении плана мероприятий департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
С целью обеспечения эффективности процесса введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconМетодические рекомендации для проведения родительских собраний по вопросам введения федерального государственного стандарта начального общего образования
Такая работа должна быть организована до прихода первоклассников в школу, возможно проведение нескольких встреч по заранее составленному...
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан мероприятий по организации введения фгос на начальной ступени образования (приложение 1). Контроль за исполнением приказа оставляю за собой
Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта...
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconДорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) в моу батмановская средняя общеобразовательная школа в 2010-2011 учебном году
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан-график по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Создание координационного совета и рабочих групп по подготовке введения федерального государственного образовательного стандарта...
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПриказ №06 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В...
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПлан-график мероприятий моу «Розовская основная общеобразовательная школа» по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос)
Подготовка нормативной и правовой базы введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconМоу сош №24 г. Сургута – пилотная площадка опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Согласно приказу Департамента образования и молодёжной политики хмао – Югры от 30 июня 2010 г. №482 моу сош №24 г. Сургута является...
Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПриказ №176 Об организации работы по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях города Шарыпово
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы