1 Наименование программы развития школы icon

1 Наименование программы развития школы




Название1 Наименование программы развития школы
страница1/11
Дата18.05.2012
Размер2.25 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Содержание


1. Паспорт Программы развития МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №97»……………………………………………………………………….3

1.1. Наименование программы развития школы……………………………….2

1.2. Разработчики и консультант программы развития школы……………….2

1.3. Нормативное обеспечение программы школа воспитания гражданина России………………………………………………………………………… 2

1.4. Цель программы развития школы………………………………………… 3

1.5. Основные задачи программы развития школы …………………………... 3

1.6. Ожидаемые результаты программы развития школы…………………….4

1.7. Сроки и этапы реализации программы развития школы ………… …….. 4

1.8. Система организации контроля по выполнению программы развития школы………………………………………………………………………………….. 6

2. Введение. Обоснование актуальности проблемы воспитания гражданина

России …………………………………………………………………………….. 6

2.1. Актуальность программы развития «Школа воспитания гражданина России» ……………………………………………………………………………….. 6

2.2. Глоссарий по проблеме воспитания гражданина России ………………. 6

3. Аналитико-прогностическое обоснование потенциала развития школы.... 9

3.1. Анализ актуального и потенциального уровней развития школы (2005-2008 гг.) …………………………………………………………………………. 9

3.1.1. Структура управления школой …………………………………………. 9

3.1.2. Результативность реализуемых в школе образовательных программ 12

3.1.3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса…

…………………………………………………………………………… 26

3.1.4. Реализация ИКТ в образовательном процессе в школе…………….. 29

3.1.5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.. 35

3.1.6. Анализ потенциала педагогического коллектива МОУ «Средняя общеобразовательная школа №97»……………………………………………………….39

3.1.7. Анализ состояния воспитательной работы в школе………………… .43

3.1.8. Система дополнительного образования в школе……………………. 53

4. Концепция развития школы ………………………………………………. 61

4.1. Теоретические основы создания программы воспитания гражданина России…………………………………………………………………………….. 61

4.2. Ценностные приоритеты развития и миссия школы………………….. 63

4.3. Цель, задачи, принципы воспитания гражданина России…………… 65

4.4. Инновационные идеи развития школы………………………………… 67

4.5. Замысел развития школы воспитания гражданина России…………… 68

4.6. Содержание гражданского образования школьников………………….72

4.7. Этапы формирования гражданской компетентности школьников……. 74

4.8. Модель выпускника школы воспитания гражданина России………… 78

4.9. Имиджевая характеристика школы……………………………………… 80

4.10. Основные результаты программы развития школа воспитания гражданина России………………………………………………………………………… 81

4.11. Критерии и методы исследования успешности программы……………82

5. Тактика развития школы…………………………………………………..84

5.1. Реализация тактики воспитания гражданина России в процессе обучения школьников …………………………………………………………………….84

5.2. Реализации тактики воспитания гражданина России в воспитательном процессе и в сфере дополнительного образования в школе …………………...86

5.2.1. Проект «Я и Я»………………………………………………………….86

5.2.2. Проект «Я и семья» ………………………………………………….. ..88

5.2.3. Проект «Я и другие люди» ………………………………………….. ..90

5.2.4. Проект «Я и школа» …………………………………………………. ..93

5.2.5. Проект «Я – омич» …………………………………………………… ..95

5.2.6. Проект «Я и Отечество» ………………………………………………..97

5.2.7. Проект «Я и культура» ……………………………………………….. 100

5.2.8. Проект «Я и планета» ………………………………………………….101

5.3. Ресурсное обеспечение реализации тактики воспитания гражданина России……………………………………………………………………………….106

5.3.1.Проект «Педагог школы воспитания гражданина России» ………….106

5.3.2.Проект «Материально-техническое и научно-методическое обеспечение реализации тактики воспитания гражданина России» …………………….109


1. Паспорт Программы развития

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №97»


1.1. Наименование программы развития школы: Школа воспитания гражданина России.

1.2. Разработчики программы:

Директор школы – Ольга Викторовна Мальцева.

Заместитель директора по УВР – Екатерина Зиновьевна Гордеева.

Заместитель директора по УВР – Юрий Иванович Кияшко.

Заместитель директора по УВР – Светлана Владимировна Паровая.

Методист – Елена Александровна Леонтьева.

Педагог-психолог – Екатерина Борисовна Пикалова.

Проектная команда МОУ «Средняя общеобразовательная школа №97» - Жанай Боранбаевич Абульханов, Людмила Валентиновна Фельдман, Ольга Юрьевна Степанова.

Общие сведения о школе:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97» создано в 1960г.

Адрес: 644015, г. Омск-15, улица Володарского,74.

Телефон: 55-72-16, 55-72-50.

Сайт школы в Интернете - http://mou097.omsk.edu.ru

Учредителем является Департамент образования Администрации города Омска.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97» получила свой статус в 1995 году.

Состав администрации школы:

Мальцева Ольга Викторовна – директор школы, р.т.55-72-16; д.т, 55-89-20; сот. 8-908-110-16-07;

Кияшко Юрий Иванович- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, р.т 55-72-50.; д.т 70-60-48;

Гордеева Екатерина Зиновьевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, р.т. 55-72-50; сот. 8-913-681-08-22;

Паровая Светлана Владимировна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, р.т. 55-72-50; д.т. 55-05-98

Консультант программы – Наталья Николаевна Лебедева, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления развитием образования ОмГПУ.

1.3.. Нормативно-методическое обеспечение программы школа воспитания гражданина России

1. Конституция РФ (с изменением 1 июля 2007г.).

2. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ( Федеральный закон с изменениями от 20 июля 2000, 22 августа, 21 декабря 2004, 26, 30 июня 2007.

3. Закон РФ «Об образовании» ( 1996г. с последующими изменениями)

4. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (С изменениями от 21 марта 2002г., 29 июня, 22 августа 2004г.)

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010» (от 11.07.05г. № 422, с изменением от 13.10.06г.)

6. Концепция модернизации российской образования на период до 2010 г.

7. Инструктивно-методические, нормативные документы и материалы Министерства образования РФ.

8.Результаты анализа зарубежного и отечественного опыта по проблеме гражданского образования.

9.Наличие научно-методической литературы по проблеме.

10.Программа развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Омска на период 2009-2014гг.

11.Концепция развития воспитательной системы «Адаптивная школа» и программа ее реализации.

12.Научно-методические разработки школы.

13.Тематика педсоветов, МС, МО.

14. Календарно-тематическое планирование по учебным предметам.

16.Пакет диагностических методик.

17.Модель выпускника школы.

1.4. Цель программы: создание в общеобразовательной школе организационно-педагогических условий, обеспечивающих более высокий, чем в массовой практике, уровень сформированности гражданственности на основе развития гражданской компетентности школьников. Реализация этой цели обеспечит адекватное понимание школьниками норм, действующих в обществе, формирование их активной гражданской позиции, правопослушное поведение в социуме, формирование качеств человека - гражданина, повышение уровня сформированности знаний, умений и навыков, осуществление позитивных личностно и социально значимых способов самореализации в сообществе, умения противостоять негативным влияниям в обществе.

1.5. Основные задачи программы:

1) осуществление развития школы на основе перевода в инновационный режим работы и создание системы управления экспериментально-поисковой деятельностью школьного сообщества, которое рассматривается как модель гражданского общества с государственно-общественной системой управления: административными органами управления образовательным процессом, ученическим самоуправлением, родительской и другой общественностью.

2) создание научно-методического банка данных на основе осуществления анализа научной литературы, зарубежного и отечественного опыта (в том числе педагогического) в области воспитания гражданина.

3) проведение экспертизы образовательного процесса, определение целей и задач углубленного изучения учебных предметов и интегрированных курсов гражданского образования, разработка соответствующих образовательных программ, в том числе и в сфере дополнительного образования, или внесение обоснованных корректив в имеющиеся (для курсов, предусмотренным школьным компонентом учебного плана), проектирование и апробация в образовательной практике учебно-технологических комплексов, осмысление и обобщение формирующегося при этом опыта.

4) создание системы внеурочной, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, актуализирующей личностно и общественно значимые компоненты готовности обучающихся к формированию гражданской компетентности.

5) подготовка организационно-педагогической, нормативной учебной и технологической документации, материально-технической базы, необходимой для реализации модели воспитания гражданина России, обеспечивающей формирование у школьников гражданской компетентности.

1.6. Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты будут представлены следующими компонентами процесса воспитания гражданина:

1) в области гражданского обучения:

  • учебным планом «Школа воспитания гражданина России» (специальные и интегрированные учебные курсы школьного компонента), внесением акцен- тов, связанных с темой учебно-экспериментальной деятельности, в содержание учебных предметов федерального курса, апробацией интегрированного курса гражданского обучения как системообразующего элемента школьного учебного плана, элементами педагогических технологий гражданского обучения;

  • набором необходимых учебно-методических пособий и учебно-технологических, диагностических комплексов;

  • созданием банка данных обобщенного опыта обучения школьников по проблемам гражданского образования;

2) в области гражданского воспитания и дополнительного образования:

  • воспитательной системой школы, направленной на разработку, освоение и внедрение в практику эффективных методик и технологий воспитания гражданина России, формирование эффективной системы управления и развитие ученического самоуправления;

  • повышением уровня сформированности гражданской компетентности школьников, а именно: обеспечением адекватного понимания школьниками норм, действующих в обществе, формирование их активной гражданской позиции, знаний, умений и навыков, правопослушного поведения в социуме, сформированность качеств человека-гражданина, осуществляющего позитивные личностно и социально значимые способы самореализации в социуме, умеющего противостоять негативным влияниям в обществе;

  • внедрением в практику школьной системы дополнительного образования направления гражданского воспитания, освоение эффективных методик, технологий, форм и методов дополнительного образования детей;

  • обобщением школьного опыта подготовки выпускников по проблемам воспитания гражданина России.

1.7. Сроки и этапы реализации программы

I этап (2009-2011 гг.)

  • создание проектной команды педагогических и научных кадров, участвующих в инновационной деятельности по разработке программы развития школы;

  • библиографический поиск, изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта, накопление научных, методических, статистических материалов по проблеме воспитания гражданина;

  • разработка нормативно-правовой документации школы по проблеме воспитания гражданина России;

  • создание материально-технической базы для реализации программы развития школы;

  • подготовка комплекса методик диагностики уровня сформированности гражданственности школьников и уровня готовности педагогов к осуществлению содействия формированию их гражданственности школьников;

  • повышение уровня компетентности педагогов по теме «Воспитание гражданина России»;

  • совершенствование работы научно-методической службы по исследуемой проблеме;

  • экспертиза учебного плана и содержания отдельных учебных предметов в связи с реализацией темы Программы развития школы;

  • моделирование системы внеурочной, внеклассной воспитательной работы и дополнительного образования, ориентированных на воспитание гражданской компетентности выпускников I, II, III ступеней общеобразовательной школы;

  • подготовка первого промежуточного отчета о реализации Программы развития школы;

II этап (2011-2013 гг.)

  • пробное введение педагогических новшеств в процесс воспитания гражданина России и определение эффективности проводимых учебно-воспитательных мероприятий;

  • создание пакета программ учебных курсов школьного компонента, реализующих идеи воспитания гражданина России;

  • разработка комплекса внеучебных, внеклассных мероприятий, в том числе в дополнительном образовании, по воспитанию гражданина России;

  • подготовка второго промежуточного отчета о реализации программы «Воспитание гражданина России».

III этап (2013-2014 гг.)

  • уточнение содержания модели школы воспитания гражданина России, включающей гражданское образование, которое реализуется через гражданское воспитание и гражданское обучение школьников;

  • оформление учебно-технологических комплексов по учебным предметам, по воспитательной деятельности и дополнительному образованию, акцентированных на воспитание гражданина России;

  • подготовка итогового отчета о реализации программы, обобщение, анализ и транслирование результатов проектной деятельности школы в форме коллективной монографии.



1.8. Система организации контроля выполнения программы

1. Организация интерактивного мониторинга комплексного анализа и оценки продуктов и результатов работы по реализации Программы развития школы.

2. Плановые отчеты о ходе экспериментальной деятельности на совещаниях разного уровня.

3. Подготовка пресс-релизов для СМИ и сайта школы.

4. Ежегодные отчеты на заседаниях Фонда содействия развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», Педагогическом совете, Совете школы и Совете старшеклассников.


2. Введение. Обоснование актуальности проблемы воспитания гражданина России


2.1. Актуальность программы развития школы воспитания гражданина России

Осуществляемые в России реформы в области политики и экономики предполагают необходимость развития гражданского образования, значимость которого особо ощутима в условиях становления гражданского общества и правового государства, интеграции России в международное пространство. От эффективности гражданского обучения и воспитания на школьном, муниципальном, региональном уровнях зависит во многом состояние гражданско-правовой культуры и демократии в целом в государстве. Перемены, происходящие в обществе в направлении демократизации и обновления форм собственности, становление гражданского общества, порождают потребность в развитии гражданской компетентности человека.

В этих условиях в стране постепенно снижается воспитательное воздействие на человека культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного для России гражданско-патриотического сознания, усиливается проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, растёт неуважительное отношение к государству и общественным институтам, падает престижность военной и государственной службы. Обозначенные негативные тенденции актуализируют необходимость создания и развития обновленной системы воспитания граждан, направленной на согласование личностно социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.

Школьное образование должно обеспечивать знание и понимание учащимися действующих в обществе законов, закономерностей общественного развития, способов позитивной личностно и социально значимой самореализации в обществе, умение противостоять негативным влияниям социума. В связи с этим возрастает потребность в создании и проверке в практической работе школы содержания концепции, методик и технологий воспитании гражданина России.


2.2. Глоссарий

Гражданское общество - это объединение граждан, в котором социальные, экономические и культурные связи между людьми обладают относительной независимостью по отношению к государственным учреждениям; это совокупность негосударственных отношений и организаций, вы­ражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. Развитое гражданское общество - это синоним правового государства.

Структура гражданского общества представляет собой согласованную систему взаимоотношений между:

  • негосударственными социально-экономическими институтами (собственность, труд, предпринимательство);

  • ассоциациями независимых от государства производителей; общественными объединениями и организациями;

  • политическими партиями и движениями;

  • сферами общественного воспитания и негосударственного образования;

  • системами негосударственных средств массовой информации;

  • семьей;

  • церковью.

Управление общественными делами осуществляется на принципах соуправления и самоуправления. Главным формой связи граждан с государством являются политические движения и партии. Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.)

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль в воспитании гражданина играет семья, т.к. она выпол­няет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-нравственную и др.

Гражданин России - это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый морально-нравственный. Быть гражданином России - значит иметь гражданскую компетентность, предполагающую адекватное понимание норм, действующих в российском обществе, иметь активную гражданскую позицию, осуществлять правопослушное поведение в социуме, иметь качества человека-гражданина России, осуществлять позитивные способы личностно и социально значимой самореализации в социуме, уметь противостоять негативным влияниям в обществе.

Гражданская компетентность личности - совокупность способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применяя свои знания и уме­ния на практике. В условиях российской действительности, когда отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, формирование гражданской компетентности означает выработку способностей и навыков, с помощью которых каждый человек сможет реализовать свои личные права и свободы, а также персональную ответственность. Гражданская компетентность предполагает развитие ряда ключевых гражданских компетенций: ценностно-ориентационной, морально-нравственной, информационно-познавательной, регулятивно-поведенческой, коммуникативной, социально-экономической, исследовательской.

Воспитание гражданина России осуществляется в процессе гражданского образования, включающего гражданское обучение и гражданское воспитание. Гражданское обучение – это процесс формирования системы интегративных знаний, акцентирующей внимание не только на освоение содержания гражданственности, но и на выработке стратегии поведения гражданина. В связи с этим гражданское обучение рас­сматривается и как комплекс учебных предметов, и как межпредметная форма деятельности в рамках учебной работы, и как форма организации школьной жизни, которая способствует формированию гражданской компетентности всех участников процесса обучения.

Предметное обучение по общественно-политическим дисциплинам только тогда можно назвать гражданским обучением, когда оно имеет подчеркнуто воспитательный характер, когда направлено не на передачу некой суммы знаний, а на формирование гражданской компетентности в системе общественных отношений. Гражданское обучение направлено на формирование внутренней свободы ученика, создание условий для раскрытия его личностного и социального творческого потенциала. Оно представляет собой комплекс духовно - нравственного, политического, гражданско-правового обучения, стержнем которого является ценность «гражданин России». Этот комплекс реализуется через учебные курсы, внеклассную работу, направленные на формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Такое обучение способствует формирова­нию у учащихся системы гражданских ценностей, развивает критич­ность их мышления и широту кругозора, способствует тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, умели сочетать свои ценности с культурным и наци­ональным плюрализмом, стремились согласовать личностный и общественный смысл любой деятельности, были способны защищать свое гражданское достоинство и принимать ответственность за свои слова и поступки.

Гражданское воспитание - это процесс, посредством которого у школьника развиваются спо­собности, отношения и формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет и достигает гражданской компетент­ности. Гражданское воспитание реализуется через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. Обучающиеся должны уметь давать гражданскую оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры.

Становление и реализация в процессе гражданского обучения и воспитания гражданской компетентности школьника способствует формированию гражданственности. Гражданственность – качество личности, сформированное в результате воспитания гражданина на основе гражданского образования, позволяющее ей активно участвовать в политической, правовой и других сферах жизни общества, уважая права других и защищая свои законные интересы. Гражданственность проявляется в гражданской позиции. Гражданская позиция - это единство практических дел, сознания и душевных переживаний за судьбу страны, выражающееся в готовности прийти на помощь нуждающимся.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Похожие:

1 Наименование программы развития школы iconПаспорт программы наименование программы Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
«Школа Экополис» как единое образовательное пространство построения индивидуальной траектории развития учащихся
1 Наименование программы развития школы iconПаспорт программы развития моу «Алексеевская сош» Наименование Тема программы развития «Личностно-ориентированное образование в условиях адаптивной школы»
Создать условия для самостоятельного выбора каждой личностью стратегического поведения, способа существования, направлений самореализации...
1 Наименование программы развития школы iconПрограмма развития школы
Полное наименование Программы: Программа развития муниципальной общеобразовательной средней школы (мо псш) Лухского района Ивановской...
1 Наименование программы развития школы iconПаспорт программы развития школы Информационно аналитическая справка о школе
Наименование программы: «Повышение качества образования в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса»
1 Наименование программы развития школы iconСодержание паспорт Программы
Наименование Программы – Программа развития муниципального образовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы...
1 Наименование программы развития школы iconПрограмма развития школы Содержание программы развития школы. Раздел I. Паспорт программы развития «Информатизация образовательного процесса»
Достижение современного качества образования с использованием компьютерных технологий
1 Наименование программы развития школы iconПрограмма развития школы
Наименование программы: Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
1 Наименование программы развития школы iconПерспективный план развития моу «Степнинская сош» Марьяновского района Омской области на 2011-2015 года при переходе от программы развития школы «Школа родного края»
При переходе от программы развития школы «Школа родного края» на 2008-2012 год к новой программе развития школы «Открытая школа»...
1 Наименование программы развития школы iconПаспорт программы Полное наименование программы Программа развития муниципальной Кукаринской основной общеобразовательной школы на 2011 2015 гг. «Здоровье ступень к успеху»
Программа развития муниципальной Кукаринской основной общеобразовательной школы на 2011 – 2015 гг. «Здоровье – ступень к успеху»
1 Наименование программы развития школы iconСодержание программы развития
Эффективность реализации программы развития школы определяется следующими критериями
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.znate.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы